1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к учебнику протоиерея Виктора Дорофеева, О.Л. Янушкявичене
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной
культуры» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования. Она позволяет учителям
получить представление о целях и содержании учебного предмета, структурировании
учебного материала, его количественных и качественных характеристиках.
В даной примерной рабочей программе, рассчитанной на 34 часа учебного времени
в5А,В, Гклассах-33 часа /1 час в неделю/, в5Б классе-32 часа /1в неделю/:
конкретизируются планируемые результаты освоения курса «Основы православной
культуры» в 5 классе;
раскрывается содержание курса, с примерным распределением учебных часов по
тематическим разделам и указанием основных терминов и понятий;
приводится пример поурочного тематического планирования, в котором
определены количество учебных часов, отводимых на изучение каждой темы; целевые
установки и виды деятельности обучающихся.
На основе примерной программы учитель самостоятельно может разработать свою
рабочую программу, ориентируясь на личный опыт, особенности образовательного
процесса в конкретной образовательной организации, степень подготовленности класса и
т.п.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Как произошёл наш мир Введение в предмет «Основы православной культуры». Теории
происхождения Вселенной. Библейское повествование о творении мира. Значение
библейского описания дней творения.
Основные термины и понятия: теория эволюции, теория «большого взрыва», теория
творения мира Богом (креационизм), дни творения.
Сотворение человека Статус человека в представлении Библии. Сотворение первого
человека (Адама) по образу и подобию Бога. Сотворение жены. Первая заповедь Бога
человеку. Искушение Адама и Евы дьяволом. Последствия грехопадения.
Основные термины и понятия: дерево познания добра и зла, грехопадение.
Бессмертная душа Понимание бессмертия в разных культурах. Бессмертие в христианстве.
Посмертная участь человека. Отличие человека от животного. Человек – духовное
существо.
Основные термины и понятия: бессмертие, душа, духовность.
Свобода воли. Добро и зло Причина существования зла на земле. Добро и зло
Нравственный выбор. Свобода как свойство любви. Грех как «непопадание в цель».
Основные термины и понятия: добро, зло, грех, свобода воли.
Творчество Бога и человека Христианское понимание Бога как Творца. Задача творчества
человека – преображение мира. Виды творчества человека. Творчество и антитворчество.
Признаки творчества «от Бога». Икона «Троица» Андрея Рублёва как пример истинного
творчества.
Основные термины и понятия: творчество, молитва, антитворчество.
Обязанности человека по отношению к миру Задача человека – сохранение мира.
Современные экологические проблемы. Ответственность за мир. Необходимое условие для
изменения мира в лучшую сторону.
Основные термины и понятия: экология.
Труд Необходимость труда. Смысл труда человека до грехопадения. Изменение цели труда
2
послегрехопадения. Понимание и цель труда в христианскую эпоху.
Основные термины и понятия: труд, совесть в сказке В. Гауфа «Холодное сердце».
Причины окаменения сердца.
Основные термины и понятия: грех, совесть, свобода воли.
Спасение Понятие спасения по представлениям христиан. Последствия грехопадения –
разделение людей. Устранение разделения: христианское учение, проповедующее любовь
к врагам.
Основные термины и понятия: спасение, Небесное царство.
Цель христианской жизни Цель жизни христианина – стяжание благодати Святого Духа.
Серафим Саровский. Смысл термина «обожение». Дела благочестия. Молитва –мать всех
добродетелей.
Основные термины и понятия: стяжание благодати Святого Духа, обожение,молитва.
Небесные силы Мир духовный. Ангелы – бестелесные духи. Ангельские чины, свойства
ангелов. Помощь ангелов людям. Падение Денницы.
Основные термины и понятия: ангельские чины, Небесные силы, тёмные силы.
Кто сильнее? Ангел-хранитель Смысл чина отречения в таинстве Крещения.
Ангелхранитель. Помощь ангела- хранителя людям. Причины, по которым ангелыхранители не оказывают помощь.
Основные терминыи понятия: ангел-хранитель, чин отречения.
Основы православной веры Принципы, по которым христиане стараются строить свою
жизнь. Значимость знаний о Боге. Символ веры. Смысл избранных положений Символа
веры.
Основные термины и понятия: Символ веры.
Как найти «дорогу в небо»? Суть данных Богом заповедей. Необходимость подвига в
жизни каждого человека. Смысл поста, его главная сторона.
Основные термины и понятия: заповеди, подвиг, пост.
Молитва. Невидимая борьба Необходимость заботы о душе. Слово в жизни человека.
Нецензурная брань, её действие на человека. Молитвенное правило христиан. Виды
молитвы. Средства, позволяющие преуспеть в молитве.
Основные термины и понятия: молитва, «невидимая брань» .
Монашество. Монастыри Причины появления монашества.Монахи – люди, посвятившие
свою жизнь служению Богу. Основа жизни монахов – радостьобщения с Богом. Устроение
монастырей. Монастырский распорядок жизни. Монашеские обеты.
Российские монастыри.
Основные термины и понятия: монашество, монастыри, лавра, монашеские обеты,
послушник, постриженик.
На высотах духа Необходимое условие достижения полноты любви. Причина решимости
христианских подвижников нести подвиг в трудных жизненных условиях. Духовные дары
подвижников. Старцы. Оптина Пустынь и её старцы. Современные подвижники.
Основные термины и понятия: подвижники, старцы.
Начало. Мои наставники Последствия первородного греха. Смысл таинства Крещения.
Восприемники. Именины или День ангела. Правила определения дня именин. Традиции,
связанные с празднованием Дня ангела. Духовное руководство.
Основные термины и понятия: таинство Крещения, крёстные родители, именины,
духовник.
Середина пути. Устроение жизни христианина Необходимость приложения усилий для
3
достижения духовного совершенства. Последствия неумеренной привязанности к
удовольствиям. Распорядок жизни православного христианина. Два жизненных пути:
монашество и семейная жизнь. Необходимое условие создания хорошей семьи. Любовь –
главное средство свидетельствования о христианстве перед людьми.
Основные термины и понятия: монашество, семья.
На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти Отношения к смерти
неверующих и верующих людей. Представление христиан о загробном мире.
Духовные средства помощи умершим людям.
Основные термины и понятия: смерть, загробный мир, молитва за умерших.
Чем отличаются христиане от других людей? Отличия православных христиан от других
людей. Проявление любви в повседневной жизни.
Основные термины и понятия: христианская любовь.
В деньгах ли счастье? Разные варианты понимания термина «хорошая жизнь» в
современном мире. Соотношение количества материальных благ и личного счастья.
Отношение христиан к богатству. Определение христианами меры личного материального
имущества.
Основные термины и понятия: материальные блага, богатство.
Гордость житейская Христианское понимание гордости. Проявление гордости у человека.
Правила, помогающие уберечься от гордыни. Компьютерные игры как причина возрастания
гордости.
Основные термины и понятия: гордость, смирение.
Отношение к испытаниям и страданиям. Защита Отечества Христианское понимание
причин существующих в мире страданий. Три способа достижения духовного
совершенства. Взгляд православных людей на личные скорби и болезни. Страдание ради
других людей. Защита Отечества – исполнение главной заповеди о любви.
Основные термины и понятия: страдания, духовноесовершенство, воинский долг.
Спасение от одиночества Необходимые условия для настоящей дружбы. Особенности
общения в молодёжных субкультурах (хиппи, эмо, готы). Причины одиночества. Способы
преодоления одиночества. Настоящее единство с другими людьми.
Основные термины и понятия: единство, одиночество, дружба, любовь к ближнему.
Любовь настоящая и выдуманная Святые супруги Пётр и Феврония Муромские – пример
любви и верности. Влюбленность и любовь. Современные представления о любви и
христианство.
Основные термины и понятия: любовь, влюбленность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты:
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
Школы в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе:
Гражданского воспитания:
•
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение свобод и законных интересов других людей;
4
активное участие в жизни семьи, Школы, местного сообщества, смоленского края,
страны;
•
неприятие любых форм экстремизма , дискриминации;
•
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
•
представление о правах, свободах, обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений и поликультурном и многоконфессиональном
обществе;
•
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
•
готовность к участию в гуманитарной деятельности ( волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
•
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интересов к познанию родного языка,
истории, культуры РФ, смоленского края, народов России;
•
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
•
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
Духовно-нравственного воспитания:
•
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
•
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствия
поступков;
•
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
•
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
•
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
•
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
•
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
•
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
•
осознание ценности жизни;
•
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
•
умение принять себя и других, не осуждая;
•
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
•
сформированность навыка рефлексии, признание чужого права на ошибку и такого
же права другого человека.
Ценности научного познания:
•
ориентация в деятельности на современную научную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
•
овладение языковой и читательской культурой как средствами познания мира;
•
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
5
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
•
сформированность российской гражданской идентичности, базирующейся на духовнонравственном наследии Православия;
•
сформированность представлений о разных точках зрения происхождения мира;
•
сформированность мировоззрения соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, включающего в себя
основы православной традиции;
•
нравственное сознание и поведение на основе духовно-нравственных норм
Православия;
•
готовность противостоять идеологии безнравственности, потребительства, агрессии и
другим негативным социальным явлениям;
•
готовность к дальнейшему духовному образованию и саморазвитию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи,
определять адекватные формы поведения в различных жизненных ситуациях;
• умение самостоятельно соотносить свои земные цели с духовно-нравственными
нормами Православия;
• способность с духовной точки зрения оценивать возможные последствия
собственныхдействий;
• умение организовывать эффективный поиск необходимых ресурсов для достижения
поставленной цели.
Познавательные УУД:
•
умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научнопопулярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать
информацию;
• умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношениисобственного суждения.
Коммуникативные УУД:
• осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми
(каквнутри образовательной организации, так и за её пределами);
• умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения;
• умение давать оценку с духовных позиций конфликтогенным ситуациям
ипредотвращать их.
• излагать основные воззрения христианства на устройство духовного мира;
• характеризовать основные средства совершенствования христиан;
• определять и характеризовать основные этапы жизни человека в контексте духовнонравственного развития;
• анализировать с духовных позиций проблемы современного мира;
• критически анализировать источники информации, касающиеся проблем
духовности;
• использовать полученные знания и освоенные умения в повседневной жизни для
определения собственных жизненных целей.
• излагать точку зрения Православия на дальнейшую судьбу современного мира.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
6
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• давать определение понятиям;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении
слов.
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбираяоснования и критерии
для указанных логических операций;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы,
строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в
информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска
необходимых книг;
искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в
частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и
размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в
Интернете.
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N п\п Название раздела
Количество часов
Кол-во
часов
Прое Экск Контр
Электронные
кты урси ольны
(цифровые)
и
е
работ образовательныересурсы
ы
Кто ты человек?
1.
11
http://bibleonline.ru
1
http://www.otdelro.ru
Духовный мир.
2.
http://vologdaeparhia.ru/category
2
http://vologdaeparhia.ru/category
3.
Дорога в небо.
7
http://vos.1september.ru
4.
Путь от рождения
до вечности.
3
http://www.12urokovpravoslavi
a.ru/index.html
5.
Не от мира сего.
11
1
1
http://www.verav.ru
http://days.pravoslavie.ru
ВСЕГО
34
2
1
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N п\п
Содержание.
Темы
Кто ты человек?
1
кол-во
часов
Дата проведения
5 «А, В,Г»
5 « Б»
05.09
03.09
12.04
10.09
19.04
17.09
26.04
24.09
03.10
01.10
11
Как произошёл наш мир?
1
2
Сотворение человека.
1
3
Бессмертная душа
1
4
Свобода воли. Добро и зло.
1
5
Творчество бога и человека.
1
8
6
Обязанности человека по
отношению к миру.
1
7
Труд.
1
8
Вред души.
1
1 ЧЕТВЕРТЬ-8
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ-0
10
11.
12.
Спасение.
Цель христианской жизни.
1
Святой - кто он? Примеры жизни
святых.
1
Духоный мир
2
Небесные силы.
1
14
Кто сильнее? Ангел-хранитель?
1
Дорога в небо
7
16
Основы православной веры.
Как найти «дорогу в небо»?
Молитва. Невидимая борьба.
08.10
17.10
15.10
24.10
22.10
8
8
07.11
12.11
14.11
19.11
21.11
26.11
28.11
03.12
05.12
10.12
19.12
17.12
26.12
24.12
8
7
09.01
14.01
16.01
21.01
23.01
28.01
30.01
04.02
1
13
15
10.10
1
1
2ЧЕТВЕРТЬ-8
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ-0
17
Монашество. Монастыри.
1
19
Виртуальная экскурсия в
монастырь
На высотах духа.
20
Летописец Нестор и его
монастырское наследие.
1
Путь от рождения до вечности.
3
18
1
71
9
21
Начало. Мои наставники.
22
Середина пути. Устроение жизни
христиан.
23
На
1
11.02
13.02
18.02
20.02
25.02
27.02
04.03
1
пороге вечности .Отношение 1
правлавных христиан к смерти.
Не от мира сего
06.02
10
Чем отличаются христиане от
других людей?
1
25
В деньгах ли счастье?
1
06.03
11.03
26
Гордость житейская.
1
13.03
18.03
27
Отношение к испытаниям и
страданиям. Защита
Отечества.
1
20.03
24
11
10
03.04
08.04
10.04
15.04
.04
22.04
3 ЧЕТВЕРТЬ-11
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ-0
28
29
Спасение от одиночества.
Любовь настоящая и выдуманная.
1
1
30
Братья и сестры.
1
31
Столп и утверждение истины.
Контрольная работа: реферат
1
1724.04
29.04
32
Столп и утверждение истины
1
15.05
06.05
33
Жизнь в церкви.
1
22.05
13.05
34
О будущих судьбах мира.
1
20.05
6
7
4ЧЕТВЕРТЬ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ-1
ВСЕГО
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ-1
34часа
33
32
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы православной культуры 5 класс/ протоирей Виктор Дорофеев, Диякон Илья Кокин,
О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко М.ООО «Русское слово учебник 2019г.
Введите свой вариант:
10
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Нормативные документы
1. Закон «Об образовании» 2013 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. — М.:Просвещение, 2011.
3. Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжение Председателя Правительства РФ
(11.09.09).
4. Материалы Межведомственного координационного совета (МКС) 2009—2011 гг.
ПрограммаОРКСЭ. Письма Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ
«Методические материалы…» от 30.04.2010 г. № 03-831 и от 21.05.2010 г. № 03-1032.
5. Приказ Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в Федеральный
компонентгосударственных образовательных стандартов нового поколения».
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ
(образовательный стандарт по ОРКСЭ).
6. Протокол заседания Коллегии Минобрнауки РФ от 20.03.2012 г. № ПК-4 вн «О
введении комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы
религиозных культур и светской этики», включающего модули «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы
светской этики».
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
1) 1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.- М.,1991.
2) 2.Библия и русская литература. Хрестоматия. СПб,1995
3) 3.Изучение православной культуры. - М., школьная пресса, 2008.
4) 4.Громыко М.М. Буганов А.В.О воззрениях русского народа. - М.:2000
5) 5.Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.:1991.
6) 6.Клибанов А.И.Духовная культура средневековой Руси. М.,1994.
7) 7. 3.Яншина О.Н. История русской православной церкви: Элективный курс. – М.,5 за
знания, 2007
8) 8. Монастыри и храмы Москвы. - справочник, М.,006
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://edu.ru – Система федеральных образовательных порталов. http://school.edu.ru –
Российский общеобразовательный портал. http://school-collection.edu.ru – Цифровые
образовательные ресурсы. http://eois.mskobr.ru – Единая Образовательная
Информационная Среда. http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета.
http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.
www.1september.ru – Сайт ИД «Первое сентября».
http://testedu.ru – Образовательные тесты.
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons – Методическое обеспечение экспериментальных
уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов.
http://www.golddomes.ru/cerkov/cerkov1.shtml - Золотые купола. www.diakkuraev.livejournal.com – Сайт диакона Андрея Кураева.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
11
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Набор рабочих листов, дидактические игры
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ,
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Компьютер, мультимедийный проектор.
12