1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочный курс по русскому языку «Русский язык и культура речи» учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер. Поскольку внеурочный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку
для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся
старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает
расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам
средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать
в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
1.1.Актуальность программы
Актуальность выбора данного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой
аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
1.2. Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной
практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;
развитие речевой культуры.
1.3. Место учебного курса
Учебный курс предназначен для обучающихся 11-х классов; рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность одного занятия по курсу внеурочной деятельности – 35 минут.
1.4. Учебники и учебные пособия:
1. Цыбулько И.П ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс для подготовки к реальному экзамену. 36 тренировочных вариантов с ответами нового сборника
2. Практическое пособие. Комплексное повторение орфографии и пунктуации. Автор
М.М. Овчинникова.
3. Текучева И.В. Русский язык. 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к
ЕГЭ.-М.: АСТ.Астрель.
1.5. Взаимосвязь с программой воспитания: программа внеурочной деятельности способствует воспитанию познавательных интересов, в частности интереса к более глубокому изу-
чению русского языка, более полному овладению всеми его богатствами. Модуль воспитательной программы «Школьный урок»:
Международный день распространения грамотности.
Международный день жестовых языков.
Международный день учителя.
День матери в России.
Неделя гуманитарного цикла.
Международный день родного языка.
День защитника Отечества.
Международный женский день.
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Символика России (гимн, флаг).
День славянской письменности и культуры.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Орфографические нормы.
Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня.
Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях
речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст.
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи.
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение
ошибок при определении стиля текста.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных,
языковых, речевых, этических, фактологических норм.
Формы организации внеурочной деятельности.
групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, миниисследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в
соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочнодиагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска
информации.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты:
- осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы
личности;
- осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком.
Метапредметные результаты:
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной
деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
- способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных
областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения
и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Предметные результаты:
- знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- уметь применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- уметь соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- уметь оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
Тема
Орфографические нормы
Пунктуационные нормы
Текст
Функционально-смысловые типы речи
Функциональные стили речи
Изобразительно-выразительные средства
Количество часов
7
4
3
5
6
4
ЦОР/ЭОР
https://saharina.ru/
https://100ballnik.com/
https://saharina.ru/
https://100ballnik.com/
https://saharina.ru/
https://100ballnik.com/
языка
Коммуникативная компетенция.
Итого
7
5
34
https://saharina.ru/
5. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Класс
11
Форма проведения
Тестирование
6.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Раздел, тема занятия
1 четверть (8 часов)
Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. Вводный инструктаж.
Правописание корней. Безударные гласные корня.
Гласные и, ы после приставок.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.
–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-);
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание служебных слов.
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.
Трудные случаи пунктуации.
2 четверть (8 часов)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.
Трудные случаи пунктуации.
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах;
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения.
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи.
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ
текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста.
Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
3 четверть (10 часов)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Повествование.
Описание.
Рассуждение.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение
каждого из стилей, сфера использования. Типы речи.
Дата
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
28.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
Разговорный стиль речи. Его особенности.
Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста.
25.
Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной
выразительности. Жанры публицистического стиля.
26.
Научный стиль, его особенности.
4 четверть (8 часов)
27.
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста.
28.
Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии.
29.
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.
30.
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
31.
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы.
Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания,
композиция, речевое оформление, грамотность)
32.
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной
экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста.
Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в
тексте.
33.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
34.
Промежуточная аттестация.
Итого за год: 34 часа
23.
24.
24.02
03.03
10.03
17.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05
Приложение №1
Оценочные материалы
КИМ по промежуточной аттестации
Тестирование на сайте https://saharina.ru/ege/test.php?name=ege90.xml