1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Занимательная математика на онлайн-платформе»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской
программы «Математика» М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой, М. А. Бантовой,
Г. В. Бельтюковой (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа
России». 1—4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций — М.:
Просвещение, 2014).
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с
основной общеобразовательной программой начального общего образования.
1.1 Актуальность программы заключается в том, что предметные знания, умения,
приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение математическим
языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в
старших классах общеобразовательных учреждений. В то же время в начальной школе
предмет математика является основой для развития у учащихся познавательных действий.
В первую очередь логических. Включая и знаково - символические, а также таких, как
планирование, систематизация и структурирование знаний, преобразование информации,
моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика,
формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков.
Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как
универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным
средством развития личности школьника. Данное методическое пособие выпускается в
комплекте с рабочей тетрадью для ученика. Все задания в пособии и в тетради составлены с
учетом стандартов второго поколения и направлены на формирование у школьников
универсальных учебных действий, основ логического мышления и коммуникативной
компетентности
1.2 Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по
математике; развить интерес учащихся к окружающему миру, их математические
способности;
привить школьникам интерес и вкус к самостоятельным занятиям
математикой; воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Задачи курса:
✓ содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы,
обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать
умозаключения;
✓ способствовать формированию информационно - коммуникационных компетенций
учащихся;
✓ прививать любовь к предмету;
✓ создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого
ученика;
✓ создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать
стремление у ребёнка к размышлению и поиску;
✓ формировать представление о математике как форме описания и методе познания
окружающего мира.
Таким образом решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных
математических и природоведческих знаний, связей математики с окружающей
действительностью, а также личностную заинтересованность в расширении знаний.
1.3 МЕСТО ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2
Программа рассчитана на один год обучения и предполагает проведение
еженедельных внеурочных занятий со школьниками в 4 классе 1 час в неделю (всего 32
часа в год). Реализация программы осуществляется с применением дистанционных
образовательных технологий на интерактивной платформе Учи ру.
1.4 Работа ведется на интерактивной платформе Учи ру.
1.5 Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рабочей
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие учащегося.
Это проявляется:
-в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших своё отражение и конкретизацию в Рабочей программе воспитания;
-в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной
организацией в рамках курса внеурочной деятельности «Занимательная математика на
онлайн-платформе», в рамках рабочей программы воспитания;
-в возможности проведения единых и общих тематических занятий в разновозрастных
группах, организованных для общеинтеллектуальной деятельности школьников,
воспитательное значение которых отмечается в рабочей программе воспитания;
-в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчёркивается рабочей программой воспитания.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Числа от 1 до 1000. Повторение.
Порядок действий в числовых выражениях
Столбчатые диаграммы
Раздел 2. Числа, которые больше 1000. Нумерация.
Чтение и запись многозначных чисел с помощью таблицы разрядов и классов
Сравнение многозначных чисел
Раздел 3. Величины
Единицы измерения длины
Единицы измерения массы
Единицы измерения времени
Осеннее повторение
Раздел 4. Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание
Задачи на нахождение нескольких долей целого
3
Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме
Умножение многозначного числа на однозначное
Упрощение уравнений с неизвестным множителем
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме
Задачи на пропорциональное деление
Повторение за 1-е полугодие
Зимнее повторение
Задачи с величинами: скорость, время, расстояние
Умножение числа на произведение
Задачи на одновременное встречное движение
Раздел 5. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление
Правила деления числа на произведение
Деление круглых чисел
Задачи на одновременное движение в противоположных направлениях
Устное умножение на двузначные числа
Письменное умножение на двузначное число
Повторение приёмов умножения
Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях
Повторение тем января, февраля и марта
Письменное деление на двузначное число
Подготовка к ВПР: работа со схемами
Раздел 6. Итоговое повторение.
Повторение деления в столбик
Повторение: нумерация
Повторение. Геометрические фигуры
Промежуточная аттестация
4
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Внеурочные занятия должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления,
строгость и стройность в умозаключениях; содержание математических задач дает
возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный
уровень.
Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты
характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным.
Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной
работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки
математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение
соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
• принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной,
письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД:
• пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради;
• ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
• анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинноследственные связи в изученном круге явлений
Коммуникативные УУД:
• выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
• воспринимать другое мнение и позицию;
• формировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению;
Предметные результаты
• Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений.
• Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его
оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы).
• Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно познавательных и учебно - практических задач.
• Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры,
представлять, анализировать данные, выполнять задания логического характера, собирать
фигуры из деталей конструкторов.
5
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная математика на онлайн-платформе»
Название тематического раздела с Количество ЦОР/ЭОР
указанием основных тем
часов,
№
отводимых
на освоение
темы
1
2
https://clck.ru/35dHnJ
Числа от 1 до 1000. Повторение.
https://clck.ru/35kggP
2
https://clck.ru/35kiUq
Числа,
которые
больше
1000. 2
https://clck.ru/35khDk
Нумерация.
4
https://clck.ru/35khHQ
3
Величины
https://clck.ru/35khKe
https://clck.ru/35khMe
https://clck.ru/35khQs
4
Числа,
которые
больше
Сложение и вычитание
1000. 11
5
Числа,
которые
больше
Умножение и деление
1000. 10
6
Итоговое повторение.
Итог
о:
5
https://clck.ru/35khWV
https://clck.ru/35khZy
https://clck.ru/35khbm
https://clck.ru/35khcr
https://clck.ru/35khiu
https://clck.ru/35khjo
https://clck.ru/35khmQ
https://clck.ru/35khnC
https://clck.ru/35kiZr
https://clck.ru/35kiao
https://clck.ru/35kieV
https://clck.ru/35kifw
https://clck.ru/35kihB
https://clck.ru/35kijC
https://clck.ru/35kik4
https://clck.ru/35kim6
https://clck.ru/35kimn
https://clck.ru/35kioQ
https://clck.ru/35kipw
https://clck.ru/35kitK
https://clck.ru/35kive
https://clck.ru/35kiwY
https://clck.ru/35kixQ
https://clck.ru/35kiym
https://clck.ru/35kizu
34
5. Промежуточная аттестация
класс
4 «А»,4 «Б», 4 «В»
форма промежуточной аттестации
Тестовая работа
6
6. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная математика на онлайн-платформах»
№ Темы занятий
п/п
1
Порядок действий в числовых выражениях
Кол-во
часов
Дата проведения занятия
1
03.09
2
3
Столбчатые диаграммы
Чтение
и запись
многозначных
чисел
с помощью таблицы разрядов и классов
1
1
10.09
17.09
4
5
6
Сравнение многозначных чисел
Единицы измерения длины
Единицы измерения массы
1
1
1
24.09
01.10
08.10
7
8
Единицы измерения времени
Осеннее повторение
1
1
15.10
22.10
9
10
11
1 четверть –8 часов
Задачи на нахождение нескольких долей
1
целого
Задачи на увеличение и уменьшение числа
1
на несколько единиц в косвенной форме
Умножение
многозначного
числа
1
на однозначное
уравнений
12.11
19.11
26.11
12
Упрощение
множителем
с неизвестным
1
03.12
13
1
10.12
14
Задачи на увеличение и уменьшение числа
в несколько раз, выраженные в косвенной
форме
Задачи на пропорциональное деление
1
17.12
15
Повторение за 1 -е полугодие
1
24.12
2 четверть – 7 часов
18
Зимнее повторение
Задачи с величинами: скорость,
расстояние
Умножение числа на произведение
19
20
Задачи на одновременное встречное движение
Правила деления числа на произведение
16
17
время,
1
1
14.01
21.01
1
28.01
1
1
04.02
11.02
7
1
1
18.02
25.02
23
24
Деление круглых чисел
Задачи
на одновременное
движение
в противоположных направлениях
Устное умножение на двузначные числа
Письменное умножение на двузначное число
1
1
04.03
11.03
25
Повторение приёмов умножения
1
18.03
26
3 четверть – 10 часов
Решение задач на одновременное движение
1
в противоположных направлениях
08.04
27
Повторение тем января, февраля и марта
1
15.04
28
Письменное деление на двузначное число
1
22.04
29
30
31
Подготовка к ВПР: работа со схемами
Повторение деления в столбик
Повторение: нумерация
1
1
1
29.04
06.05
13.05
32
Промежуточная аттестация
1
20.05
21
22
4 четверть –7 часов
Итого за год : год – 32 часа
8
Приложение № 1
Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации
по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика на онлайнплатформе»
1. Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле: карандаш или ручка?
А. одинаково
Б. карандаш
В. ручка
2. Найди сумму чисел: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10
А. 50
Б. 45
В.55
3. Запиши все двузначные числа, используя цифры 1,2,3 (цифры в записи числа не
должны повторяться) и найди сумму этих чисел.
А. 12+ 13 + 21 + 23 + 31 + 32 + 11 +22 +33 = 198
Б. 12+ 21 + 23 + 32 + 31 = 88
В.12+ 13 + 21 + 23 + 31 + 32 = 132
4.Если от 100 отнять 28, то результат будет больше в 8 раз нужного числа. Назовите
это число.
А. 9
Б. 8
В. 7
5. Курица на двух ногах весит два килограмма. Сколько весит курица на одной ноге?
А. 1
Б. 2
В.4
6. Миша написал на футболке своё имя (см. рис. 1). Затем он подошел к зеркалу.
Нарисуй, как будет выглядеть отражение его имени в зеркале (рис. 2).
9
10