РП_Проектная мастерская_5,6

РАЗДЕЛ 1
1. Пояснительная записка
Настоящее время — это время перемен, когда государству нужны люди, способные
принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу,
найти и привлечь необходимые ресурсы, наметан, план действий и, осуществив его,
оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в
структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения
и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть
освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть
ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),
хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);
уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится
субъектом учебной деятельности.
Актуальность.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
В основу программы была положена идея о направленности учебно- познавательной
деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или
иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема
обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее
решение должно быть важно для учащегося.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.
Внутренний результат опыт деятельности — станет бесценным достоянием учащегося,
соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования

у

школьников

умения

учиться

–

самостоятельно

добывать

и

систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:


Непрерывность

дополнительного

образования

как

механизма

в

процессе

полноты

и

целостности образования в целом.


Развития

индивидуальности

каждого

ребенка

социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности.


Системность организации учебно-воспитательного процесса.



Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы — создание условий для приобретения школьниками некоторого

опыта социального действия через проектную деятельность и формирование способностей,
обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни,
умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных
ситуациях, работать в различных коллективах.
Задачи программы:


выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам
деятельности;



формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности
посредством проектной;



развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у
школьников;



развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и
постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия,
презентация в различных формах);



развивать опыт творческой деятельности;



содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых,
социальных проблем;



развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Количество часов: 5 класс – 34ч., 6 класс – 34 ч.
Режим занятий и место проведения: Программа ориентирована на реализацию
работы с обучающимися во внеурочной деятельности. Длительность занятия:35 минут.
Характеристика внеурочной образовательной деятельности:
В процессе обучения используются различные формы и виды деятельности с учетом
психофизиологических особенностей обучающихся данного возраста: использование

занимательного материала, включение игровых ситуаций, презентаций позволит сделать
занятия более содержательными.
Основными методами обучения являются:


информационно-развивающие, способствующие формированию у детей этических знаний,
реализующиеся в общении и поведении;



поисковые, которые не дают готовой информации, а включают обучающихся в
познавательный процесс;



репродуктивные, вооружающие детей готовыми способами деятельности;
воспроизводящие, т.е. творческие, требующие применения знаний в измененных условиях
(на практике, в творческой деятельности).
РАЗДЕЛ 2
Содержание программы.
Программа состоит из трёх разделов, каждый из которых представляет собой работу
над конкретным проектом. В ходе занятий учащиеся обязательно создают творческую
работу (проект) участвуют в последующей защите, муниципальном и областном этапах
конкурсов творческих, проектных и исследовательских работ.
Новизна. Программа внеурочной деятельности, которая последовательно применяет
проектный метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или
иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с
усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания
и с их помощью проделывать конкретную работу.
Темы проектов для этого возраста в большей степени связаны с предметным
содержанием.

Проблема

проекта,

обеспечивающая

мотивацию

включения

в

самостоятельную работу, находится в зоне ближайшего развития. Продолжительность
выполнения проекта 8 недель.
Этапы работы над проектом
№

Этап работы

1

Поисковый

Виды деятельности обучающихся


Моделирование искомой ситуации. Анализ имеющейся информации



Определение и анализ проблем



Определение потребности в информации



Сбор и изучение информации

2

Аналитический 

Постановка цели проекта. Поиск оптимального способа достижения
цели проекта (анализ альтернативных решений), построение
алгоритма деятельности



Определение задач



Определение способа разрешения проблемы



Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование
работ

3



Планирование продукта



Анализ ресурсов



Сбор и изучение информации

Практический 

Выполнение плана работ



Текущий контроль



Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и
технологию

4

Презентационный
 Предварительная оценка продукта


Планирование презентации и подготовка презентационных материалов



Презентация продукта



Изучение

возможностей

использования

результатов

проекта

(выставка, участие в конкурсе , публикация)
5

Контрольный 

Анализ результатов выполнения проекта



Оценка качества выполнения продукта



Оценка продвижения

Программа разработана согласно письма Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672 «О
направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ,
в том числе в части проектной деятельности»
РАЗДЕЛ 3
Планируемые результаты.
В результате у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а
именно:
Личностные универсальные учебные действия:


внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения;

личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (дела и
мотивы), «что я могу» (результаты).
Регулятивные универсальные учебные действия:


определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению
проблемы (задачи), ставить новые учебные задачи;



учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,
выбирать тему проекта с помощью учителя;



составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера,
выполнения проекта совместно с учителем или самостоятельно;



в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,
совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные универсальные учебные действия:



ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;



добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;



перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для
создания нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для сравнения,
классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);



использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителяконсультанта.
Коммуникативные универсальные учебные действия:



оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;



при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;



учиться критично относиться к собственному мнению;



договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать
что-то сообща;



организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг
с другом и т.д.).
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий
подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Планируемый результат.
В результате прохождения программного материала обучающийся научится:



определять тему проекта, ставить цель проекта, составить краткий план проекта;



определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через
проект;



определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через проект (групповой
проект);



определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через проект
(групповой проект).
В ходе решения системы проектных задач обучающийся получит возможность научиться:



Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему
не получилось, видеть трудности, ошибки);



делать умозаключения и выводы;



структурировать материал;



объяснять, доказывать и защищать свои идеи;



целеполагать (ставить и удерживать цели);



планировать (составлять план своей деятельности);



моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);



проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в
коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию,
принимать

или

аргументировано

отклонять

точки

зрения

других).

РАЗДЕЛ 4
Календарно – тематическое планирование
5 «А», 5 «Б», 6 «Б», 6 «Г» классов
№

Тема раздела / занятия по курсу внеурочной
деятельности

Дата

п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

6 «Б»
Вводное занятие. Что такое проект? Дискуссия: 04.09
«Проект-это интересно или сложно?»
Виды проектов и примеры школьных проектов
11.09
Зачем нужны проекты?
18.09
Мозговой штурм. Определение проблемной 25.09
ситуации
Как выбрать тему проекта. Практикум
02.10
Постановка цели и задач. Тренинг «Дерево целей» 09.10

6 «Г»
02.09

5 «А»
03.09

5 «Б»
05.09

09.09
16.09
23.09

10.09
17.09
24.09

12.09
19.09
26.09

30.09
07.10

01.10
08.10

03.10
10.10

7.
Формулировка гипотезы.
8.
Планирование проекта. Работа в группах
1 четверть
Количество часов:
9.
Распределение ролей в команде. Игра «Проектная
команда»
10.
Поиск
информации.
Источники
и
их
достоверность.
11.
Игра «Факт или фейк?»
12.
Обработка и анализ информации. Практикум
13.
Методы сбора данных (опрос, наблюдение,
интервью)
14.
Работа с цифровыми инструментами.
15.
Создание презентации проекта.
16.
Мастер- класс по публичному выступлению.
2 четверть
Количество часов:
17.
Репетиция защиты проекта.
18.
Промежуточная защита(мини-защита идей)
19.
Корректировка
проектов
по
результатам
обсуждения. Работа в группах.
20.
Проектный день «Работа над идеей»
21.
Работа с наставником.
22.
Подготовка материалов для защиты.
23.
Создание макета, модели, буклета.
24.
Подготовка постера/стенда проекта
25.
Репетиция защиты проекта.(2)
26.
Школьная выставка проектов. Презентация.
27.
Итоговая защита проектов.
3 четверть
Количество часов:
28.
Самооценка проекта. Что получилось?
29.
Оценка проектов одноклассников.
30.
Обсуждение трудностей в работе над проектом.
31.
Формирование портфолио проекта. Практическая
работа.
32.
Цифровое портфолио (презентация, сайт, буклет)
33.
Итоговое занятие «Чему я научился?». Игра
34.
Праздник проектов/выставка достижений
Промежуточная аттестация
4 четверть
Количество часов:

16.10
23.10
8 часов
06.11

14.10
21.10

15.10
22.10

17.10
24.10

11.11

05.11

07.11

13.11

18.11

12.11

14.11

20.11
27.11
04.12

25.11
02.12
09.12

19.11
26.11
03.12

21.11
28.11
05.12

11.12
18.12
25.12
8 часов
15.01
22.01
29.01

16.12
23.12
30.12

10.12
17.12
24.12

12.12
19.12
26.12

13.01
20.01
27.01

14.01
21.01
28.01

16.01
23.01
30.01

05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
26.03
11 часов
09.04
16.04
23.04
30.04

03.02
10.02
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
24.03

04.02
11.02
18.02
25.02
04.03
11.03
18.03
25.03

06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
27.03

07.04
14.04
21.04
28.04

08.04
15.08
22.04
29.04

10.04
17.04
24.04
08.05

05.05
12.05
19.05

06.05
13.05
20.05

15.05
22.05

07.05
14.05
21.05
7 часов

Список литературы
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: лособие для учителя / Д.В. Григорьев, I [.В. Степанов. — М.:
Просвещение. 2010.
2. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном
процессе // Практика административной работы в школе. — 2006. — № 6. —

С.65-70.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
— М.: Просвещение, 2010.
4. Нелобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. — М.: Аркти,
2006.
5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //
Народное образование. — 2000. — № 7.
6. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании
школьников / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вентана-Графф, 2003.
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / [В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]. — М.:
Просвещение, 2010.
8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М., 2005.
23
9. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. —
2003. — № 6.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности
1. Интернет-сайт: www/Trizline/Ru/leem/toy/toy.Htm
2. http://stranamasterov.ru/
3. www.readabout.info
4. http://vip-samodelki.ru
5. http://spicami.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».