ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Функциональная грамотность» для 3-х классов составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 3 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Рабочая программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ: в современной школе сущностью функциональной
грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знаниенезнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего
школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия –
познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп
компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная,
математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной
школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная,
социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ
результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных
исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в обучении младших
школьников:
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков
функциональной грамотности именно в начальных классах.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в
области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование
у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит
в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
2
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Виды деятельности:игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно –
ценностное общение, социальное творчество.
МЕСТО КУРСА ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 3 классе
рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ
«Функциональная грамотность» 3 класс. Учение с увлечением. Издательство «Планета»
«Функциональная грамотность» 3 класс. Тренажёр для школьников Издательство «Планета»
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у
современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы,
семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности
находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениях функциональной
грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовнонравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного
познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному
личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Блок «Читательская грамотность» - 9 ч.
Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел.
Про мыло. История свечи. Магнит.
Блок «Естественно-научная грамотность» - 7 ч.
Полезный кальций.Про облака.Про хлеб и дрожжи.Интересное вещество мел.Чем
интересно мыло и как оно «работает»?Про свечи.Проверь себя.
Блок «Финансовая грамотность» - 10 ч.
Волшебный Магнит.Что такое «бюджет»?Семейный бюджет.Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.Откуда в семье
берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.На что тратятся семейные деньги? Виды
расходов.На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.Как сэкономить
семейные деньги?Расходы и доходы бюджета.
Блок «Математическая грамотность» - 8 ч.
Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на
обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Промежуточная аттестация
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
3
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над
проектами иисследованиями;
- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и представления
информации;
-овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
4
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
Кол- ЦОР
Название тематического раздела
во
часов
Блок «Читательская грамотность»
8
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
РЭШ https://fg.resh.edu.ru/
Блок «Естественно-научная
грамотность»
РЭШ https://fg.resh.edu.ru/
Сетевой комплекс «Мониторинг
формирования функциональной
грамотности учащихся»
http://skiv.instrao.ru/
Блок «Финансовая грамотность»
10
РЭШ https://fg.resh.edu.ru/
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Блок «Математическая грамотность» 7
РЭШ https://fg.resh.edu.ru/
Промежуточная аттестация
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao
https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотность%2024%20класс%20ЭП.pdf
7
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
класс
форма промежуточной аттестации
3 «А»,3 «Б», 3 «В»,
проверочная работа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Тема занятия
Блок «Читательская грамотность» - 8ч.
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
1 четверть – 8 часов
Блок «Естественно-научная грамотность» - 7 ч.
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
Про свечи.
2 четверть – 7 часов
Блок «Финансовая грамотность» - 10 часов
Волшебный Магнит.
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.
Как сэкономить семейные деньги?
Расходы и доходы бюджета.
3 четверть – 10 часов
Блок «Математическая грамотность» - 7 часов
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Промежуточная аттестация
Подсчитываем сэкономленные деньги.
4 четверть - 7 часов
Итого за год: 32 часа
Дата
проведения
03.09
10.09
17.09
24.09
01.10
08.10
15.10
22.10
12.11
19.11
26.11
03.12
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
28.01
04.02
11.02
18.02
25.02
04.03
11.03
18.03
08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
13.05
20.05
КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по курсу «Функциональная грамотность» 3 класс
7
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
Работа включает в себя выполнение заданий на основе текста.
На выполнение работы дается 40 минут. 3 минуты на чтение текста, 35 минут на выполнение
работы, 2 минуты время для самопроверки.
Внимательно читайте каждое задание. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос.
Проверяйте ответ.
При выполнении работы нельзя пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими
справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу и переходи к
следующему.
Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успехов!
Внимательно прочитайте текст.
Подготовка праздника
Скоро у моей младшей сестры день рождения. Я предложил родителям организовать
праздник. Папа сказал, что яркий и запоминающийся праздник можно провести только
тщательно к нему подготовившись. И мы сели составлять план, чтобы не упустить ни
одного важного момента.
Сначала с сестрой определили количество гостей: двое друзей и десять
одноклассников. Приглашать на праздник решили, разослав приглашения по телефону.
Продумали, как будем всех размещать. Отвели место для верхней одежды, для стола и
стульев и для развлечений.
Торжественную атмосферу решили создавать, предложив гостям праздничные
атрибутами: колпаки, маски и галстуки. На стенах придумали развесить гирлянды, плакаты с
поздравлениями и чистые ватманы, на которых гости смогут оставить свои пожелания. Из
шаров мы соорудили фигуры и праздничные букеты.
Дружно взялись за продумывание праздничной программы с играми, конкурсами,
песнями, танцами и шутками, чтобы наши гости не заскучали. Сделали сладкие сувениры.
Мама приготовила скатерть, праздничный набор посуды, столовые приборы и
салфетки. Вместе накрывали стол по правилам сервировки и не забыли про украшения.
Составили разнообразное меню, которое придётся по вкусу всем гостям. Не забыли про
красивое оформление нарезок и десерта.
Всё готово к встрече гостей!
1. Чему учит этот рассказ?
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Найди предложение, в котором говориться, что нужно сделать, чтобы праздник
запомнился? Подчеркни ответ.
3. Дополни кратко план подготовки к празднику.
1) Составим список гостей
2) Отводим каждому место
3) ___________________________________________________________________
4) Составим программу
5)___________________________________________________________________
8
4. Из 1 листа цветной бумаги вырезаем 2 флажка для праздничной гирлянды. В наборе 10
листов.
А) Сколько флажков получиться из набора?
Ответ:
Б) Сколько наборов нужно купить, если для гирлянды нужны 60 флажков?
Ответ:
В) Сколько рублей нужно для покупки этих наборов, ели цена 1 набора 25 руб.?
Ответ:
5. В таблице обозначены предпочтения гостей в горячих блюдах.
Блюдо
Гречка с
Овощное рагу
Картофельное
подливом
пюре
Гарнир
0
2 человек
9 человек
Мясо
Рыба в яйце
0 человек
Карица в
сухариках
4 человек
Котлеты из
свинины
3 человек
Всё
1 человек
Всё
5 человек
Укажи, какие по блюда подходят для праздничного стола больше всего и почему?
А) Гарнир_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Б) Мясо ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. На карте микрорайона найди наш дом по адресу ул. Пихтовая 28 А и обведи его.
Мы отправились за продуктами в торгового центра «Байкал». Начерти короткий маршрут от
центра до нашего дома.
9
7. Разрезая на дне рождения праздничный торт, я сделал 6 надрезов по диаметру (смотри
схему). Хватил ли полученных кусочков для всех гостей? Объясни свой ответ.
Ответ: ________________________________
8. Вместе с папой мы составляли на стене букет из 7 цветов и делали фигурки двух клоунов.
Сколько всего нужно приобрести шаров для оформления если для цветка необходимо 5
маленьких шаров, а для фигурки 10 маленьких и 2 больших?
Ответ:
9. Выполни проверку. Оцени свою работу.
Если выполнил правильно поставь напротив задания «+»
Если есть трудности или сомнения «?»
Задание
№1
Задание
№2
Задание
№3
Задание
№4
А)
Задание
№5
А)
Б)
Б)
Задание
№6
Задание
№7
Задание
№8
В)
Кодификаторы проверяемых элементов функциональной грамотности и
характеристики заданий
Характеристика заданий по формированию читательской грамотности № 1-3
Содержательная область
межличностные отношения
оценки
Компетентностная область находить и извлекать информацию,
оценки
интегрировать и интерпретировать информацию,
осмысливать и оценивать содержание и форму текста,
использовать информацию из текста
Контекст
личный
практический
Тип текста
сплошной (без включения визуальных изображений):
повествование (рассказ, репортаж);
инструкция (правила, законы, указание к выполнению
работы)
Уровень сложности
низкий (№2)
10
Формат ответа
средний (№1)
высокий (№3)
задание с кратким ответом (№2)
задание с развёрнутым ответом (№ 1, №3)
Характеристики задании по формированию математической грамотности №4,5,7,8
Содержательная область
количество (задания, связанные с числами и отношениями
оценки
между ними);
неопределённость и данные (задания разделов статистики
и вероятности)
Компетентностная
формулировать,
область оценки
применять,
интерпретировать
Контекст
личная жизнь
Уровень сложности
низкий (№4А)
средний (№4Б, 4В)
высокий (№ 7,8)
Формат ответа
задание с выбором нескольких правильных ответов (№5)
задание с кратким ответом (№4А,Б)
задание с развёрнутым ответом (№4В, 7,8)
Характеристики задании по формированию естественнонаучной грамотности № 6
Содержательная область
«Науки о Земле и Вселенной» (материал географии,
оценки
геологии, астрономии)
Компетентностная
понимание
особенностей
естественнонаучного
область оценки
исследования,
интерпретация данных и получения выводов
Контекст
личностный
Уровень сложности
высокий
Формат ответа
задание с выбором нескольких правильных ответов
№
задан
ия
1
Оцениваемые компетенции
/ умения
Ответ
Понимать смысловую
структуру текста
Рассказ учит, как
организовать
запоминающийся праздник
(или близкая формулировка)
2
Выбирать, предъявлять
конкретную информацию,
запрашиваемую в вопросе.
3
Понимать смысловую
структуру текста
Папа сказал, что яркий и
запоминающийся праздник
можно провести только
тщательно к нему
подготовившись.
1) Составим список гостей
2) Отводим каждому место
3) Оформляем и готовим
Балл
0 б. – неправильный
ответ;
1б.ответсформулирован
неточно, но есть
понимание
прочитанного
2б.-правильный
ответ
0 б. – неправильный
ответ;
1б.- правильный
ответ
0 б. – задание не
выполнено или
сформулированы
11
атрибуты
4) Составим программу
5)Накрываем стол
4
Сравнение и группировка
предметов по количеству.
А) 2·10= 20 флажков
Б) 60:20= 3 набора
В) 25·3=75 руб.
5
Сравнение и группировка
предметов по количеству.
Интерпретация табличной
формы представления
зависимостей.
А)Гарнир- картофельное
пюре, т.к. его будут есть 10 ч.
из 12.
В) Мясо-курица в сухариках,
т.к. её будут есть 4+5=9 ч. из
12.
6
Освоение базовых
естественнонаучных
понятий. Ориентировка в
схемах, использование
карт.
7
Освоение способов
нахождения простейших
вероятностей.
Да хватит.
2друга + 10 одноклассников =
12 гостей
8
Сформированность
действия
универсального характера:
планирование хода
решения,
упорядочивания действий,
формулировка вывода
5·7=35 шаров для цветов
10·2=20 шаров для фигур
20+35=55 шаров маленьких
всего
2·2=4 шара больших
неверно оба ответа;
1 б. – записан 1 пункт
2 б. -без ошибок оба
пункта
А) 0 б. – задание не
выполнено или
неверный ответ;
1 б.- правильный
ответ
Б) 0 б. – задание не
выполнено или
неверный ответ;
1 б. -правильный
ответ
В) 0 б. – задание не
выполнено или
неверный ответ;
1 б. -без ошибок
А) 0 б. – задание не
выполнено или
неверный ответ;
1 б.- правильный
ответ
Б) 0 б. – задание не
выполнено или
неверный ответ;
1 б.- правильный
ответ
0 б. – задание не
выполнено или
неверный ответ;
1 б. -маршрут
начерчен, но не указан
короткий путь
2 б. - правильный
ответ
0 б. – задание не
выполнено или
неверный ответ;
1 б. –деления
начерчены верно, но
нет ответа с
аргументацией
2 б. - деления
начерчены верно,
правильный ответ с
аргументацией
0 б. – задание не
выполнено или
неверный ответ;
1 б. –выполнено
только 3 действия
верно
2 б. - выполнены все
12
9
Владение рефлексивными
умениями. Самооценка
Итого
действия верно, ответ
сформулирован
1б. -Проверены все
задания, допущены 13 ошибки
2б. -Проверены все
задания, ошибок нет
18 баллов
Соответствие количества первичных баллов уровням функциональной грамотности (1-4
класс)
% выполнения заданий
Уровень функциональной грамотности
До 50%
Низкий
50%-70%
Средний
От 70% до 85
Повышенный
От 85% до 100%
Высокий
13