Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Библиотечные уроки»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и основного
общего образования и реализует общекультурное и общеинтеллектуальное
направления во внеурочной деятельности в 1-6 классах.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-6-х классов
«Библиотечные уроки» рассчитана на школьников определенной возрастной
группы – младших подростков – обучающихся 1-6 классов и может быть
реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных
классов одной возрастной категории.
Программа имеет практико-ориентированный, деятельностный и
интегрированный характер. При реализации содержания данной программы
расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов
литературного чтения, истории, литературы, мировой и художественной
культуры и др.
Актуальность программы. Сегодня в стране ведется серьезная работа по
привлечению внимания к проблемам чтения. Нечитающий ребёнок – это не
только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества.
Самостоятельный процесс чтения дополнительной к учебнику литературы
вызывает у ребёнка трудности в восприятии и понимании текста, особенно
научно-познавательных книг, и он заменяет книгу другими источниками
информации, более доступными для восприятия. Таким образом, происходит
снижение роли книги в жизни ребёнка. Важно развивать способность к
самостоятельной творческой и читательской активности на занятии по
внеурочной деятельности в библиотеке, на занятиях по внеклассному чтению
присущими библиотеке формами.
Цель курса внеурочной деятельности «Библиотечные уроки»:
формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и
духовном развитии посредством книги; социализация и развитие творческих
способностей школьников во внеучебное время.
Задачи курса внеурочной деятельности «Библиотечные уроки»:
Знакомство с основными правилами пользования библиотекой и книгой,
акцентируя внимание обучающихся на роли книги в истории человеческой
цивилизации как основного источника информации;
раскрытие значения книги в формировании духовной культуры человека;
представление о книге как художественно-историческом памятнике в
контексте мировой культуры, культуры России;
формирование умений работы с книгой;
формирование основы культуры работы с информацией через умения
самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя
различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки;
развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать
информацию в письменной и устной форме;
развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности
чтения;
развитие творческой и познавательной активности,
развитие самостоятельности и инициативы, ответственности за порученное
дело;
формирование умения работы по проведению массовых мероприятий;
воспитание бережного отношения к книге, изучение правил хранения и
обращения с книгой;
К концу освоения данного курса обучающиеся должны:
знать основные правила пользования библиотекой и книгой;
понимать значение специальных библиотечных и книжных терминов,
определённых программой;
уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о
структуре и справочном аппарате книги;
вести информационный диалог через умение читать и самостоятельно делать
библиографическую запись, используя библиографические пособия, и
составлять простые библиографические списки;
уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях,
выстраивать алгоритм поиска;
обрабатывать информацию через умение самостоятельно делать
элементарные записи: выписки, составлять план, тезисы, конспекты;
ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности:
Личностными результатами обучения являются:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий;
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся;
мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностноориентированного подхода;
формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам
обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к
отечественной и мировой литературе;
приобретение умения ставить перед собой познавательные цели,
конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по
обсуждаемому вопросу;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметными результатами обучения являются:
Познавательные:
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации
с использованием различных источников и новых информационных
технологий;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и
выступления в устной и письменной форме;
представлять результаты своей деятельности в различных формах;
умение структурировать знания;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели.
Регулятивные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано
выбирать наиболее эффективные способы решения;
Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.
Коммуникативные результаты:
Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать и аргументировать своё мнение;
Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной
речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно- коммуникативных технологий.
Предметные результаты обучения:
Представлять: значение книги в жизни человека;
Понимать: ценность книги;
Знать: структуру книги, основные понятия и термины в библиотечном деле,
правила пользования библиотекой,
правила работы с алфавитным каталогом,
историю возникновения информационных ресурсов.
Методы и формы обучения
По своей специфике занятия имеют развивающий характер, направлены на
развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей.
Выбор методов определяется с учетом возможностей обучающихся,
возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы, типа
и вида занятий. Значительное количество занятий направлено на
практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск,
совместную деятельность обучающихся. Создавая свой творческий проект
(выставку, викторину, литературную игру), школьник тем самым раскрывает
свои способности, самовыражается и самореализуется в общественнополезных и личностно значимых формах деятельности. Получает опыт
самостоятельного социального действия
Формы организации занятий: беседа, объяснение, практикум и игровые,
соревновательные (конкурсы, викторины), экскурсии.
Типы занятий: Сообщения новых знаний, комбинированные, обобщающего
повторения, самостоятельные и практические, коррекции и контроля знаний,
умений.
Виды занятий: игра-путешествие, кинолекторий, сюжетно-ролевая игра,
экспресс-час, деловая игра, круглый стол, видеоурок, конкурс, встречи с
интересными людьми, экскурсия.
Формы
организации
познавательной
деятельности
обучающихся:
индивидуальные, групповые.
Форма контроля – защита проекта, творческая работа, конкурс
Тематический план по программе «Библиотечные уроки»
для учащихся 1-х классов
№
Тема занятия
1
2
Вводное занятие
Игра-путешествие «В страну Знаний»
Праздник «Я с книгой открываю мир
Природы»
Кинолекторий «О правилах движения всем
без исключения»
Литературно-музыкальный час «Золотая
волшебница Осень!»
Урок-экскурсия «Библиотека – дом твоих
друзей»
Урок-беседа «Правила обращения с книгой»
Игра-путешествие «В гостях у сказочных
героев»
Литературно-музыкальный час «Мама – слово
дорогое»
Игра-викторина «Мои любимые звери»
Игровой калейдоскоп «Сами с усами»
Библиотечный урок «Птицы – наши друзья»
Урок этикета «Ежели Вы вежливы»
Игра-путешествие «По дорогам сказок»
Викторина «Загадки волшебницы зимы»
Новогоднее ассорти «Как встречают Новый
год люди всех земных широт»
Час свободного чтения
Игра «Угадай сказку»
Сюжетно-ролевая игра «Мы играем в сказку»
Литературное путешествие «В стране
веселого детства»
Театрализованный праздник «Ой, Маслена,
красота, открывай-ка ворота»
Утренник «Самая милая, самая любимая»
17 марта: Единый день чтения. «Книга и кино
об увиденном и прочитанном» НДК в рамках
проекта «Книга и кино об увиденном и
прочитанном»
Эко-праздник «Земля – наш общий дом»
Видео-круиз «Чудеса сказочной страны»
Игра-викторина «Азбука, я тебя знаю»
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Дата проведения
По плану
По факту
04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
27
28
29
30
31
32
3334
Беседа-викторина «Путешествие по стране
ОЗ»
Праздник «Давайте за руки возьмемся»
Познавательная беседа «Кино – в волшебный
мир окно»
Веселое развлечение «Мы знаем сказки
Пушкина»
Конкурс рисунков «Галерея сказок Пушкина»
Экологическая игра «Тайны зеленого леса»
Итоговое занятие. Советы на лето.
Итого:
26.03
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05
34 часа
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ 1 КЛАССА
Вводное занятие. Основные этапы реализации данного курса.
Знакомство с библиотекой. Правила поведения и работы в библиотеке.
Игра-путешествие «В страну знаний». Роль книги в интеллектуальном
развитии человека. Окружающий мир природы в книгах. Моя любимая книга о
природе и животных. Описание природы. Осенний праздник.
Урок-экскурсия «Библиотека – дом твоих друзей». Изучение правил
пользования книжным фондом в библиотеке. Экскурсия по библиотеке. Карточки,
стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг.
Мир сказок в библиотеке. Чтение книг о любимых сказочных
персонажах. Игра-путешествие «В гостях у сказочных героев».
Разговор о мамах. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.
Литературно-музыкальный час «Мама – слово дорогое». Члены семьи –
собиратели книг.
Писатели о природе и их книги. Знакомство с книгами о птицах и
животных, чтение любимых книг и их обсуждение. Викторина о животных.
Подготовка к праздникам. Как встречают Новый год. Книги о
новогодних персонажах. Викторина «Загадки волшебницы-зимы». Новогоднее
ассорти.
Час тихого чтения. Чтение любимых книг. Погружение в мир сказок и
волшебства. Книги из домашней библиотеки.
Единый день чтения. Портреты писателей. Информация о
происхождении букв. Книга и кино. Игра-викторина «Азбука, я тебя знаю».
Читаем вместе сказки Пушкина. Детские годы А.С.Пушкина. Конкурс рисунков
«Галерея сказок Пушкина».
Подведение итогов работы. Что почитать летом – советы педагогабиблиотекаря.