РАЗДЕЛ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным
читателем» разработана основе Федеральной образовательной программы начального общего
образования и ориентирована на целевые приоритеты духовно- нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Цель курса: совершенствование читательской грамотности обучающихся, формирование
текстовой деятельности с необычными формами представления информации (туристические
буклеты; программы выставок; маршруты путешествий; объявления и рекламы); развитие
творческой способности создавать необычные тексты.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- формирование навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе
чтения ;
- формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного
интереса, освоения и использования информации;
-создание условий для овладения элементарными навыками чтения информации,
представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с текстами,
содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;
-формирование умения использовать полученную из разного вида текстов информацию для
установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным
условием успешности. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его
содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Может без труда находить, и
отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных
текстов, читать чертежи, схемы, графики. Это умение человека понимать и использовать
письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения,
которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Именно умение работать с информацией, с текстом обеспечивает успешность обучения, открывает
широкие возможности для учащихся при освоении предметных знаний.
Содержание курса «Становлюсь грамотным читателем» направлено на воспитание интереса
к предмету через занимательные рассказы и задания; на формирование у детей внимательного
отношения к слову автора, к осознанию смысла прочитанного.
Согласно учебному плану на изучение учебного курса «Становлюсь грамотным читателем»
отводится 134 часа: во 2 классе - 34 часа в год (1 час в неделю)Срок реализации рабочей
программы 4 года.
Форма организации: учебный курс в форме факультатива.
Виды внеурочной деятельности: проектная деятельность, самостоятельная работа, работа в
парах, в группах, творческие работы.
Форма проведения контроля:
В данном случае для проверки уровня усвоения учащимися полученных знаний используются
нестандартные виды контроля:
занятия-испытания;
конкурсы, викторины, турниры, олимпиады.
РАЗДЕЛ 2
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
2 КЛАСС (34 часа)
Учимся работать с текстом стихотворения
Приёмы выразительного чтения текстов. И. Токмакова «Пряничные человечки». В. Левин
«Маленькая песенка о большом дожде» В. Лифшиц «Тимоша». Ю. Тувим «Чудеса».
Учимся работать с художественным текстом (12 часов)
Умение делить текст на смысловые части, озаглавливать их, оформлять в виде плана. Г. Цыферов
«Маленький великанчик». Умение делить текст на смысловые части, озаглавливать их, оформлять
в виде плана. Г. Цыферов «Маленький великанчик». Умение делить текст на смысловые части,
озаглавливать их, оформлять в виде цитатного плана. Русская народная сказка «Петушки».
составление небольшой сказочной истории «Расскажи о том, что может произойти». С. Козлов
«Как ёжик ходил встречать рассвет». Анализ успехов по работе с текстом с помощью таблицы
«Мои результаты».
Учимся работать с познавательным и несплошным текстами, текстом
задачи,
орфографическим правилом»
Деление текста задачи на смысловые части по предложенному алгоритму. Приём «Чтение с
остановками» при работе с познавательным текстом. Умение объяснять лексическое значение
терминов в познавательном тексте. Л. Яхтин «Силачи». В. Бурлакова «На рассвете». И. Соколов –
Микитов «На лесной дороге». Деление текст орфографического правила, грамматического задания
на смысловые части по предложенному алгоритму. Умение читать и извлекать информацию из
таблиц.
Учимся самостоятельно составлять текст
Составление рифмованных четверостиший по теме «Дружба». Оформление сборника детских
стихов «Дружба». Знакомство с понятием «отзыв», со структурой отзыва. Составление памятки
по написанию отзыва. Написание текста отзыва произведениям : В. Осеевой «Совесть», В.
Железникова «Рыцарь», Л. Толстого «Косточка» с использованием приёма «Письмо с
пропусками». Представление индивидуальных и групповых проектов.
РАЗДЕЛ 3
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из
художественных произведений; неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание
важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы,
развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в познании различных произведений .
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его
автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию,
отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете текста, при составлении плана,
характеристике поступков героев;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;
формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
выбирать источник получения информации;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном (неявном) виде
согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно;
соблюдать с помощью взрослых правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
-устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Предметные результаты
2 класс
Обучающийся научится:
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма);
понимать содержание, смысл произведения: отвечать и формулировать вопросы по
фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять
план текста (вопросный, номинативный);
находить информацию из несплошного текста;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия;
участвовать в обсуждении прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность
произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из
текста;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения ;
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
РАЗДЕЛ 4 Тематическое планирование 2 КЛАСС (34 ч.)
№
Тема
п/п
«Учимся работать с текстом стихотворения» (4 часа)
Количество
часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
1-2
Приёмы выразительного чтения, партитура текста. И. 2
Токмакова «Пряничные человечки»
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/02/15/vidyraboty-s-tekstom-podborka
3-4
Анализ содержания стихотворения. Левин «Маленькая 2
песенка о большом дожде», В. Лифшиц «Тимоша».
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/02/15/vidyraboty-s-tekstom-podborka
«Учимся работать с художественным текстом» (12 часов)
5
Заглавие текста.
1
https://infourok.ru/vidi-rabot-s-tekstom-na-urokah-literaturnogochteniya-v-nachalnoy-shkole-klass-2869371.html
6-7
Основная мысль текста. Н. Сладков «Как медведь сам
себя напугал».
2
https://infourok.ru/vidi-rabot-s-tekstom-na-urokah-literaturnogochteniya-v-nachalnoy-shkole-klass-2869371.html
8-10
План текста.
3
https://rosuchebnik.ru/material/uchimsya-sostavlyat-plan-teksta8513/
11
Цитатный план текста. Русская народная сказка
1
https://uchi.ru/literature-club/teacher/books
12-13
14-15
16
17-18
19
20-21
«Петушки».
Письменное высказывание.
Составление сказочной истории «Расскажи о том, что
может произойти».
Таблица «Мои результаты».
2
2
https://uchi.ru/literature-club/teacher/books
1
«Учимся работать с познавательным и несплошным текстами, текстом задачи, орфографическим правилом » (10 часов)
Читаем и извлекаем информацию из таблиц
2
Текст простой арифметической задачи. Приём
1
http://school-collection.edu.ru/
«Разметка».
Текст сложной арифметической задачи. Приём
2
https://infourok.ru/priemi-na-urokah-literaturnogo-chteniya-dlya«Разметка».
formirovaniya-uud-1009785.html
22-24
Приёмы работы с познавательным текстом.
3
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/01/08/rabota-stekstami-3-klass-literaturnoe-chtenie
25
Текст орфографического правила Приём «Разметка».
1
https://infourok.ru/priemi-na-urokah-literaturnogo-chteniya-dlyaformirovaniya-uud-1009785.html
26
Текст грамматического задания. Приём «Разметка».
1
https://infourok.ru/priemi-na-urokah-literaturnogo-chteniya-dlyaformirovaniya-uud-1009785.html
«Учимся самостоятельно составлять текст» (8 часов)
27-28 Сочинение стихотворений о дружбе.
2
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-kak-pisat-stihi-dlyanachalnoy-shkoli-712929.html
Отзыв о прочитанном произведении.
2
http://school-collection.edu.ru/
29-30
31-32
33-34
Преобразовываем и строим таблицу
Творческий проект «Чему я научился».
2
2
РАЗДЕЛ 5
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема
Раздел 1
«Учимся работать с текстом стихотворения» (4 часа)
1
Приёмы выразительного чтения, партитура текста. И. Токмакова «Пряничные человечки»
Дата
проведения
2 А, 2 Б, 2 В
01.09
2
Приёмы выразительного чтения, партитура текста. И. Токмакова «Пряничные человечки»
08.09
3
Анализ содержания стихотворения. Левин «Маленькая песенка о большом дожде», В. Лифшиц «Тимоша».
15.09
4
Анализ содержания стихотворения. Левин «Маленькая песенка о большом дожде», В. Лифшиц «Тимоша».
22.09
Раздел 2
«Учимся работать с художественным текстом» (12 часов)
5
Заглавие текста.
29.09
6
Основная мысль текста. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал».
06.10
7
Основная мысль текста. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал».
13.10
8
План текста.
20.10
1 четверть
Количество часов : 8
9
План текста.
10.11
10
План текста.
17.11
11
Цитатный план текста. Русская народная сказка«Петушки».
24.11
12
Письменное высказывание.
01.12
13
Письменное высказывание.
08.12
14
Составление сказочной истории «Расскажи о том, что может произойти».
15.12
15
Составление сказочной истории «Расскажи о том, что может произойти».
22.12
16
Таблица «Мои результаты».
29.12
2 четверть
Количество часов : 8
Раздел 3«Учимся работать с познавательным и несплошным текстами, текстом задачи, орфографическим правилом » (10 часов)
17
Читаем и извлекаем информацию из таблиц
18
Читаем и извлекаем информацию из таблиц
19
Текст простой арифметической задачи. Приём «Разметка».
20
Текст сложной арифметической задачи. Приём «Разметка».
21
Текст сложной арифметической задачи. Приём «Разметка».
22
Приёмы работы с познавательным текстом.
23
Приёмы работы с познавательным текстом.
24
Приёмы работы с познавательным текстом.
25
Текст орфографического правила Приём «Разметка».
3 четверть
Количество часов : 9
26
Текст грамматического задания. Приём «Разметка».
27
Сочинение стихотворений о дружбе.
28
Сочинение стихотворений о дружбе.
29
Отзыв о прочитанном произведении.
30
Отзыв о прочитанном произведении.
31
Преобразовываем и строим таблицу
32
Преобразовываем и строим таблицу
33
Творческий проект «Чему я научился».
34
Творческий проект «Чему я научился».
4 четверть
Количество часов : 9
За год: 34 ч
12.01
19.01
26.01
02.02
09.02
16.02
02.03
16.03
23.03
06.04
13.04
20.04
27.04
04.05
11.05
18.05
25.05
26.05
Учебно-методический комплекс:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Крыловой О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1-4 класс М.: Издательство «Экзамен», 2019.ЦИФРОВЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school- collection.edu.ru
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Российская онлайн-платформа учи ру https://uchi.ru