Пояснительная записка
Общая характеристика курса Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее –
программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
– федеральной рабочей программы воспитания. При разработке программы использовались
следующие нормативные документы: – Конституция Российской Федерации;
– Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»;
– Семейный кодекс Российской ФедерацииУчебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №4г. Сальска им. Героя Российской Федерации А.Н. Гойняк» на 2024-2025 учебный год;
Актуальность
Курс «Семьеведение» рассматривает вопросы социальной значимости институтов брака и
семьи в современном российском обществе, репродуктивного и воспитательного потенциала семьи
полной, находящейся в официальном браке, с детьми, благополучной, отвечающей стратегии
сохранения стабильности и динамичного развития современного социума.
Материалы курса помогают учащимся понять социальную миссию семьи – быть посредником
между индивидом и обществом; основные типы семейных отношений - супружеские, родительские
и родственные; увидеть исключительную роль в поддержании общественного порядка и
существующего мироустройства семьи традиционной, модель которой развивалась столетиями и
обеспечивала сохранение общественной структуры в её полноте и многообразии.
Элективный курс «Семьеведение» имеет междисциплинарный характер, позволяет углубить
имеющиеся у учащихся старших классов знания по истории и литературе, биологии и охране
безопасности жизнедеятельности, физической культуре и социальному проектированию. Обучаясь
основам семейной жизни, старшеклассники получают возможность сознательно сконструировать
предполагаемую модель брака и в дальнейшем собственной будущей семьи с учётом интересов как
индивидуальных, так и общественных.
Цель программы – способствовать формированию у учеников старших классов
общеобразовательной школы необходимую для их развития систему духовных, политико-правовых,
экономических, социальных характеристик и представлений о закономерностях развития и
функционирования институтов брака и семьи в современном обществе в условиях его
трансформации и глобализации.
Задачи дисциплины:
рассмотреть социальную природу брака и семьи, их социальные функции и структуры;
изучить социально-демографическую ситуацию в российском обществе в целом и в
Татарстане в частности;
выявить мотивы безбрачия, бездетности и малодетности в современной российской
семье;
проанализировать
юридические,
экономические,
гендерные
основания
функционирования современной семьи;
выявить типы семейного воспитания, соотнести их с существующими моделями семьи
по детности (малодетной, среднедетной, многодетной);
исследовать основные психологические особенности супружеских и родительскодетских отношений в семье.
Объект исследований (семья) близок и понятен детям, что способствует укреплению
мотивации на дальнейшую работу.
Методы обучения: урок-лекция, урок-дискуссия, урок-беседа, урок-консультация,
самостоятельная работа с научно-популярной литературой и периодикой, использование
информационно-коммуникативных технологий, проектная деятельность.
Формы организации учебной деятельности – групповая.
Методическое обеспечение
2
Методическое обеспечение реализации программы включает прежде всего, разнообразие
форм проведения занятий. В ходе информационно-ознакомительного занятия дети знакомятся с
различными аспектами той или иной области, направлениями являющегося предметом
образовательной и творческой деятельности учащихся. Например, знакомство с основами Семейного
законодательства РФ и субъектов РФ, роль семьи в воспитании ребенка, место труда в современной
семье, что такое гендерные отношения и т.д. Наиболее часто используемой в ознакомительном
занятии формой является беседа – целенаправленно организованный и содержательно продуманный
диалог, с ведущей ролью педагога на заданную тему. Методика проведения беседы ориентирована
на включение в разговор всей группы. В ходе беседы важно создать определенный «эмоциональный
накал», транслируемый в первую очередь заинтересованной и эмоциональной позицией педагога.
Результаты беседы должны использоваться в последующей работе и побуждать обучающихся к
самостоятельному поиску информации по данной теме.
Исследовательская деятельность учащихся проводится в разных организационных формах:
индивидуальные исследования и групповые исследования с помощью методик, которые достаточно
упрощенно моделируют исследовательскую работу.
Необходимым средством методического обеспечения деятельности является работа с
родителями. Используются такие основные формы:
проведение родительских собраний, анкетирование, непосредственное участие родителей в
реализации программы.
Основные направления программы:
1.
Изучение истории семьи и брака.
2.
Распределение обязанностей в современных семьях.
3.
Роли матери и отца в развитии и воспитании детей
4.
Правоотношения между родителями и детьми имущественного характера.
5.
Рассмотрение альтернативных форм традиционной семьи и брака.
6.
Анализ особенностей семей трех мировых религий.
Формы работы.
В основе содержания программы реализуются методы: проблемно - поисковый, игровой,
исследовательский и метод обобщения, которые оптимизируют процесс познания истории своей
семьи. Особое место занимает метод исследования, благодаря которому школьники учатся
самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, творчески работать.
Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала, анкетирование,
интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами практической работы,
исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового моделирования, опросы.
Изучаются методы самодиагностики, обработки полученных данных. В личностно психологическом плане занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию
настроения, и т.д.
Виды деятельности:
1. Встречи с многодетными семьями.
2. Создание рефератов и докладов по выбранным темам.
3. Сбор материалов для разработки презентаций своей семьи.
4. Участие в конференциях и конкурсах.
5. Организация мероприятий с целью пропаганды ценностей семьи и брака среди детей
и взрослых.
6. Посещение ЗАГСа для изучения правовых и социальных составляющих семьи и
брака.
Способы оценки результатов учебной деятельности обучающихся
Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по характеру усвоения учащимися
используемых в дисциплине понятий, степени ориентированности обучаемых в круге обсуждаемых
на занятиях проблем.
Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям анализировать
современное состояние семьи, различать специфику брачных и семейных отношений,
3
конструировать модели собственных брака и семьи, осуществлять анализ, синтез, сравнение и
обобщение получаемой по дисциплине информации и добывать самостоятельно новое знание по
предмету, по способности к критическому мышлению и рефлексии.
При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют
обучающиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на школьных конференциях,
«круглых столах», презентациях собственных материалов, умение вести дискуссию,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
Для оценки результатов достижений обучающихся используются критерии их активности на
занятиях, творческое отношение к выполнению домашних заданий, высококачественная защита
самостоятельного зачётного проекта на тему «Моя семья – самая счастливая!».
Ожидаемые результаты
Обучающиеся научатся:
определять основные этапы динамики семейных отношений;
определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья;
различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на
жизнь семьи;
различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развития
личности ребенка;
определять способы формирования семейного бюджета;
использовать традиции семьи в жизни;
перечислять правила совместной жизни в семье;
определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
принимать учебную задачу;
сохранять учебную задачу урока;
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать самостоятельное высказывание;
фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность совей
деятельностью на уроке, правильно относится к успехам/ неуспехам;
корректировать свое поведение на уроке с учетом установленных правил.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
выделять важную информацию из литературы разных типов;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы решения
задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде схем, рисунков, таблиц;
анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы, поговорки
с выделением отличительных признаков;
осуществлять классификацию и синтез объектов;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении.
моделировать различные жизненные ситуации.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
чувство гордости за историю своей семьи, свою родословную;
4
№
представление о семейных ценностях;
уважительное отношение к семейным традициям, традициям семей разных народов;
целостный взгляд на взаимоотношения полов;
эстетические потребности и чувства;
установка на соблюдение правил и норм семейной жизни;
готовность к бережному отношению к членам своей семьи.
Тематическое планирование
Название раздела, темы
Количество часов
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Портрет моей семьи.
Составление информационного портрета
своей семьи. Составление фотопортрета
семьи.
2. Родословная семьи.
Герб и девиз моей семьи. Составление
родословного древа своей
семьи.
3. Семейные ценности и традиции.
Семейные традиции.
4. Бабушки, дедушки, внуки.
История происхождения своего рода.
5. Семья
как
пространство
жизнедеятельности.
Сочинение «Что значит для меня моя
семья». Составление рассказа о роли
семейной
жизни
в
удовлетворении
потребностей человека.
6. Роль семьи в обществе.
Чем все семьи похожи друг на друга?
Репродуктивная функция семьи. Какова
роль родителей в семье? Экономическая и
хозяйственно-бытовая функция семьи.
Функция первичной социализации. Роль
семьи
в
социализации
детей,
воспитываемых в семье. Воспитательная
функция семьи. Сочинение. Как я буду
воспитывать своих детей. «Мой дом – моя
крепость».
7. Наши роли в семье.
Проигрывание учащимися ролей в семье.
8. Причины конфликта в семье.
Проигрывание конфликта «Опять двойка».
Как ведут себя в конфликте взрослые, как
- дети. Конструктивные способы решения
конфликтов. Сочинение на тему «Моя
будущая
семья».
Социальнопсихологический статус семьи. Создание
благоприятного психологического
климата в семье.
Всего
Теория
Практика
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
4
2
2
2
1
1
2
1
2
2
1
1
5
9
10
11
12
13
14
9. Чувства, которые мы переживаем в
семье.
Игра «Незавершенные ситуации».
10. Связанная с семьей тревожность.
Мини-сочинение «По каким причинам
можно понять, что человек тревожится».
11. Преодоление тревожности.
Специальные приемы преодоления
тревожности. «расслабление под музыку».
12. Отношения членов семьи друг к
другу.
Сочинение
«Хорошие
отношения
с
родителями – это…»
13. Ситуация успеха в семье.
Игра «Поменяемся ролями».
14. Семейные роли.
Роли членов семьи. Роль отца в семье Роль
матери в семье. Роли детей в семье.
Меняются ли роли родителей и детей по
мере взросления детей и старения
родителей.
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
В базисном учебном плане на изучение элективного курса «Семьеведение» в 6-х класс
отводится 33часа (из расчета 1 час в неделю).
Программа курса рассматривает вопросы вступления в брак, создания семьи и её
функционирования в таких ключевых аспектах, как социальные, социально-правовые, социальноэкономические, социально-педагогические, нравственно-этические, психологические и духовные.
Календарно-тематическое планирование составлено на 70 часов.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник:
Семьеведение: учебно-методическое пособие /составитель и науч. редактор проф.
Л.В.Карцева. – Казань: РИЦ «Школа», 2015.
Календарно-тематический план
№
Тема занятий
Колво
часов
1
Вводное занятие. Инструктаж
Портрет
моей
семьи.
1
Дата
Дата
Дата
проведения проведения проведения
План План
План
6А
6Б
03.09
05.09
6
2
Составление информационного
портрета своей семьи.
Составление фотопортрета
семьи.
Родословная семьи. Герб и девиз
моей семьи.
1
10.09
12.09
1
17.09
19.09
1
24.09
26.09
1
01.10
03.10
Семейные традиции.
Функции современной семьи
Бабушки, дедушки, внуки.
История происхождения своего
рода.
9 История происхождения своего
рода.
10 История происхождения своего
рода.
11 Семья как пространство
жизнедеятельности.
1
1
1
08.10
15.10
22.10
10.10
17.10
24.10
1
12.11
07.11
1
19.11
14.11
1
26.11
21.11
12 Составление рассказа о роли
семейной жизни в
удовлетворении потребностей
человека.
13 Роль семьи в обществе.
Чем все семьи похожи друг на
друга?
14 Репродуктивная функция семьи.
15 Какова роль родителей в семье?
16 Функция первичной
социализации.
17 Воспитательный потенциал
современной семьи.
18 Экономическая и хозяйственнобытовая функция семьи.
19 Роль семьи в социализации
детей, воспитываемых в семье.
20 Наши роли в семье.
21 Проигрывание учащимися ролей
в семье.
22 Причины конфликта в семье.
Проигрывание конфликта
«Опять двойка».
23 Как ведут себя в конфликте
взрослые, как – дети.
24 Создание благоприятного
психологического
1
03.12
28.11
1
10.12
05.12
1
1
1
17.12
24.12
14.01
12.12
19.12
26.12
1
21.01
09.01
1
28.01
16.01
1
04.02
23.01
1
1
11.02
18.02
30.01
06.02
1
25.02
13.02
1
04.03
20.02
1
11.03
27.02
3
4
5
Составление родословного древа
своей
семьи.
Семейные ценности и традиции.
6
7
8
7
климата в семье.
25 Чувства, которые мы
переживаем в семье.
26 Игра «Незавершенные
ситуации».
27 Связанная с семьей тревожность.
28 Мини-сочинение «По каким
причинам можно понять, что
человек тревожится».
29 Преодоление тревожности.
30 Специальные приемы
преодоления тревожности.
«расслабление под музыку».
31 Игра «Поменяемся ролями».
32 Ситуация успеха в семье.
33 Игра «Поменяемся ролями».
33 Всего
1
18.03
06.03
1
08.04
13.03
1
1
15.04
22.04
20.03
03.04
1
1
29.04
06.05
10.04
17.04
1
1
1
13.05
20.05
24.04
1505
22.05
33
32
8
№
записи
Лист изменений в тематическом планировании
Дата
Изменения, внесенные в
КТП
Причина
Согласовано с зам.
директора
9
10