Пояснительная записка
Данная программа по курсу внеурочной деятельности «Практическая география»
нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
-федерального государственного стандарта основного общего образования;
-расписания курсов внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4 г. Сальска имени Героя
Российской Федерации А.Н.Гойняк на 2025-2026 учебный год;
- программы под редакцией Корнаковой Н.В. – национально-региональный компонент
географического образования.
Стремительная урбанизация и развитие промышленности изменили характер
духовного мира человека. Немаловажное значение в воспитании подрастающего
поколения имеет привитие им любви к своему краю, а через неё любви к Родине.
Решать эту задачу помогает географическое краеведение, целью которого
является географическое изучение, как ближайших окрестностей, так и более
отдалённых мест.
Краеведческая работа наряду с тем, что воспитывает любовь к своему краю,
прививает интерес к познанию нового, способствует фундаментальному
изучению природы, населения, хозяйства своей местности, осмыслению сложных
закономерностей развития природы и общества на местном материале.
Цели программы:
Создание условий для развития интереса личности к экологической,
природоохранной и краеведческой исследовательской деятельности.
Развитие целостного представления об окружающем мире во всём его
многообразии, роли и месте Донского края во всемирном, национальном,
природном и культурном наследии.
Овладение обучающимися практическими навыками для изучения природных,
исторических, культурных особенностей родного края.
Развитие интеллектуальных, творческих способностей.
Задачи:
Сформировать экологическое сознание, умение использовать полученные
теоретические знания в практической деятельности во время походов и
экскурсий.
Развивать навыки бережного отношения к природе.
Создать у обучающихся целостное представление о природе своего края,
раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов.
Развивать у обучающихся умения осуществлять познавательную,
коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной
экологической ситуации.
Создать условия для приобретения первичных и профессиональных умений и
навыков у подростков в процессе занятий.
Воспитывать любовь к своему краю.
Курс внеурочной деятельности «Географическое краеведение» входит в
духовно- нравственное направление, изучается в течение учебного года по 1
часу в неделю (35 учебные недели), 35 часов в год. Данная программа
рассчитана для 34 часа: Мною было сокращено количество часов за счет
блочной подачи учебного материала по теме: «Природные зоны Земли»
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового
контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление
поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка
и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление
памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных
ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека,
ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские
задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров
учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе
общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких
познавательных интересов и творчества.
Раздел 2 Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к
базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Регулятивные УУД:
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять
ошибки
самостоятельно.
В
диалоге
с
учителем
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и
пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т.д.).
Предметные результаты:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего
мира:
объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе,
населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулировать природные и антропогенные причины изменения
окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую
информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды.
Формы и режим занятий.
Режим занятия - 1 раз в неделю по 1учебный часа.
Время занятия для учащихся – 35 минут.
Специфика занятий предполагает как групповую, так и индивидуальную
работу с учащимися.
Основные формы занятий.
Изучение родного края связано с поиском полезных ископаемых, сбором
образцов горных пород, изучением местных рек, озёр, растительности,
почв, микроклимата, составления топографических карт, охраны природы.
В ходе занятий обучающиеся встретятся с экологом города, с
руководителями предприятий, которые тем или иным образом загрязняют
окружающую среду, чтобы узнать, какие меры предпринимаются для
решения экологических проблем, и сами будут вести наблюдения за
загрязнением окружающей среды. Практическим вкладом самих учащихся
может быть озеленение своего города, забота о птицах. Поэтому в основу
программы положен экскурсионно – практический принцип. При
реализации программе используются следующие формы занятий.
•
Теоретические (лекции, беседы),
•
Творческие работы,
•
Проектные работы
•
Деловые и творческие игры
•
Тренинги общения
•
Наблюдения в природе
•
Викторины, конкурсы
Результаты работы детского объединения могут быть оформлены в виде
итоговой выставки, рефератов, коллекций, исследовательских работ,
проектов.
Условия для реализации программы.
•
Методическое обеспечение (литература, подборки игр, творческих
заданий).
•
Дидактическое обеспечение (коллекция минералов, разделённая на
группы, либо по химическому составу, либо по их использованию, либо по
месту нахождения).
•
Коллекция горных пород.
•
Макет (рельефа, интрузивных процессов).
•
ИКТ ресурсы и ЭОР.
Содержание программы.
1 год обучения. 35 часов.
Тема 1. Введение. (12 часов) Ростовская область на карте России .
Растительность Ростовской области. Травы, кустарники, деревья. Сосновые боры.
Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев. Экскурсия «Где растут
деревья». Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав
Сальских степей. Викторина «Зелёный мир вокруг нас» Защита проектов «Редкие
растения Ростовской области». Заповедники и заказники Ростовской области.
«Хлебная Балка» – памятник природы. Создание экознаков к экологической
тропе. Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области.
Тема 2. Школа Робинзонов. (7 часов)
Топографические карты Ростовской области. Условные знаки. Масштаб.
Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны
горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу.
Изображение неровностей земной поверхности.
Практическая работа:
Игра “Путешествие по топографической карте города Сальска”.
Тема 4. История географических открытий. (5 часов)
Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых
путешественников. Атлас несуществующих земель и загадочных карт. Изучение
поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “КонТики”. Глубоководные аппараты “Мир -1” и “Мир-2”.
Практическая работа:
Работа над общим проектом “Атлас несуществующих земель и загадочных карт”.
Тема 5. Географическая карта Ростовской области. (6 часов)
Многообразие географических карт. Особенности изображения земной
поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта
Ростовской области. Карта природных зон мира и Ростовской области.
Природные зоны. Арктические пустыни. Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня.
Влажные экваториальные леса.
Практическая работа:
Работа над общим проектом “Природные зоны в мультфильмах
Учебно – тематический план
1-й – год обучения
№
раздел
а/ п/п
Всего
часов
5в
Тема 1. Введение.
1
2.09
Ростовская область на карте России
Тема 2. Растительность Ростовской области
12
2
Травы, кустарники, деревья. Сосновые боры.
1
9.09
3
Экскурсия «Где растут деревья».
1
16.09
4
Осенние краски природы. Сбор листьев
деревьев и создание гербария.
1
23.09
5
Кустарники. Их роль в жизни человека.
1
30.09
6
Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев
лекарственных трав Сальских степей
1
7.10
7
Растения – сорняки и вредители здоровья
человека
Викторина «Зелёный мир вокруг нас»
1
14.10
1
21.10
Защита проектов «Редкие растения Ростовской 1
области».
Заповедники и заказники Ростовской области. 1
11.11
«Хлебная Балка» – памятник природы
Сальского района
Создание экознаков к экологической тропе.
1
25.11
1
2.12
Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга
Ростовской области.
1
09.12
Тема 3. Школа Робинзонов.
7ч
14
Топографические карты Ростовской области.
1
16.12
15
Условные знаки. Масштаб.
1
23.12
16
Определение расстояния по топографической
карте и плану местности.
Стороны горизонта. Компас.
1
30.12
1
13.01
1
8
9
10
11
12
13
17
Тема
18.11
18
Ориентирование по местным признакам и
компасу.
1
20.01
19
Изображение неровностей земной
поверхности.
1
27.01
20
Практическая работа:
1
3.02
Игра “Путешествие по топографической карте
города Сальска”.
Тема 4. История географических открытий.
5ч
Путешествия первобытного человека.
Накопление знаний о Земле Ростовской
области.
Карты первых путешественников. Атлас
несуществующих земель и загадочных карт
1
10.02
1
17.02
23
. Изучение поверхности Земли — результат
героических усилий многих поколений людей.
Изучение территории Ростовской области
1
24.02
24
Современные экспедиции и исследования.
Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”.
Глубоководные аппараты “Мир -1” и “Мир-2”.
1
3.03
25-26
Практическая работа:
2
10.03
21
22
17.03
Работа над общим проектом “Атлас
несуществующих земель и загадочных карт”.
Географическая карта Ростовской области
6 часов
27
Многообразие географических карт.
1
24.03
28-29
Особенности изображения
1
7.04
30
земной поверхности на различных видах
географических карт.
Физическая карта Ростовской области. Карта
природных зон мира и Ростовской области.
14.04
1
21.04
31-32
33-34
Природные зоны. Арктические пустыни.
Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня.
Влажные экваториальные леса.
2
Практическая работа:Работа над общим
проектом “Природные зоны в мультфильмах
1
28.04
05.05
12.05
19.05
ООП ООО (ФГОС) 5-8 класс
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №4
г.Сальска
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №4
приказ №
от
2018
_____________________Э.Г.Клец
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Географическое краеведение»
направление – духовно-нравственное
класс – 5 «А», «Б», «В»
Составитель:
учитель географии
Проценко А.А.