РАЗДЕЛ 1:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Восп итание в ш ко л е в ы с т р а и в а ет с я с помощью различных механизмов,
одним из к о т о р ы х я в л я ет с я в н е уро ч н ая деятельность об уча ющ его с я. П о д
вне уроч но й деятельностью понимается образ ов а те л ь н ая деятельность,
направленная на достижение планируемых р е з ул ьтат о в осв ое н ия о с н о в н ых
об р аз овател ь н ых п р ог р а м м (предметных, метапредметных и личностны х),
о с ущ е с т в л я е м а я в ф о р м а х , отличных от уроч но й .
Ф о р м ы вн е урочно й деятельности должны п ре д ус м ат р иват ь ак т и в но с т ь и
с а мо сто яте л ь н ост ь о б уч аю щ ихся , с о ч ета т ь индивидуальную и г р уп п о вую
р а б от ы , про ект н ую и исследовательск ую деятельность, э кс к ур с и и , походы,
деловые игры и пр. В н е ур о ч н а я деятельность может р еал из ов ы ват ься через цикл
занятий, посвя щ ен н ых актуальным социальным и нравственным проблемам
совр ем е н но го мира. Данные з а н ят и я должны быть направлены на
удовлетворение социальных и нтересо в и п отреб носте й о б учающ и хся . Основна я
цель занятий — раз в итие в а ж н ы х для жизни п о д р а с т а ю щ е го человека
социальных умений: з а б о т и т ь с я о д руг и х и о рга н и з ов ы в а т ь с в о ю со б ст в е н н ую
деятельность, лидировать и подчиняться, б р а т ь на с е б я инициативу и нести
от ветст ве н но ст ь , от с т а и в а т ь с в о ю т о ч к у зрения и принимать другие т о ч к и
зрения.
О сновна я зад ача, р еш а е м а я с помощью занятий, — обеспечение
п с и х о л о г и ч е с ко го
б л агоп ол уч и я
обучаю щихся
в
образ о вател ь но м
п р остран с тве школ ы, создание ус л ови й для р а з в ит ия от в етст в е н но с т и з а
ф о р м и ро в а н и е м а к р о и микрокоммуникаций, ск л а д ы в а ю щ их с я в об раз ов а те л ьн о й
организации, понимания о б уч а ю щ и м и с я зо н л ичного влияния на ук лад
школьной жизни.
В пятом к л а с с е п ро и сход ит переход от м ладшего ш ко л ь н о го в о з р а с та
к п о д р о с т ко в о м у, п о э т о м у среди п ят ик л ас сн иков мож н о увидеть и еще
«п с ихоло гическ их младшекласников», и одновременно младших п о д р о с т ко в .
Пя т ик л ас с н и ка у ж е не уд о в л ет в ор я ет позиция школ ьника, к о т о р у ю он
занимал в начальных к л а с с а х . У него п о я вл я ется в о з м ож н о с т ь к построению
об общ ени й в более сл ож н о й деятельности по усвоению норм
взаимоотношений, ч то выраж ае т ся в активизации интимно-л ичностного и
с т и х и й н о -г р уп п о в о го общения. Ф а к т и ч е с к и в пятом к л ас с е п роисход ит
переход ведущей деятельности ребенка от учения к общению.
Пя т ик л асс н ик и переживают образовател ьный криз ис: полностью
меняется х а р а к т е р обуче н ия по сравнению с начальной ш кол о й, п о э т о м у
о с о б о е внимание в П р ог ра м м е уделено в о п р о с а м адаптации школ ь нико в к
новым условиям. П р о и с х о д и т акт ивное ф о р м и ро в а н и е ценностной с ф е р ы
личности, определяются жизненные перспективы. Дети о с оз н а ют с е б я и с в о и
в оз мож но с т и , интересы, с п о с о б н о с т и , у них ф о р м и р у ю т с я взгляды на жизнь, на
отнош ен ия между людьми, на с в о е буд ущ ее . В эт о м в о зра с т е а к т уа л и з и р уютс я
п от р еб но ст и в установ лении доверительных отношений, признании и
самоутверждении, главным о б р а з о м , в груп пе св е р ст ни ко в .
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они начинают
осознавать и нести ответственность за свои поступки, внешняя регуляция активности смещается к
внутренней
регуляции.
Деятельность
с
одной
стороны
должна
отвечать
потребностям
пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать условия для развертывания отношений с
товарищами и признания его реальной значимости как полноправного члена общества. Участие в
такой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для
построения разнообразных отношений со сверстниками.
Таки м типом деятельности м огут в ы ст уп ат ь воспитательные с о б ыт ия ,
под
котор ы м и
понимаются
с уб ъ ек т-с уб ъ ек т н ые
формы
взаимодействия
в з р о с л о г о и ребенка, в к о т о р ы х ак т и вн ост ь в з р о с л о го сп о с о б с т в у е т овладению
представлениями о какой-л иб о ценности, ф о р м иро в а н и ю от нош ен ия к ней и к
приобретению ребенком с о б с т в е н н о го оп ыта ее переживания.
реб енок
п р е о б р а з о в ы в а ет
персональный
социальный
опыт
В
с о б ы т и ях
на
личные
ус т а н о в к и и позиции, вк л ю ча етс я в м ногообр аз н ы е социальные свя з и, я в л я ет с я
исполнителем раз н ы х рол ев ых функций, тем самым п р е о б р а з ует о к р уж а ю щ е е
общество
и с еб я .
Уча с тие ребенка в т а к о г о р од а с о б ы т и я х обесп ечивает
акт ивн ую социализацию ребенка.
П р о г р а м м а вн е уро чно й деятельности по активной социализации
о б у ч а ю щи х с я 5 - х к л а с с о в «Я -т ы - он - о н а — вместе целая с т р а н а » р а з р а бо т а н а с
уч ето м указ а н н ых выш е в о зра стны х особ е н ностей п ят ик л асс ников , социальной
сит уации р а з в и т и я детей в обр аз ова тел ь но й организации и направлена на их
ак т ивн ую социализацию.
Цель и задачи Про грам м ы
Цель П р о гр а м м ы : приобщение о б уч а ю щ и х с я к росси й ск и м традиционным
д ухо вно -нравстве н ны м и со циок ул ьтур ным ценностям с уч е то м с уб ъ ек т н ой
позиции ребенка, его в о зра стн ых и п с ихол ог иче ск их особенностей.
З а д ачи П р огр а м м ы :
● создание ус л ови й для ус в о е н и я об уч а ю щ и м и с я социальных норм, д ухо в н о н р ав ст в е н н ых ценностей, традиций;
● ф о р м и ро в а н ие и развит ие личност ных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям ( и х освоение, принятие);
● приобретение со о т в е т с т в ую ще го социальным нормам, ценностям,
традициям с о ц и о к ул ьт ур н о го оп ыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений;
● развитие у о б у ч а ю щ и х с я инициативности, само сто я тел ь ност и,
самопознания, от ветст ве нно ст и, умения рабо т а т ь в коллективе;
● обеспечение б л агоп рият н ых усл овий для адаптации о б у ч а ю щ и х с я 5 - х
к л а с с о в при переходе на следующий уровен ь о б р а з о в а н и я .
Место предмета в учебном плане.
На изучение курса «Я-ТЫ-ОН-ОНА – ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА» в 5 классе согласно
Учебному плану школы отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших
свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в
совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
РАЗДЕЛ 2:
СОДЕРЖАНИЕ К У РСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К у р с вне уроч но й деятельности с о с т о и т из пяти событ ий, в ка ж до м из к о т о р ы х
о т р а ж а ю т с я о со б е н н о ст и л и ч но ст но го раз в и т и я ребенка, его восп итан ия и
социализации. А к т и в н а я социализация о с у щ е с тв л я е тся через овладение
представлениями о це нностях, н о р м а х и п рав ил ах поведения в о б щ е с т в е ;
ф о р м ир о в ан и е ценност ного отношения к окружа ющ ем у миру, другим людям,
себе; приобретение о п ыта деятельности и поведения в с о от в ет с т в и и с
ценностями, нормами и правилами, принятыми в о б щ е с т в е .
С обыт ие « Моя ш к о л а — мои воз м ожн о с т и » направлено на раз в ити е
представлений ребенка о школ е к а к единой о б щ н о с т и , помогающей раз в ит ь
е го индивидуальные с п о с о б н о с т и , сф о р м и р о в а т ь навыки актив но й социальной
деятельности в коллективе с в е р с т н и ко в и в з р о с л ы х . В о с н о в е с о б ы т и я л ежат
такие ценности, к а к жизнь, д р уж б а , с о т р уд н и ч е с т в о, коллективизм и
командная р або т а .
С обыт ие «Моя сем ь я — м оя оп ор а » направлено на сохранение семейных
ценностей и традиций, ак т уа л и з и рует у детей представления о семье к а к
важнейшем социальном инст ит уте. С о б ыт и е ак т уа л и з и рует такие ценности, к а к
к р е п ка я семья, милосердие, взаимоп омощ ь и взаимоуважение.
С обыт ие «Мой выб о р — м оя от в ет с т в е н н о с т ь » направлено на раз вит ие умения
ребенка делать осознанный в ыбор в ра з н ы х с ф е р а х жизни. В о с н ов е данного
с о б ы т и я л ежат такие ценности, к а к спр аведливост ь, гуманизм,
гр ажд а нст в е н ност ь , вы бор и от ветст в ен но ст ь , п р а в а и с в о б о д ы человека,
пр ио ритет д ух овно го над материальным, высок ие нравственные идеалы.
С обыт ие «Мои знания — м оя сил а » с п о с о б с т в уе т приобщению детей к м иру
н а у ч н о го знания, ф ор м ир о в а н и ю на в ыков познавательной деятельности.
Данное соб ыт ие с т р о и т с я на т а к и х ценностях, к а к знание, д о с т о и н с т в о и
созидательный т руд .
С обыт ие «Моя с т р а н а — м оя и стор и я » направлено на раз вит ие п ат р и от ич е с к их
ч у в с т в детей, ф ор м ир о в а н и е о б щ е россий ско й г р а ж д а н с ко й идентичности.
Данное со б ыт и е с п о с о б с т в уе т актуализации у реб енка т а к и х ценностей, к а к
Родина, патриотизм, и с т о р и ч е с к а я память и преемственность поколений,
единство н а р о д ов Р о с с и и , служение От е ч е с т в у и от ветст ве н н о ст ь з а его
с уд ьб у.
События включают в с е б я несколько занятий, ка ж д о е из к о т о р ы х с о с т о и т из
тр е х частей.
П ер в а я часть — « инфор ми рова ние » : реб енок п ол уча ет информацию,
форм ир у ю щую у него представления о како й-л иб о ценности (или груп п е
ценностей), лежащей в ос н о в е соб ыт ия.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации реб енк у
пр едлагаются практ ически е задания, выполнение к о т о р ы х с п о с о б с т в уе т
ф ор м ир о в а н и ю от ноше н ия к трансл ируе мо й ценности.
Третья часть — « р е ф л е к сия » . Н а основании полученной инфор мации и
проделанной с амос тоя тел ьн о й работы реб енок при под держке п едагога делает
выводы о полученных р ез ул ьтатах .
К а ж д о е со б ыт и е заве ршае т с я итоговы м занятием, на к о т о р о м дети
демо нст р ируют приобретенные ранее знания в сов м е с т ной деятельности,
делятся индивидуальным опытом по ка ж д о м у из занятий, формир ую т в итоге
коллективный вывод о значимост и всего с о б ы т и я для груп п ы
Н а итогово м занятии дети заполняют рефлексивные дневники, котор ы е
позволяют им з а ф и кс и р о в а т ь полученный в событии опыт. Таким образ о м , в
конце уч е б н о го го д а у к а ж д о го пятиклассника будет иметься соб ст в е н н а я
б р о ш ю р а , ил люст рирующая его путь в Програм м е.
П о окончании все х событ ий п р о в о д и тс я и т ого в а я игра, на к о т о ро й дети
демо нстр ируют полученные в течение уч е б н о го го д а знания и умения, подводят
коллективные и индивидуальные итоги.
Таки м о б р а з о м , у п ят ик л асс н ико в п ро и сход и т постр оение лог ическо й
цепочки от с о б с т в е н н о го оп ыта п роживан ия к а жд ог о з анят ия к ознакомлению
с опытом д р уг и х детей и к ф ор м и ро в а н и ю о б щ е го отно ш ен ия к л а с с но го
коллектива к п р ож и т о м у ими соб ытию.
Э т а л ог ич е ская цепочка закреплена в названии пр ограм м ы «Я -т ы -о н -о на —
вместе целая с т р а н а » и наглядно демонст рирует о с об е н н о с т и протекания
активно й социализации на практике, ко гд а знания и опыт отдельного
с уб ъ ек та , с одной стор о н ы , и нтег р ируются в об щ е е социальное
п ро с тр анств о, а с д руго й стор о н ы , дополняют и о б о га щ а ю т опыт с ам ог о
с у б ъ е к т а новыми коллективными знаниями.
Основными ф о р м а м и взаимодействия п ед агогов с о б уч а ю щ и м и с я яв л яются :
классный ч а с , т в о р ч е с к а я м аст ерск а я х ак а то н , к в е с т- и г р а , кото р ы е
направлены на ф ор м ир о в а н и е ценностных ориентаций в п ро-активной
деятельности.
Для проведения занятий по П ро гр а м м е желательно испол ьзовать не тол ько
учебный кабинет, закрепленный з а к л а сс о м , но и другие помещения
образ овател ь но й организации ( с п о рт з а л , библ иотек у, рекреации и т. д.), а т а к же
пришкольн ую территор ию . К р о м е т о го , П р о г р а мма пре д ус м атр ивает
организацию э кс к ур с и й , м ас т ер - кл а ссов и д руг и х занятий з а пределами школ ы
на тер рито р и и социальных п арт неров.
П риве т ств уе т с я акт ивно е уч а с т и е са м их о б у ч а ю щ и х с я в п од готов ке и проведении
занятий Програ м м ы , а т а к ж е с т а р ш е кл а с с нико в ( н а с та в н и ко в ) , д р уг и х
п е д агого в школы, родителей и социальных п арт н ё ро в школы.
РАЗДЕЛ 3:
ПЛ АНИ РУЕ МЫЕ РЕ З УЛЬТ АТ Ы О СВ ОЕН ИЯ К УРСА В НЕ УРО ЧН ОЙ
Д ЕЯТЕЛЬН ОСТИ
Занятия в рамк ах Программы н аправлен ы н а обесп ечени е дости жений
школьник ами следую щих ли чностных и мет апредметн ых образоват ельн ых
рез ул ь т ат ов с учет ом рабочей программы воспит ани я в общеобраз оват ельных
организ аци ях. Л ичност н ые р е з ул ьт ат ы
В с ф е р е гражданского воспитания: гот о в н ост ь к выполнению обяз а н н о сте й
гр аждан ин а и реализации его прав , уважение прав, с во б о д и законн ых
интере со в д руг и х людей; понимание роли различных социальных и н с т и т ут о в
в жизни человека; представление о б ос но в н ых п р а в а х , с в о б од а х и
об я зан н остях гражданина, социальных н о р м а х и п рав ил ах межличностных
отношений в пол ик ульт урном и м ногоко нфессио н ал ьном о б щ е с т в е ;
го т овн о с т ь к р а з н о о б р а з н о й совм ес т но й деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи.
В с ф е р е патриотического воспитания: осознание р о с с и й с ко й г р а ж д а н с ко й
идентичности в полик ульт урном и м но гоконфессио нал ьном о б щ е с т в е ,
проявление интереса к исследованию р о д н о го языка, истории, к ул ьт ур ы
Р о с с и й с ко й Федерации, с в о е г о к р а я , н а р о д ов Р о сс и и , к истор ии и
современном у с о с т о я н и ю р о сси й с к их г ум ан итар н ых наук.
В с ф е р е духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в с и т уа ц и я х н ра в с т в е н н о го в ы б о р а, воз никаю щ их в п р оц ессе
реализации п р о е к т о в или исследований, осознание в а ж н ости морал ьноэт ическ их
принципов в деятельности иссл едователя; с в о б о да и от в етс т в е н н о ст ь личности
в усл о ви ях индивидуального и о б щ е с т в е н н о го п р остран с т в а .
В с ф е р е ф и з и ч е с к ог о воспитания, ф орм и р о в ани я культуры з д о ро в ь я и
эмоционального бл а го п ол уч ия: осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употр еблен ия ал когол я , на р кот ико в , к ур ени я ) и иных ф о р м вреда для
ф из ич е ск о го и п с и х и ч е с ко го з доровь я, с п о собн о с т ь а д а п т ир о в ат ь ся к
с т р е с с о в ы м сит уа циям и меняющимся социальным, информационным и
природным усл овия м, в том числе ос м ы с л я я собствен ный опыт и в ы с т р а и в а я
дальнейшие цели; умение принимать с е б я и д р уг и х б ез осуж де ния ; умение
о с оз н а в а т ь эмоциональное с о с то я н и е с е б я и друг их , умение уп р ав л я т ь
собст в енным эмоциональным состоянием ; с ф о р м ир ован н ост ь навыка рефлексии,
признание с в о е г о п р а в а на о ш и б к у и т а к о г о же п р а в а д р у г о го человека.
В с ф е р е трудового воспитания: осознанный вы бор и построение
индивидуальной т р ае к то ри и о б р а з о в а н и я и жизненных планов с уч е то м
личных и общ е ст в е н н ых интере сов и потр еб ностей.
В с ф е р е адаптации к изменяющимся у с л о в и я м со циал ь ной и п р и -р о д н о й
среды: освоение со циал ьного опыта, ос н о в н ых социальных ро-лей,
с о о тв е т с т в у ю щи х ведущей деятельности в о зра с т а , норм и правил
о б щ е с т в е н н о го поведения, ф о р м социальной жизни в г р уп п а х и
с о о б щ е с т в а х , вк л ю чая семью, а т а к же в рам к а х социального взаимодействия с
людьми из д р уго й к ул ьт ур но й среды; с п о с о б н ост ь де йс т в оват ь в ус ло в ия х
неопределенности, п о в ы ш ат ь уров ень сво е й компетентности через
п р ак т и ч е ск ую деятельность, в то м числе умение уч и т ь с я у д р уг и х людей,
о с о з н а в а т ь в со в м е ст но й деятельности новые знания, навыки и компетенции из
оп ыта друг их ; навык выявления и с вяз ы в а н и я образ о в , с п о собн о с т ь
ф о р м и р о в а н и я новых знаний, в то м числе с п особн о с ть ф о р мули роват ь с в о и
идеи, понятия, гипотезы о б о б ъ е к т а х и явлениях, в то м числе ранее не известных,
о с оз н а в а т ь дефициты с о б ст в е н н ых знаний и компетентностей, планировать
с в о е развитие.
Метапредметные р е з у л ьта т ы
В с ф е р е овл а де н ия универсал ьны ми учеб ными познавательными действиями:
в ыя влят ь и х а р а к те р и з о в а т ь с ущ естве нные признаки о б ъ е к т о в (явлений);
ус та н ав л и в ат ь с уществ ен н ый признак классификации, о сн о ва н и я для
о б о б щ е н ия и сравнения, критерии п рово д и мо го анализа; выяв лять дефициты
информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
в ыявлят ь причинно-следственные с в я з и при изучении явлений и п р о ц е с с ов ;
делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, ф о р м ул и ро ва т ь гипотезы о в з а и м о с в я з я х ; само стоя те л ь н о
в ыб ир ат ь
с п о с о б решения учеб ной задачи; форм ир о вать гип отез у о б истинности
со б ст в е н н ы х суждений и суждений д руг их , а рг ум е нт и р о в а т ь с в о ю позицию,
мнение; п р о г н оз и р о в а т ь в оз мож ное дальнейшее развит ие п ро ц е с с ов , соб ы т ий и
их посл едствия в аналог ичных или схо д н ых с ит уа ц и я х , выдвигать
предположения о б их развит ии в новых усло вия х и ко н т е кс та х ; применять
различные методы, инструменты и з а п р о с ы при поиске и о т б о р е информ ации
или данных из и с то ч н ико в с уч ето м задачи; выб ирать, анализировать,
си сте м ат из иро в ат ь и интер претирова т ь информацию различных видо в и
форм
представления; находить сходные аргум ент ы (подтвержд ающи е или
о п ро в ер гаю щ и е одну и т у же идею, верс ию ) в различных информ ационных
исто ч н иках .
В с ф е р е овл а де ни я универс альными учеб ны ми коммуникативными действиями:
воспринимать и ф о р м ули р о в а т ь суж дения, в ы р а жа т ь эмоции в с о от в ет с т в и и с
целями и усл овиям и общения; в ы р а жа т ь с в о ю то ч к у зрения в ус т н ы х и
письменных т е кс т а х ; р а с п оз н а в а т ь невербальные с ре д с т в а общения, понимать
значение социальных з наков, знать и р а с п оз н а в а т ь предпосылки
ко нфл ик т н ых сит уаций и с м я г ч а т ь конфл икт ы, ве ст и переговор ы; понимать
намерения др уг их , п р ояв л ят ь уважительное отношение к собеседник у; в ходе
диалога и (или) д и ск ус с и и з а да в ат ь в о п р о с ы по с у щ е с т в у о б с уж д а е мо й темы
и в ы с каз ы в ат ь идеи, нацеленные на решение задачи и под держание
благожел ател ьност и общения; с о п о с т а в л я т ь с в о и с уж д ения с суждениями
д р у г и х у ч а с т нико в диалога, о б н а р уж и в а т ь различие и с хо д с т в о позиций;
п убл ично представл ять рез ул ьтат ы выполненного оп ыта (эксперимента,
исследования, п ро ек та) ; с а мо сто я те л ь но в ыб ират ь ф о р м а т выст упления с
уч ето м з а д а ч презентации и особ енно сте й аудитории и в с о от в е тс т в и и с ним
с о с т авля т ь уст ные и письменные текс т ы с использованием иллю страт ивных
материалов; понимать и испол ьзовать п р е им ущ е ст в а командной и
индивидуальной р а б о ты при решении конк ретно й проблемы, о б о с н о в ы в а т ь
необходимост ь применения г р уп п о в ы х ф о р м взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель сов м ест но й деятельности, коллективно
с т р о и т ь действия по ее достижению: распределят ь роли, д о го в а р и в а т ь с я ,
обсужда т ь п ро цес с и р ез ул ьтат сов м ест но й р а б от ы ; уметь о б о б щ а т ь мнения
нескольких людей, п роя в л ят ь го т о в н ост ь руко во д ит ь, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию сов м е ст но й р а б от ы , определять с в о ю
роль ( с уч ето м предпочтений и воз можн осте й все х уч а с т н и к о в
взаимодействия), распр еделять задачи между членами команды,
у ч а с т в о в а т ь в г р у п п о в ы х ф о р м а х рабо ты (обс уж д е н и я, обмен мнений,
«мозговые ш т ур м ы » и иные); выполнять с в о ю ч а с т ь р а б от ы , до ст игат ь
ка ч ес т в е н но го р ез ул ьтата по с в о е м у направлению и коор д и н ироват ь с в о и
действия с другими членами команды; оценивать к а че с т в о с во е го вк лада в
об щ и й п р од ук т по критериям, са мо стоя тел ь но с ф ор м ул и р ов а н н ы м
уч аст н ика ми взаимодействия; с р а в н и в а т ь рез ул ьтат ы с исходной задачей и
вклад к а жд ог о члена команды в достижение р ез ул ьтатов , разделя ть с ф е р у
от в етс т в е н н о ст и и п ро я в л ят ь го т о в но с т ь к предоставлению от ч ет а перед
группой.
В
сфере
овл а де н ия универсал ьными учеб ными регулятивными действиями:
в ыя влят ь проблемы для решения в жизненных и учеб н ых сит уа ц иях ;
ор и е н т и р о в а т ь ся в различных п одходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений груп п ой) ; са мо стоя те л ь н о
с ост а вля ть ал гор ит м решения задачи (или его ч а с т ь ) , выб ират ь с п о с о б
решения учебно й задачи с уч ето м имеющ и х с я р е с у р с о в и с об ст в е н н ых
в оз можно сте й,
ар г ум е н т и ро ва т ь предлагаемые вар и ант ы решений; с о с т ав лять план действий
(план реализации намеченного ал горит м а решения), ко р р е к т и р о в а т ь
предложенный ал гор итм с уч ето м получения нов ых знаний о б из учаемом
объекте; делать вы бор и б р а т ь от в етс т в е н но с т ь з а решение; владеть
с п о с о б а м и са м око н т р ол я , самомотивации и рефлексии; дават ь адекват н ую
оценк у сит уации и предлагать план ее изменения; уч ит ы ват ь ко н т е кс т и
предвидеть т руд н о ст и, кото р ы е м о гут возник н ут ь при решении учеб ной
задачи, а да п т ироват ь решение к меняющимся об с то я те л ь ст в а м ; об ъ яс н я т ь
причины дост ижения (не дост ижения) р е з ул ьта тов деятельности, дават ь
оценк у пр иобретенном у опыт у, уметь находить позитивное в про изош е дш ей
ситуации, вносит ь корр е к т и в ы в деятельность на о с н о в е нов ых
о б с т о я те л ь с т в , из менившихся ситуаций, установленных о ш и б о к , воз н и к ш их
трудно стей ; разл ичать; выявлят ь и анал изировать причины эмоций; с тав и т ь
с е б я на м е сто д р у г о г о человека, понимать мотивы и намерения д р уго го ,
р е гул и ро в ат ь с п о с о б выражения эмоций; осоз нанно от н о с и т ь с я к д р уго м у
чел овек у, его мнению; признавать с в о е п р а в о на о ш и б к у и та ко е же п р а в о
д р у го го ; принимать с е б я и д р уг и х без осуж дения.
РАЗДЕЛ 4:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название темы раздела с
Кол-во
указанием основных тем
часов на
ЦОР/ЭОР
освоение
темы
1
«Моя школа – мои возможности
7
Институт изучения детства, семьи и
воспитания
https://институт воспитания.рф/programmyvospitaniya/ooy/programma-aktivnoysotsializatsii/
5
Институт изучения детства, семьи и
воспитания
https://институт воспитания.рф/programmyvospitaniya/ooy/programma-aktivnoysotsializatsii/
9
Институт изучения детства, семьи и
воспитания
https://институт воспитания.рф/programmyvospitaniya/ooy/programma-aktivnoysotsializatsii/
«Какие мы»
«Маршруты нашей школы»
«Маршруты нашей школы»
«Школьные старты» (подготовка)
«Школьные старты»
«Мы команда»
«Мы команда»
2
«Моя семья - Моя опора»
«История моей семьи»
«Семья – начало всех начал»
«Правила счастливой семьи»
(подготовка)
«Правила счастливой семьи»
«Правила счастливой семьи»
3
«Мой выбор – моля
ответственность»
«Моя гражданская позиция: почему
важно выбирать»
«Свобода и ответственность»
«Цифровая грамотность и
безопасность в сети»
«Безопасное использование
цифровых ресурсов»
«Финансовая безопасность»
«Планируем бюджет»
«5 правил финансовой
грамотности»
«Мы выбираем»
«Мы выбираем»
4
«Мои знания – моя сила»
6
Институт изучения детства, семьи и
воспитания
https://институт воспитания.рф/programmyvospitaniya/ooy/programma-aktivnoysotsializatsii/
5
Институт изучения детства, семьи и
воспитания
https://институт воспитания.рф/programmyvospitaniya/ooy/programma-aktivnoysotsializatsii/
2
Институт изучения детства, семьи и
воспитания
https://институт воспитания.рф/programmyvospitaniya/ooy/programma-aktivnoysotsializatsii/
«Чудеса науки»
«Чудеса науки»
«Правильные привычки: здоровое
питание»
«Правильные привычки: правила
безопасности»
«В здоровом теле – здоровый дух»
«В здоровом теле – здоровый дух»
5
«Моя страна – моя история»
«Аллея памяти»
«Живет герой на улице родной»
«Через года, через века помните …»
«Зарница»
«Зарница»
6
Итоговое занятие
Итого
34
РАЗДЕЛ 5:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название темы
«Моя школа – мои возможности»
Дата проведения
5А
5Б
5В
1
«Какие мы»
2
«Маршруты нашей школы»
3
«Маршруты нашей школы»
4
«Школьные старты» (подготовка)
5
«Школьные старты»
6
«Мы команда»
7
«Мы команда»
«Моя семья – моя опора»
8
«История моей семьи»
Первая четверть 8 занятий
9
«Семья – начало всех начал»
10
«Правила счастливой семьи» (подготовка)
11
«Правила счастливой семьи»
12
«Правила счастливой семьи»
3 «Мой выбор – моя ответственность»
13
«Моя гражданская позиция: почему важно выбирать»
14
«Свобода и ответственность»
15
«Цифровая грамотность и безопасность в сети»
16
«Безопасное использование цифровых ресурсов»
Вторая четверть – 8 занятий
17
«Финансовая безопасность»
18
«Планируем бюджет»
19
«5 правил финансовой грамотности»
20
«Мы выбираем»
21
«Мы выбираем»
4. «Мои знания – моя сила»
22
«Чудеса науки»
23
«Чудеса науки»
24
«Правильные привычки: здоровое питание»
25
«Правильные привычки: правила безопасности»
26
«В здоровом теле – здоровый дух»
27
«В здоровом теле – здоровый дух»
Третья четверть – 11 занятий
5. «Моя страна – моя история»
28
«Аллея памяти»
29
«Живет герой на улице родной»
30
«Через года, через века помните …»
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
17.10
03.09
10.09
17.09
24.09
01.10
08.10
15.10
04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
14.10
22.10
23.10
21.10
11.11
18.11
25.11
05.11
12.11
19.11
26.11
06.11
13.11
20.11
27.11
02.12
09.12
16.12
23.12
03.12
10.12
17.12
24.12
04.12
11.12
18.12
25.12
30.12
13.01
20.01
27.01
03.02
14.01
21.01
28.01
04.02
11.02
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
10.02
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
18.02
25.02
04.03
11.03
18.03
25.03
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
26.03
24.03
07.04
14.04
08.04
15.04
22.04
09.04
16.04
23.04
«Зарница»
Промежуточная аттестация
6. Итоговое занятие
32
«Зарница»
33
«Я-ТЫ-ОН-ОНА- ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
34
«Я-ТЫ-ОН-ОНА- ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
Четвертая четверть 7 занятий
Итого 34 занятия
31
21.04
28.04
29.04
29.04
30.04
30.04
05.05
12.05
19.05
06.05
13.05
20.05
07.05
14.05
21.05