СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка …………………………………………......3
2.
Содержание программы...………………………………… . ….... ..5
3.
Тематическое планирование………………...................................10
4.
Календарно- тематическое планирование…………………….....14
5.
Информационно-методическое обеспечение…………………...18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Я-исследователь» разработана в соответствии с ООП
НОО составлена на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования , с
использованием авторской программы А.Д. Илюшиной «Яисследователь».
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовнонравственному направлению «Я-исследователь».
АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа
направлена
на
развитие
творческих
способностей
обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и
проектной
деятельности,
системных
представлений
и
позитивного
социального опыта применения методов и технологий этих видов
деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять
цели и результаты (продукты) такой деятельности. Новизна Программа
направлена
на
развитие
творческих
способностей
обучающихся,
формирование у них основ культуры исследовательской и проектной
деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта
применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений
обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты)
такой деятельности
Организация исследовательской деятельности является одной из
главных задач развития познавательной деятельности учащихся. В процессе
обучения она помогает решать задачи развивающего обучения:
- повышает престиж знаний, общей культуры, совершенствует навыки
учебной работы;
- развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний,
критическое мышление;
- обогащает социальный опыт, учит деловитости, умению преодолевать
трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность
в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ, а при
использовании Интернет - учит взаимодействовать с учителями и учеными.
Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными
учреждениями сегодня, - подготовка школьника - исследователя, владеющего
современными методами поиска, способного творчески подходить к
решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.
Программа «Я исследователь» рассчитана на тех учащихся, которые
проявляют интерес к исследовательской деятельности и желают углубить,
расширить свои теоретические знания, а также предназначен для помощи
педагогам в организации работы по формированию у детей основных
навыков организации данного вида деятельности
с использованием
информационно - коммуникационных технологий.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время,
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Осваивая программу, учащиеся приобщаются к решению исследовательских
задач, конечным продуктом которых является получение знаний и умений
самостоятельно организовать и провести исследование.
Цель программы: создание условий для формирования
исследовательских навыков обучающихся через опытно-экспериментальную
деятельность.
Задачи:
Воспитательные:
-способствовать формированию экологического восприятия и сознания
общественной активности;
- воспитывать у учащихся уважительное и бережное отношение к
природе, волевые и трудовые качества личности, потребности в здоровом
образе жизни;
- формировать общественно активную личность, способную реализовать
себя
в
социуме,
потребность
сотрудничества
со
сверстниками,
доброжелательное отношение друг к другу, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению других;
-создать условия к формированию экологической культуры учащихся,
основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ направлено на создание условий для
развития личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия и
интеллектуального развития его потенциала, развитие мотивации личности к
познанию и творчеству, на овладение знаниями и умениями в области научно
- исследовательской деятельности.
Основные направления деятельности:
1. Специальное обучение поисковым методам;
2. Развитие интеллектуальной и исследовательской культуры;
3. Формирование умения сформулировать проблему, найти пути ее решения,
отстаивать свою точку зрения, основы дискуссионной культуры;
4. Развитие эмоциональной сферы, психолого-педагогическая поддержка.
Предлагаемый курс включает обучение учащихся к выполнению
действий по исследовательской работе в соответствии с общими правилами
научного исследования.
Система действий учащихся включает в себя:
- выбор темы исследования;
- выявление проблемы;
- постановка цели и задач, определение объекта и предмета
исследования, выбор методики исследования;
- отбор и структурирование материала;
- соответствие собранного материала и целям исследования.
Формы и методы организации образовательного процесса.
При работе по программе следует выбирать такие формы, методы и
методические приемы обучения, которые наиболее полно решают задачи
развивающего обучения:
Объяснительно-иллюстративные;
Репродуктивные;
Методы проектного обучения;
Методы проблемного обучения;
Проблемное изложение;
Частично-поисковые, или эвристические;
Исследовательские;
Практические: самостоятельная трудовая деятельность,
самостоятельная
работа
с
литературой,
опыты,
тренинги,
эксперименты, исследования.
При реализации данной программы использую следующие формы
работы:
Индивидуальная;
Групповая;
Парная;
Фронтальная;
Коллективная.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 7 класса (13-14
лет).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу (составляет
всего 68 часов в год).
1 этап – ознакомительный (1 год обучения).
Формы промежуточной диагностики
Организация и проведение педагогической диагностики включает в себя
несколько этапов.
- подготовительный: подготовка анкет, вопросников, схем, описания
параметров, таблиц показателей;
- организационный: определение и обсуждение механизма проведения
диагностики;
- обработка данных и их анализ;
- оформление результатов диагностики.
Этапы проведения:
Результаты
проведения
образовательной
начальной,
деятельности
промежуточной
и
отслеживаются
итоговой
путем
диагностики
результатов обучения (знаний и умений) по программе.
Основные формы подведения итогов реализации программы:
• беседы, опрос, наблюдение;
• праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы;
• открытые и итоговые занятия;
• анкетирование;
• интеллектуальные и диагностические игры.
Методы и формы фиксации результатов:
- мониторинг достижений учащихся;
- грамоты, дипломы.
Программный курс:
Учащиеся научатся грамотно выбирать тему исследования, ставить
задачи, разрабатывать стратегию и тактику выполнения работы, работать с
различными источниками информации, правильно оформлять результаты
своей работы. Научатся применять методы экологических мониторингов в
природе,
составлять
экологический
паспорт
учреждениям
паспортизировать растения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После прохождения программного курса учащиеся:
Получат возможность узнать:
и
- что такое исследование;
- как собирать и обрабатывать информацию;
- как составлять доклад;
– как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– что такое гипотеза;
- что такое эксперимент.
Получат возможность научиться:
- видеть проблему;
- выдвигать гипотезы;
- планировать ход исследования;
- давать определения понятиям, работать с текстом;
- делать выводы;
– работать самостоятельно;
– владеть планированием;
- ставить эксперименты;
- проводить наблюдения;
- публично выступать.
Знать
Личностные
-о формах
взаимодействия при
работе в группе;
- правила поведения на
занятиях;
- правила техники
безопасности при
работе с различными
материалами.
Метапредметные
-знать
и
понимать
прекрасное в жизни,
радоваться
красоте
природы, произведений
классического
искусства, окружающих
предметов;
- знать выразительные
средства изображения;
- иметь нравственноэтический опыт
взаимодействия со
сверстниками, старшими
и младшими детьми,
взрослыми в соответствии
с общепринятыми
нравственными нормами.
Предметные
- особую роль леса в
природе и жизни
человека;
-видовой состав
растений и животных
своего края;
-основные направления
восстановления
и
охраны
лесных
экосистем;
- целостность
окружающего мира,
основы экологической
грамотности,
элементарные правила
нравственного
поведения в мире
природы и людей,
нормы
Уметь
- быть уверенным в
себе;
- вступать в речевое
общение;
- слушать, видеть,
понимать другого
человека;
- реализовывать свои
решения;
- создавать
индивидуальные
работы;
- давать оценку своей
работе.
здоровьесберегающего
поведения в природной
среде;
-основные способы
изучения природы
(наблюдение, запись,
измерение, сравнение,
классификация);
- о технике
безопасности во время
работы с различными
материалами.
-общие представления
об
экологических
проблемах, умения и
навыки безопасного и
экологически
целесообразного
поведения
в
окружающей среде.
- находить наиболее
- работать с
эффективные
различными
нестандартные способы
материалами;
решения творческих
- импровизировать;
задач;
- работать в группе, в
- планировать свои
коллективе;
действия в соответствии с -уважительно
поставленной задачей;
относиться к природе,
- адекватно
лесам родного края;
воспринимать
- давать экологическую
предложения и оценку
оценку
состояния
педагога, товарища;
лесного хозяйства;
- контролировать и
пропагандировать
оценивать процесс и
знания о значении леса,
результат деятельности; его роли в природе и
- договариваться и
хозяйственной жизни
приходить к общему
людей;
решению в совместной
уметь
оценивать
деятельности;
созданные работы;
- выражать свои мысли и - соблюдать технику
способности слушать
безопасности во время
собеседника, понимать
работы с различными
его точку зрения,
материалами.
признавать право другого
человека на иное мнение;
-добывать новые знания:
находить новые ответы на
вопросы, используя
Интернет, свой
жизненный опыт и
информацию,
полученную на занятии;
- создавать алгоритмы
Применять
-навыки сотрудничества
в группе в поиске
решения проблемы;
-принимать на себя
определенную роль в
группе;
- быть сдержанным,
терпеливым, вежливым
в процессе
взаимодействия;
-подводить
самостоятельный итог
занятия.
деятельности
при
решении
проблем
творческого и поискового
характера;
- донести свою позицию
до других: оформлять
свою мысль в устной и
письменной речи;
- слушать и понимать
речь других
-использовать
накопленные знания;
-навыки самостоятельно
определять цели и задачи
учебной деятельности,
поиска средств ее
осуществления;
анализировать
и
творчески
применять
полученные знания в
самостоятельных
занятиях;
- умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность
с педагогом, работниками
лесничества
и
сверстниками; работать
индивидуально
и
в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать своё мнение;
-элементарные
практические умения
использования
приборов
и
инструментов
для
определения
количественных
и
качественных
характеристик
компонентов
лесной
среды, в том числе её
экологических
параметров;
- оказывать помощь в
мероприятиях,
направленных на
сбережение и
приумножение лесных
богатств;
- навыки устанавливать
и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире;
- самостоятельно
применять техники
выполнения
практической работы
- первоначальный опыт
самореализации в
различных видах
практической и
творческой
деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
1. «Введение» (2 часа)
Аудиторная:
1. Введение. Содержание и особенности изучения программы «Основы
исследовательской деятельности школьников». Выявление уровня первичной
подготовки учащихся к учебно-исследовательской деятельности. Работа по
формированию детского коллектива. Организация входного контроля.
Инструктаж по технике безопасности.
Блок - тема I. « Основные принципы организации исследования»
(14 часов)
Аудиторная:
Тема 1: Что такое исследование? Что можно исследовать.
Тема 2: Выбор темы исследования. Как задавать вопросы. Обоснование
темы, ее актуальность.
Тема 3: Постановка цели и задач исследования. Тема, предмет, выбор
объекта исследования.
Тема 4: Анализ литературных источников и выдвижение рабочей
гипотезы.
Внеаудиторная:
Поиск тем, источников информации.
Что можно исследовать… Вокруг нас.
Постановка цели и задач исследования. Выбор объекта и предмета
исследования.
Выдвижение гипотезы
Блок - тема I I. « Методика проведения научных исследований» (40
часов)
Аудиторная:
Тема 1: Структура работы. Составление программы исследования.
Организация исследования. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение
как способ выявления проблем.
Тема 2: Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.
Тема 3: Требования, к оформлению раздела «Источники и литература».
Понятие источник, литература.
Тема
4:
Что
такое
эксперимент.
Понятие:
эксперимент,
экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что
знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов.
Планирование и проведение эксперимента.
Тема 5: Стили изложения материала. Знакомство с разными стилями
изложения материала.
Тема 6: Что такое парадоксы.
Тема 7: Как подготовить сообщение. Сообщение, доклад. Что такое
доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как
выделить главное и второстепенное.
Тема 8: Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.
Тема 9: Какими могут быть проекты?
Тема 10: Оформление презентации.
Внеаудиторная:
Составление программы исследования. Организация исследования.
Составление аннотации к прочитанной книге.
Оформление раздела «Источники и литература».
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?».
Составить рассказ по готовой концовке.
Оформление презентации по теме исследования.
Блок - тема I I I. « Анализ и синтез. Суждения, умозаключения,
выводы» (14 часов)
Аудиторная:
Тема 1: Как подготовить результат исследования. Правила оформления.
Тема 2: Заключение. Общие требования к данному разделу работы.
Тема 3: Выводы. Общие требования к данному разделу работы.
Тема 4: Составление тезисов. Основные ошибки при написании
исследовательских работ.
Внеаудиторная
Игра:
«Найди
ошибки
художника».
Практическое
задание,
направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Составление выводов по теме исследования.
Составление тезисов к исследовательской работе.
Нахождение ошибок в исследовательской работе.
Блок - тема IV. «Итоговое занятие» (2 часа)
Итоговая диагностика по программе. Анализ. Подведение итогов
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ СОГЛАСНО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
Раздел
часов
№
Модуль
воспитате
льной
программ
ы
Всего
ПРОГРАММЫ
Количество
часов
Формы
аттестации,
контроля
учебные занятия
з
Внеаудиторные
занятия
занятия
Аудиторные
Вводное занятие
«День
открытых
дверей»
2
2
-
Начальная
диагностика,
вводное
тестирование
I.
Основные принципы
организации
исследования
Всемирный
день
водных
ресурсов
12
6
6
Промежуточная
диагностика
I I.
Методика проведения
научных исследований
Акция
«Кормушка
»
40
20
20
Промежуточная
диагностика
I I I.
Анализ и синтез.
Суждения,
умозаключения,
выводы.
Всемирный
день земли
12
6
6
Промежуточная
диагностика
VI.
Итог
Акция
«Зеленый
дом»
2
-
2
Итоговая
диагностика, анализ
68
34
34
Итого
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.
Вводное занятие
2
2
Внеаудиторные
занятия
занятия
Аудиторные
тема занятия
часов
Блок – тема,
Всего
№
Количество
часов
-
Сроки проведения
Формы
проведения
занятий
8б
Начальная
диагностика,
6.09
вводное
тестирование
I.
1.1
Основные принципы
организации
исследования
12
Что такое
исследование?
6
6
2
Круглый стол
13.09
Что можно
исследовать?
1.2
Осенние
фенологические
наблюдения за
древеснокустарниковыми
растениями на
территории станции
2
Практическая
работа
20.09
1.3
Составление дневника
фенологических
наблюдений в осенний
период
2
Практическая
работа
27.09
1.4
Выбор темы
исследования.
Беседа, рассказ,
тестирование
2
4.10
Обоснование темы, ее
актуальность
1.6
Постановка цели и
задач исследования.
Тема, предмет, выбор
объекта исследования
1.7
Игра – викторина
«Основа проектноисследовательской
деятельности»
I I.
Методика проведения
научных
исследований
2.1
Структура работы.
Организация
исследования.
Наблюдение и
наблюдательность
2
2
40
20
2
Беседа, рассказ,
тестирование
11.10
Игра-викторина
18.10
Практическая
работа
25.10
20
2.2
Исследовательская
игра «Основные
этапы и алгоритмы
исследования»
2
I.
Исследовательск
ая игра
8.11
Четверть-18 часов
2.3
Составление
аннотации к
прочитанной книге,
картотек
2.4
Требования, к
оформлению раздела
«Источники и
литература»
2.5
Познавательная игра
"Мысль. Опыт.
Наука"
2
2.6
Что такое
эксперимент.
Викторина «Наука
спасет мир»
2
2.7
Что такое парадоксы
2.8
Своя игра «Я
исследователь»
2.9
Как подготовить
сообщение.
2
2
Практическая
работа
15.11
Практическая
работа
22.11
Познавательная
игра
29.11
2
Викторина
6.12
Практическая
работа
13.12
Своя игра
20.12
Беседа, рассказ,
тестирование
27.12
2
2
Что такое доклад. Как
правильно
спланировать
сообщение о своем
исследовании –
главное и
второстепенное
II.
2.10
Мыслительный
эксперимент:
составить доклад по
готовому тексту
Четверть- 14 часов
2
2
Практическая
работа
9,16.01
2.11
Проект? Проект!
2
Научные
исследования и наша
жизнь
Практическое занятие
«Ораторами не
рождаются,
ораторами
становятся»
2
2.13
Какими могут быть
проекты?
2
2.14
«Просмотр передачи
«Галилео»»
2.15
Оформление
презентации. Ошибки
в оформлении
2.12
2.16
2
Беседа, рассказ,
тестирование
23.01
Практическая
работа
30.01
7.02
2
Практическая
работа
2
Просмотр
познавательной
телепередачи.
Групповой анализ
по схеме.
2
Практическая
работа
14.02
21.02
28.02
7.03
«Создание
публикаций
(объявления,
открытки, буклеты)»
2
Практическая
работа
14.03
Ролевая игра
21.03
III.Четверть-20 часов
2.17
Ролевая игра
«Развитие
исследовательских
умений»
III.
Анализ и синтез.
Суждения,
умозаключения,
выводы
3.1
3.2
2
12
6
6
Как подготовить
результат
исследования.
Правила оформления
1
1
Игра «Найди
ошибки
художника».
Практическое
задание
4.04
Заключение. Выводы
1
1
Практическая
работа
11.04
Оформление
выводов
3.3
Методы мониторинга
воздушной среды
1
Рассказ, беседа,
презентация
18.04
3.4
Оценка чистоты
воздушной среды по
автотранспортной
нагрузке
1
Рассказ, беседа,
презентация
18.04
3.5
Учет
автотранспортной
нагрузки вблизи
станции
1
Рассказ, беседа,
экскурсия,
заполнение
таблиц
25.04
3.6
Оформление
исследовательской
работы «Моя герань»
1
Оформление
исследовательск
ой работы по
собранным
материалам
25.04
3.7
Составление тезисов.
Основные ошибки
при написании
исследовательских
работ
1
1
Практическая
работа –
составить тезисы
своего
исследования в
соответствии с
требованиями
16.05
3.8
Паспортизация
растений на
пришкольном участке
1
1
Рассказ, беседа,
экскурсия,
практическая
работа,
изготовление и
развешивание
паспортов
растений
23.05
2
Итоговая
диагностика
26.05
Итог «Акция зеленый
дом»
4.Четверть-16 часов
ИТОГО: 68 часов
2
Информационно-методическое обеспечение
1. Компьютер, проектор;
2. Интернет – ресурсы;
3. Технические средства обучения;
4. ИКТ поддержка курсов;
5. Медиотека, видеотека;
6. Учебно-опытный участок, теплицы;
7. Кабинет и оборудование.
1.
Битинас
Б.П.,
Катаева
Л.И.
Педагогическая
диагностика:
сущность, функции, перспективы, // Педагогика, 1993, -№2.
2. Быкова В.Г. Диагностика и анализ учебного процесса //Завуч для
администрации школ, 2004, №8.
3. Буданова Г.П., Буйлова Л.В. Дополнительное образование детей: путь к
себе, - М.Чистые пруды, 2010.
4. Гиляров А.М. Популяционная экология. М.: Изд-во МГУ, 1990.
5. Дажо Р. Основы экологии. М.: Прогресс, 1975.
6. Колесов, А. В. Экологический туризм: учебное пособие для студентов
и аспирантов лесохозяйственных специальностей вузов/А. В. Колесов,
Л.А. Терентьева – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005.
7. Тимирязев К.А. Жизнь растений. – М.: Государственное издательство
Сельскохозяйственной Литературы, 1949. – 330 с.
8. Одум Ю. Экология. В 2-х томах. – М.: Мир, 1986.
9. Памфилов А. М.
экспедиции.
Организация и проведение полевой школьной