ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Чтение. Работа с текстом» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373
от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., в редакции приказов от
26.11.2010г. №1241, и от 22.09.2011г. №2357); Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России; Примерной программы начального общего образования (рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся); Примерной программы
внеурочной деятельности начального образования; Примерной программы воспитания и социализации обучающихся.
Актуальность
Актуальность курса «Чтение. Работа с текстом» определена тем, что младшие школьники
должны иметь мотивацию к обучению чтению. Стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности.
Программа разработана к учебно-методическому комплекту О. Н. Крыловой «Чтение. Работа
с текстом», и реализуется в рамках общеинтеллектуального направления развития личности, программы внеурочной деятельности, являющейся частью организационного раздела Основной образовательной программы начального общего образования.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и русского языка. УМК «Чтение. Работа с текстом» О. Н. Крыловой позволяет
преодолеть трудности в обучении пониманию и анализе прочитанного.
Программа данного курса предназначена для учащихся 2 классов. 33 часа во 2 классе. Занятия проводятся один раз в неделю. Программа первого класса может быть реализована через содержание учебных предметов или в рамках кружка.
Цель программы «Чтение. Работа с текстом»: создание условий для развития читательских
умений.
Основные задачи:
1. Учить работать с текстом литературного произведения;
2. Расширять читательский кругозор.
3. Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;
4. Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.
5. Формировать у детей внимательное отношение к слову автора, к осознанию смысла прочитанного.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Чтение. Работа с текстом» во 2 классе отведено 33 часа (1 час в неделю, 33 часа в год).
Перечень учебно-методического обеспечения
Для работы используется методический комплект Крыловой О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс / О. Н.Крылова. – 60-е изд.- перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2024. –
109, (Серия «Учебно–методический комплект»).
Взаимосвязь с программой воспитания
Содержание курса «Чтение. Работа с текстом» направлено на воспитание интереса к предмету через занимательные рассказы и задания; на формирование у детей внимательное отношение к слову автора, к осознанию смысла прочитанного.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
2)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
4)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
5)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6)формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;
7)формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
8)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств.
Метапредметные результаты:
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6)активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
7)использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8)овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10)
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11)
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий
о добре и зле, дружбе и честности;
2) достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про
себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
3) использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно вос-
принимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;
4) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации;
5) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,
озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности;
6) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений;
7) умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции.
Личностными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 2 классе является
формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 2 классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
Ученик 2 класса научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение
нравственных ценностей (доброта, любовь к семье, уважение к близким, забота о старших и
младших), факты традиций, быта, культуры разных народов;
владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами)
осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей;
воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством
учителя;
определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану
под руководством взрослого;
характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная/отрицательная и почему) его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;
составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу (на основе
прочитанного или прослушанного произведения);
применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, создание собственных произведений по аналогии с прочитанным;
ориентироваться в книге/учебнике с опорой на название, автора, содержание, заголовки,
иллюстрации;
выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого;
рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема).
Тематическое планирование
1. Текст
3ч
Понятие «текст». Тема текста. Главная мысль текста
1ч
Определение типа текста: повествование, описание, рассуждение. Их сравнение.
1ч
Определение стиля текста: научный, художественный, публицистический. Их срав1ч
нение.
2. Поиск информации, заданной в явном виде
12ч
Общее понимание содержания прочитанного текста
3ч
Умение находить информацию, заданную в явном виде.
5ч
Определение времени и места действия.
1ч
Значение слова или фразы.
3ч
3. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, име4ч
ющихся в тексте
Формулирование на основе прочитанного несложных выводов
2ч
Установление взаимосвязи между событиями
2ч
4. Интерпретация и обобщение информации
5ч
Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств худо2ч
жественной выразительности
Умение озаглавливать тексты с точки зрения темы или идеи произведения
3ч
5. Оценка содержания, языка и структуры текста.
6ч
Умение понимать общий смысл текста
1ч
Умение приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя
2ч
Определение главной мысли теста, авторского замысла и основных черт характера
3ч
главного героя; умение выражать свои впечатления по прочитанному
6. Творческая мастерская
3ч
Чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, зна3ч
комство с различными способами работы с деформированным текстом
Что узнал. Чему научился.
1ч
Итого
33ч
Форма проведения контроля:
В данном случае для проверки уровня усвоения учащимися полученных знаний используются
нестандартные виды контроля:
занятия-испытания;
конкурсы, викторины, турниры, олимпиады.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Кол-во Дата
п/п
часов 2А, 2В
1 Вводное занятие.
1
05.09
Знакомство с тетрадью.
2 Соколов – Микитов.
1
12.09
Выделение главной
мысли текста.
3 В. Осеева «Плохо».
1
19.09
Определение последовательности событий в тексте.
4 Л. Толстой «Два то1
26.09
варища». Определяем тему текста.
5 Рассказы В. Бурла1
03.10
кова. Составляем
план текста.
6 Рассказы В. Бурла1
10.10
кова. Составляем
план текста.
7 С. Михалков «Аисты
1
17.10
и лягушки». Диалог.
8
9
10
11
12
13
Рассказы И. Пузанова. Задаём вопросы к тексту.
Рассказы В. Бахревского. Ищем синонимы.
Рассказы И. Соколова – Микитова.
Оформляем обложку
книги.
Рассказы Л. Яхтина.
Делим текст на части.
Рассказы Л. Яхтина.
Составляем план
текста.
Рассказы а. Тихонова. Ищем сравнения в тексте.
Дата Дидактическое обесЭОР
2Б
печение
https://wordwall.net/ru04.09
Рабочая тетрадь
ru/community/2«Чтение. Работа с
класс/чтение/литературное
текстом».
https://wordwall.net/ru11.09
Рабочая тетрадь
ru/community/2«Чтение. Работа с
класс/чтение/литературное
текстом».
18.09
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
25.09
02.10
09.10
16.10
1
24.10
23.10
1
07.11
06.11
1
14.11
13.11
1
21.11
20.11
1
28.11
27.11
1
05.12
04.12
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
https://wordwall.net/ruru/community/2класс/чтение/литературное
https://wordwall.net/ruru/community/2класс/чтение/литературное
https://wordwall.net/ruru/community/2класс/чтение/литературное
https://wordwall.net/ruru/community/2класс/чтение/литературное
https://wordwall.net/ruru/community/2класс/чтение/литературное
14 Чтение научных текстов. Определяем
главную мысль.
1
12.12
11.12
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
https://easyen.ru/load/meto
dika/kompleksy/kompleks_
zanjatij_po_vneurochnoj_d
ejatelnosti_chtenie_s_uvlec
heniem_udivitelnyj_mir_pr
irody_2_klass/457-1-085170
15 Рассказы К. Ушинского. Определяем
своё отношение к
тексту.
16 Рассказы И. Соколова – Микитова.
Ищем сравнения.
Подбираем
заголовок.
17 Рассказы Е. Пермяка. Определяем
стиль речи.
18 Рассказы И. Соколова – Микитова.
Определяем тип текста.
19 Рассказы С. Михалкова. Подбираем антонимы.
20 Г. Цыферов «Жил на
свете слонёнок».
Сказка или быль.
Учимся обосновывать свои ответы.
21 В. Кологрив.»Кузнечик». Определяем
тип речи. Учимся отвечать на вопросы
по тексту.
1
19.12
18.12
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
https://wordwall.net/ruru/community/2класс/чтение/литературное
1
26.12
25.12
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
https://wordwall.net/ruru/community/2класс/чтение/литературное
1
09.01
15.01
https://wordwall.net/ruru/community/2класс/чтение/литературное
1
16.01
22.01
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
1
23.01
29.01
1
30.01
05.02
1
06.02
12.02
22 Рассказы С Аксакова. Учимся определять стиль текста.
23 Рассказы С. Аксакова. Подбираем антонимы и образуем
однокоренные слова.
24 Сказки Ш. Перро.
Определяем последовательность пунктов плана.
25 Н. Юрцевич «Берёза». Дополняем
предложения, опираясь на содержание
текста.
1
13.02
19.02
1
20.02
26.02
1
27.02
05.03
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
1
06.03
12.03
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
https://wordwall.net/ruru/community/2класс/чтение/литературное
Рабочая тетрадь https://easyen.ru/load/metodik
«Чтение. Работа с a/kompleksy/kompleks_zanjat
ij_po_vneurochnoj_dejatelnos
текстом».
ti_chtenie_s_uvlecheniem_ud
ivitelnyj_mir_prirody_2_klass
/457-1-0-85170
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
https://easyen.ru/load/meto
dika/kompleksy/kompleks_
zanjatij_po_vneurochnoj_d
ejatelnosti_chtenie_s_uvlec
heniem_udivitelnyj_mir_pr
irody_2_klass/457-1-085170
26 Рассказы С. Юцзунь.
Работаем с пословицами.
27 Рассказы С. Юцзунь.
Восстанавливаем
диалог.
28 Рассказы В. Танасийчук. Стиль текста. Заголовок.
29 Рассказы В. Коржикова. Работаем с иллюстрациями к тексту.
30 Рассказы В. Коржикова. Подбираем синонимы и антонимы.
31 Занимательные
книги Э.
Успенского.
1
13.03
19.03
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».
1
20.03
02.04
1
03.04
09.04
1
10.04
16.04
1
17.04
23.04
1
24.04
30.04
https://easyen.ru/load/nachalnykh/igra/intellektualnaja_igra_umniki_i_umnicy_tvorchestvo_eh_uspenskogo/21
7-1-0-32110
32 Обобщающий урок –
игра: «Я читал,
много узнал, а значит уже подрос…»
33 Комплексный анализ
текста
34 Комплексный анализ
текста
Итого:
1
15.05
07.05
https://wordwall.net/ruru/community/2класс/чтение/литературное
1
22.05
14.05
1
-
21.05
33ч
34ч
https://wordwall.net/ruru/community/2класс/чтение/литературное
https://wordwall.net/ruru/community/2класс/чтение/литературное
Рабочая тетрадь
«Чтение. Работа с
текстом».