РП_Математическая грамотность_1

РАЗДЕЛ 1:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
разработана для учащихся 1-х классов на 2025-2026 учебный год, составлена на основе
авторской программы О.А. Холодовой «Занимательная математика», курс «Заниматика.
Юным умникам и умницам»– Москва: РОСТ книга, 2015 г.
Актуальность курса
Актуальность курса «Математическая грамотность» определена тем, что младшие
школьники должны иметь мотивацию к обучению математике. Стремиться развивать свои
интеллектуальные возможности.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность
в своих силах.
Содержание курса «Математическая грамотность» направлено на воспитание интереса к
предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может
быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений,
которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется
не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической
ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
Цель курса: формирование интереса учащихся к предмету математики, развитие творческих
математических способностей, смекалки и логического мышления.
Задачи:
- расширять математический кругозор учащихся, умение анализировать, делать логические
выводы;
- развивать пространственное воображение, используя геометрический материал;
- решать задачи повышенного уровня сложности;
- формировать умение владеть математической терминологией;
- формировать психологическую готовность учащихся к математическим олимпиадам;
- устанавливать связь между учебной и внеучебной работой;
- создавать условия для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой,
коллективной работы.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Математическая грамотность» в 1 классе отведено 33 часа (1 час в
неделю, 33 часа в год).
Взаимосвязь с программой воспитания
Содержание курса «Математическая грамотность» направлено на воспитание интереса к
предмету через занимательные упражнения; на формирование этических норм поведения при
сотрудничестве.
Промежуточная аттестация
класс
1 «Б» ,1 «В»

Форма промежуточной аттестации
Олимпиада по математике на платформе Учи.ру

РАЗДЕЛ 2:
Содержание курса внеурочной деятельности
Арифметический блок
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях
выпавших кубиков.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров:
поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий:
отгадывание задуманных чисел.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Блок логических и занимательных задач
Нестандартные
задачи.
Использование
знаково-символических
средств
для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение
способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрический блок
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения.
Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в
клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички).
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор
деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
РАЗДЕЛ 3 :
Планируемые результаты курса
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты курса
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
- Проговаривать последовательность действий
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради
- Учиться работать по предложенному учителем плану
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников
(ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении,
деловые качества воспитанника) используется
• простое наблюдение,
• проведение математических игр,
• опросники,
• анкетирование
• психолого-диагностические методики.
РАЗДЕЛ 4:
Тематическое планирование курса
№
п/п
1
2

Название раздела
Удивительная страна.
Город закономерностей.

3
Город загадочных чисел.
4
Город логических рассуждений.
5
Город занимательных задач.
6
Город геометрических превращений.
РАЗДЕЛ 5:
Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Кол-во
часов
1
7

9
8
6
2

ЭОР
https://easyen.ru/
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2017/12/14/v-mirelogiki-urok-2
https://easyen.ru/

Тема

https://easyen.ru/
https://easyen.ru/

Дата проведения
1 «Б», 1 «В»

Раздел 1. Удивительная страна.
1

Удивительная страна

03.09
Раздел 2. Город закономерностей.

2
3
4
5
6
7
8

Аллея Признаков
Порядковый проспект
Порядковый проспект
Улица «Волшебного квадрата»
В космической лаборатории
Художественная площадь
Испытание в городе Закономерностей

10.09
17.09
24.09
01.10
08.10
15.10
22.10
1 четверть – 8 часов

Раздел 3. Город загадочных чисел.
9
10
11
12
13
14
15
16

Улица Загадальная
Цифровой проезд
Числовая улица
Заколдованный переулок
Улица Магическая
Вычислительный проезд
Переулок Доминошек
Переулок Доминошек

17

Испытание в городе Загадочных чисел
Раздел 4. Город логических рассуждений.
Улица Высказываний
Улица Правдолюбов и Лжецов
Отрицательный переулок
Проспект Логических задач
Проспект Логических задач
Проспект Логических задач
Проспект Логических задач
Испытание в городе Логических рассуждений
Раздел 5. Город занимательных задач.
Улица Величинская

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32,33

Временой переулок
Улица Сказочная
Хитровский переулок
Смекалистая улица
Испытание в городе Занимательных задач
Раздел.6 Город геометрических превращений.
Фигурный проспект

05.11
12.11
19.11
26.11
03.12
10.12
17.12
24.12
2 четверть – 8 часов
14.01
21.01
28.01
04.02
11.02
25.02
04.03
11.03
18.03
25.03
3 четверть – 10 часов
08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
13.05, 20.05
4 четверть – 7 часов
За год – 33 часа

Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации программного содержания используется для обучающихся:
1.О.А. Холодова «Занимательная математика» (в 2-ух частях) 1 класс.
Для реализации программного содержания используется для учителя:
1. О.А. Холодова «Занимательная математика» (в 2-ух частях) 1 класс.
Методическое пособие.
2. Проектор.
3. Компьютер.
4. Интернет-ресурсы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».