ВД Я-исследователь_8кл

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Пояснительная записка …………………………………………......3

2.

Содержание программы...………………………………… . ….... ..5

3.

Тематическое планирование………………...................................10

4.

Календарно- тематическое планирование…………………….....14

5.

Информационно-методическое обеспечение…………………...18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Я-исследователь» разработана в соответствии с ООП
НОО составлена на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования , с
использованием авторской программы А.Д. Илюшиной «Яисследователь».
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовнонравственному направлению «Я-исследователь».
АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа

направлена

на

развитие

творческих

способностей

обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и
проектной

деятельности,

системных

представлений

и

позитивного

социального опыта применения методов и технологий этих видов
деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять
цели и результаты (продукты) такой деятельности. Новизна Программа
направлена

на

развитие

творческих

способностей

обучающихся,

формирование у них основ культуры исследовательской и проектной
деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта
применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений
обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты)
такой деятельности
Организация исследовательской деятельности является одной из
главных задач развития познавательной деятельности учащихся. В процессе
обучения она помогает решать задачи развивающего обучения:

- повышает престиж знаний, общей культуры, совершенствует навыки
учебной работы;
- развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний,
критическое мышление;
- обогащает социальный опыт, учит деловитости, умению преодолевать
трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность
в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ, а при
использовании Интернет - учит взаимодействовать с учителями и учеными.
Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными
учреждениями сегодня, - подготовка школьника - исследователя, владеющего
современными методами поиска, способного творчески подходить к
решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.
Программа «Я исследователь» рассчитана на тех учащихся, которые
проявляют интерес к исследовательской деятельности и желают углубить,
расширить свои теоретические знания, а также предназначен для помощи
педагогам в организации работы по формированию у детей основных
навыков организации данного вида деятельности

с использованием

информационно - коммуникационных технологий.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время,
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Осваивая программу, учащиеся приобщаются к решению исследовательских
задач, конечным продуктом которых является получение знаний и умений
самостоятельно организовать и провести исследование.
Цель программы: создание условий для формирования
исследовательских навыков обучающихся через опытно-экспериментальную
деятельность.
Задачи:
Воспитательные:
-способствовать формированию экологического восприятия и сознания
общественной активности;

- воспитывать у учащихся уважительное и бережное отношение к
природе, волевые и трудовые качества личности, потребности в здоровом
образе жизни;
- формировать общественно активную личность, способную реализовать
себя

в

социуме,

потребность

сотрудничества

со

сверстниками,

доброжелательное отношение друг к другу, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению других;
-создать условия к формированию экологической культуры учащихся,
основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ направлено на создание условий для

развития личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия и
интеллектуального развития его потенциала, развитие мотивации личности к
познанию и творчеству, на овладение знаниями и умениями в области научно
- исследовательской деятельности.
Основные направления деятельности:
1. Специальное обучение поисковым методам;
2. Развитие интеллектуальной и исследовательской культуры;
3. Формирование умения сформулировать проблему, найти пути ее решения,
отстаивать свою точку зрения, основы дискуссионной культуры;
4. Развитие эмоциональной сферы, психолого-педагогическая поддержка.
Предлагаемый курс включает обучение учащихся к выполнению
действий по исследовательской работе в соответствии с общими правилами
научного исследования.
Система действий учащихся включает в себя:
- выбор темы исследования;
- выявление проблемы;
- постановка цели и задач, определение объекта и предмета
исследования, выбор методики исследования;
- отбор и структурирование материала;

- соответствие собранного материала и целям исследования.
Формы и методы организации образовательного процесса.
При работе по программе следует выбирать такие формы, методы и
методические приемы обучения, которые наиболее полно решают задачи
развивающего обучения:
 Объяснительно-иллюстративные;
 Репродуктивные;
 Методы проектного обучения;
 Методы проблемного обучения;
 Проблемное изложение;
 Частично-поисковые, или эвристические;
 Исследовательские;
 Практические: самостоятельная трудовая деятельность,
самостоятельная

работа

с

литературой,

опыты,

тренинги,

эксперименты, исследования.
При реализации данной программы использую следующие формы
работы:

Индивидуальная;
 Групповая;
 Парная;
 Фронтальная;
 Коллективная.

Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 7 класса (13-14
лет).

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу (составляет

всего 68 часов в год).
1 этап – ознакомительный (1 год обучения).
Формы промежуточной диагностики
Организация и проведение педагогической диагностики включает в себя
несколько этапов.

- подготовительный: подготовка анкет, вопросников, схем, описания
параметров, таблиц показателей;
- организационный: определение и обсуждение механизма проведения
диагностики;
- обработка данных и их анализ;
- оформление результатов диагностики.
Этапы проведения:
Результаты
проведения

образовательной

начальной,

деятельности

промежуточной

и

отслеживаются
итоговой

путем

диагностики

результатов обучения (знаний и умений) по программе.
Основные формы подведения итогов реализации программы:
• беседы, опрос, наблюдение;
• праздничные мероприятия, выставки, фестивали, конкурсы;
• открытые и итоговые занятия;
• анкетирование;
• интеллектуальные и диагностические игры.
Методы и формы фиксации результатов:
- мониторинг достижений учащихся;
- грамоты, дипломы.
Программный курс:
Учащиеся научатся грамотно выбирать тему исследования, ставить
задачи, разрабатывать стратегию и тактику выполнения работы, работать с
различными источниками информации, правильно оформлять результаты
своей работы. Научатся применять методы экологических мониторингов в
природе,

составлять

экологический

паспорт

учреждениям

паспортизировать растения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

После прохождения программного курса учащиеся:
Получат возможность узнать:

и

- что такое исследование;
- как собирать и обрабатывать информацию;
- как составлять доклад;
– как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– что такое гипотеза;
- что такое эксперимент.
Получат возможность научиться:
- видеть проблему;
- выдвигать гипотезы;
- планировать ход исследования;
- давать определения понятиям, работать с текстом;
- делать выводы;
– работать самостоятельно;
– владеть планированием;
- ставить эксперименты;
- проводить наблюдения;
- публично выступать.

Знать

Личностные
-о формах
взаимодействия при
работе в группе;
- правила поведения на
занятиях;
- правила техники
безопасности при
работе с различными
материалами.

Метапредметные
-знать
и
понимать
прекрасное в жизни,
радоваться
красоте
природы, произведений
классического
искусства, окружающих
предметов;
- знать выразительные
средства изображения;
- иметь нравственноэтический опыт
взаимодействия со
сверстниками, старшими
и младшими детьми,
взрослыми в соответствии
с общепринятыми
нравственными нормами.

Предметные
- особую роль леса в
природе и жизни
человека;
-видовой состав
растений и животных
своего края;
-основные направления
восстановления
и
охраны
лесных
экосистем;
- целостность
окружающего мира,
основы экологической
грамотности,
элементарные правила
нравственного
поведения в мире
природы и людей,
нормы

Уметь

- быть уверенным в
себе;
- вступать в речевое
общение;
- слушать, видеть,
понимать другого
человека;
- реализовывать свои
решения;
- создавать
индивидуальные
работы;
- давать оценку своей
работе.

здоровьесберегающего
поведения в природной
среде;
-основные способы
изучения природы
(наблюдение, запись,
измерение, сравнение,
классификация);
- о технике
безопасности во время
работы с различными
материалами.
-общие представления
об
экологических
проблемах, умения и
навыки безопасного и
экологически
целесообразного
поведения
в
окружающей среде.
- находить наиболее
- работать с
эффективные
различными
нестандартные способы
материалами;
решения творческих
- импровизировать;
задач;
- работать в группе, в
- планировать свои
коллективе;
действия в соответствии с -уважительно
поставленной задачей;
относиться к природе,
- адекватно
лесам родного края;
воспринимать
- давать экологическую
предложения и оценку
оценку
состояния
педагога, товарища;
лесного хозяйства;
- контролировать и
пропагандировать
оценивать процесс и
знания о значении леса,
результат деятельности; его роли в природе и
- договариваться и
хозяйственной жизни
приходить к общему
людей;
решению в совместной
уметь
оценивать
деятельности;
созданные работы;
- выражать свои мысли и - соблюдать технику
способности слушать
безопасности во время
собеседника, понимать
работы с различными
его точку зрения,
материалами.
признавать право другого
человека на иное мнение;
-добывать новые знания:
находить новые ответы на
вопросы, используя
Интернет, свой
жизненный опыт и
информацию,
полученную на занятии;
- создавать алгоритмы

Применять

-навыки сотрудничества
в группе в поиске
решения проблемы;
-принимать на себя
определенную роль в
группе;
- быть сдержанным,
терпеливым, вежливым
в процессе
взаимодействия;
-подводить
самостоятельный итог
занятия.

деятельности
при
решении
проблем
творческого и поискового
характера;
- донести свою позицию
до других: оформлять
свою мысль в устной и
письменной речи;
- слушать и понимать
речь других
-использовать
накопленные знания;
-навыки самостоятельно
определять цели и задачи
учебной деятельности,
поиска средств ее
осуществления;
анализировать
и
творчески
применять
полученные знания в
самостоятельных
занятиях;
- умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность
с педагогом, работниками
лесничества
и
сверстниками; работать
индивидуально
и
в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать своё мнение;

-элементарные
практические умения
использования
приборов
и
инструментов
для
определения
количественных
и
качественных
характеристик
компонентов
лесной
среды, в том числе её
экологических
параметров;
- оказывать помощь в
мероприятиях,
направленных на
сбережение и
приумножение лесных
богатств;
- навыки устанавливать
и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире;
- самостоятельно
применять техники
выполнения
практической работы
- первоначальный опыт
самореализации в
различных видах
практической и
творческой
деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

1. «Введение» (2 часа)
Аудиторная:
1. Введение. Содержание и особенности изучения программы «Основы
исследовательской деятельности школьников». Выявление уровня первичной
подготовки учащихся к учебно-исследовательской деятельности. Работа по
формированию детского коллектива. Организация входного контроля.
Инструктаж по технике безопасности.
Блок - тема I. « Основные принципы организации исследования»
(14 часов)
Аудиторная:
Тема 1: Что такое исследование? Что можно исследовать.
Тема 2: Выбор темы исследования. Как задавать вопросы. Обоснование
темы, ее актуальность.
Тема 3: Постановка цели и задач исследования. Тема, предмет, выбор
объекта исследования.
Тема 4: Анализ литературных источников и выдвижение рабочей
гипотезы.
Внеаудиторная:
 Поиск тем, источников информации.
 Что можно исследовать… Вокруг нас.

 Постановка цели и задач исследования. Выбор объекта и предмета
исследования.
 Выдвижение гипотезы
Блок - тема I I. « Методика проведения научных исследований» (40
часов)

Аудиторная:
Тема 1: Структура работы. Составление программы исследования.
Организация исследования. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение
как способ выявления проблем.
Тема 2: Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.
Тема 3: Требования, к оформлению раздела «Источники и литература».
Понятие источник, литература.
Тема

4:

Что

такое

эксперимент.

Понятие:

эксперимент,

экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что
знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов.
Планирование и проведение эксперимента.
Тема 5: Стили изложения материала. Знакомство с разными стилями
изложения материала.
Тема 6: Что такое парадоксы.
Тема 7: Как подготовить сообщение. Сообщение, доклад. Что такое
доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как
выделить главное и второстепенное.
Тема 8: Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.
Тема 9: Какими могут быть проекты?
Тема 10: Оформление презентации.
Внеаудиторная:
 Составление программы исследования. Организация исследования.
 Составление аннотации к прочитанной книге.

 Оформление раздела «Источники и литература».
 Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?».
Составить рассказ по готовой концовке.
 Оформление презентации по теме исследования.
Блок - тема I I I. « Анализ и синтез. Суждения, умозаключения,
выводы» (14 часов)
Аудиторная:
Тема 1: Как подготовить результат исследования. Правила оформления.
Тема 2: Заключение. Общие требования к данному разделу работы.
Тема 3: Выводы. Общие требования к данному разделу работы.
Тема 4: Составление тезисов. Основные ошибки при написании
исследовательских работ.
Внеаудиторная
 Игра:

«Найди

ошибки

художника».

Практическое

задание,

направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
 Составление выводов по теме исследования.
 Составление тезисов к исследовательской работе.
 Нахождение ошибок в исследовательской работе.
Блок - тема IV. «Итоговое занятие» (2 часа)
Итоговая диагностика по программе. Анализ. Подведение итогов

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ СОГЛАСНО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

Раздел

часов

№

Модуль
воспитате
льной
программ
ы
Всего

ПРОГРАММЫ
Количество
часов

Формы
аттестации,
контроля

учебные занятия

з

Внеаудиторные
занятия

занятия

Аудиторные

Вводное занятие

«День
открытых
дверей»

2

2

-

Начальная
диагностика,
вводное
тестирование

I.

Основные принципы
организации
исследования

Всемирный
день
водных
ресурсов

12

6

6

Промежуточная
диагностика

I I.

Методика проведения
научных исследований

Акция
«Кормушка
»

40

20

20

Промежуточная
диагностика

I I I.

Анализ и синтез.
Суждения,
умозаключения,
выводы.

Всемирный
день земли

12

6

6

Промежуточная
диагностика

VI.

Итог

Акция
«Зеленый
дом»

2

-

2

Итоговая
диагностика, анализ

68

34

34

Итого

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

Вводное занятие

2

2

Внеаудиторные
занятия

занятия

Аудиторные

тема занятия

часов

Блок – тема,

Всего

№

Количество
часов

-

Сроки проведения
Формы
проведения
занятий
8б

Начальная
диагностика,

6.09

вводное
тестирование
I.

1.1

Основные принципы
организации
исследования

12

Что такое
исследование?

6

6

2

Круглый стол

13.09

Что можно
исследовать?
1.2

Осенние
фенологические
наблюдения за
древеснокустарниковыми
растениями на
территории станции

2

Практическая
работа

20.09

1.3

Составление дневника
фенологических
наблюдений в осенний
период

2

Практическая
работа

27.09

1.4

Выбор темы
исследования.

Беседа, рассказ,
тестирование

2

4.10

Обоснование темы, ее
актуальность
1.6

Постановка цели и
задач исследования.
Тема, предмет, выбор
объекта исследования

1.7

Игра – викторина
«Основа проектноисследовательской
деятельности»

I I.

Методика проведения
научных
исследований

2.1

Структура работы.
Организация
исследования.
Наблюдение и
наблюдательность

2

2

40

20

2

Беседа, рассказ,
тестирование

11.10

Игра-викторина

18.10

Практическая
работа

25.10

20

2.2

Исследовательская
игра «Основные
этапы и алгоритмы
исследования»

2

I.

Исследовательск
ая игра

8.11

Четверть-18 часов

2.3

Составление
аннотации к
прочитанной книге,
картотек

2.4

Требования, к
оформлению раздела
«Источники и
литература»

2.5

Познавательная игра
"Мысль. Опыт.
Наука"

2

2.6

Что такое
эксперимент.
Викторина «Наука
спасет мир»

2

2.7

Что такое парадоксы

2.8

Своя игра «Я
исследователь»

2.9

Как подготовить
сообщение.

2

2

Практическая
работа

15.11

Практическая
работа

22.11

Познавательная
игра
29.11

2

Викторина

6.12

Практическая
работа

13.12

Своя игра

20.12

Беседа, рассказ,
тестирование

27.12

2

2

Что такое доклад. Как
правильно
спланировать
сообщение о своем
исследовании –
главное и
второстепенное
II.
2.10

Мыслительный
эксперимент:
составить доклад по
готовому тексту

Четверть- 14 часов
2

2

Практическая
работа

9,16.01

2.11

Проект? Проект!

2

Научные
исследования и наша
жизнь
Практическое занятие
«Ораторами не
рождаются,
ораторами
становятся»

2

2.13

Какими могут быть
проекты?

2

2.14

«Просмотр передачи
«Галилео»»

2.15

Оформление
презентации. Ошибки
в оформлении

2.12

2.16

2

Беседа, рассказ,
тестирование

23.01

Практическая
работа

30.01
7.02

2

Практическая
работа

2

Просмотр
познавательной
телепередачи.
Групповой анализ
по схеме.

2

Практическая
работа

14.02

21.02

28.02
7.03

«Создание
публикаций
(объявления,
открытки, буклеты)»

2

Практическая
работа

14.03

Ролевая игра

21.03

III.Четверть-20 часов
2.17

Ролевая игра
«Развитие
исследовательских
умений»

III.

Анализ и синтез.
Суждения,
умозаключения,
выводы

3.1

3.2

2

12

6

6

Как подготовить
результат
исследования.
Правила оформления

1

1

Игра «Найди
ошибки
художника».
Практическое
задание

4.04

Заключение. Выводы

1

1

Практическая
работа

11.04

Оформление
выводов
3.3

Методы мониторинга
воздушной среды

1

Рассказ, беседа,
презентация

18.04

3.4

Оценка чистоты
воздушной среды по
автотранспортной
нагрузке

1

Рассказ, беседа,
презентация

18.04

3.5

Учет
автотранспортной
нагрузки вблизи
станции

1

Рассказ, беседа,
экскурсия,
заполнение
таблиц

25.04

3.6

Оформление
исследовательской
работы «Моя герань»

1

Оформление
исследовательск
ой работы по
собранным
материалам

25.04

3.7

Составление тезисов.
Основные ошибки
при написании
исследовательских
работ

1

1

Практическая
работа –
составить тезисы
своего
исследования в
соответствии с
требованиями

16.05

3.8

Паспортизация
растений на
пришкольном участке

1

1

Рассказ, беседа,
экскурсия,
практическая
работа,
изготовление и
развешивание
паспортов
растений

23.05

2

Итоговая
диагностика

26.05

Итог «Акция зеленый
дом»
4.Четверть-16 часов
ИТОГО: 68 часов

2

Информационно-методическое обеспечение
1. Компьютер, проектор;
2. Интернет – ресурсы;
3. Технические средства обучения;
4. ИКТ поддержка курсов;
5. Медиотека, видеотека;
6. Учебно-опытный участок, теплицы;
7. Кабинет и оборудование.

1.

Битинас

Б.П.,

Катаева

Л.И.

Педагогическая

диагностика:

сущность, функции, перспективы, // Педагогика, 1993, -№2.
2. Быкова В.Г. Диагностика и анализ учебного процесса //Завуч для
администрации школ, 2004, №8.
3. Буданова Г.П., Буйлова Л.В. Дополнительное образование детей: путь к
себе, - М.Чистые пруды, 2010.
4. Гиляров А.М. Популяционная экология. М.: Изд-во МГУ, 1990.
5. Дажо Р. Основы экологии. М.: Прогресс, 1975.
6. Колесов, А. В. Экологический туризм: учебное пособие для студентов
и аспирантов лесохозяйственных специальностей вузов/А. В. Колесов,
Л.А. Терентьева – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005.
7. Тимирязев К.А. Жизнь растений. – М.: Государственное издательство
Сельскохозяйственной Литературы, 1949. – 330 с.
8. Одум Ю. Экология. В 2-х томах. – М.: Мир, 1986.
9. Памфилов А. М.
экспедиции.

Организация и проведение полевой школьной


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».