ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по элективному курсу
«Индивидуальное проектирование в 11
классе составлена на основе
-федерального государственного стандарта основного среднего образования;
-авторской программы М.Ю.Пахомовой «Метод учебного проекта в образовательном
учреждении» М.: АРКТИ, 2005
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская
деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного
процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения
детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей,
предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного
типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Курс рассчитан в 11 классе на 34 часа - 1 час в неделю.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ
проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность,
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать
осознанный выбор.
Планируемые результаты освоения учебного материала
2
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования
элементов географической и экологической культуры;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко-культурных
объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического творчества, спорта,
труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
3
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе безопасного поведения
в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области географических наук,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем и географических особенностей их проявления;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических знаний,
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
географических наук и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира для применения различных источников географической информации
в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность в географических науках индивидуально и в группе.
4
Предметные результаты
Выпускник получит возможность научиться
основным этапам организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации,
выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы
Интернета)
правила сохранения информации, приемы запоминания.
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать
выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты
своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и
каталогами.
5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. Введение - 3 ч.
Проект как тип деятельности проектная культура. Анализ итогов проектов 10 класса.
Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский,
информационный,
творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта.
Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Методология и
технология проектной деятельности.
Модуль 2. Мониторинг проекта - 20 ч.
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения.
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор
критериев оценки результатов. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив
(«мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.
Выполнение проекта. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Расчет
календарного графика проектной деятельности. Работа с научной литературой. Работа в
сети Интернет. Оформление и систематизация материалов. Способы и формы
представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография,
справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных
плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Подготовка к публичной защите проекта.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских
работ- 3ч.
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля.
Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых работ. Управление
завершением проекта, курсовых работ. Корректирование критериев оценки продуктов
проекта и защиты проекта, курсовых работ. Организационно-консультативные занятия.
Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе
выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и
предложений.
Модуль 4. Публичная защита результатов проектной деятельности - 5 ч
Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия
проектной деятельности.
Модуль5. Рефлексия проектной деятельности - 3ч
Рефлексия проектной деятельности. Экспертиза действий и движения в проекте.
Индивидуальный прогресс. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
№
Введение.
1
2
Мониторинг проектов
Модуль школьный урок
Визуальные образы
Правила учебных
кабинетов
Вовлечение в
олимпиадное движение
Внутриклассное
шефство
Количество часов
3
20
Акция «Ярче вместе»
Международный день
толерантности
вовлечение в проектноисследовательскую
деятельность
3
Управление завершением проектов, Интерактивные формы
курсовых и
учебной деятельности
исследовательских работ
День государственного
флага Российской
Федерации
3
День Конституции РФ
вовлечение в проектноисследовательскую
деятельность
4
Публичная защита результатов
проектной деятельности
Интерактивные формы
учебной деятельности
Предметная неделя
5
5
Рефлексия проектной
деятельности
Присоединение Крыма
к России
3
Итого
34 часа
7
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Раздел,
тема
1 полугодие
10
11
12
13
14-15
Модуль 1.
Введение
Проект как тип деятельности. Анализ итогов проектов 10
класса.
Виды проектов: практико-ориентированный.
Исследовательские,
информационные проекты. Понятие, особенности
Игровой и культурно-досуговый проект. Понятие,
особенности.
Модуль 2. Мониторинг проекта
Структура учебно-исследовательской деятельности
Виды переработки текста.
Виды научных работ.
Индивидуальный план.
Сбор и уточнение информации.
Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор
оптимального
варианта.
Основные источники получения информации.
Виды информации и методы поиска.
Работа с научной литературой.
Работа в сети Интернет.
Оформление и систематизация материалов.
16
Компьютерная обработка данных исследования.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Количе
ство
часов
Дата
3 ч.
1
5.09
1
12.09
1
19.09
20 ч.
1
1
1
1
1
26.09
3.10
10.10
17.10
24.10
7.11
1
1
1
1
1
2
14.11
21.11
28.11
5.12
12.12
19.12
26.12
1
1
1
16.01
23.01
30.01
6.02
13.02
20.02
27.02
6.03
Первое полугодие – 16 часов
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
2 полугодие
Компьютерная обработка данных исследования.
Применение информационных технологий в исследовании.
Консультирование по проблемам проектной деятельности.
Консультирование по проблемам проектной деятельности.
Формы представления проектов.
Подготовка к публичной защите проекта.
Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Библиография, справочная литература, каталоги.
Модуль 3. Управление завершением проектов,
курсовых и исследовательских работ
Поиск и предложение возможных вариантов решения
Постановка цели, формулирование задач, выдвижение
гипотез.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля
исполнения.
1
1
1
1
3ч
1
1
13.03
20.03
1
27.03
8
28-
Модуль 4. Публичная защита результатов проектной
деятельности
Публичная защита результатов проектной
деятельности.
Публичная защита результатов проектной деятельности.
Публичная защита результатов проектной
деятельности.
31
Публичная защита результатов проектной деятельности.
Модуль5. Рефлексия проектной деятельности
32
Рефлексия проектной деятельности.Экспертиза действий и
движения в проекте. Подведение итогов, конструктивный
анализ выполненной работы
33
Индивидуальный прогресс.
За второе полугодие – 17 часов
За год по программе - 33 часа
2930
5ч
1
10.04
1
17.04
24.04
1
8.05
3ч
1
15.05
1
22.05
9
10