Приложение к ООП СОО
РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей гуманитарного цикла
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
___________Чернышева И.П.
__________Безбородова О.С. ____________ Э.Г. Клец
Протокол № 1
от августа 2024 г.
августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 4
г. Сальска
Приказ № ____
от августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Стилистика русского языка»
для 10 класса среднего общего образования
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Козачанская Алевтина Андреевна
учитель русского языка и литературы
Сальск, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10
классов и рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке,
углублённое изучение основных разделов русского языка и совершенствование речевой
культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку
к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения
нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТИЛИСТИКА
РУССКОГО ЯЗЫКА»
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.
Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания,
определение этапов создания текста).
2.
Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать
языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приёмы работы
учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска
информации, решение тестов по типу ЕГЭ, написание текстов по заданной проблеме.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТИЛИСТИКА РУССКОГО
ЯЗЫКА»
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативноречевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
Овладение основными нормами русского литературного языка;
Создание прочной, надёжной базы орфографических навыков;
Совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, анализировать,
оценивать;
Обучение анализу текста, его интерпретации;
Формирование языковой и лингвистической компетенции;
Формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное
мнение, использовать разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
Развитие ассоциативного мышления учащихся.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Стилистика русского языка» в 10 классах среднего
общего образования в учебном плане отводится 34 часа. Согласно календарно-учебному
графику на 2024-2025 количество часов в 10 классе составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»
1.
Фонетика. Орфоэпия.
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного
ударения в русском языке. Гласные звуки, их произношение. Согласные звуки, их
произношение. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка.
Варианты произношения.
2.
Лексика.
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и
фразеологии. Прямое и переносное значение слова. Общеупотребительная и ограниченная
лексика. Трудности лексического анализа слов.
3.
Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском
языке. Лексическое значение морфем.
4.
Морфология.
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
5.
Орфография.
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения.
Трудные случаи правописания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы
личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной
социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной
среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли
родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях
человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты
речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное
или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с
коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными
источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать
реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои
мысли в устной и письменной форме;
•
умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную
позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную
рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее
результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной
деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде
рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных
областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения
и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к
формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа,
как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и
дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
•
осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в
зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном
виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной
литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных
текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и
письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
•
применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и
учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при
обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности
в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами
редактирования текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи:
функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая
ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный
язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический
аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа
текстов
разной
функционально-стилевой
и
жанровой
принадлежности;
оценка
коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Раздел программы
1 Фонетика
Количество
часов
3
Основные виды деятельности
Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной
деятельности, составление устного и письменного высказывания,
структурирование, постановка учебной задачи, оценка правильности
выполнения действия,
формулировка собственной позиции.
Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной
деятельности.
Составление устного и письменного высказывания, структурирование,
постановка учебной задачи.
Оценка правильности выполнения действия, формулировка собственной
позиции
Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной
деятельности, составление устного и письменного высказывания,
структурирование, постановка учебной задачи, оценка правильности
выполнения действия.
Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной
деятельности.
1
2
Орфоэпия.
3
3
Лексика
3
4
Словообразование
2
5
Морфология
5
6
Орфография
18
ИТОГО
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛ (Т)
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1 полугодие
1
2
Фонетика. Речь устная и письменная.
Особенности словесного ударения в русском
языке.
Трудности фонетического анализа слов.
1
2.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
9.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
№ п/п
Тема урока
3
Трудности фонетического анализа слов.
Практикум.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского
языка.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского
языка.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского
языка. Практикум.
Лексика. Особенности лексического состава
слов.
Основные выразительные средства лексики.
Употребление тропов в художественном
тексте.
Трудности лексического анализа.
Словообразование. Морфемный анализ слов.
Способы словообразования.
Словообразование. Морфемный анализ слов.
Способы словообразования. Практикум.
Морфология. Система самостоятельных частей
речи в русском языке.
Самостоятельные части речи.
Служебные части речи. Употребление в речи
служебных частей речи.
Служебные части речи. Употребление в речи
служебных частей речи.
Трудные случаи разграничения языковых
явлений.
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
1
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
16.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
23.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
30.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
1
7.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
14.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
21.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
1
11.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
18.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
1
25.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
2.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
1
9.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
16.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
23.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
28.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1 полугодие – 16 часов
II полугодие
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Орфография. Система правил правописания.
Правописание приставок.
Правописание приставок. Практикум.
Виды орфограмм в корне.
Виды орфограмм в корне.
Виды орфограмм в корне.
Виды орфограмм в корне. Практикум.
ЕГЭ-марафон
Правописание окончаний. Трудные случаи
написания окончаний.
Правописание окончаний. Трудные случаи
написания окончаний.
Правописание окончаний. Трудные случаи
написания окончаний. Практикум.
Трудные случаи правописания суффиксов.
Трудные случаи правописания суффиксов.
Практикум.
Правописание служебных частей речи.
Различение не-ни.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Правописание служебных частей речи.
Различение не-ни. Практикум.
Трудности при слитном, дефисном и
раздельном написании.
Трудности при слитном, дефисном и
1
1
1
1
1
1
1
13.01.2025
20.01.2025
27.01.2025
3.02.2025
10.02.2025
17.02.2025
24.02.2025
3.03.2025
10.03.2025
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
17.03.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
7.04.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
14.04.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
21.04.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
28.04.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
5.05.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
12.05.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
19.05.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
№ п/п
34
Тема урока
раздельном написании.
Трудности при слитном, дефисном и
раздельном написании. Практикум.
2 полугодие – 18 часов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛ (У, Е)
№ п/п
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
Фонетика. Речь устная и письменная.
Особенности словесного ударения в русском
языке.
Трудности фонетического анализа слов.
Трудности фонетического анализа слов.
Практикум.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского
языка.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского
языка.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского
языка. Практикум.
Лексика. Особенности лексического состава
слов.
Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
34
1
0
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
26.05.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
7
Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1 полугодие
1
1
1
Дата
изучения
1
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
6.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
13.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
20.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
27.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
4.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
1
1
11.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
18.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
№ п/п
Тема урока
Основные выразительные средства лексики.
Употребление тропов в художественном
тексте.
9
Трудности лексического анализа.
10 Словообразование. Морфемный анализ слов.
Способы словообразования.
11 Словообразование. Морфемный анализ слов.
Способы словообразования. Практикум.
12 Морфология. Система самостоятельных частей
речи в русском языке.
13 Самостоятельные части речи.
14 Служебные части речи. Употребление в речи
служебных частей речи.
15 Служебные части речи. Употребление в речи
служебных частей речи.
16 Трудные случаи разграничения языковых
явлений.
1 полугодие – 16 часов
8
Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
1
1
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
25.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
8.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
15.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
1
22.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
29.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
1
6.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
13.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
20.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
27.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
2 полугодие
17
18
19
20
21
22
23
Орфография. Система правил правописания.
Правописание приставок.
Правописание приставок. Практикум.
Виды орфограмм в корне.
Виды орфограмм в корне.
Виды орфограмм в корне.
Виды орфограмм в корне. Практикум.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10.01.2025
17.01.2025
24.01.2025
31.01.2025
7.02.2025
14.02.2025
21.02.2025
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/
№ п/п
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Тема урока
ЕГЭ-марафон
Правописание окончаний. Трудные случаи
написания окончаний.
Правописание окончаний. Трудные случаи
написания окончаний.
Правописание окончаний. Трудные случаи
написания окончаний. Практикум.
Трудные случаи правописания суффиксов.
Трудные случаи правописания суффиксов.
Практикум.
Правописание служебных частей речи.
Различение не-ни.
Правописание служебных частей речи.
Различение не-ни. Практикум.
Трудности при слитном, дефисном и
раздельном написании.
Трудности при слитном, дефисном и
раздельном написании. Практикум.
2 полугодие – 17 часов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
1
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
28.02.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
7.03.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
14.03.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
1
1
1
21.03.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
4.04.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
11.04.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
18.04.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
1
1
25.04.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
16.05.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
1
33
Дата
изучения
1
0
7
23.05.2025 https://resh.edu.ru/subject/13/10/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
https://resh.edu.ru/subject/13/10/