РП_Экоазбука_1-2

РАЗДЕЛ 1:

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экоазбука»
разработана в соответствии с ООП НОО составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, с
использованием авторской программы Гелик И.И., «Юный натуралист» (г.
Самара, 2017 г.)
1.1.
Актуальность
Программа охватывает большой круг естественно научных исследований и
является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной
школы. Большая часть часов в программе отводиться на изучение природы и
охраны Ростовской области. Таким образом, актуальность программы
заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с
различными формами работы. Программа опирается на практическую
деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности.
Учащиеся расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края, о
влиянии экологии на здоровье человека, на его питание. Программа направлена
на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на
нашей планете, в нашей стране в родном городе, в школе, в семье.
Новизна программы заключается в том, что она построена с учетом
интересов детей к объектам окружающей природной среды, в том числе и к
самим себе, как неотъемлемой части природы. Программа ориентирована на
системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена
на принципах развивающего обучения. Данная программа – это целостная
система экологического воспитания детей, в результате изучения которой
ребёнок познаёт окружающую его действительность на основе краеведческих
материалов, регионального компонента.
Особенностью построения программы, является то, что в большинство
разделов включена практическая работа в творческой мастерской, позволяющая
детям проявлять свою инициативу, так как предоставляется возможность для
удовлетворения своих желаний и потребностей в творчестве. В основе
программы – опора дается на «эмоциональное неравнодушие» каждого ребенка
к природе. Эмоциональная тяга к природе, стремление к общению с ней,
сформированные в младшем возрасте, является основой дальнейшей работы в
области экологического воспитания.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием
приемов умственной деятельности: анализа, сравнения, квалификации, аналогии
и обобщения.
Принципы проведения занятий:
- безопасность, создание атмосферы доброжелательности;
- преемственность - каждый следующий этап базируется на уже
сформированных навыках;
- рефлексия, совместное обсуждение понятого на занятии.

Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий
для
активного
продуктивного
общения,
отработка
стандартных
коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных
особенностей, расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим
детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление
правил общения.
1.2.Цель программы: на основе удовлетворения естественного детского
интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию
экологической культуры учащихся, основной чертой которой является
ответственное отношение к природе.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с природой родного края, ее флорой и фауной;
-формировать у детей начальное представление о взаимосвязи живых
организмов и среды в природе;
-формировать начальное представление об особенностях взаимоотношений
людей и природы и возникающих при этом проблемы.
-формировать интерес к изучению природы родного края.
-формировать представления об охраняемых территориях своей области.
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с
его возрастом и способностями;
-научиться применять на практике знания, полученные в объединении
Воспитательные:
-воспитывать потребность в общении с природой;
-способствовать формированию экологического восприятия и сознания
общественной активности;
-способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с
природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
- воспитывать у учащихся уважительное и бережное отношение к природе,
волевые и трудовые качества личности, потребности в здоровом образе жизни;
- формировать общественно активную личность, способную реализовать
себя
в
социуме,
потребность
сотрудничества
со
сверстниками,
доброжелательное отношение друг к другу, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению других, толерантность.
Формы и виды организации курса внеурочной деятельности
При реализации данной программы используются следующие формы работы:
- Индивидуальные;
- Групповые;
- Парные;
- Коллективные.
Ведущие формы деятельности:
1)
Презентация;
2)
Познавательные игры, викторины;
3)
Практическая работа;
4)
Творческая мастерская;

Конкурсы.
Виды внеурочной деятельности реализуются:
1) Познавательная деятельность;
2) Игровая деятельность;
3) Трудовая деятельность;
4) Проблемно-ценностное общение.
1.3. Место предмета в плане внеурочной деятельности:
Программа по курсу внеурочной деятельности «Экоазбука» в 1-2х классах
рассчитана на 34 часа, общее количество часов в неделю – 1 час. Срок
реализации программы - 1 год. Запланированный объем программы – 34 часа. В
соответствии с календарным графиком, расписанием курса внеурочной
деятельности на 2025-2026 учебный год, государственными праздниками
программа рассчитана на: 1 «А» кл. – 34 часа; 1 «Б» кл. – 34 часа; 1 «В» кл. – 34
часа, 2 «А » кл. -32 часа, 2 «Б» кл. -34 часа; 2 «В» кл. - 34 часа.
Программа направлена
на достижение результатов ознакомительного
уровня. Возможна реализация программы с применением дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятия курса внеурочной деятельности определяется с учетом
санитарно-эпидемиологических норм.
Продолжительность одного занятия по курсу внеурочной деятельности – 35
минут.
Программный курс:
1-го года обучения:
Учащиеся познакомятся с многообразием животного и растительного мира
Ростовской области и нашей планеты, с явлениями природы, а также с основами
экологии.
1.4. Учебники и учебные пособия, которые используются в ходе
изучения курса
5)

 Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.,
2009

 Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Воронеж
«Учитель» 2002.
 Брюс Джим, Анжела Вилке, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов”
Животные. -М.:ЗАО”Росмэн”, 2006
 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в
первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
 Конвенция ООН о правах ребёнка: принята Генеральной Ассамблеей ООН
20 ноября 1989г. – ЮНИСЕФ.1999
 Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная
школа”1998г. №10
 Маханева М.Д. «Экология в детском саду и начальной школе». Москва
«творческий центр». 2009

 РосмэнМ. «Тайны живой природы». Москва. 1995
 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л. А.БагроваМ.:Тко “ACT”,1995.
1.5. Взаимосвязь с программой воспитания. Рабочая программа
внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Экоазбука».
1.6. Форма Промежуточной аттестации 1 года обучения
класс
форма промежуточной аттестации
1 классы 2 классы Экскурсия «Мой край родной»
РАЗДЕЛ 2:

Содержание курса внеурочной деятельности
Цель: формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир,
изучение многообразия растительного и животного мира, основ экологии.
Задачи первого года обучения.
Воспитывающие:
 воспитать доброе отношение к окружающему миру;
 пробудить у детей чувство любви к природе.
Развивающие:
 развить интерес ребёнка к науке экологии;
 развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление,
развивать чувство прекрасного.
Обучающие:
 дать общие представления о многообразии животного и растительного мира
Ростовской области и нашей планеты, о явлениях природы, а также об
основах экологии;
 научить правилам обращения с окружающим нас миром;
1. «Введение» (1 час)
Теория:
Тема 1: Ознакомление с планом работы объединения, с видами
общественно - полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут
участвовать учащиеся. Вводный инструктаж по технике безопасности на
занятиях. Начальная диагностика, вводное тестирование.
Блок – тема I «Основы экологии» (5 часов)
Теория:
Тема 1: Природа, что это такое.
Тема 2: Что такое экология, задачи экологии.
Тема 3: Путешествие в страну Осень.
Практика:
Экологические задачи.
Изучаем и создаем экологические знаки.
Эколого-природоведческая игра «Наука экология».

Итоговое занятие.
«Что, где, когда» (Экологическая игра).
Блок – тема II «Легкие планеты. Что это?»
(8 часов)
Теория:
Тема 1. Голубая планета Земля. Размеры Земли. Земля и солнце.
Тема 2. Почему бывают день и ночь. Стадии развития Земли.
Тема 3. Сезонные изменения у растений.
Тема 4. Лес - многоэтажный дом. Типы лесов (лиственные, хвойные,
тропические).
Практика:
Творческая мастерская «Земля из космоса».
Игра-путешествие «Растительный мир Донского края».
Игровая программа «Наши верные друзья».
Конкурс рисунков «Лес полон чудес».
Блок – тема III «Многообразие животных» (8 часов)
Теория:
Тема 1: Многообразие животного мира.
Тема 2: Защита животных (организация заповедников, парков, зоопарков).
Практика:
Дикие животные. Игра- путешествие.
«Знаешь ли ты диких животных».
Зимовье зверей, презентация.
Домашние животные. Устное сочинение «Роль животных».
Творческая мастерская «Пушистые, хвостатые, усатые».
Презентация «Животные Красной книги»
Итоговое занятие. КВН «Как много животных мы знаем».
Блок – тема IV «Пернатые друзья» (6 часов)
Теория:
Тема 1: Видовое разнообразие птиц Ростовской области.
Тема 2: Нелетающие птицы. Люди на островах.
Тема 3: Они должны жить!
Практика:
Художественная мастерская «Крылья планеты».
Творческая мастерская «Птицы».
Викторина «Птичий калейдоскоп».
Итоговое занятие: Экологическая игра «Мир птиц».
Блок – тема V «Человек и растения» (7 часов)
Теория:
Тема 2: Растения - лекари.
Тема 3: Фантастические растения.
Тема 4: Царство грибов.
Практика:
Викторина «Легенды в мире растений».

Творческая мастерская «Прекрасный мир растений».
Итоговое занятие: Практическая работа, презентация «Комнатные растения и
человек».
Блок – тема VI. Итог (1 час)
Итоговое занятие. Игра – путешествие: «Большое путешествие в мир живой
природы»
РАЗДЕЛ 3:

Планируемые результаты
Личностные УУД:
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности
в целом;
- развитие чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину, свой народ.
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные УУД:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять
поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий; причинноследственные связи;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные УУД:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
- формулировать собственное мнение и позицию;
– формирование коммуникативных навыков.
Предметные УУД:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих
растений, диких и домашних животных;

– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных
(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
РАЗДЕЛ 4:

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности в том числе
с учетом рабочей программы воспитания
1 года обучения
№ Основные
Модуль
Общее
часы
часы
ЦОР/ЭОР
модули
воспитательной количес аудитор внеауди
программы
программы
тво
ных
торных
«Школьный
часов
занятий активн
урок»
ых
занятий
1. Вводное
День знаний.
1
1
https://resh.e
занятие
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505
2. Основы
экологии

Конкурс
рисунков ко
Дню города

5

2

3

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

3. Легкие
Выставка
планеты. Что поделок
это?
«Осенние
фантазии»

8

3

5

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

4. Многообрази День
е животных добровольца
(волонтера)

8

2

6

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

5. Пернатые
друзья

6

2

4

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

Игровая
программа
«Масленица
пришла,
угощенья
принесла»

6. Человек и
растения

День
космонавтики.
Конкурс
рисунков.

5

2

3

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

7. Экология
глазами
детей

Акция «С
победою в
сердцах»

1

-

1

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

12 ч.

22 ч.

Итого

34 ч.

РАЗДЕЛ 5:

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной
Дата проведения
№
деятельности
занятия
1 четверть 8 часов
1. Вводное занятие (1 час)
1.1. Ознакомление с планом работы курса внеурочной
деятельности, с видами общественно - полезного
труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут
участвовать учащиеся. Вводный инструктаж по
технике безопасности на занятиях.
2. Основы экологии (5 часов)
2.1 Наш дом-природа
2.2 Что такое экология, задачи экологии. Экологические
задачи.
2.3 Изучаем и создаем экологические знаки
2.4 Путешествие в страну Осень
2.5 Итоговое занятие экологическая игра «Что, где,
когда?»
3. Легкие планеты. Что это? (8 часов)
3.1 Голубая планета Земля. Просмотр видеофильма
«Планета Земля»
3.2 Творческая мастерская «Земля из космоса»
2 четверть 8 часов
3.3 Почему бывают день и ночь. Стадии развития Земли.
3.4 Растительный мир Донского края
3.5 Игровая программа: «Наши друзья деревья»
3.6 Сезонные изменения у растений
3.7 Лес - многоэтажный дом. Типы лесов.
3.8 Художественная мастерская: «Лес полон чудес»

1А
1В
1Б
03.09 03.09 04.09

10.09
17.09

10.09
17.09

11.09
18.09

24.09
01.10
08.10

24.09
01.10
08.10

25.09
02.10
09.10

15.10

15.10

16.10

22.10

22.10

23.10

05.11
12.11
19.11
26.11
03.12
10.12

05.11
12.11
19.11
26.12
03.12
10.12

06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12

4. Многообразие животных (8 часов)
4.1 Многообразие животного мира
17.12 17.12
4.2 Дикие животные. Игра-путешествие «Знаешь ли ты
24.12 24.12
диких животных»
3 четверть -9 часов
11 часов
4.3 Зимовье зверей. Презентация.
14.01 14.01
4.4 Домашние животные. Устное сочинение «Роль
21.01 21.01
животных»
4.5 Творческая мастерская «Пушистые, хвостатые,
28.01 28.01
усатые»
4.6 Животные красной книги.
04.02 04.02
4.7 Защита животных (организация зоопарков,
11.02 11.02
заповедников)
4.8 Итоговое занятие «Как много животных мы знаем»
25.02 25.02
5. Пернатые друзья (6 часов)
5.1 Видовое разнообразие птиц Ростовской области.
04.03 04.03
5.2 Творческая мастерская «Птицы»
11.03 11.03
5.3 Викторина «Птичий калейдоскоп»
18.03 18.03
4 четверть – 8 часов
5.4 Они должны жить!
01.04 01.04
5.5 Нелетающие птицы. Люди на островах
08.04 08.04
5.6 Итоговое занятие – экологическая игра «Мир птиц»
15.04 15.04
6. Человек и растения (7 часов)
6.1 Растения-лекари
22.04 22.04
6.2 Легенды в мире растений
29.04 29.04
6.3 Творческая мастерская «Прекрасный мир растений»
06.05 06.05
6.4 Царство грибов
13.05 13.05
6.5 Комнатные растения и человек
20.05 20.05
7. Экология глазами детей (1 час)
7.1 Итоговое занятие игра-путешествие «Большое
20.05 20.05
путешествие в мир живой природы»
ИТОГО:
33 часа

18.12
25.12

15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05
21.05

Приложение
Контрольно-измерительные материалы
для проведения аттестации учащихся
по программе «Экоазбука»
Экскурсия «Мой край родной»
(Изучение флоры и фауны на пришкольном участке)
Цель: научиться бережно относится к природе. Для проведения работы необходимо разбиться
на группы по 4-5 человек.
Карточка – задание.
Изучите разнообразие растений в пределах пробной площадки.
Подсчитайте количество деревьев, определите их названия.
Отметьте, имеются ли следы деятельности человека на пробной площадке.
Подсчитайте количество поврежденных и не поврежденных человеком деревьев и
кустарников.
Отметьте санитарное состояние деревьев.
Отметьте животных, которых встречали по пути исследования.
Занесите результаты работы в таблицу и выскажите свое личное впечатление об увиденном.
Количество
деревьев
Количество
(кустарников) на поврежденных
пробной
деревьев
площадке

Санитарное
состояние
деревьев

Ваши предложения Животные,
по уходу за
которые
поврежденными
встречались по
деревьями
маршруту

Ознакомьте одноклассников с результатами своей работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».