ВД Культурное Наследие_2кл.

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Программа обучения рассчитана на школьников 2 классов. В ее основе развитие личности
ребенка посредством знакомства с историей родного края.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления
духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и
культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства
любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих,
хочет каждый человек. Это возможно, если уважать себя и своих соседей, знать биографии
уважаемых людей села, района, области, стремиться быть похожим на них, помнить и чтить
обычаи и традиции своего народа.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности
самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают
понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к
историческим событиям.
Цель программы:
формирование чувства любви к родной земле, месту, где родился, бережное отношение к
красоте природы, уважение к истории родного края, развитие исследовательских способностей
учащихся.
Задачи программы:
- создание условий для развития у обучающихся стремления знать свой регион,
формирование личностного отношения к своему краю;
- приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской
деятельности;
- способствование формированию практических умений и навыков учебнотворческой деятельности;
- знакомство с историей родного края
-воспитание гражданских качеств обучающихся, патриотического отношения к своей "малой
родине", бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является его
культурная значимость в жизни области, актуальность, воспитательная ценность.
Программа курса «Наследие» предусматривает теоретический и практический материал,
который выстраивается из восьми взаимосвязанных разделов:
- Я и моя семья.
- Мой дом.
- Моя улица.
- Моя школа.
- Моя малая Родина.
- Мой край.
- Земляки, прославившие Сальский район.
- Моя Родина в годы ВОВ.
Основные задачи теоретических знаний:
– дать необходимые знания по истории родного края;
– познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием;
2

– учащиеся должны знать и понимать то, что происходит сейчас тоже станет когда-то историей,
а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше край, сделать его
лучше, богаче и сильнее.
Занятия курса носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся
приобретут умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем
объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, писать
сочинения, выполнять
творческую работу, составлять коллажи, работать с научно-популярной литературой. Научатся
выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, селе, крае, проводить
исследовательские и поисковые работы. Выполнение практических заданий по краеведению
позволят учащимся познакомиться с новыми людьми, узнать ранее неизвестное, казалось бы, о
знакомых людях. К обучающимся придёт понимание того, что эти люди причастны к историческим
событиям, что история — это история людей.
Материал курса актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы
человеческой жизни. Почему мы должны сохранять и приумножать историческое и культурное
наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу
гуманно, стараться понять и принять каждого, живущего рядом.
Специфика курса «Культурное наследие» состоит в том, что он имеет интегрированный
характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие,
краеведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми
доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук.
Интегрированный характер курса «Культурное наследие» а также реализация межпредметных
связей с «Окружающим миром», «Литературным чтением», «Русским языком», «Математикой»,
«Технологией», «Изобразительным
искусством» в УМК «Перспективная начальная школа»
обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места
человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми,
обществом и природой.
С внедрением ФГОС второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе
становится формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих возможность
продолжения изучения истории родного края в основной школе. Эта задача решается в ходе всего
образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою
специфику.
Программа обучения обеспечивает поэтапное, постепенное погружение ребёнка в
осознание богатства и многообразия связей истории и краеведения родного края с жизнью
каждого человека и каждой семьи. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно
рассматривать как ряд этапов. Так в 1 - 2 классах рассматриваются отдельные объекты и явления
окружающей ребёнка социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого
возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, необходимо использовать
следующие формы работы:
- групповая работа;
- беседы;
- встречи с земляками;
- просмотр и обсуждение видеофильмов;
- классный час;
- экскурсии;
- праздники;
- конкурсы;
3

- создание и защита творческих проектов и исследовательских работ;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
- краеведческие викторины.
Занятия проводятся в учебном кабинете, приветствуется проведение занятий и в других
учреждениях (библиотека, музей, выставочный зал) 1 раз в неделю, продолжительность одного
занятия составляет 40 минут. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой
учитель начальных классов.
Данная программа рассчитана на год изучения:
2 класс – 34 часа;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности «Культурное наследие».
Личностные:
 чувство ответственности за сохранение природы и культурного наследия родного края;
 осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своему краю, выражающееся
в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и
событиях современной жизни родного края;
 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, проживающих
на территории Ростовской области;
 расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение
социальной роли ученика, понимание образования, как личностной ценности;
 способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм,
требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
 установка на высокий уровень культурного
общения,
как
ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

образ жизни, умение

Метапредметные:
 способность регулировать собственную деятельность, в том числе исследовательскую,
направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) историко-краеведческого
материала, родного края;
 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать
нормы информационной избирательности, этики и этикета;
 освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (семья, класс, школа, учреждения культуры).
Предметные:
 сформированность умений наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира,
выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события
культуры, истории родного края;
 сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст,
рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, Интернет);
 сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках,
картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в Интернете для выполнения
учебного задания или для практических целей;
 способность использовать готовые модели ( карту, план, план-карту, схемы маршрутов) и их
4

условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных
явлений;
 способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания
электричек, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и применения
необходимой информации в быту;
 умение составлять список используемой литературы и Интернет-адресов;
 способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и
взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе
не совпадающей с его точкой зрения;
 способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего;
 овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного
поведения в мире природы и людей;
 понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в
ее современной жизни;
 понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре
России.
В результате реализации программы возможны 3 уровня воспитательных результата:
Первый уровень
 представление понятий о
формуляре;

читальном зале,

абонементе,

книжном фонде, читательском

 представление о семье и её составе, о происхождении имён и фамилий, о способах
создания комфортной и тёплой внутрисемейной обстановки;
 представление понятий о генеалогическом древе, о родственных связях в виде схемы,
напоминающей древо;
 представление знаний об истории возникновения родного села, о названиях улиц и их
протяженности;
 получение информации об истории и традициях школы, о знаменитых выпускниках,
прославившие село, район и область;
 представление о профессиях, связанных с сельским хозяйством, об известных людях села;
 получение знаний о государственной символике Сальского района (герб, флаг);
 получение представлений о знаменательных датах Сальского района;
 получение представлений об истории образования г. Сальска и его
достопримечательностей;
 представление о знаниях работы с картами родного края;
Второй уровень
 внимательное отношение к своим родителям, бабушкам и дедушкам, друг к другу,
уважение старших;
 уважительное отношение к педагогам-ветеранам, к ветеранам труда и Великой
Отечественной войны;
 бережное отношение к памятникам села и памятнику природы, к зданиям XIX – XX вв;
5

 уважительное отношение к землякам, прославивших край.
Третий уровень
 опыт самостоятельной деятельности в проведении праздника «Детский день рождения»;
 опыт самостоятельной деятельности в оформлении книжки – раскладушки «Учителя ветераны нашей школы»;
 опыт самостоятельной деятельности в Поисково - исследовательском проекте
«Знаменитые выпускники нашей школы»;
 опыт самостоятельной деятельности в поисково – исследовательской работе «История
моего села» (выступление перед одноклассниками);
 опыт самостоятельной деятельности в подготовке и выступлении с юбилейным репортажем
«Я горжусь своими предками» перед обучающимися 2 класса;
 опыт самостоятельной деятельности в оформлении альбома о родном крае произведениями
и фотографиями поэтов родного края, чтение понравившихся произведений обучающимся 2
классов;
 опыт самостоятельной деятельности в диспуте «Знаменитые люди района» (выступление
перед одноклассниками);
 опыт самостоятельной деятельности в создании диафильма на бумаге «Моё родной край»
и выступление с ним перед обучающимися 2 классов;
 опыт самостоятельной деятельности в театрализованном
выступлении со сказкой
Л.И.Куликова «Белочка – умелочка» перед ребятами;
 творческих работ «Ими гордится город Сальск» (они войдут в альбом о родном крае);
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу изучения курса
Обучающиеся узнают:
- фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение, их профессии,
традиции и увлечения;
- название родной страны, ее столицы; своего региона, родного села и района;
- основные этапы развития города, района;
- исторические события в государстве и их отражение на жизнь зауральцев и на односельчан;
- основные этапы развития народного образования, системы здравоохранения, сельского
хозяйства, культуры в Сальске , роль школы в жизни села и государства;
- имена выдающихся земляков своего края, внесших достойный вклад в развитие Сальска и
всей страны;
- положение России и своего региона (областного центра, примерное положение своего села и
районного посёлка) на карте;
- специфику географического положения, административно-территориального деления
Курганской области на внутриобластные экономические районы;
- государственную символику Ростовской области;
- историко-культурные достопримечательности Курганской области: современные храмы,
памятники архитектуры и природы;
- необходимые меры охраны природы;
- правила поведения во время экскурсии;
- крупные предприятия Ростовской области;
- исторические события, происходившие в Сальске в годы Великой Отечественной войны;
- роль города в жизни страны;
Учащиеся научатся:
6

- составлять родословную своей семьи;
- рассказывать о результатах экскурсии по селу;
- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам;
- работать со справочной литературой, составлять краткую характеристику своего края на
основе разнообразных источников, излагать её в виде сообщения, рассказа;
Формы подведения итогов реализации программы.
По окончании реализации программы участники курса должны подвести итоги. Формами
итогов могут быть:
Оформление проекта «Моё генеалогическое древо».
Оформление и защита альбома о родном крае.
Оформление проекта «Знаменитые выпускники нашей школы».
Оформление диафильма на бумаге «Мой город»
Учебно – тематический план
2 класс
№
Тема
Количество
часов
Мой край
1.

Я – житель города Сальска.

4
1

2.

Из истории Сальского района.

2

3.

Экскурсия в музей города Сальска.

1

Моя семья
4.

Имена и фамилии.

5
1

5.
6.

Детство моих бабушек и дедушек.
Генеалогическое древо. Старая фотография из альбома.

1
2

7.

Профессии в моей семье.

1
Моя школа

6

8.

Видеофильм о школе.

1

9.

История школы.

1

10.
11.
12.
13.

Традиции школы.
Встреча с педагогами – ветеранами школы.
Родители, бабушки, дедушки – выпускники школы.
Встреча с защитниками Отечества нашей школы.
Моя малая Родина

1
1
1
1
11

14.

Моя малая Родина. История возникновения.

1

15.
16.

Экскурсия в школьный
Отечественной войны».
Экскурсии в библиотеку.

17.

Экскурсия в организации.

2

18.

Памятники города и герои.

1

19.

Оформление I блока альбома.

4

музей

«Город

Сальск

Моя Родина в годы ВОВ
20.

История города в годы ВОВ.

в

годы

Великой

1
2

8
3
7

21.

История создания улиц города.

3

22.

Итоговое занятие «Защита проекта».

2

ИТОГО

34

Календарно-тематическое планирование
2 класс
Раздел

№

Моя семья.

Мой край.

1
2-3

Дата
2 «Б»

Я – житель Сальского района.

06.09

02.09

Из истории Сальского района.

09.09
16.09
23.09

Количество часов
Теория
Прак Экску
тика
рсии,
встреч
и.
1

4

Экскурсия в музей

1

Происхождение имён и фамилий.

04.10

30.09

Проект « Моё генеалогическое
древо»
Защита проекта « Моё
генеалогическое древо»
Проектная работа «Старая
фотография рассказала…» .
Моя школы. Рисунки о школе.

11.10
18.10
25.10

07.10
14.10
21.10

2

08.11

11.11

1

15.11

18.11

1

История школы.
Экскурсия в школьную
библиотеку.
Традиции школы.

22.11

25.11

29.11

02.12

Встреча с педагогами –
ветеранами нашей школы.
Мои родители, бабушка, дедушка
– выпускники нашей школы.
Встреча с защитниками Отечества
нашей школы.
Моя малая Родина.

06.12

09.12

1

13.12

16.12

1

20.12

23.12

1

27.12

13.01

1

2

Начало оформления альбома о
родном крае. I блок.

10.01

20.01

1

3

Экскурсия
библиотеку.

17.01

27.01

2-3
4

1
2

Моя школа.

Дата
2 «А»

13.09
20.09
27.09

5

3
4
5
6
1

Моя малая
Родина.

Тема занятия

в

городскую

2
1
2

1

1

1

1
8

4
5-6

Экскурсия
в
школьную
библиотеку.
Экскурсия в организации.

24.01

03.02

1

31.01

10.02
17.02

2

07.02
7-8

Оформление I блока альбома.

14.02
21.02

2

9

Познавательная игра «Хочу знать».

28.02

10.03

1

10

Рисунок-листовка «Берегите
памятник природы Сальского
района!»
Экскурсия в школьную
библиотеку «Памятники города».

07.03

17.03

1

14.03

07.04
14.04

Мемориальные доски.

04.04

1-2

Моя Родина в годы ВОВ.

24.02
03.03

3-4

21.03

11.04
5-6

Экскурсия в школьный музей.

18.04
25.04

7-8

История города.
Экскурсия в городскую
библиотеку.

16.05
23.05

21.04
28.04

2

2

05.05
12.05

2

19.05
26.05

2

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».