РАЗДЕЛ 1
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юнармейский отряд» по духовнонравственному направлению разработана для учащихся 3 «Б» класса в соответствии с
требованиями ФГОС НОО. Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с
использованием
примерной
программы
военно-патриотического
направления
«Юнармейцы». Автор В.А.Горский. /Примерные программы внеурочной деятельности
Начальное и основное образование под редакцией В.А.Горского. Москва, «Просвещение,
2016»/.
Цель: создание условий для воспитания человека с активной жизненной позицией, патриота
своей Родины.
Задачи:
- формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому
России, культуре ее народов, ее природе;
- формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа,
готовность защищать интересы государства;
- развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому;
- через изучение и принятие народных традиций и культуры развивать творческие
способности учащихся;
- вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на
милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность;
- развивать чувство национального достоинства по отношению к другим народам
России, не допускать проявлений национального экстремизма в молодежной среде;
- воспитывать у молодежи непринятие агрессии, насилия и войны;
- способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности
за свое здоровье и образ жизни, создавать условия для возможности занятий спортом
и физической культурой.
Воспитательная направленность:
- создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного,
эмоционального, психического, физического формирования личности, всемерного
роста их способностей и творческого потенциала;
- воспитание у детей любви к Родине и её традициям, верности конституционному
долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества;
- формирование у детей высокой общей культуры, нравственных и моральнопсихологических, деловых и организационных качеств, способствующих выбору
жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему
народу;
- привитие детям чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и
свободам человека.
Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание
личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа,
воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми
компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного
развития личности.
Особенностью программы “Юнармейский отряд” является возможность для
реализации межпредметных связей. Курс “ Юнармейский отряд использует и тем самым
подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка,
математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и
физической культуры.
Место в плане внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4 г.Сальска имени Героя
Российской Федерации А.Н.Гойняк
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юнармейский отряд» для учащихся 3 «Б»
класса рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы внеурочной деятельности
Основными формами внеурочной работы является: групповые занятия, участие в
соревнованиях различного ранга, теоретические занятия, культурно-массовые мероприятия,
участие в конкурсах и смотрах.
Другие виды деятельности:
- учебные занятия;
- встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
- проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России,
боевыми традициями армии.
Формы подведения итогов реализации программы – конкурсы, олимпиады, тесты, смотр
строя и песни.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов символами
страны, области, города, школы; портреты участников Великой Отечественной войны,
великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и
фотоальбомы. Использование ИКТ и ресурсов интернета.
РАЗДЕЛ 2
Содержание курса внеурочной деятельности
Направление «Я – гражданин»
Теоретическая часть направлена на ознакомление следующих тем: история всероссийского
детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ».
Традиции и правила Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического
общественного движения «ЮНАРМИЯ». Устав юнармейцев. Гимн юнармейцев. Россия –
Родина моя. Родной город – частица России. Символы государства – герб, флаг и гимн. Наша
малая родина – Сальск. Профессия – Родину защищать. Кто стоит на страже отечества. Кто
такой патриот.
Направление «Строевая подготовка»
Теоретическая часть: беседа на тему «Строевая подготовка». Правила безопасности при
проведении занятий по строевой подготовке.
Практическая часть в данном направлении направлена на технику выполнения команд и
движений:
- предварительная и исполнительная команды. Основные команды командира отделения при
его построении, воинское приветствие на месте и в движении;
- команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!»;
- выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй.
- повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг;
- перестроение из одной шеренги в две, в три и обратно;
- торжественный марш. Вынос Знамени.
Направление «Живые страницы прошлого»
Теоретическая часть направления направлена на беседы и презентации учителя по темам:
День воинской славы России, история Вооруженных Сил Российской Федерации,
вооружение и боевая техника Вооруженных Сил Российской Федерации, боевые традиции
Вооруженных Сил России, Великая Отечественная война, календарь событий, герои Великой
Отечественной войны, дети войны,труженики тыла и партизаны в годы ВОВ.
Практическая часть предусматривает изучение военных песен, встречи с ветеранами
тружениками тыла на тему: «ВОВ глазами ветеранов».
Направление «Медико–санитарная подготовка»
В данном направлении, на основе презентаций учителя, будут рассмотрены следующие
темы: «Чрезвычайные ситуации», «Как себя вести в чрезвычайных ситуациях», «Первая
медицинская помощь», «Как правильно оказать первую помощь», «Первая медицинская
помощь при различных видах травм».
Кроме того, планируется проведение практических занятий по темам: «Первая медицинская
помощь», «Как правильно оказать первую помощь», «Первая медицинская помощь при
различных видах травм и в чрезвычайных ситуациях».
Направление «Основы выживания в сложных условиях»
Направление предусматривает беседы по темам: «Питание в походе», «Как ориентироваться
на местности», «Какие существуют методы выживания в условиях дикой природы».
Направление «Общеразвивающая деятельность»
Данное направление рассматривает: просмотр документальных фильмов: «Великая
Отечественная война», «День победы в 45-ом»; участие в праздничных мероприятиях,
посвященных 9 мая.
РАЗДЕЛ 3
Планируемые результаты курса
Личностные
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке
других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на
этические нормы;
- уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»,
«природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать
друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей
гражданина России.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную
литературу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; - критично
относиться к своему мнению;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предвидеть последствия коллективных решений.
РАЗДЕЛ 4
Тематическое планирование
№п/п
1
2
3
4
5
6
Название раздела
Количество часов
Я гражданин
Строевая подготовка
Живые страницы прошлого
Правила оказания первой помощи
Основы выживания в сложных условиях
Общеразвивающая деятельность
РАЗДЕЛ 5
Календарно-тематическое планирование (по факту проведения мероприятий)
№п/п
Название мероприятия
Дата