РП ОДНКНР 5 класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к учебнику протоиерея Виктора Дорофеева, О.Л. Янушкявичене
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной
культуры» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования. Она позволяет учителям
получить представление о целях и содержании учебного предмета, структурировании
учебного материала, его количественных и качественных характеристиках.
В даной примерной рабочей программе, рассчитанной на 34 часа учебного времени
в5А,В, Гклассах-33 часа /1 час в неделю/, в5Б классе-32 часа /1в неделю/:
 конкретизируются планируемые результаты освоения курса «Основы православной
культуры» в 5 классе;

раскрывается содержание курса, с примерным распределением учебных часов по
тематическим разделам и указанием основных терминов и понятий;

приводится пример поурочного тематического планирования, в котором
определены количество учебных часов, отводимых на изучение каждой темы; целевые
установки и виды деятельности обучающихся.
На основе примерной программы учитель самостоятельно может разработать свою
рабочую программу, ориентируясь на личный опыт, особенности образовательного
процесса в конкретной образовательной организации, степень подготовленности класса и
т.п.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Как произошёл наш мир Введение в предмет «Основы православной культуры». Теории
происхождения Вселенной. Библейское повествование о творении мира. Значение
библейского описания дней творения.
Основные термины и понятия: теория эволюции, теория «большого взрыва», теория
творения мира Богом (креационизм), дни творения.
Сотворение человека Статус человека в представлении Библии. Сотворение первого
человека (Адама) по образу и подобию Бога. Сотворение жены. Первая заповедь Бога
человеку. Искушение Адама и Евы дьяволом. Последствия грехопадения.
Основные термины и понятия: дерево познания добра и зла, грехопадение.
Бессмертная душа Понимание бессмертия в разных культурах. Бессмертие в христианстве.
Посмертная участь человека. Отличие человека от животного. Человек – духовное
существо.
Основные термины и понятия: бессмертие, душа, духовность.
Свобода воли. Добро и зло Причина существования зла на земле. Добро и зло
Нравственный выбор. Свобода как свойство любви. Грех как «непопадание в цель».
Основные термины и понятия: добро, зло, грех, свобода воли.
Творчество Бога и человека Христианское понимание Бога как Творца. Задача творчества
человека – преображение мира. Виды творчества человека. Творчество и антитворчество.
Признаки творчества «от Бога». Икона «Троица» Андрея Рублёва как пример истинного
творчества.
Основные термины и понятия: творчество, молитва, антитворчество.
Обязанности человека по отношению к миру Задача человека – сохранение мира.
Современные экологические проблемы. Ответственность за мир. Необходимое условие для
изменения мира в лучшую сторону.
Основные термины и понятия: экология.
Труд Необходимость труда. Смысл труда человека до грехопадения. Изменение цели труда
2

послегрехопадения. Понимание и цель труда в христианскую эпоху.
Основные термины и понятия: труд, совесть в сказке В. Гауфа «Холодное сердце».
Причины окаменения сердца.
Основные термины и понятия: грех, совесть, свобода воли.
Спасение Понятие спасения по представлениям христиан. Последствия грехопадения –
разделение людей. Устранение разделения: христианское учение, проповедующее любовь
к врагам.
Основные термины и понятия: спасение, Небесное царство.
Цель христианской жизни Цель жизни христианина – стяжание благодати Святого Духа.
Серафим Саровский. Смысл термина «обожение». Дела благочестия. Молитва –мать всех
добродетелей.
Основные термины и понятия: стяжание благодати Святого Духа, обожение,молитва.
Небесные силы Мир духовный. Ангелы – бестелесные духи. Ангельские чины, свойства
ангелов. Помощь ангелов людям. Падение Денницы.
Основные термины и понятия: ангельские чины, Небесные силы, тёмные силы.
Кто сильнее? Ангел-хранитель Смысл чина отречения в таинстве Крещения.
Ангелхранитель. Помощь ангела- хранителя людям. Причины, по которым ангелыхранители не оказывают помощь.
Основные терминыи понятия: ангел-хранитель, чин отречения.
Основы православной веры Принципы, по которым христиане стараются строить свою
жизнь. Значимость знаний о Боге. Символ веры. Смысл избранных положений Символа
веры.
Основные термины и понятия: Символ веры.
Как найти «дорогу в небо»? Суть данных Богом заповедей. Необходимость подвига в
жизни каждого человека. Смысл поста, его главная сторона.
Основные термины и понятия: заповеди, подвиг, пост.
Молитва. Невидимая борьба Необходимость заботы о душе. Слово в жизни человека.
Нецензурная брань, её действие на человека. Молитвенное правило христиан. Виды
молитвы. Средства, позволяющие преуспеть в молитве.
Основные термины и понятия: молитва, «невидимая брань» .
Монашество. Монастыри Причины появления монашества.Монахи – люди, посвятившие
свою жизнь служению Богу. Основа жизни монахов – радостьобщения с Богом. Устроение
монастырей. Монастырский распорядок жизни. Монашеские обеты.
Российские монастыри.
Основные термины и понятия: монашество, монастыри, лавра, монашеские обеты,
послушник, постриженик.
На высотах духа Необходимое условие достижения полноты любви. Причина решимости
христианских подвижников нести подвиг в трудных жизненных условиях. Духовные дары
подвижников. Старцы. Оптина Пустынь и её старцы. Современные подвижники.
Основные термины и понятия: подвижники, старцы.
Начало. Мои наставники Последствия первородного греха. Смысл таинства Крещения.
Восприемники. Именины или День ангела. Правила определения дня именин. Традиции,
связанные с празднованием Дня ангела. Духовное руководство.
Основные термины и понятия: таинство Крещения, крёстные родители, именины,
духовник.
Середина пути. Устроение жизни христианина Необходимость приложения усилий для
3

достижения духовного совершенства. Последствия неумеренной привязанности к
удовольствиям. Распорядок жизни православного христианина. Два жизненных пути:
монашество и семейная жизнь. Необходимое условие создания хорошей семьи. Любовь –
главное средство свидетельствования о христианстве перед людьми.
Основные термины и понятия: монашество, семья.
На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти Отношения к смерти
неверующих и верующих людей. Представление христиан о загробном мире.
Духовные средства помощи умершим людям.
Основные термины и понятия: смерть, загробный мир, молитва за умерших.
Чем отличаются христиане от других людей? Отличия православных христиан от других
людей. Проявление любви в повседневной жизни.
Основные термины и понятия: христианская любовь.
В деньгах ли счастье? Разные варианты понимания термина «хорошая жизнь» в
современном мире. Соотношение количества материальных благ и личного счастья.
Отношение христиан к богатству. Определение христианами меры личного материального
имущества.
Основные термины и понятия: материальные блага, богатство.
Гордость житейская Христианское понимание гордости. Проявление гордости у человека.
Правила, помогающие уберечься от гордыни. Компьютерные игры как причина возрастания
гордости.
Основные термины и понятия: гордость, смирение.
Отношение к испытаниям и страданиям. Защита Отечества Христианское понимание
причин существующих в мире страданий. Три способа достижения духовного
совершенства. Взгляд православных людей на личные скорби и болезни. Страдание ради
других людей. Защита Отечества – исполнение главной заповеди о любви.
Основные термины и понятия: страдания, духовноесовершенство, воинский долг.
Спасение от одиночества Необходимые условия для настоящей дружбы. Особенности
общения в молодёжных субкультурах (хиппи, эмо, готы). Причины одиночества. Способы
преодоления одиночества. Настоящее единство с другими людьми.
Основные термины и понятия: единство, одиночество, дружба, любовь к ближнему.
Любовь настоящая и выдуманная Святые супруги Пётр и Феврония Муромские – пример
любви и верности. Влюбленность и любовь. Современные представления о любви и
христианство.
Основные термины и понятия: любовь, влюбленность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты:
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
Школы в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе:
Гражданского воспитания:
•
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение свобод и законных интересов других людей;
4

активное участие в жизни семьи, Школы, местного сообщества, смоленского края,
страны;
•
неприятие любых форм экстремизма , дискриминации;
•
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
•
представление о правах, свободах, обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений и поликультурном и многоконфессиональном
обществе;
•
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
•
готовность к участию в гуманитарной деятельности ( волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
•
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интересов к познанию родного языка,
истории, культуры РФ, смоленского края, народов России;
•
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
•
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
Духовно-нравственного воспитания:
•
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
•
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствия
поступков;
•
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
•
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
•
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
•
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
•
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
•

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
•
осознание ценности жизни;
•
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
•
умение принять себя и других, не осуждая;
•
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
•
сформированность навыка рефлексии, признание чужого права на ошибку и такого
же права другого человека.
Ценности научного познания:
•
ориентация в деятельности на современную научную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
•
овладение языковой и читательской культурой как средствами познания мира;
•
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
5

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
•
сформированность российской гражданской идентичности, базирующейся на духовнонравственном наследии Православия;
•
сформированность представлений о разных точках зрения происхождения мира;
•
сформированность мировоззрения соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, включающего в себя
основы православной традиции;
•
нравственное сознание и поведение на основе духовно-нравственных норм
Православия;
•
готовность противостоять идеологии безнравственности, потребительства, агрессии и
другим негативным социальным явлениям;
•
готовность к дальнейшему духовному образованию и саморазвитию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи,
определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях;
• умение самостоятельно соотносить свои земные цели с духовно-нравственными
нормами Православия;
• способность с духовной точки зрения оценивать возможные последствия
собственныхдействий;
• умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения
поставленной цели.
Познавательные УУД:
•
умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научнопопулярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать
информацию;
• умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношениисобственного суждения.
Коммуникативные УУД:
• осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми
(каквнутри образовательной организации, так и за её пределами);
• умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения;
• умение давать оценку с духовных позиций конфликтогенным ситуациям
ипредотвращать их.
• излагать основные воззрения христианства на устройство духовного мира;
• характеризовать основные средства совершенствования христиан;
• определять и характеризовать основные этапы жизни человека в контексте духовнонравственного развития;
• анализировать с духовных позиций проблемы современного мира;
• критически анализировать источники информации, касающиеся проблем
духовности;
• использовать полученные знания и освоенные умения в повседневной жизни для
определения собственных жизненных целей.
• излагать точку зрения Православия на дальнейшую судьбу современного мира.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
6

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• давать определение понятиям;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении
слов.
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбираяоснования и критерии
для указанных логических операций;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы,
строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в
информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска
необходимых книг;
искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в
частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и
размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в
Интернете.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N п\п Название раздела

Количество часов

Кол-во
часов

Прое Экск Контр
Электронные
кты урси ольны
(цифровые)
и
е
работ образовательныересурсы
ы
Кто ты человек?

1.

11

http://bibleonline.ru

1

http://www.otdelro.ru

Духовный мир.

2.

http://vologdaeparhia.ru/category

2

http://vologdaeparhia.ru/category

3.

Дорога в небо.

7

http://vos.1september.ru

4.

Путь от рождения
до вечности.

3

http://www.12urokovpravoslavi
a.ru/index.html

5.

Не от мира сего.

11

1

1

http://www.verav.ru
http://days.pravoslavie.ru

ВСЕГО

34

2

1

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N п\п

Содержание.
Темы
Кто ты человек?

1

кол-во
часов

Дата проведения

5 «А, В,Г»

5 « Б»

05.09

03.09

12.04

10.09

19.04

17.09

26.04

24.09

03.10

01.10

11

Как произошёл наш мир?
1

2

Сотворение человека.
1

3

Бессмертная душа
1

4

Свобода воли. Добро и зло.
1

5

Творчество бога и человека.
1

8

6

Обязанности человека по
отношению к миру.

1

7

Труд.

1

8

Вред души.

1

1 ЧЕТВЕРТЬ-8
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ-0
10
11.
12.

Спасение.
Цель христианской жизни.

1

Святой - кто он? Примеры жизни
святых.

1

Духоный мир

2

Небесные силы.

1

14

Кто сильнее? Ангел-хранитель?

1

Дорога в небо

7

16

Основы православной веры.
Как найти «дорогу в небо»?
Молитва. Невидимая борьба.

08.10

17.10

15.10

24.10

22.10

8

8

07.11

12.11

14.11

19.11

21.11

26.11

28.11

03.12

05.12

10.12

19.12

17.12

26.12

24.12

8

7

09.01

14.01

16.01

21.01

23.01

28.01

30.01

04.02

1

13

15

10.10

1
1

2ЧЕТВЕРТЬ-8
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ-0
17

Монашество. Монастыри.

1

19

Виртуальная экскурсия в
монастырь
На высотах духа.

20

Летописец Нестор и его
монастырское наследие.

1

Путь от рождения до вечности.

3

18

1
71

9

21

Начало. Мои наставники.

22

Середина пути. Устроение жизни
христиан.

23

На

1

11.02

13.02

18.02

20.02

25.02

27.02

04.03

1

пороге вечности .Отношение 1
правлавных христиан к смерти.

Не от мира сего

06.02

10

Чем отличаются христиане от
других людей?

1

25

В деньгах ли счастье?

1

06.03

11.03

26

Гордость житейская.

1

13.03

18.03

27

Отношение к испытаниям и
страданиям. Защита
Отечества.

1

20.03

24

11

10

03.04

08.04

10.04

15.04

.04

22.04

3 ЧЕТВЕРТЬ-11
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ-0
28
29

Спасение от одиночества.
Любовь настоящая и выдуманная.

1
1

30

Братья и сестры.

1

31

Столп и утверждение истины.
Контрольная работа: реферат

1

1724.04

29.04

32

Столп и утверждение истины

1

15.05

06.05

33

Жизнь в церкви.

1

22.05

13.05

34

О будущих судьбах мира.

1

20.05
6

7

4ЧЕТВЕРТЬ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ-1
ВСЕГО
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ-1

34часа

33

32

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы православной культуры 5 класс/ протоирей Виктор Дорофеев, Диякон Илья Кокин,

О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко М.ООО «Русское слово учебник 2019г.
Введите свой вариант:
10

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Нормативные документы
1. Закон «Об образовании» 2013 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. — М.:Просвещение, 2011.
3. Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжение Председателя Правительства РФ
(11.09.09).
4. Материалы Межведомственного координационного совета (МКС) 2009—2011 гг.
ПрограммаОРКСЭ. Письма Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ
«Методические материалы…» от 30.04.2010 г. № 03-831 и от 21.05.2010 г. № 03-1032.
5. Приказ Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в Федеральный
компонентгосударственных образовательных стандартов нового поколения».
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ
(образовательный стандарт по ОРКСЭ).
6. Протокол заседания Коллегии Минобрнауки РФ от 20.03.2012 г. № ПК-4 вн «О
введении комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы
религиозных культур и светской этики», включающего модули «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы
светской этики».
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
1) 1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.- М.,1991.
2) 2.Библия и русская литература. Хрестоматия. СПб,1995
3) 3.Изучение православной культуры. - М., школьная пресса, 2008.
4) 4.Громыко М.М. Буганов А.В.О воззрениях русского народа. - М.:2000
5) 5.Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.:1991.
6) 6.Клибанов А.И.Духовная культура средневековой Руси. М.,1994.
7) 7. 3.Яншина О.Н. История русской православной церкви: Элективный курс. – М.,5 за
знания, 2007
8) 8. Монастыри и храмы Москвы. - справочник, М.,006

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://edu.ru – Система федеральных образовательных порталов. http://school.edu.ru –
Российский общеобразовательный портал. http://school-collection.edu.ru – Цифровые
образовательные ресурсы. http://eois.mskobr.ru – Единая Образовательная
Информационная Среда. http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета.
http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.
www.1september.ru – Сайт ИД «Первое сентября».
http://testedu.ru – Образовательные тесты.
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons – Методическое обеспечение экспериментальных
уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов.
http://www.golddomes.ru/cerkov/cerkov1.shtml - Золотые купола. www.diakkuraev.livejournal.com – Сайт диакона Андрея Кураева.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
11

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Набор рабочих листов, дидактические игры

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ,
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Компьютер, мультимедийный проектор.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».