ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профориентации «Россия
мои Горизонты» (далее — Программа) для 10 класса составлена на основе положений и
требований к освоению предметных результатов программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (далее — ФГОС ООО), в соответствии с
Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся,
во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от
20.12.2020 года»), с учетом проекта Примерной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, от 24.06.2022 г.), Распоряжения
Минпросвещения России от 08.09.2021 N АБ-33/05вн «Об утверждении методических
рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка» (вместе с «Методическими рекомендациями о реализации
проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в
2022 году»).
Рабочая программа разработана с целью реализации комплексной и
систематической профориентационной работы для обучающихся 11 класса на основе
материалов Всероссийского Проекта «Билет в будущее» (далее проект). Проект
реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», национального
проекта «Образование». Оператором проекта выступает Фонд гуманитарных проектов
(далее – Оператор).
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана
рабочая программа:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и
14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерацииот17мая 2012
года№413«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартасред
него общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.
№ 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерством
образования и науки Российской Федерации;
Обновленные государственные образовательные стандарты начального общего, основного
общего образования, утвержденные приказами Министерства образования Российской
Федерации от 5 июля 2021 г. № 226 и № 227;
Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении
изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации
на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19
декабря 2012 г. № 1666»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,
утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29декабря2010года№189«ОбутвержденииСанПиН2.4.2.2821-10«Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в
общеобразовательных учреждениях»;
ПостановлениеГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийскойФедерацииот24
ноября 2015года№81 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 №2106
«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Устав МБОУ СОШ № 4 г. Сальска;
Учебный план МБОУ СОШ № 4 г. Сальска на 2024/2025 учебный год;
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
МБОУСОШ№ 4 г. Сальска (утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4).
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 г. Сальска г. Сальск ул. Кутузова 1 на
изучение курса «Профминимум» в 11 классе отводится 33 часа, из расчёта 1 час в
неделю.
Внеурочная деятельность — важная часть образовательного и воспитательного
комплекса, в рамках которой педагогический состав школы способствует обеспечению
содержательного досуга детей через организацию комплексной профориентационной
деятельности.
Рекомендовано в рамках внеурочной деятельности осуществлять
мероприятия, направленные на создание и функционирование системы мер по ранней
профориентации обучающихся 11 класса. Одним из вариантов реализации
профориентационной работы в школе является участие образовательной организации во
Всероссийском проекте «Билет в будущее»
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия
самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на
сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практикоориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию
готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников
образовательного процесса.
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС)
обучающихся 11 класса общеобразовательных организаций.
Задачи:
построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся
общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего,
информационно-обучающего,
практико-ориентированного
и
диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех
участников образовательного процесса;
выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационноличностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к
профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который
продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности,
интересов, способностей, доступных им возможностей;
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального
образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем
будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий,
в т.ч. профессиональных проб;
формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других
компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации,
приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения
ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки
успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования
индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом
имеющихся компетенций и возможностей среды.
формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне.
МЕСТО И РОЛЬ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ:
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним
из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,
которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда,
трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения
детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии
является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно
рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым,
эстетическим воспитанием школьника, т.е. интегрирована в учебно-воспитательный
процесс, а, следовательно профориентационная работа в школах является одним из
важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в
целом. Участие образовательной организации во Всероссийском проекте «Россия Мои
Горизонты » позволит реализовать ключевые задачи профориентационной деятельности и
получить информационно-методическое сопровождение специалистов, ответственных за
реализацию программы. Программа разработана с учетом преемственности
профориентационных задач при переходе обучающихся 11 класса с одной ступени
обучения на другую (при переходе из класса в класс). Методическое сопровождение курса
представлено данной рабочей программой, методическими рекомендациями о реализации
проекта профессиональной ориентации обучающихся 11 класса общеобразовательной
школы «Россия Мои Горизонты», материалами Всероссийского проекта «Билет в
будущее», доступными для ознакомления педагогам проекта, зарегистрированным на
интернет-платформе https://bvbinfo.ru/.
Курс рекомендуется для организации внеурочной деятельности на уровне основного
и среднего общего образования. На групповых и индивидуальных занятиях используются
современные профориентационные виды деятельности: профориентационные уроки,
диагностика,
разбор
результатов
диагностики,
посещение
мероприятий
профориентационного выбора в регионе (очный формат и онлайн-формат), прохождение
профессиональных проб.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа способствует развитию личностных, метапредметных и трудовых
результатов у обучающихся, а именно:
Ученик научится:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
формирование мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
формирование внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Ученик получит возможность научиться:
использовать в нескольких предметных областях и связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории.
Трудовые:
формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности;
формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
обучающиеся получают информацию по следующим направлениям профессиональной
деятельности:
‒ естественно-научное направление;
‒ инженерно-техническое направление;
‒ информационно-технологическое направление;
‒ оборонно-спортивное направление;
‒ производственно-технологическое направление;
‒ социально-гуманитарное направление;
‒ финансово-экономическое направление;
‒ творческое направление.
В 11 классе: обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора профессионального
образования, узнают, что такое специальность и профиль обучения, учатся читать коды
специальностей, обсуждают основные ошибки, которые делают школьники при подборе
профессионального образования.
В 11 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях
государства в отношении своих граждан, а также о государственных органах, которые
ответственны за реализацию этих функций; обучающиеся узнают об основных рабочих
задачах гражданских государственных служащих в различных органах государственного
управления, узнают о релевантном образовании для управленческих позиций в
госструктурах и особенностях трудоустройства в органы государственного управления;
актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в государственных
структурах.
Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной
деятельности
«Россия — мои горизонты» 2024/2025 уч. год
Урок
Кол-во
часов
Тема урока
1
1
2
1
Тематическое профориентационное занятие «Открой свое
будущее»
3
1
Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» 19.09.2024
4
1
Россия аграрная: растеневодство, садоводство
26.09.2024
5
1
Россия индустриальная: атомная промышленность
03.10.2024
6
1
Практико- ориентированное занятие
10.10.2024
7
1
Россия аграрная: пищевая промышленность и
общественное питание
17.10.2024
8
1
Россия здоровая: биотехнологии, экология
24.10.2024
9
1
Россия безопасная: полиция , противопожарная служба,
служба спасения, охрана
07.11.2024
10
1
Практико- ориентированное занятие
14.11.2024
11
1
Россия комфортная: транспорт
21.11.2024
12
1
Россия здоровая: медицина и фармация
28.11.2024
13
1
Россия деловая: предпринимательство
05.12.2024
14
1
Россия комфортная: энергетика
12.12.2024
15
1
Практико- ориентированное занятие
19.12.2024
16
1
Проектное занятие
26.12.2024
17
1
Тематическое профориентационное занятие «Мое
будущее»
16.01.2025
«Моя Россия — мои горизонты, мои достижения»
дата
05.09.2024
12.09.2024
18
1
Россия индустриальная: добыча и переработка
19
1
Россия индустриальная: легкая промышленность
23.01.2025
30.01.2025
20
1
Россия умная: наука и образование
06.02.2025
21
1
Практико- ориентированное занятие
13.02.2025
22
1
Россия индустриальная: тяжелая промышленность,
машиностроение
20.02.2025
23
1
Россия безопасная: военно-промышленный комплекс
27.02.2025
24
1
Практико- ориентированное занятие
06.03.2025
25
1
Россия умная: программирование и телекоммуникации.
13.03.2025
26
1
Россия комфортная: строительство и архитектура.
20.03.2025
27
1
Практико- ориентированное занятие
27.03.2025
28
1
Россия социальная: сервис и туризм
03.04.2025
29
1
Россия креативная: искусство и дизайн
10.04.2025
30
1
Практико- ориентированное занятие
17.04.2025
31
1
Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика.
24.04.2025
32
1
Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская
оборона.
08.05.2025
33
1
Практико- ориентированное занятие
15.05.2025
34
1
Рефлексивное занятие
Итого : 34 часа
22.05.2025