РП_Семьеведение_11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее –
программа) для 10–11 классов составлена на основе положений и
требований:
–

Федерального

основного

общего

государственного

образования

образовательного

(утвержден

приказом

стандарта

Министерства

просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
–

федеральной рабочей программы воспитания.

При разработке программы использовались следующие нормативные
документы:
–

Конституция Российской Федерации;

–

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об

утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
–

Семейный кодекс Российской Федерации.
АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА

Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в
современных

условиях

специальных

программ

обусловлена
обучения

и

необходимостью
воспитания,

разработки

способствующих

формированию у представителей молодого поколения приверженности
традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая
ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского
общества, направленных на решение демографических проблем в Российской
Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями
2

семьи

являются рождение и

воспитание детей, передача

духовно-

нравственного, социального и культурного опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в
том числе посредством образования. Образование становится средством,
обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций
распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления
отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому
поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах
семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена,
прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных
институтов,

формирующих

в

человеке

основы

его

гражданской

идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей
зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов
деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании
обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной
из основных задач системы общего образования в Российской Федерации.
Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 10–11
классов продиктовано важностью целенаправленной просветительской и
воспитательной деятельности, которая предполагает:


осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в
жизни современного человека;

 приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
 формирование

у

обучающихся

культуры

семейных

отношений,

уважения к старшим поколениям;
 приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и
межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в
российском обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
3

Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа
жизненных ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных
отношений. Приоритетное внимание в программе придается современным
научнопедагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с
учетом возрастных особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в
том, что его содержание предполагает:


освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных
отношений,

которые

пригодятся

им

в

жизни,

станут

важным

компонентом, влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;


рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения
современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностносмыслового и эмоционального восприятия обучающимися, а также их
индивидуального жизненного опыта;



развитие

практических

навыков

и

познавательных

интересов

обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание
крепкой многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных
семейных отношений.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью курса является введение молодых людей в традиционную для
нашего

Отечества

систему

семейных

ценностей

и

формирование

просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности,
целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
 четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы
обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом
жизни;
4

 В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
 ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими
смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и
таксономии семейных терминов;
 формирование у молодых людей основных представлений о семейной
жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
 осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и
принятие их для построения собственной семьи в будущем;
 содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных
вопросов, связанных с семейными отношениями;
 обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной
идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и
семьи;
 содействие

направленности

обучающихся

на

создание

крепкой,

счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее
созданию;
 ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
 обучение

основам

психологической

и

духовно-нравственной

безопасности в сфере семейных отношений.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬЕВЕДЕНЬЕ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34
учебных часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть
предложен обучающимся в качестве одного из существующих по выбору.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для
составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы
содержания

и

конкретизированы

виды
с

деятельности
учетом

обучающихся

возрастных
5

должны

особенностей

и

быть

запросов

обучающихся. Расширение содержания и видов деятельности связано с
возможностью

выбора

педагогом

различных

вариантов

учебно-

методического обеспечения курса, а также с существующими условиями
школьной информационно-образовательной среды. Освоение программы
курса

может

быть

организовано

образовательной

организацией

во

внеурочное время для 10-11 классов.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать
как предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности
обучающихся. Темы проектов выбираются учителем с учетом региональной
специфики. Содержательные элементы программы позволяют организовать
на их основе практическую и поисково-исследовательскую деятельность,
результаты

которой

могут

быть

использованы

при

реализации

обучающимися индивидуальных проектов.
Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в
ней в краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты
семейной

проблематики

экономические,

(исторические,

психологические,

социокультурные,

нравственные),

правовые,

позволяющие

обучающимся ознакомиться с основами семьеведения.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ
Данный курс включает в себя лекционные занятия с практическими
уроками.

На

занятиях

рассматривается

дискуссионном и интерактивном виде.

6

темы

в

индивидуальном,

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Курс

«Семьеведение»

для

10-11

классов

представляет

собой

комплексное изучение семейных отношений, роли родителей и важности
семьи в жизни человека и общества. В результате изучения данного курса,
учащиеся будут развивать навыки и знания, необходимые для успешной роли
родителей в будущем.
10 КЛАСС
Дети и их значение в жизни: Что значит быть родителем.
В этом разделе учащиеся узнают о роли детей в жизни родителей, о том,
какие ответственности лежат на плечах родителей и о взаимоотношениях
внутри семьи. Дети и их значение в жизни. Что значит быть родителем?
Подготовка к появлению ребенка в семье. Зарождение новой жизни. Течение
беременности. Молодая семья с первенцем. Появление других детей,
отношения. Практическая работа по теме: «Дети и их значение в жизни: Что
значит быть родителем»
Семья с детьми подросткового возраста.
В этом разделе рассматриваются особенности подросткового возраста,
роль родителей в поддержке и воспитании подростков, а также развитие
самостоятельности и ответственности у подростков. Семья с детьми
подросткового возраста. Профессиональное становление подростка: участие
родителей.

Конфликты

между

подростком

и

родителями.

Выход

повзрослевших детей из семьи. Практическая работа по теме: «Семья с
детьми подросткового возраста».
Развод и его последствия
В этом разделе рассматриваются причины развода, факторы, влияющие
на семейные отношения, а также последствия развода для детей и родителей.
Факторы влияющие на семейные отношение. Причины развода. Справления
7

с эмоциональным стрессом после развода. Последствия развода для детей и
родителей. Практическая работа по теме: «Развод и его последствия»
Как быть семьей?
В этом разделе рассматриваются традиционные и современные
семейные роли, равенство полов в семье и его значение для гармоничных
отношений. Семья и общество. Семейные ценности и традиции. Семейные
роли и равенство. Семья и технологии. Семья и здоровье. Семья и финансы
Практическая работа по теме «Введение семейного бюджета». Семья и
межличностные отношения
11 КЛАСС
Как создать семью?
В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты для
создания семьи. Осознанный зрелый выбор о решении вступить в брак.
Брачный возраст. Что такое Брак. Основные нормативные акты о браке.
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Ограничения на
регистрацию брака. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
Браки

российских

граждан

с

иностранцами.

Брачный

договорю.

Практическая работа по теме «Регистрация Брака».
Молодая семья
В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты и
федеральные программы которые помогают молодым семьям. Молодая
семья - это ...? Программа «Молодая семья». Пособие по беременности и
родам. Единовременное пособие при рождении ребёнка. Единое пособие на
детей. Материнский капитал. Практическая работа по теме «Молодая семья»
Благоприятный климат в семье
В этом разделе рассматриваются все меры предостережения для
избежание распада семьи. Пути выхода из возникшего конфликта.
Разнообразие форм совместных

семейных дел. Важность семейных
8

праздников. Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной
жизни.

Совместный

отдых

семьей.

Практическая

работа

по

теме

«Благоприятный климат в семье».
Права и обязанности родителей и детей
В этом разделе рассматриваются такие вопросы такие как права и
обязанности супругов и их детей. Личные права и обязанности супругов.
Имущественные права и обязанности супругов. Совместная собственность,
движимое и недвижимое имущество семьи. Наследство и наследники,
дарение и другие сделки с семейным имуществом. Имущество, нажитое до
регистрации брака. Права и обязанности ребенка в семье. Права
несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение
имуществом. Обязанности совершеннолетних детей по отношению к своим
родителям

и

родственникам.

Опекунство

и

усыновление.

Права и

обязанности родителей в отношении родных детей Права и обязанности
родителей в отношении детей, взятых под опеку. Практическая работа по
теме «Права и обязанности родителей и детей».

9

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
направлена

на

обеспечение

достижения

обучающимися

личностных,

метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданское воспитание:
–готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи;
–понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
–обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и
материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
–готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской
семье, классе, школьном коллективе;
–понимание роли семьи как социального института в жизни человека; 2)
патриотическое воспитание:
–осознание российской

идентичности

в

поликультурном и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России,
семейных традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
–ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора в семейных отношениях, готовность оценивать свое
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;
–способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к созданию крепкой, гармоничной семьи; 4) эстетическое воспитание:
10

–восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов,
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
–осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни;
–соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в
интернет-среде;
6) трудовое воспитание:
–установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи)

технологической

и

социальной

направленности,

способность

инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
–овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира с учетом семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
–освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью;
–умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

11

Познавательные

универсальные

учебные

действия

Базовые логические действия:
–

выявлять и характеризовать существенные признаки социальных

явлений и процессов;
–

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для

решения поставленной задачи;
–

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
–

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое

исследование

по

установлению

особенностей

объекта

изучения,

причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
–

оценивать на применимость и достоверность информацию,

полученную в ходе исследования;
–

самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатам проведенного наблюдения, исследования;
–

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
–

применять различные методы, инструменты и запросы при

поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
–

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;
–

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления

информации;
–

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
12

–

воспринимать

и

формулировать суждения, выражать

эмоции
в соответствии с целями и условиями общения;
–

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных

текстах;
–

распознавать

невербальные

средства

общения,

понимать

значение социальных знаков;
–

знать и

распознавать

предпосылки

конфликтных

ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
–

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение

к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
–

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу

обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
–

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников

диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
–

публично представлять результаты выполненного исследования,

проекта;
–

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач

презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные

универсальные

учебные

действия

Самоорганизация:
–

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных

ситуациях;
–

ориентироваться в

различных подходах

решений
13

принятия

(индивидуальное, принятие решений в группе);
–

составлять

план

действий

(план

реализации

намеченного

алгоритма решения);
–

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
–

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

–

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее

изменения;
–

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут

возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся
обстоятельствам;
–

объяснять причины достижения (недостижения) результатов

деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
–

вносить

коррективы

в

деятельность

на

основе

новых

обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
–

оценивать соответствие результата цели и условиям;

–

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и

намерения другого;
–

регулировать способ выражения эмоций.

Совместная деятельность:
–

понимать

и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной
задачи;
14

–

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить

действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
–

уметь обобщать мнения нескольких людей;

–

планировать организацию совместной работы, определять свою

роль

(с

учетом

предпочтений

и

возможностей

всех

участников

взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
–

выполнять

свою

часть

работы,

достигать

качественного

результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
–

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
–

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена

команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
–
освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли
каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института;
социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе;
содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные
отношения, включая правовые нормы;
–

осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в

современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как
традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание
значимости семейных традиций в истории народов России;

15

–

формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и

нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи,
коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
–

умение характеризовать особенности семейных отношений с

использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудиои видеоматериалами);
–

умение использовать полученные знания: для устного и

письменного описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для
описания традиций своей семьи, для написания ее родословной;
–

умение

использовать

цифровые

технологии

для

создания

родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана
семьи и др.;
–

умение аргументировать роль здорового образа жизни для

каждого члена семьи;
–

умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками,

в том числе со старшими членами семьи;
–

умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье,

общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами,
дальними родственниками;
–

умение решать в рамках изученного материала познавательные и

практические задачи;
–

овладение

приемами

поиска

и

извлечения

социальной

информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из
различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;

16

–

умение

анализировать,

обобщать,

систематизировать,

конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом,
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя
их аргументами;
–

умение оценивать собственные поступки и поведение других

людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными
финансами,

в

том

числе

при

планировании

17

семейного

бюджета.

–
№
п/п

1

2

3

4

11 КЛАСС
Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Как создать семью?

Молодая семья

Благоприятный климат в семье

Права и обязанности родителей и детей
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Основные
виды
деятельности

10

В этом разделе рассматриваются
нормативные правовые аспекты
для создание семьи.

Письменные
работы

6

В этом разделе рассматриваются
нормативные правовые аспекты
и федеральные программы
которые помогают молодым
семьям.

Письменные
работы

6

В этом разделе рассматриваются
все меры предостережения для
избежание распада семьи.

Письменные
работы

12

В этом разделе рассматриваются
такие вопросы такие как права и
обязанности супругов и их
детей.

Письменные
работы

34

18

Основное содержание

11 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Практические
работы

дата

1

Осознанный зрелый выбор о решении вступить в брак

1

04.09

2

Брачный возраст

1

11.09

3

Что такое Брак

1

18.09

4

Основные нормативные акты о браке

1

25.09

5

Порядок регистрации брака в Российской Федерации

1

02.10

6

Ограничения на регистрацию брака

1

09.10

7

Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

1

16.10

8

Браки российских граждан с иностранцами

1

23.10

9

Брачный договор

1

06.11

10

Практическая работа по теме "Регистрация Брака"

1

11

Молодая семья - это ...?

1

19.11

12

Программа «Молодая семья»

1

26.11

13

Пособие по беременности и родам

1

04.12

14

Единовременное пособие при рождении ребёнка

1

11.12

15

Единое пособие на детей. Материнский капитал

1

18.12

16

Практическая работа по теме "Молодая семья"

1

17

Пути выхода из возникшего конфликта

1

15.01

18

Разнообразие форм совместных семейных дел

1

22.01

19

Важность семейных праздников

1

29.01

20

Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной
жизни

1

21

Совместный отдых семьей

1
19

1

1

12.11

25.12

05.02
12.02

22

Практическая работа по теме "Благоприятный климат в
семье"

1

23

Личные права и обязанности супругов

1

26.02

24

Имущественные права и обязанности супругов

1

05.03

25

Совместная собственность, движимое и недвижимое
имущество семьи

1

26

Наследство и наследники, дарение и другие сделки с
семейным имуществом

1

27

Права и обязанности родителей в отношении родных детей и
детей, взятых под опеку

1

28

Права и обязанности ребенка в семье

1

29

Права несовершеннолетних детей на владение, пользование
и распоряжение имуществом

1

30

Обязанности совершеннолетних детей по отношению к
своим родителям и родственникам

1

31

Опекунство и усыновление

1

30.04

32

Права и обязанности родителей в отношении родных детей

1

07.04

33

Права и обязанности родителей в отношении детей взятых
под опеку

1

34

Практическая работа по теме "Права и обязанности
родителей и детей "

1

1

34

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

20

1

19.02

12.03
19.03
26.03
09.04
16.04
23.04

14.05

21.05

21

22

23

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
В процессе изучения курса «Семьеведение» учащиеся будут оцениваться и
контролироваться с целью проверки усвоения материала и развития
необходимых навыков. Для этого будут использоваться различные формы
контроля и оценки результатов.
Ниже представлены основные формы контроля и оценки, которые могут
быть использованы в процессе обучения:
1. Устный опрос: Учащимся могут задаваться вопросы на уроках, чтобы
проверить их знания и понимание изучаемого материала. Опрос может быть
индивидуальным или групповым.
2. Письменные работы: В ходе обучения учащимся могут предлагаться
задания на написание эссе, рефератов, ответов на вопросы и других
письменных работ. Это позволяет проверить их способность анализировать и
выражать свои мысли.
3. Практические работы: закрепляют изученный раздел материала и дает
возможность сделать анализ усвоение учеником пройдённого раздела.
4. Проектная деятельность: Учащиеся могут выполнять проекты,
связанные с изучаемым материалом. Проекты позволяют развивать творческое
мышление, исследовательские навыки и умение работать в команде. Оценка
проектов может осуществляться по критериям, заранее обговоренным с
учащимися.
5. Работа с источниками: Учащимся могут предлагаться задания на анализ
и интерпретацию различных источников, таких как научные статьи, книги,
фильмы и интернет-ресурсы. Это поможет развить навыки критического
мышления и оценки информации.
6. Обсуждение и дебаты: Учащиеся могут принимать участие в
обсуждении и дебатах по актуальным темам, связанным с семьеведением. Это

24

поможет развить навыки аргументации, умение выступать публично и слушать
других.
7. Портфолио: Учащиеся могут создавать портфолио, в котором будут
собираться их работы, проекты, рефлексии и самооценка. Портфолио позволяет
учащимся отслеживать свой прогресс и демонстрировать свои достижения.
Все формы контроля и оценки результатов имеют свои преимущества и
могут использоваться в разных ситуациях. Они позволяют учащимся
продемонстрировать свои знания, навыки и понимание изучаемого материала.
Важно, чтобы оценка была объективной, справедливой и позволяла учащимся
развиваться и совершенствоваться.

25

Подросток и семья: как избежать конфликтов

п. Турковского торфопредприятия

2021
Семья, являясь важнейшим условием социализации личности, в наши дни нередко перестает
выполнять функцию воспитания детей, не дает подросткам чувства защищенности и
уверенности в завтрашнем дне. Результаты соцопросов говорят о том, что только один из трех
подростков не конфликтует с родителями. Почти половина малолетних преступников считают,
что главной причиной преступлений являются именно конфликты в семье и плохое воспитание
детей.

26

Предлагаемый классный час посвящен обсуждению причин и способов выхода из семейных
конфликтов.
Цели - расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация,
дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье; способствовать
формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание
овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству,
взаимопониманию.

Ход классного часа

1 Организационный момент
Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию, решив ее они находят тему урока.
2. Индийская сказка
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно,
потому, что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь
определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон.
Давным - давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город
привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы
ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак,
шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно
двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец
потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул
четвертый. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок
слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на
змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых
кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате
каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что
говорят другие.
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
Наличие другой стороны.
Итак, ребята давайте определим тему нашего урока. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о
причинах конфликтов и путях их решения. Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни»

Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть
между людьми. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый
распространенный - неуправляемый конфликт. Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу и вы
возмутились: «Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси
нужно ездить!».
Другой вид конфликта - холодная напряженность (внутренний конфликт). Он может возникнуть у
людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех.
Например, ветеран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но
вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот
вид конфликта называется «пристройка снизу».
Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет
поддерживать общение.

27

В чем же вред конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Вовторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и
работа не ладится, и вообще, все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать
конфликты.
Прежде всего ни в коем случает нельзя употреблять запрещенные приемы - это фразы типа:
«Да брось ты!», «Что ты понимаешь?», «Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху».
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я
ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т. п. Правильное поведение при
конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Проблемная ситуация: Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть хочет каждый
свое. Например, сын - заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию
футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается
спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ждала»; сын никак не может
отказаться от матча: «он ждал его еще дольше!».
Примеры ответов детей по определению причин конфликтов:
Трудный возраст, невоспитанность, упрямство, плохой характер, успеваемость, учеба, лень,
неаккуратность, придирчивость родителей, родители считают ребенком, а она(он) уже взрослый
человек.
Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?
Примерные ответы детей:


Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.



Получить паспорт, участвовать в выборах президента.



Делать что тебе захочется.



Делать не то, что хочешь, а то, что должен.



Иметь много обязанностей.



Жить по правилам, выполнять все законы.

Классный руководитель. Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности.
Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый
третий умеет ладить с близкими. К какой части детей относитесь вы? На какой почве чаще всего
случаются конфликты?
Не помогал по дому.


Учеба, поведение.



Поздно приходил домой.



Вредные привычки (курение).



Из-за моей компании.



Внешний вид (прическа, одежда).



Мои поздние возвращения домой.



Плохой характер родителей.

Классный руководитель. Как видим, причин у конфликтов может быть много, но результат один:
конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.
Способы выхода из конфликта

28

а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый
способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;
б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных
уступок;
г) уход от конфликта (уклонение);
д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.
Ролевая игра «Если бы психологом был я...»
«Возвратившись с работы, мама обнаружила у своего двенадцатилетнего сына Пети его друга
Мишу: мальчики делали вместе уроки. Они стали упрашивать маму разрешить посмотреть очень
интересную телепрограмму, которая начиналась в 11 часов. Родители Миши разрешили ему
остаться ночевать в гостях.
Однако мама очень устала и собиралась лечь в 10 часов. Телевизор же стоял в ее комнате.
Кроме того, ребятам утром в школу, не следовало бы так сильно нарушать режим.
Как быть? (возможные варианты)
1. Попросить у родителей Миши разрешения посмотреть передачу у него.
2. Посмотреть передачу вместе, а потом Мише идти домой.
3. Маме с Петей поменяться комнатами: тогда ребята смогут, не мешая ей, посмотреть
передачу.
4. Поиграть вместе до 11 часов и потом лечь спать; Миша остается в гостях.
Предложения мамы были такие:
5. Ребята играют до 10 часов и потом все ложатся спать.
6. Ребята идут ночевать к Мише.
7. Каждый ночует у себя дома.
8. Ребята ложатся спать в 10 часов, но мама разрешает им почитать.
Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи»
Классный руководитель. Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди
отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами,
мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не
всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать
ссор? Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы. На доске
записаны три незаконченных предложения. Предложите свои варианты окончаний.
(Высказываются учащиеся)
Умение владеть собой - это...


контролировать свое поведение;
o

сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно;

o

держать себя в руках;

o

не позволять себе грубости, хамства;

o

не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешенным, корректным.

Чтобы научиться владеть собой, нужно...

29



работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место
другого;



читать книги по психологии;



не терять своего достоинства;



научиться уважать других людей;



научиться видеть свои недостатки;



быть строгим к себе и снисходительным к другим.



Чтобы найти компромисс, нужно...



найти такое решение, которое устроит всех;



войти в положение другого человека;



видеть правоту другого человека;



отказаться от своего эгоизма;



не считать себя выше других;



уважать чужое мнение.

Классный руководитель. Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение
пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с
людьми.
Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на
место другого человека.

30

31

Тестирование
Давайте с вами проверим, насколько вы можете контролировать себя в конфликтной ситуации и
вообще насколько вы конфликтный человек.

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведёте себя в конфликтной
ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте
соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего
определённый стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя
ЧАСТО - поставьте 3 балла;
ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла;
РЕДКО – 1 балл.

ВОПРОС:
«Как вы обычно ведёте себя в споре или конфликтной ситуации?»
ОТВЕТЫ:
1. Угрожаю или дерусь.

32

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то не стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему…
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить в шутку.

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11- это тип
поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику
разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б» – сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В» – сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г» – сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д» – сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» – это «жёсткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своём,
защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека,
который всегда прав.
«Б» – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно
договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые
удовлетворили бы обе стороны.
«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Д» – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию.
Не доводить конфликт до открытого столкновения.
Предлагаю учащимся проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести
их с самооценкой своего поведения.

33

Если есть желающие обсудить свои результаты тестирования с одноклассниками, даю время
для коллективного анализа. В ходе обсуждения подвожу подростков к беседе о конфликтах.

34

Тест
«Уровень конфликтности личности»
Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой,
запишите букву после номера вопроса.

35

1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы
подчинить своей воле других?

А) нет б) когда как в) да

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и
ненавидят?

А) да б) ответить затрудняюсь в) нет

3. Кто вы в большей степени?

А) пацифист б) принципиальный в) предприимчивый

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

А) часто б) периодически в) редко

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас
коллектив?

А) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива
в ее перспективности;
Б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;
В) чаще советовался бы с людьми.

6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

А) пессимизм б) плохое настроение в) обида на самого себя

36

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего
коллектива?
А) да б) скорее всего да в) нет
8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем
промолчать.

А) да б) скорее всего да в) нет
9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь
изжить в себе

А) раздражительность б) обидчивость в) нетерпимость критики других

10. Кто вы в большей степени?

А) независимый б) лидер в) генератор идей

11. Каким человеком считают вас ваши друзья?

А) экстравагантным б) оптимистом в) настойчивым

12. С чем вам чаще всего приходится бороться?

А) с несправедливостью б) с бюрократизмом в) с эгоизмом

13. Что для вас наиболее характерно?

А) недооцениваю свои способности
Б) оцениваю свои способности объективно
В) переоцениваю свои способности

37

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

А) излишняя инициатива
Б) излишняя критичность
В) излишняя прямолинейность.

Обработка результатов теста
«Уровень конфликтности личности»

Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы
баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
А13133233232321
Б22322322111212
В31211111323133

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

38

14 – 17 баллов – очень низкий
18 – 20 баллов – низкий
21 – 23 балла - ниже среднего
24 – 26 баллов – ближе к среднему
27 – 29 баллов - средний
30 – 32 балла - ближе к среднему
33 – 35 баллов - выше среднего
36 – 38 баллов - высокий
39 – 42 балла - очень высокий.

Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга»
Классный руководитель. Говоря о конфликтах, нельзя забывать о том, что все наши поступки
влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Добро, которое мы делаем людям,
возвращается к нам, делая нас счастливее, так же как и зло, которое мы причиняем другим,
возвращается к нам. Можно сказать, что в человеческих отношениях действует закон бумеранга.
Допустим, меня с утра оскорбила своей грубостью продавщица - придя в школу, я выплеснула
свое раздражение на учеников - кто-то из них сорвал свою злость на прохожем - этим прохожим
оказался муж той самой продавщицы, который от злости и бессилия напился и, придя домой,
устроил скандал своей жене. Так бумеранг возвратился к тому, кто его послал.
Но к человеку бумерангом может вернуться и добро - все зависит от содержания послания. Я
уверена, что всем вам приходилось сталкиваться с действием бумеранга. Сейчас вы будете
работать в группах . Задание для групп: вспомните, как возвращались к вам ваши хорошие и
плохие поступки, и сочините небольшую миниатюру «Закон бумеранга».Чтобы избежать
конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвращалось только добро, нужно соблюдать золотое
правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
VII. Заключительное слово
Классный руководитель. Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют
«разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в
незрелости подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как
правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было
14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я
был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы
когда-нибудь согласитесь с известным писателем.
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Какие эмоции остались в конце классного часа? Захотелось ли сразу
после школы сходить за хлебом или вынести мусор?

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».