ВД Швейное дело_5 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Швейное дело» по социальному направлению
разработана в соответствии с авторской программой основного общего образования
«Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский,
А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010),
составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.
Шитье - занятие интересное, увлекательное, и, самое главное, необходимое. Но, чтобы
это занятие приносило удовольствие и видимый результат, необходимо овладеть
определенными техническими навыками в области шитья и кроя одежды. Обучающиеся
становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к
самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Проходят
годы и люди становятся специалистами в различных областях человеческой деятельности.
Но какой бы род занятий не избрали, какая бы специальность не стала любимым делом,
очень важно научить учащегося быть хорошим хозяином и хозяйкой, уметь экономно
использовать материалы.
Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности для творчества;
приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности
детей в общении со своими сверстниками.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной
школы, введён новый элемент изучение швейного дела, и закрепление методов работы с
использованием швейных машин.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Позволяет расширить рамки школьного стандарта по труду(технологии) , создать
условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их
коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной мотивации к
предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета.
УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
Стартовый уровень
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Декоративно-прикладное
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: содействовать созданию условий для развития личности,
социальной адаптации, самореализации учащихся.
Задачи программы:

1.Развивать творческие способности и технические навыки в процессе работы с тканью,
швейной машиной, выкройкой. Стимулировать и поощрять творческий подход к работе.
2.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство ответственности, умение доводить
начатое дело до завершения.
3.Развивать эстетический вкус, умение найти свой стиль в одежде, умение сочетать цвет и
фактуру тканей.
4.Формировать культуру взаимоотношений на занятиях, создавать условия для
укрепления здоровья детей.
5.Создавать благоприятный психологический климат в коллективе.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
Возраст детей 11-12 лет обучающихся 5-ых классов, дети в классе с разным
уровнем интеллектуального развития
на которых
рассчитана программа;
обучающимся недостаточно урочного времени для усвоения таких трудных тем как
определение географических координат, азимута ,направлений и расстояний по
топографической карте.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данная программа реализуется за 1 год обучения, 34 занятия в год, 1 раз в неделю.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Форма обучения

Очная

Образовательная
технология

с
применением
электронного
дистанционных образовательных технологий

обучения,

Форма
организации интегрированная, комплексная, модульная
содержания и процесса
педагогической
деятельности
Форма
и
организации
учащихся

тип
работы

Форма
обучения
виды занятий

и

групповая работа, индивидуальная, дистанционная

практические
занятия, практические
круглые столы, мастер-классы и др.

работы,

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа кружковой деятельности «Швейное дело» позволяет углубить знания
учащихся полученные на уроках технологии.
На занятиях девочки знакомятся с историей шитья, моды, инструментами и
различными приспособлениями, выполняют ручные стежки, отрабатывают упражнения в
заправке нити в швейной машине, запоминают названия частей и деталей, учатся
ухаживать за швейной машинкой и выполняют машинные строчки и швы. Затем
добавляется крой, подборка ткани, выбор изделия для изготовления, выполнение эскиза
изделия. В процессе выполнения несложных изделий отрабатываются технические

навыки - работа с ниткой, иголкой, швейной машиной. Учащиеся получают знания о
тканях, их свойствах, уходе за разными видами тканей, учатся измерять фигуру человека,
использовать измерения для кроя, научатся работать с журналами мод. Выполнят
несколько изделий простейшего кроя: юбка с накладными карманами, блузка с
цельнокроеным рукавом. Далее работы усложняются, расширяется круг представлений
детей о швейных технологиях, совершенствуются умения и навыки.
Овладение школьниками программой не только обогатит их духовно, но и подготовит
к конкуренции на рынке труда и профессий.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как
рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий.
Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие
расширению и углублению знаний, занятия для каждого обучающегося дают больше
возможностей для творческого и эстетического развития личности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (1 час)
Вводное занятие. История развития шитья и моды. Исторические сведения о развитии
мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе.
Швейные изделия (1 час)
Швейные изделия – изделия, которые изготовлены ручным шитьем или с помощью
швейной машины. Каждое изделие имеет свое название и назначение. Знакомство с
предприятиями изготавливающими швейные изделия. Для отделки швейных изделий
применяют отделочные материалы: тесьму, кружево, шитье.
Инструменты и приспособления (1 час)
Для выполнения швейных работ нужны материалы, инструменты и приспособления.
Материалы - бумага, картон, нитки, ткань. Инструменты – ручные иглы и ножницы.
Приспособления – булавки и наперсток. Правила безопасной работы иглой, ножницами.
Влажно – тепловая обработка (ВТО) (1 час)
Качество и внешний вид швейных изделий во многом зависят от влажно-тепловой
обработки, как в процессе пошива, так и при окончательной отделки изделий. Для
выполнения влажно-тепловой обработки применяют утюг с
терморегулятором и
пароувлажнителем. Правила безопасной работы при ВТО.
Ручные работы (2 часа)
Швейные ручные работы выполняют иглой с применением ручных стежков и строчек,
которые могут быть временными и постоянными. Понятие о стежке, строчке и шве.
Правила выполнения ручных работ. Временное соединение деталей – сметывание;
временное закрепление подогнутого края – замётывание; предохранение срезов от
осыпания – обмётывание; ручная закрепка.
Практическая работа:
Изготовление образцов ручных работ
Элементы материаловедения (2 часа)
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и
искусственных волокон. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого
современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани.
Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях. Сравнительные
характеристики тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения
химических волокон в тканях.

Практические работы:
Изучение свойств нитей основы и утка.
Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани.
Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.
Элементы машиноведения (3 часа)
Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации
и автоматизации. Характеристики и области применения современных швейных,
краеобме- точных и вышивальных машин с программным управлением.
Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов.
Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной
работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной
машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.
Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной
машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Виды неполадок в
работе швейной машины, причины их возникновения и способы устранения. Уход за
швейной машиной.
Практические работы:
Намотка нитки на шпульку.
Заправка верхней и нижней нитей.
Выполнение машинных строчек на ткани, закрепление строчки обратным ходом машины.
Устранение неполадок в работе швейной машины.
Чистка и смазка швейной машины.
Машинные работы (6 часов)
При изготовлении швейных изделий используют различные машинные швы. По
назначению их объединяют в три группы: соединительные, краевые, отделочные.
Соединительные швы скрепляют детали изделия – это стачной шов вразутюжку, стачной
шов взаутюжку, настрочной и расстрочной швы. Краевые швы предоханяют срез от
осыпания – шов вподгибку с открытым срезом, шов вподгибку с закрытым срезом.
Отделочные швы украшают швейные изделия – вытачки, складки, рельефы. Технология
выполнения машинных швов, их условные графические обозначения.
Практические работы:
Изготовление образцов соединительных швов
Изготовление образцов краевых швов
Изготовление образцов вытачек, складок, рельефов.
Конструирование, моделирование швейных изделий (5 часов)
Фигура человека и ее измерение. Общие сведения о строении фигуры человека.
Особенности строения женской и детской фигуры. Основные точки и линии измерения.
Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежей основы. Расчетные
формулы. Построение чертежей прямой юбки и блузы с цельнокроеным рукавом в
натуральную величину по своим меркам на миллиметровой бумаге.
Особенности моделирования одежды. Понятие о композиции в одежде (материал, цвет,
силуэт, пропорции, ритм). Виды отделки швейных изделий (вышивка, аппликация, тесьма,
сочетание тканей по цвету и др.). Выбор модели и моделирование изделия.
Пр а к т и ч е с к и е р а б о т ы :
Снятие мерок и запись результатов измерений.
Построение чертежей в натуральную величину по своим меркам.
Моделирование юбки выбранного фасона.
Моделирование блузы выбранного фасона.
Технология изготовления швейных изделий (11 часов)
Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение
направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани

с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины
ткани.
Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани. Способы
переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к
обработке. Обработка деталей кроя. Правила обработки накладных карманов. Сборка
изделия (скалывание, сметывание, стачивание).
Проведение примерки, выявление и исправление дефектов.
Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажнотепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества
готового изделия.
Практические работы:
Выполнение раскладки выкроек на различных тканях.
Обработка деталей кроя.
Обработка накладных карманов.
Скалывание и сметывание деталей кроя.
Проведение примерки, исправление дефектов.
Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.
Влажно-тепловая обработка изделия.
Определение качества готового изделия.
Выставка-ярмарка (1 час)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников.
Организация и проведение школьной выставки-ярмарки. Награждение авторов наиболее
интересных творческих работ.
Практическая работа:
Проведение выставки-ярмарки.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 «А»
№
п/п

Тема занятия

Общее
кол-во
часов

Теория

Вводное занятие (1 час)
1
Вводное занятие
1
1
Швейные изделия (1 час)
2
Швейные изделия
1
1
Инструменты и приспособления (1 час)
3
Инструменты, приспособления
1
Влажно-тепловая обработка (1 час)
4
Влажно-тепловая обработка (ВТО)
1
Ручные работы (2 часа)
5
Ручные стежки временного назначения
1
6
Прямые, косые сметочные стежки
1
Элементы материаловедения (2 часа)
7
Прядильное и ткацкое производство
1
1
8
Натуральные волокна. Их свойства
1
Элементы машиноведения (3 часа)
1 четверть- 8 часов
9
Бытовая швейная машина
1
1
10
Заправка верхней и нижней нити.
1

Практ
ика

Дата
проведения
02.09
09.09

1

16.09

1

23.09

1
1

30.09
07.10

1

14.10
21.10

1

11.11
18.11

Приемы работы на швейной машине
Регулирующие механизмы.
1
1
Машинные работы (6 часов)
12
Виды машинных швов
1
1
13
Стачной шов вразутюжку, взаутюжку
1
1
14
Настрочной, расстрочной швы
1
1
15
Шов вподгибку соткрытым, закрытым
1
1
срезами
16
Оборки
1
1
2 четверть- 8 часов
17
Воланы
1
1
Конструирование и моделирование швейного изделия (5 часов)
18
Снятие мерок для построения чертежа
1
1
выкройки.
19
Построение выкройки рабочего изделия
1
1
20
Изготовление
выкройки
рабочего
1
1
изделия
21
Моделирование швейного рабочего
1
1
изделия
22
Работа с журналами мод
1
1
Технология изготовления швейного изделия (11 часов)
23
Подготовка выкройки и ткани к
1
1
раскрою.
24
Раскрой изделия
1
1
25
Предохранение срезов от осыпания
1
1
26
Сметывание деталей кроя
1
1
3 четверть- 10 часов
27
Подготовка изделий к примерке
1
1
28
Проведение примерки. Устранение
1
1
дефектов
29
Обработка боковых срезов в изделии
1
1
30
Обработка карманов
1
1
31
Обработка нагрудника, бретелей
1
1
32
Обработка низа изделия
1
1
33
Окончательная отделка изделия
1
1
34
Выставка изделий.
1
1
Итого:
34
6
29
11

25.11
02.12
09.12
16.12
21.12
23.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 «Б»
№
п/п

Тема занятия

Общее
кол-во
часов

Теория

Практ
ика

Вводное занятие (1 час)
1
1
Швейные изделия (1 час)
2
Швейные изделия
1
1
Инструменты и приспособления (1 час)
3
Инструменты, приспособления
1
1
Влажно-тепловая обработка (1 час)
4
Влажно-тепловая обработка (ВТО)
1
1
Ручные работы (2 часа)
5
Ручные стежки временного назначения
1
1
6
Прямые, косые сметочные стежки
1
1
Элементы материаловедения (2 часа)
7
Прядильное и ткацкое производство
1
1
8
Натуральные волокна. Их свойства
1
1
Элементы машиноведения (3 часа)
1 четверть- 8 часов
9
Бытовая швейная машина
1
1
10
Заправка верхней и нижней нити.
1
1
Приемы работы на швейной машине
11
Регулирующие механизмы.
1
1
Машинные работы (6 часов)
12
Виды машинных швов
1
1
13
Стачной шов вразутюжку, взаутюжку
1
1
14
Настрочной, расстрочной швы
1
1
15
Шов вподгибку соткрытым, закрытым
1
1
срезами
2 четверть- 7 часов
16
Оборки
1
1
17
Воланы
1
1
Конструирование и моделирование швейного изделия (5 часов)
18
Снятие мерок для построения чертежа
1
1
выкройки.
19
Построение выкройки рабочего изделия
1
1
20
Изготовление
выкройки
рабочего
1
1
изделия
21
Моделирование швейного рабочего
1
1
изделия
22
Работа с журналами мод
1
1
Технология изготовления швейного изделия (11 часов)
23
Подготовка выкройки и ткани к
1
1
раскрою.
24
Раскрой изделия
1
1
1

Вводное занятие

Дата
проведения
03.09
10.09
17.09
24.09
01.10
08.10
15.10
22.10

12.11
19.11
26.11
03.12
10.12
17.12
24.12

14.01
21.01
28.01
04.02
11.02
18.02
25.02
04.03
11.03

25
Предохранение срезов от осыпания
3 четверть- 10 часов
26
Сметывание деталей кроя
27
Подготовка изделий к примерке
28
Проведение примерки. Устранение
дефектов
29
Обработка боковых срезов в изделии
30
Обработка карманов
31
Обработка нагрудника, бретелей
32
Обработка низа изделия
33-34 Окончательная
отделка
изделия.
Выставка изделий
Итого:

1

1

18.03

1
1
1

1
1
1

01.04
08.04
15.04

1
1
1
1
2

1
1
1
1
2

22.04
29.04
06.05
13.05
20.05

34

6

29

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 «В»
№
п/п

Тема занятия

Общее
кол-во
часов

Теория

Практ
ика

Вводное занятие (1 час)
1
1
Швейные изделия (1 час)
2
Швейные изделия
1
1
Инструменты и приспособления (1 час)
3
Инструменты, приспособления
1
1
Влажно-тепловая обработка (1 час)
4
Влажно-тепловая обработка (ВТО)
1
1
Ручные работы (2 часа)
5
Ручные стежки временного назначения
1
1
6
Прямые, косые сметочные стежки
1
1
Элементы материаловедения (2 часа)
7
Прядильное и ткацкое производство
1
1
8
Натуральные волокна. Их свойства
1
1
Элементы машиноведения (3 часа)
1 четверть- 8 часов
9
Бытовая швейная машина
1
1
10
Заправка верхней и нижней нити.
1
1
Приемы работы на швейной машине
11
Регулирующие механизмы.
1
1
Машинные работы (6 часов)
12
Виды машинных швов
1
1
13
Стачной шов вразутюжку, взаутюжку
1
1
14
Настрочной, расстрочной швы
1
1
15
Шов вподгибку соткрытым, закрытым
1
1
срезами
16
Оборки
1
1
2 четверть- 8 часов
17
Воланы
1
1
Конструирование и моделирование швейного изделия (5 часов)
18
Снятие мерок для построения чертежа
1
1
выкройки.
19
Построение выкройки рабочего изделия
1
1
20
Изготовление
выкройки
рабочего
1
1
изделия
21
Моделирование швейного рабочего
1
1
изделия
22
Работа с журналами мод
1
1
Технология изготовления швейного изделия (11 часов)
23
Подготовка выкройки и ткани к
1
1
раскрою.
24
Раскрой изделия
1
1
1

Вводное занятие

Дата
проведения
04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10

06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03

25
Предохранение срезов от осыпания
26
Сметывание деталей кроя
3 четверть- 10 часов
27
Подготовка изделий к примерке
28
Проведение примерки. Устранение
дефектов
29
Обработка боковых срезов в изделии
30
Обработка карманов
31
Обработка нагрудника, бретелей
32
Обработка низа изделия
33
Окончательная
отделка
изделия.
Выставка изделий
34
Выставка изделий
Итого:

1
1

1
1

12.03
19.03

1
1

1
1

02.04
09.04

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

16.04
23.04
30.04
07.05
14.05

1
34

1
29

21.08

6

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 «Г»
№
п/п

Тема занятия

Общее
кол-во
часов

Теория

Практ
ика

Вводное занятие (1 час)
1
1
Швейные изделия (1 час)
2
Швейные изделия
1
1
Инструменты и приспособления (1 час)
3
Инструменты, приспособления
1
1
Влажно-тепловая обработка (1 час)
4
Влажно-тепловая обработка (ВТО)
1
1
Ручные работы (2 часа)
5
Ручные стежки временного назначения
1
1
6
Прямые, косые сметочные стежки
1
1
Элементы материаловедения (2 часа)
7
Прядильное и ткацкое производство
1
1
8
Натуральные волокна. Их свойства
1
1
Элементы машиноведения (3 часа)
1 четверть- 8 часов
9
Бытовая швейная машина
1
1
10
Заправка верхней и нижней нити.
1
1
Приемы работы на швейной машине
11
Регулирующие механизмы.
1
1
Машинные работы (6 часов)
12
Виды машинных швов
1
1
13
Стачной шов вразутюжку, взаутюжку
1
1
14
Настрочной, расстрочной швы
1
1
15
Шов вподгибку соткрытым, закрытым
1
1
срезами
16
Оборки
1
1
2 четверть- 8 часов
17
Воланы
1
1
Конструирование и моделирование швейного изделия (5 часов)
18
Снятие мерок для построения чертежа
1
1
выкройки.
19
Построение выкройки рабочего изделия
1
1
20
Изготовление
выкройки
рабочего
1
1
изделия
21
Моделирование швейного рабочего
1
1
изделия
22
Работа с журналами мод
1
1
Технология изготовления швейного изделия (11 часов)
23
Подготовка выкройки и ткани к
1
1
раскрою.
24
Раскрой изделия
1
1
1

Вводное занятие

Дата
проведения
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10

07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
09.01
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02

25
Предохранение срезов от осыпания
26
Сметывание деталей кроя
27
Подготовка изделий к примерке
3 четверть- 11 часов
28
Проведение примерки. Устранение
дефектов
29
Обработка боковых срезов в изделии
30
Обработка карманов
31
Обработка нагрудника, бретелей
32
Обработка низа изделия
33
Окончательная
отделка
изделия.
Выставка изделий
34
Выставка изделий
Итого:

1
1
1

1
1
1

06.03
13.03
20.03

1

1

03.04

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

10.04
17.04
24.04
08.05
15.05

1
34

1
29

22.08

6

Оборудование и раздаточные материалы
Швейные машины – 6 штук
Оверлог – 1 штуки
Утюг – 3 штуки
Гладильная доска – 3 штука
Ножницы – 15 штук
Набор ручных игл – 3 штуки
Наперсток – 10 штук
Сантиметровые ленты – 10 штук
Набор образцов ткани и ниток – 2 штуки
Нитки, ткань, ножницы,
мелки,
шаблоны, лекала, бумага – белая, цветная,
миллиметровая, клей, фурнитура.

Учебно - методическая, информационная, материально – техническая база
1. Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009.
2. Бурда, - изд.Энне Бурда, журналы, 2004-2011.
3. Волкова Н., Новоселова Т. Азбука кройки и шитья. –Феникс, 2004.
4. «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский,
А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение
2010),Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009.
5. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. «Учитель»,
Волгоград 2010
6. Левицкая, Л. В. Занятия по трудовому обучению / Л. В. Левицкая [и др.]. – М. :
Просвещение, 2002.
7. Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии. «Обслуживающий труд» 5-7 классы.
«Экзамен» - М.: 2009
8. Мерсиянова, Г. Н. Швейное дело. 5–6 классы / Г. Н. Мерсиянова [и др.]. – М. :
Просвещение, 2008.
9. Межуева Ю.В. Рабочая тетрадь по технологии 6 класс / Саратов : «Лицей», 2006.
10. Мозговая, Г. Г. Швейное дело. 7–8 классы / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. – М. :
Просвещение, 2009.
11. Ханус, С. Как шить / С. Ханус. – М. : Легпромбытиздат, 1988.
12. Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 6–9 классов / В. М.
Хуравская, В. Д. Симоненко. – Брянск : НИЦ «Октид», 2000.
13. Червякова В.Н. Технология обработки ткани. – М.: Просвещение, 1999.
14. Энциклопедия. Шитье и рукоделие. М.:Большая Российская энциклопедия, 1998.
Ресурсы интернета
https://ru.wikipedia.org/wiki/Детали_швейных_изделий
http://works.doklad.ru/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6243
http://www.poshivchik.ru/istoriya-poyavleniya-razvitiya-odezhdy.html
http://www.erudition.ru/ref/id.26125_1.html
http://festival.1september.ru/
hhttp://trudovik.ucoz.ua/load/12-1-0-360
ttp://www.openclass.ru/lessons/48792
http://wiki.pskovedu.ru/index.php/
http://www.sdelaet.ru/?page_id=72
http://www.disint.ru/one_photo.php?p=i/photogallery/dk-008.jpg


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».