Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Программа обучения рассчитана на школьников 2 классов. В ее основе развитие личности
ребенка посредством знакомства с историей родного края.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления
духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и
культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства
любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих,
хочет каждый человек. Это возможно, если уважать себя и своих соседей, знать биографии
уважаемых людей села, района, области, стремиться быть похожим на них, помнить и чтить
обычаи и традиции своего народа.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности
самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают
понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к
историческим событиям.
Цель программы:
формирование чувства любви к родной земле, месту, где родился, бережное отношение к
красоте природы, уважение к истории родного края, развитие исследовательских способностей
учащихся.
Задачи программы:
- создание условий для развития у обучающихся стремления знать свой регион,
формирование личностного отношения к своему краю;
- приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской
деятельности;
- способствование формированию практических умений и навыков учебнотворческой деятельности;
- знакомство с историей родного края
-воспитание гражданских качеств обучающихся, патриотического отношения к своей "малой
родине", бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является его
культурная значимость в жизни области, актуальность, воспитательная ценность.
Программа курса «Наследие» предусматривает теоретический и практический материал,
который выстраивается из восьми взаимосвязанных разделов:
- Я и моя семья.
- Мой дом.
- Моя улица.
- Моя школа.
- Моя малая Родина.
- Мой край.
- Земляки, прославившие Сальский район.
- Моя Родина в годы ВОВ.
Основные задачи теоретических знаний:
– дать необходимые знания по истории родного края;
– познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием;
2
– учащиеся должны знать и понимать то, что происходит сейчас тоже станет когда-то историей,
а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше край, сделать его
лучше, богаче и сильнее.
Занятия курса носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся
приобретут умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем
объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, писать
сочинения, выполнять
творческую работу, составлять коллажи, работать с научно-популярной литературой. Научатся
выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, селе, крае, проводить
исследовательские и поисковые работы. Выполнение практических заданий по краеведению
позволят учащимся познакомиться с новыми людьми, узнать ранее неизвестное, казалось бы, о
знакомых людях. К обучающимся придёт понимание того, что эти люди причастны к историческим
событиям, что история — это история людей.
Материал курса актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы
человеческой жизни. Почему мы должны сохранять и приумножать историческое и культурное
наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу
гуманно, стараться понять и принять каждого, живущего рядом.
Специфика курса «Культурное наследие» состоит в том, что он имеет интегрированный
характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие,
краеведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми
доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук.
Интегрированный характер курса «Культурное наследие» а также реализация межпредметных
связей с «Окружающим миром», «Литературным чтением», «Русским языком», «Математикой»,
«Технологией», «Изобразительным
искусством» в УМК «Перспективная начальная школа»
обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места
человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми,
обществом и природой.
С внедрением ФГОС второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе
становится формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих возможность
продолжения изучения истории родного края в основной школе. Эта задача решается в ходе всего
образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою
специфику.
Программа обучения обеспечивает поэтапное, постепенное погружение ребёнка в
осознание богатства и многообразия связей истории и краеведения родного края с жизнью
каждого человека и каждой семьи. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно
рассматривать как ряд этапов. Так в 1 - 2 классах рассматриваются отдельные объекты и явления
окружающей ребёнка социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого
возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, необходимо использовать
следующие формы работы:
- групповая работа;
- беседы;
- встречи с земляками;
- просмотр и обсуждение видеофильмов;
- классный час;
- экскурсии;
- праздники;
- конкурсы;
3
- создание и защита творческих проектов и исследовательских работ;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
- краеведческие викторины.
Занятия проводятся в учебном кабинете, приветствуется проведение занятий и в других
учреждениях (библиотека, музей, выставочный зал) 1 раз в неделю, продолжительность одного
занятия составляет 40 минут. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой
учитель начальных классов.
Данная программа рассчитана на год изучения:
2 класс – 34 часа;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности «Культурное наследие».
Личностные:
чувство ответственности за сохранение природы и культурного наследия родного края;
осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своему краю, выражающееся
в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и
событиях современной жизни родного края;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, проживающих
на территории Ростовской области;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение
социальной роли ученика, понимание образования, как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм,
требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на высокий уровень культурного
общения,
как
ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
образ жизни, умение
Метапредметные:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе исследовательскую,
направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) историко-краеведческого
материала, родного края;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать
нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (семья, класс, школа, учреждения культуры).
Предметные:
сформированность умений наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира,
выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события
культуры, истории родного края;
сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст,
рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, Интернет);
сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках,
картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в Интернете для выполнения
учебного задания или для практических целей;
способность использовать готовые модели ( карту, план, план-карту, схемы маршрутов) и их
4
условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных
явлений;
способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания
электричек, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и применения
необходимой информации в быту;
умение составлять список используемой литературы и Интернет-адресов;
способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и
взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе
не совпадающей с его точкой зрения;
способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного
поведения в мире природы и людей;
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в
ее современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре
России.
В результате реализации программы возможны 3 уровня воспитательных результата:
Первый уровень
представление понятий о
формуляре;
читальном зале,
абонементе,
книжном фонде, читательском
представление о семье и её составе, о происхождении имён и фамилий, о способах
создания комфортной и тёплой внутрисемейной обстановки;
представление понятий о генеалогическом древе, о родственных связях в виде схемы,
напоминающей древо;
представление знаний об истории возникновения родного села, о названиях улиц и их
протяженности;
получение информации об истории и традициях школы, о знаменитых выпускниках,
прославившие село, район и область;
представление о профессиях, связанных с сельским хозяйством, об известных людях села;
получение знаний о государственной символике Сальского района (герб, флаг);
получение представлений о знаменательных датах Сальского района;
получение представлений об истории образования г. Сальска и его
достопримечательностей;
представление о знаниях работы с картами родного края;
Второй уровень
внимательное отношение к своим родителям, бабушкам и дедушкам, друг к другу,
уважение старших;
уважительное отношение к педагогам-ветеранам, к ветеранам труда и Великой
Отечественной войны;
бережное отношение к памятникам села и памятнику природы, к зданиям XIX – XX вв;
5
уважительное отношение к землякам, прославивших край.
Третий уровень
опыт самостоятельной деятельности в проведении праздника «Детский день рождения»;
опыт самостоятельной деятельности в оформлении книжки – раскладушки «Учителя ветераны нашей школы»;
опыт самостоятельной деятельности в Поисково - исследовательском проекте
«Знаменитые выпускники нашей школы»;
опыт самостоятельной деятельности в поисково – исследовательской работе «История
моего села» (выступление перед одноклассниками);
опыт самостоятельной деятельности в подготовке и выступлении с юбилейным репортажем
«Я горжусь своими предками» перед обучающимися 2 класса;
опыт самостоятельной деятельности в оформлении альбома о родном крае произведениями
и фотографиями поэтов родного края, чтение понравившихся произведений обучающимся 2
классов;
опыт самостоятельной деятельности в диспуте «Знаменитые люди района» (выступление
перед одноклассниками);
опыт самостоятельной деятельности в создании диафильма на бумаге «Моё родной край»
и выступление с ним перед обучающимися 2 классов;
опыт самостоятельной деятельности в театрализованном
выступлении со сказкой
Л.И.Куликова «Белочка – умелочка» перед ребятами;
творческих работ «Ими гордится город Сальск» (они войдут в альбом о родном крае);
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу изучения курса
Обучающиеся узнают:
- фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение, их профессии,
традиции и увлечения;
- название родной страны, ее столицы; своего региона, родного села и района;
- основные этапы развития города, района;
- исторические события в государстве и их отражение на жизнь зауральцев и на односельчан;
- основные этапы развития народного образования, системы здравоохранения, сельского
хозяйства, культуры в Сальске , роль школы в жизни села и государства;
- имена выдающихся земляков своего края, внесших достойный вклад в развитие Сальска и
всей страны;
- положение России и своего региона (областного центра, примерное положение своего села и
районного посёлка) на карте;
- специфику географического положения, административно-территориального деления
Курганской области на внутриобластные экономические районы;
- государственную символику Ростовской области;
- историко-культурные достопримечательности Курганской области: современные храмы,
памятники архитектуры и природы;
- необходимые меры охраны природы;
- правила поведения во время экскурсии;
- крупные предприятия Ростовской области;
- исторические события, происходившие в Сальске в годы Великой Отечественной войны;
- роль города в жизни страны;
Учащиеся научатся:
6
- составлять родословную своей семьи;
- рассказывать о результатах экскурсии по селу;
- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам;
- работать со справочной литературой, составлять краткую характеристику своего края на
основе разнообразных источников, излагать её в виде сообщения, рассказа;
Формы подведения итогов реализации программы.
По окончании реализации программы участники курса должны подвести итоги. Формами
итогов могут быть:
Оформление проекта «Моё генеалогическое древо».
Оформление и защита альбома о родном крае.
Оформление проекта «Знаменитые выпускники нашей школы».
Оформление диафильма на бумаге «Мой город»
Учебно – тематический план
2 класс
№
Тема
Количество
часов
Мой край
1.
Я – житель города Сальска.
4
1
2.
Из истории Сальского района.
2
3.
Экскурсия в музей города Сальска.
1
Моя семья
4.
Имена и фамилии.
5
1
5.
6.
Детство моих бабушек и дедушек.
Генеалогическое древо. Старая фотография из альбома.
1
2
7.
Профессии в моей семье.
1
Моя школа
6
8.
Видеофильм о школе.
1
9.
История школы.
1
10.
11.
12.
13.
Традиции школы.
Встреча с педагогами – ветеранами школы.
Родители, бабушки, дедушки – выпускники школы.
Встреча с защитниками Отечества нашей школы.
Моя малая Родина
1
1
1
1
11
14.
Моя малая Родина. История возникновения.
1
15.
16.
Экскурсия в школьный
Отечественной войны».
Экскурсии в библиотеку.
17.
Экскурсия в организации.
2
18.
Памятники города и герои.
1
19.
Оформление I блока альбома.
4
музей
«Город
Сальск
Моя Родина в годы ВОВ
20.
История города в годы ВОВ.
в
годы
Великой
1
2
8
3
7
21.
История создания улиц города.
3
22.
Итоговое занятие «Защита проекта».
2
ИТОГО
34
Календарно-тематическое планирование
2 класс
Раздел
№
Моя семья.
Мой край.
1
2-3
Дата
2 «Б»
Я – житель Сальского района.
06.09
02.09
Из истории Сальского района.
09.09
16.09
23.09
Количество часов
Теория
Прак Экску
тика
рсии,
встреч
и.
1
4
Экскурсия в музей
1
Происхождение имён и фамилий.
04.10
30.09
Проект « Моё генеалогическое
древо»
Защита проекта « Моё
генеалогическое древо»
Проектная работа «Старая
фотография рассказала…» .
Моя школы. Рисунки о школе.
11.10
18.10
25.10
07.10
14.10
21.10
2
08.11
11.11
1
15.11
18.11
1
История школы.
Экскурсия в школьную
библиотеку.
Традиции школы.
22.11
25.11
29.11
02.12
Встреча с педагогами –
ветеранами нашей школы.
Мои родители, бабушка, дедушка
– выпускники нашей школы.
Встреча с защитниками Отечества
нашей школы.
Моя малая Родина.
06.12
09.12
1
13.12
16.12
1
20.12
23.12
1
27.12
13.01
1
2
Начало оформления альбома о
родном крае. I блок.
10.01
20.01
1
3
Экскурсия
библиотеку.
17.01
27.01
2-3
4
1
2
Моя школа.
Дата
2 «А»
13.09
20.09
27.09
5
3
4
5
6
1
Моя малая
Родина.
Тема занятия
в
городскую
2
1
2
1
1
1
1
8
4
5-6
Экскурсия
в
школьную
библиотеку.
Экскурсия в организации.
24.01
03.02
1
31.01
10.02
17.02
2
07.02
7-8
Оформление I блока альбома.
14.02
21.02
2
9
Познавательная игра «Хочу знать».
28.02
10.03
1
10
Рисунок-листовка «Берегите
памятник природы Сальского
района!»
Экскурсия в школьную
библиотеку «Памятники города».
07.03
17.03
1
14.03
07.04
14.04
Мемориальные доски.
04.04
1-2
Моя Родина в годы ВОВ.
24.02
03.03
3-4
21.03
11.04
5-6
Экскурсия в школьный музей.
18.04
25.04
7-8
История города.
Экскурсия в городскую
библиотеку.
16.05
23.05
21.04
28.04
2
2
05.05
12.05
2
19.05
26.05
2
9