РП_Я исследователь_7в

1

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлена
в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ,
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования.
1. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС
ООО) требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа,
методы
проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы общего образования. Современные
программы основного образования включают проектную деятельность в содержание учебных
курсов и внеурочной деятельности. Педагог, осуществляющий реализацию программы курса
внеурочной деятельности «Я – исследователь», использует следующие образовательные
технологии:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
критическое мышление;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии и др.
Актуальность данной программы также обусловлена ееметодологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности,
в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при
получении основного и среднего общего образования, колледжах, вузах, трудовой
деятельности и т.д.
1.2 Цель и задачи программы курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» - создание
условий для развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка путем
совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития; создание
условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском и проектном обучении как ведущем
способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, работы с
информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать
осознанный выбор;
формировать коммуникативные навыки учащихся (партнерское общение);
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
1.3. Формы и виды организации курса внеурочной деятельности:
Основные формы занятий.
Программа курса внеурочной деятельности учебно-исследовательской деятельности учащихся
включает три относительно самостоятельных раздела:
1. Тренинг исследовательских способностей;
2. Самостоятельная исследовательская практика;
3. Мониторинг исследовательской деятельности.
Тренинг исследовательских способностей

2

В ходе тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками
исследовательского поиска, а именно:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Изучение данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических
кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой
самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг впервой - третьей четвертях первого
класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах. Естественно,
что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к
классу.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и
выполнение творческих проектов. Этот раздел выступает в качестве основного, центрального.
Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского
поиска постепенно возрастает. Исследовательская практика начинается со второй четверти.
Мониторинг исследовательской деятельности
Этот раздел программы меньше других по объему, но он также важен, как и два предыдущих.
Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач
исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и
творческих проектов и др.).
Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет
услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных
исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и
выводы.
Формы организации и виды деятельности:
проведение лабораторных работ, наблюдений, практик
1.4. Место курса в плане внеурочной деятельности:
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» в 7 классе
рассчитана на 68 часов, общее количество часов в неделю – 2 час. Срок реализации программы
- 1 год. Запланированный объем программы – 68 часа.
В соответствии с календарным графиком, расписанием курса внеурочной деятельности на
2025-2026 учебный год, государственными праздниками программа рассчитана на часа.
Программа направлена
на достижение результатов 2 уровня. Возможна реализация
программы с применением дистанционных образовательных технологий.
Режим занятия определяется с учетом п. 19 СанПин 2.4.2.2821-10. Продолжительность
одного занятия по курсу внеурочной деятельности – 35 минут.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы «Я - исследователь»:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные,
учебно- познавательные и внешние мотивы;
3

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей,
родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающйся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости исследовательской
деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций
партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим
требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задач
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т. ч. Контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;

4

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность,
зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность,
невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- работать в паре, группе;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке
общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание программы
Тренинг исследовательских способностей. Занятия в каждом триместре проводятся
относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически
весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях.
Первый цикл: Тренинг исследовательских способностей
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях.
Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им
известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей
исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых
интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать
самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).
5

Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения
доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Тренинг исследовательских способностей
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях,
сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для
наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие
наблюдательности.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 4 «Эксперимент -познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов.
Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
Тренинг исследовательских способностей
Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются.
Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 6 «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на
анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 7 «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как
определения понятий. Составление кроссвордов. Тренинг исследовательских способностей
Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа
«Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и
проводим собственные эксперименты». Тренинг исследовательских способностей
Тема 9 «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений наблюдать и
экспериментировать.
Второй цикл: Тренинг исследовательских способностей
Тема 1 «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ,
синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 2 «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или
опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 3 «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как
узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по
тренировке умений задавать вопросы.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 4 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по
оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические
задания типа «Что сначала, что потом».
Тренинг исследовательски способностей
Тема 5 «Ассоциации и аналогии»
6

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление
уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа
«Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на
создание аналогий.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 6 «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические
задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по
заданному алгоритму» и т.п.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 8 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как
отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи»
и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 1-2 «Как выбрать тему собственного исследования»
Виды тем для проектной или исследовательской деятельности. Коллективное обсуждение
задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (по
методике правила выбора темы). Самостоятельная исследовательская практика
Тема 3-4 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных
исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно
изложено, какие задачи он должен решать. Самостоятельная исследовательская практика
Тема 5 «Коллективная игра-исследование»
Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 6-7 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных
исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с
учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное
консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того,
большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий
до момента их завершения.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 8-11 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и
провести предварительную защиту собственных работ. Мониторинг исследовательской
деятельности
Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и
выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков,
рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Мониторинг
исследовательской деятельности
Тема 5-6 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах
проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
7

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ основные
программы

модули Модуль
воспитательно
й программы
«Школьный
урок»

Общее
колич
ество
Часов

часы
аудит
орных
занят
ий

часы
внеау
дитор
ных
актив
ных
занят
ий

форма
контроля
(модуля)

День знаний
34
Всероссийский
открытый урок
ОБЖ
День
солидарности в
борьбе с
терроризмом
24
Раздел 2. Самостоятельная Неделя
исследовательская практика безопасности
дорожного
движения
Всероссийский
открытый урок
по ОБЖ (
гражданская
оборона)

10

24

Творчес
кая
работа

7

17

Творчес
кая
работа

Раздел
3.
Мониторинг Всемирный день 11
борьбы
со
исследовательской
СПИДОМ
деятельности

2

9

Творчес
кая
работа

1.
Тренинг
развития
исследовательских
способностей
Раздел

1.

2.

3.

Всероссийский
урок по ОБЖ (
день пожарной
охраны
Международный
день семьи.
День
защиты
детей

Промежуточная аттестация
класс
7в, 7г

форма промежуточной аттестации
Защита работ на конференции естественно- научного цикла «Точка
роста»

8

Календарно – тематическое планирование
№
урок
а

Тема, тема урока

Колво
часо
в

7в

7б

1 четверть – 9 часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34

Тренинг развития исследовательских
способностей
Научные исследования и наша жизнь.
Научные исследования и наша жизнь.
Методы исследования.
Методы исследования.
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение и наблюдательность.
Эксперимент – познание в действии.
Эксперимент – познание в действии.
Гипотезы и провокационные идеи.
Гипотезы и провокационные идеи.
Анализ и синтез.
Анализ и синтез.
Как давать определения понятиям.
Как давать определения понятиям.
Планирование и проведение наблюдений и
экспериментов.
Планирование и проведение наблюдений и
экспериментов.
Наблюдение и экспериментирование.
Наблюдение и экспериментирование.
Основные логические операции
Основные логические операции
Гипотезы и способы конструирования.
Гипотезы и способы конструирования.
Искусство задавать вопросы.
Искусство задавать вопросы.
Учимся оценивать идеи, выделять главное и
второстепенное.
Учимся оценивать идеи, выделять главное и
второстепенное.
Ассоциации и аналогии.
Ассоциации и аналогии.
Суждения, умозаключения, выводы.
Суждения, умозаключения, выводы.
Искусство делать сообщения.
Искусство делать сообщения.
Как подготовиться к защите собственной
исследовательской
работы.
Как подготовиться к защите собственной
9

34
1

3.09

4.09

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4.09
10.09
11.09
17.09
18.09
24.09
25.09
29.09
1.10
2.10
8.10
9.10
15.10
16.10

5.09
11.09
12.09
18.09
19.09
26509
26.09
2.10
3.10
9.10
10.10
16.10
17.10
23.10

1

22.10

24.10

1
1
1
1
1
1
1
1
1

23.10
5.11
6.11
12.11
13.11
19.11
20.11
26.11
27.11

06.11
07.11
13.11
14.11
20.11
21.11
27.11
28.11
4.12

1

3.12

5.12

1
1
1
1
1
1
1

4.12
10.12
11.12
17.12
18.12
24.12
25.12

11.12
12.12
18.12
19.12
25.12
26.12
15.01

1

14.01

16.01

35
36
37
38
39

40

41

42

43
44
45
46
47

48

49

50

51
52
53
54
55
56

57

58

исследовательской
работы.
Самостоятельная исследовательская
практика
Как выбрать тему собственного исследования
Как выбрать тему собственного исследования
Как выбрать тему собственного исследования
Как выбрать тему собственного исследования
Индивидуальная работа по планированию и
проведению
самостоятельных исследований.
Индивидуальная работа по планированию и
проведению
самостоятельных исследований.
Индивидуальная работа по планированию и
проведению
самостоятельных исследований.
Индивидуальная работа по планированию и
проведению
самостоятельных исследований.
Коллективная игра-исследование.
Коллективная игра-исследование.
Коллективная игра-исследование.
Коллективная игра-исследование.
Индивидуальная работа по планированию и
проведению
самостоятельных исследований.
Индивидуальная работа по планированию и
проведению
самостоятельных исследований.
Индивидуальная работа по планированию и
проведению
самостоятельных исследований.
Индивидуальная работа по планированию и
проведению
самостоятельных исследований.
Семинар, предварительная защита работ
Семинар, предварительная защита работ
Семинар, предварительная защита работ
Семинар, предварительная защита работ
Семинар, предварительная защита работ
Семинар, предварительная защита работ
Мониторинг исследовательской
деятельности
Участие в защитах исследовательских работ и
творческих проектов
учащихся.
Участие в защитах исследовательских работ и
творческих проектов
учащихся.
10

24
1
1
1
1
1

15.01
21.01
22.01
28.01
29.01

22.01
23.01
29.01
30.01
5.02

1

4.02

6.02

1

5.02

12.02

1

11.02

13.02

1
1
1
1
1

12.02
18.02
19.02
25.02
26.02

19.02
20.02
26.02
27.02
5.03

1

4.03

6.03

1

5.03

12.03

1

11.03

13.03

1
1
1
1
1
1
11

12.03
18.03
19.03
25.03
26.03
8.04

19.03
20.03
26.03
27.03
9.04
10.04

1

9.04

16.04

1

15.04

17.04

59

60

61

62
63
64
65
66

67 68

Участие в защитах исследовательских работ и
творческих проектов
учащихся.
Участие в защитах исследовательских работ и
творческих проектов
учащихся.
Участие в защитах исследовательских работ и
творческих проектов
учащихся.
Подготовка собственных работ к защите
Подготовка собственных работ к защите
Подготовка собственных работ к защите
Подготовка собственных работ к защите
Собственная защита исследовательских работ
и творческих
проектов
Собственная защита исследовательских работ
и творческих
проектов
Итого – 68 часов

11

16.04

23.04

1

22.04

24.04

1

23.04

30.04

1
1
1
1
1

29.04
30.04
6.05
7.05
13.05

7.05
14.05
15.05
21.05
22.05

2

14.05
20.05

21.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».