РП_Подготовка к ВПР по истории_5

РАПЗДЕЛ 1
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий план подготовки по истории для 5 классов создан на основе заданий
Всероссийской проверочной работы.
Цель: реализация в полном объеме ООП ООО, направленная на повышение
качества образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку
обучающихся к Всероссийским проверочным работам.
Задачи:
Контролирующая. Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их
умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности,
навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с
действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств
обучения.
Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и
систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале.
Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.
Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и
умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают
выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление
дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.
Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли
сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции
учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего
поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего
определенные пробелы в системе приёмов познавательной деятельности.
Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их
речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.
Ориентирующая. Получение информации о степени достижения цели обучения
отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и
достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления
приложения сил по совершенствованию знаний и умений.
Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению,
дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в
самоконтроле.
Общая характеристика внеурочной деятельности на ступени основного общего
образования
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа
реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную
деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают
образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной,
и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
При отборе содержания и видов деятельности по каждому направлению внеурочной
деятельности учитываются возрастные особенности и познавательные возможности

учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного
общего образования, интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт
внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов.
Воспитательный потенциал курса «Подготовка к ВПР по истории для 5 класса»»
реализуется через»:
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
 демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Место курса внеурочной деятельности по истории Подготовка к ВПР по
истории для 5 класса» в учебном плане:
В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №4 на 2025-2026 учебный год на
изучение данного курса в учебном году отводится 34 часа (1 час в неделю).
Для подготовки к ВПР по истории (5 класс) можно использовать
следующие технологии, методы и формы организации обучения:
Технологии обучения: проектная технология – учащиеся работают над минипроектами по отдельным темам истории Древнего мира, готовят презентации, доклады,
интерактивные карты. Исследовательская технология – самостоятельное изучение
исторических источников, анализ текстов, поиск и обработка информации.
Технология проблемного обучения – постановка проблемных вопросов,
организация дискуссий, поиск решений исторических загадок. Информационнокоммуникационные технологии – использование электронных ресурсов, интерактивных
карт, обучающих программ.
Методы обучения: работа с терминами – ведение исторических словарей,
составление карточек с терминами и их объяснениями. Пересказ и изложение – пересказ
параграфов, мифов, событий, описание исторических объектов. Работа с контурными
картами – нанесение географических объектов, штриховка территорий государств.
Формы организации обучения: индивидуальная работа – выполнение заданий в
рабочих тетрадях, работа с карточками, написание мини-сочинений. Групповая работа –

деление на мини-группы по интересам или темам, работа над совместными проектами.
Фронтальная работа – общие обсуждения, коллективное решение задач, работа у доски.
Формы проведения занятий: теоретические занятия – лекции, беседы,
презентации по историческим темам. Практические занятия – работа с текстами, картами,
терминами, выполнение типовых заданий ВПР. Семинары и дискуссии – обсуждение
спорных исторических вопросов, защита проектов. Тестирование – регулярные
проверочные работы в формате ВПР. Творческие мастерские – создание макетов,
рисунков, коллажей по историческим темам.
Для рабочей программы «Подготовка к ВПР по истории (5 класс)» можно
использовать следующие виды деятельности:
1.
Работа с иллюстративным материалом: соотнесение изображений
памятников культуры с государствами, в которых они были созданы; анализ
иллюстраций в учебниках и презентациях; описание изображений (что изображено,
для чего использовался предмет, его особенности); сравнение иллюстраций разных
исторических периодов.
2.
Работа с текстами: чтение и анализ исторических источников; поиск
«указывающих» (ключевых) слов в текстах; пересказ параграфов, мифов,
исторических событий; работа с терминами (составление словарей, карточек,
определений).
3.
Практическая работа с картами: работа с атласом и контурными
картами; нанесение географических объектов; заштриховка территорий государств;
определение географического положения стран; характеристика местности по
условным обозначениям.
4.
Исследовательская деятельность: мини-исследования по отдельным
темам; работа с дополнительными источниками информации; подготовка докладов
и презентаций.
Формы промежуточного контроля при подготовке к ВПР по истории в 5 классе
могут включать:
1.
Тестирование по образцу ВПР — регулярные проверочные работы,
включающие задания с краткими и развёрнутыми ответами, аналогичные тем, что
встречаются в реальных ВПР.
2.
Работа с иллюстративным материалом — задания на: соотнесение
изображений памятников культуры с историческими периодами или странами;
описание изображений (что изображено, для чего использовался предмет, его
особенности); анализ иллюстраций в учебниках и презентациях.
3.
Проверка работы с текстом — включает: пересказ параграфов, мифов,
исторических событий; анализ исторических источников; поиск ключевых слов и
фактов в текстах; работу с терминами (составление словарей, карточек,
определений).
4.
Проверка знаний региональной истории — специальные задания на
знание истории родного края, значимых местных событий и деятелей.

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 ЧАСА)
Древний Египет (3ч): расположение на карте, природные условия долины Нила;
система управления (роль фараона); основные достижения (пирамиды, иероглифическая
письменность, мумификация); работа с иллюстрациями памятников культуры; отработка
терминов: «Нил», «дельта», «шадуф», «оазис», «фараон».
Шумерские города-государства (3ч): географическое положение Междуречья;
клинопись и первые письменные источники; зиккураты и религиозные верования; занятия
населения (земледелие, ремёсла); работа с контурными картами и терминами.
Вавилонское царство (3ч): правление Хаммурапи и его законы; достижения в
астрономии и математике; архитектура (Висячие сады, ворота Иштар); анализ
исторических источников; отработка понятий «законы Хаммурапи», «Вавилония».
Финикия (2ч): развитие мореплавания и торговли; создание алфавита; колонии и
влияние на другие цивилизации; работа с картой торговых путей; термины: «пурпурная
краска», «колония».
Древняя Палестина (2ч): история еврейского народа; религия и священные тексты;
цари Давид и Соломон; анализ библейских сюжетов; понятия: «Ковчег Завета», «12 колен
Израиля».
Ассирийское государство (2ч): военная мощь и завоевания; библиотека
Ашшурбанипала; столица Ниневия и её достопримечательности; работа с историческими
датами; термины: «глиняные книги», «Ашшурбанипал».
Персидская держава (2ч): правление Кира Великого и Дария I; система «царских
дорог»; религия зороастризма; административное деление (сатрапии); отработка
хронологии событий.
Древняя Индия (3ч): кастовая система и её особенности; религии (индуизм,
буддизм); достижения в математике и астрономии; работа с картой (реки Инд и Ганг);
термины: «Веды», «брахманы», «буддизм».
Древний Китай (3ч): династии и правители; изобретение бумаги и пороха;
философия (конфуцианство, даосизм); строительство Великой Китайской стены; понятия:
«Поднебесная», «конфуцианство».
Древняя Греция (3ч): полисы и их устройство; Олимпийские игры; философия и
наука; работа с мифами и легендами; термины: «полис», «агора», «акрополь».
Древний Рим (3ч): периоды истории (царский, республиканский, имперский);
великие полководцы и императоры; право и законодательство; инженерные достижения;
понятия: «патриции», «плебеи», «консулы».
Великая Отечественная война (3ч): основные этапы войны; ключевые сражения и
операции; герои и подвиги; тыл и эвакуация; значение победы.
Пробные работы (2ч): решение типовых заданий ВПР; работа с картами и
хронологией; анализ исторических источников; написание развёрнутых ответов;
тренировочные тесты по всем темам.

РАЗДЕЛ 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации.
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы.
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач, смысловое чтение
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью.
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Предметные:
• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической,
политической, научной и культурной сферах
• умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего
• способность определять и аргументировать свое отношение к содержащейся в
различных источниках информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего
• умение применять исторические знания для осмысления сущности
общественных явлений опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к
оценке социальных явлений, современных глобальных процессов
• формирование
основ гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося
Всероссийские проверочные работы (ВПР) по истории среди предметных
навыков проверяют также умения обучающихся:
• искать историческую информацию в разных источниках;
• атрибутировать источник, т. е. определять автора, время, обстоятельства, цели
его создания
• оценивать источник, определять его достоверность;
• различать в информации факты и мнения, выявлять описания и объяснения;
• систематизировать информацию на основе своих представлений о
закономерностях исторического процесса;
• анализировать информацию в разных знаковых системах – в таблице, по карте,
на схеме, с помощью аудиовизуального ряда.

РАЗДЕЛ 4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.

Наименование
разделов и тем
программы
Древний Египет

Шумерские городагосударства
3.
Вавилонское царство
4.
Финикия
5.
Древняя Палестина
6.
Ассирийское
государство
7.
Персидская держава
8.
Древняя Индия
9.
Древний Китай
10.
Древняя Греция
11.
Древний Рим
12.
Великая Отечественная
война
13.
Пробная работа
Итого по разделу
2.

Количество
часов
Всего
3

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a]]

3

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a]]

3
2
2
2

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a]]

2
3
3
3
3
3

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a]]

2
34

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a]]

РАЗДЕЛ 5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

1

2

Тема урока

Дата изучения
5 «б»

Всего
Решение
заданий 1-7.
Древний
Египет
Решение заданий 1-7.
Древний Египет

3

4

Решение заданий 1-7.
Шумерские городагосударства

5

Решение заданий 1-7.
Шумерские городагосударства

6

Решение заданий 1-7.
Шумерские городагосударства

7

Решение заданий 1-7.
Вавилонское царство

04.09.2025

03.09.2025

11.09.2025

10.09.2025

18.09.2025

17.09.2025

25.09.2025

24.09.2025

02.10.2025

01.10.2025

09.10.2025

08.10.2025

16.10.2025

15.10.2025

Решение заданий 1-7.
Вавилонское царство

23.10.2025

22.10.2025

1

1

1

1

1

1

1

1 четверть

9

10

5 «В»

1

Решение заданий 1-7.
Древний Египет

8

Количество
часов

Решение заданий 1-7.
Вавилонское царство
Решение заданий 1-7.
Финикия

8 часов

06.11.2025

05.11.2025

13.11.2025

12.11.2025

1

1

11

12

13

14

15

16

Решение заданий 1-7.
Финикия

Решение заданий 1-7.
Древняя Палестина

Решение заданий 1-7.
Древняя Палестина

Решение заданий 1-7.
Ассирийское
государство
Решение заданий 1-7.
Ассирийское
государство
Решение заданий 1-7.
Персидская держава

20.11.2025

19.11.2025

27.11.2025

26.11.2025

04.12.2025

03.12.2025

11.12.2025

10.12.2025

18.12.2025

17.12.2025

25.12.2025

24.12.2025

1

1

1

1

1

1

2 четверть

17

18

19

20

21

22

Решение заданий 1-7.
Персидская держава

Решение заданий 1-7.
Древняя Индия
Решение заданий 1-7.
Древняя Индия

Решение заданий 1-7.
Древняя Индия

Решение заданий 1-7.
Древний Китай

Решение заданий 1-7.
Древний Китай

8 часов

15.01.2026

14.01.2026

22.01.2026

21.01.2026

29.01.2026

28.01.2026

05.02.2026

04.02.2026

12.02.2026

11.02.2026

19.02.2026

18.02.2026

1

1

1

1

1

1

23

24

25

26

27

Решение заданий 1-7.
Древний Китай

Решение заданий 1-7.
Древняя Греция

Решение заданий 1-7.
Древняя Греция

Решение заданий 1-7.
Древняя Греция

Решение заданий 1-7.
Древний Рим

26.02.2026

25.02.2026

05.03.2026

04.03.2026

12.03.2026

11.03.2026

19.03.2026

18.03.2026

26.03.2026

25.03.2026

1

1

1

1

1

3 четверть

28

Решение заданий 1-7.
Древний Рим

11 часов

16.04.2026

15.04.2026

23.04.2026

22.04.2026

30.04.2026

29.04.2026

07.05.2026

06.05.2026

14.05.2026

13.05.2026

1

30

Решение заданий 1-7.
Великая
Отечественная война

31

Решение заданий 1-7.
Великая
Отечественная война

32

Решение заданий 1-7.
Великая
Отечественная война

33

08.04.2026

1

Решение заданий 1-7.
Древний Рим
29

09.04.2026

Пробная работа

1

1

1

1

34

Пробная работа
4 четверть
Всего

1

21.05.2026

20.05.2026

7 часов
34 часа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
История. Всеобщая история. История Древнего мира: 5 кл.: учебник/В.Р.
Мединский, А.О. Чубарьян.- Москва: Просвещение, 2025.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 Информационно-методическое письмо об особенностях преподавания
учебного предмета «История» в 2025-2026 учебном году; Методические
рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся 5-9 кл. (2022 г.);
 Методическое пособие. История. 5-9 кл. (2022 г.); История. Реализация
ФГОС основного общего образования: методическое пособие для
учителя / Е. А. Крючкова, О. Н. Шапарина. – М.: ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО», 2022;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Образовательная платформа «Сферум» sferum.ru
2. Образовательная онлайн-платформа «ЦОК» educont.ru
3. Росийская электронная школа https://resh.edu.ru/

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».