Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не
только на уроке, но и за его пределами.
Важность реализации программы обусловлена особенностью проектноисследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного
мира, является залогом обще- ственного прогресса и важным условием
индивидуального раз- вития человека Жизнь современного общества устроена
таким образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с
успешной реализацией разнообразных проектов и исследований — в науке,
творчестве, бизнесе, в быту Поэтому, чтобы школа по-настоящему стала
«учительницей жизни», важно учить школьника основам проектноисследовательской деятельности
Программа будет востребована в первую очередь школьниками, которые имеют
стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного
цикла и к гуманитарной сфере жизни общества в целом — культуре,
межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т п Для
таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их индивидуальных
интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в привлекательной для
них деятельности Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ
организации и осуществления собственной проектно-исследовательской
деятельности, а также в приобретении необходимо- го опыта для работы над
индивидуальным исследованием или проектом Этот опыт будет необходим ему в
старшей школе, вузе и — в перспективе — во взрослой самостоятельной жизни
Программа поможет школьнику более глубоко изучить интересующую его область
гуманитарных наук, а также приобрести важные социальные навыки, необходимые
для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир:
- навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или
практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы,
которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать
способы работы с ними, умение планировать собственную работу и
самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату;
- навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную
для распространения форму, востребованный в настоящее время людьми многих
творческих про- фессий;
- навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в
работах других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной
собственности;
- навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и
взрослых, убеждения других в сво- ей правоте, продвижения своих идей;
- навык работы со специализированными компьютерными программами,
техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с
которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность
школьника.
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет
способствовать и развитию его адекватной самооценки.
1.1.
Актуальность, целесообразность, особенности программы
Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся,
формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности,
системных представлений и позитивного социального опыта применения методов
и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся
самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.
Новизна Программа направлена на развитие творческих способностей
обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и
проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального
опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие
умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты)
такой деятельности
Организация исследовательской деятельности является одной из главных задач
развития познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения она
помогает решать задачи развивающего обучения:
- повышает престиж знаний, общей культуры, совершенствует навыки учебной
работы;
- развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний,
критическое мышление;
- обогащает социальный опыт, учит деловитости, умению преодолевать трудности,
достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах,
расширяет контакты с учениками других школ, а при использовании Интернет учит взаимодействовать с учителями и учеными. Поэтому одна из важнейших
задач, стоящих перед образовательными учреждениями сегодня, - подготовка
школьника - исследователя, владеющего современными методами поиска,
способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания
путем самообразования.
Программа «Основы исследовательской деятельности школьников» рассчитана на
учащихся, которые проявляют интерес к исследовательской деятельности и
желают углубить, расширить свои теоретические знания, а также предназначен для
помощи педагогам в организации работы по формированию у детей основных
навыков организации данного вида деятельности с использованием
информационно - коммуникационных технологий.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время,
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Осваивая программу, учащиеся приобщаются к решению исследовательских
задач, конечным продуктом которых является получение знаний и умений
самостоятельно организовать и провести исследование.
1.2.Цель программы: создание условий для формирования
исследовательских навыков обучающихся через опытно-экспериментальную
деятельность.
Задачи:
Воспитательные:
-способствовать формированию экологического восприятия и сознания
общественной активности;
- воспитывать у учащихся уважительное и бережное отношение к природе, волевые
и трудовые качества личности, потребности в здоровом образе жизни;
- формировать общественно активную личность, способную реализовать себя в
социуме, потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение друг к другу, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению других;
-создать условия к формированию экологической культуры учащихся, основной
чертой которой является ответственное отношение к природе.
Развивающие:
-развивать системный подход к изучению растений, интерес к исследовательской
деятельности, внимательность и наблюдательность.
Обучающие и формирующие
-формировать у учащихся основные представления об учебно-исследовательской
деятельности;
-способствовать формированию практических умений и навыков исследования
различных биоценозов.
Формы и виды организации курса внеурочной деятельности
При реализации данной программы используются следующие формы работы:
Групповые;
Коллективные;
Парные;
Индивидуальные
Ведущие формы деятельности:
Экскурсии;
Практические работы;
Познавательные игры, викторины;
Работа с живыми объектами на учебно-опытном участке;
Экологические конкурсы, Акции;
Учебные занятия.
Формы и виды организации курса внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
-познавательная деятельность;
-проблемно-ценностное общение.
1.3. Место проведения в плане внеурочной деятельности.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 год и предполагает проведение
еженедельных внеурочных занятий со школьниками (2 часа в неделю, всего 68
часов). Согласно годовому календарному графику, расписанию занятий на 20232024 учебный год, а также государственными праздниками количество часов в год
составляет 68 часов.
Срок реализации программной разработки – 1 год.
Режим занятий – 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий – 35 минут.
1.4. Учебники и учебные пособия, которые используются в изучения курса:
1. Буданова Г.П., Буйлова Л.В. Дополнительное образование детей: путь к себе, М. Чистые пруды, 2010.
2. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых
по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,20082.
3. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
4. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших
школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
1.5.Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребенка, что проявляется в:
- приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе
воспитания;
- возможности комплектования разновозрастных групп для организации
проектно-исследовательской деятельности школьников;
- высокой степени самостоятельности школьников в проектноисследовательской деятельности, что является важным компонентом
воспитания ответственного гражданина;
- ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания
социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их
проектов и исследований;
- интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их
большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми
деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых
общностей, ключевое значение, которых для воспитания подчеркивается
программой воспитания.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие -2 часа.
Введение в программу. Знакомство с детьми. Правила техники безопасности на
занятиях. Игры на знакомство. Необходимые инструменты, правила работы,
организация рабочего места
Полезные советы- 4 часа
Полезные советы: Сделаем кормушку для птиц;
Полезные советы: как правильно посадить дерево
Организация исследовательских работ по экологии: теория и практика – 10
часов
Как приобщить учащихся к исследовательской деятельности
Основные понятия исследовательской деятельности
Выбор темы и цели исследования
Планирование и выбор методики исследования
Анализ литературных источников и выдвижение рабочей гипотезы
Экологически исследования растительных организмов – 20 час.
Наблюдения в мире растений.
Акция «Не сжигайте люди листья».
Объект исследования растения
Как правильно определить всхожесть семян.
Регуляторы роста растений в опытнической работе учащихся.
Опыты по укоренению зеленых и одревесневших черенков.
Акция «Покормите птиц зимой».
Устное сочинение «Чтобы я хотел исследовать в природе».
Исследовательская игра «Основные этапы и алгоритмы исследования».
Исследовательская проектная деятельность- 30 час.
Подготовка работы по теме проекта или исследования. Содержание
работы. Наблюдение. Структура работы. Культура работы. Основные
ошибки при написании исследовательских работ. Оформление работы.
Что я оставлю людям: анализ результатов реализованных проектов и
исследований. Подготовка к публичной защите проектноисследовательской работы. День
Древонасаждений.
Подведение итогов. Презентация полученных результатов – 2 часа.
3.Планируемые результаты
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках
реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной
деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими
работами пользуется школьник во время проведения исследования или с
которыми он вступает во взаи- модействие во время реализации проекта;
активное участие посредством реализации социально ориентированных
исследований или проектов в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны
В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований,
осознание важности морально- этических принципов в деятельности
исследователя;
готовность в процессе работы над проектом или исследованием
оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных
исследований и важнейшего ориентира для проектных работ;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с
реализуемым школьником социальным проектом или публичной защитой
собственного исследования, осмысляя собственный опыт проектноисследовательской деятельности и выстраивая дальнейшие цели относительно
профессионального будущего
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность в рамках реализуемых индивидуальных
или групповых проектов;
В сфере экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения
задач в области окружающей среды, планироваия поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды
В сфере понимания ценности научного познания:
ориентация в проектно-исследовательской деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством научного и
практического познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
навык выявления и связывания образов, способность формировать
новые знания, формулировать собственные исследовательские или проектные
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной учебно-исследовательской или учеб- нопроектной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; использовать
вопросы как исследовательский инструмент;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану исследование по
установлению особенностей объекта изучения, при- чинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобще- ний;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации; эффективно систематизировать
информацию.
4.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности, в том числе с
учетом рабочей программы воспитания
№ Основные модули
Модуль
Обще Часы Часы
Форма
п программы
воспитательной е
аудит внеауд контроля
/
программы
кол- орных иторны (модуля)
п
во
занят х
часов ий
активн
ых
заняти
й
1 Вводное занятие
2
1
1
Групповая
работа,
2 Полезные советы
4
2
2
экскурсии,
3 Организация
Акция
10
4
6
беседы,
исследовательских
«Не сжигайте
викторины
работ по экологии:
люди листья»
,
теория и практика
коллектив
4 Экологически
Акция
20
4
16
ные
исследования
«Покормите
творческие
растительных
птиц зимой»
,
организмов
трудовые
5 Исследовательская День
30
6
24
дела.
проектная
древонасаждени
Участие
деятельность
й
в Акциях
6 Итоговое занятие
2
2
5. Форма промежуточной аттестации
Форма проведения – научно-практическая конференция школьников.
6. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№
Тема раздела / занятия по курсу внеурочной
Дата проведения
деятельности
занятия
п/п
7 «Б»
7 «В»
1 четверть – 16 часов
Вводное занятие
1- Введение в программу. Знакомство с детьми. Правила
04.09
06.09
2
техники безопасности на занятиях. Игры на
знакомство. Необходимые инструменты, правила
работы, организация рабочего места.
Полезные советы
3- Полезные советы:
11.09
13.09
6
Сделаем кормушку для птиц;
18.09
20.09
Полезные советы: как правильно посадить дерево
Организация исследовательских работ по экологии: теория и практика
7- Как приобщить учащихся к исследовательской
25.09
27.09
8
деятельности
9- Основные понятия исследовательской деятельности
02.10
04.09
10
11 Выбор темы и цели исследования
09.10
11.09
12
13 Планирование и выбор методики исследования
16.10
18.09
14
15
16
Анализ литературных источников и выдвижение
рабочей гипотезы
2 четверть – 16 часов
Экологически исследования растительных организмов
17 Наблюдения в мире растений.
18
19 Акция «Не сжигайте люди листья».
20
21 Объект исследования растения
22
23 Как правильно определить всхожесть семян.
24
25 Регуляторы роста растений в опытнической работе
учащихся.
23.10
25.09
06.11
08.11
13.11
15.11
20.11
22.11
27.11
29.11
04.12
06.12
26
27 Опыты по укоренению зеленых и одревесневших
черенков
28
29 Опыты по укоренению зеленых и одревесневших
черенков
30
31 Акция «Покормите птиц зимой»
32
3 четверть – 20 часов
33 Устное сочинение «Чтобы я хотел исследовать в
природе»
34
35 Исследовательская игра «Основные этапы и алгоритмы
исследования»
36
Исследовательская проектная деятельность
37 Подготовка работы по теме проекта или исследования.
38
39 Содержание работы. Наблюдение.
46
47
50
51
52
53
54
55
60
61
62
63
66
67
11.12
13.12
18.12
20.12
25.12
27.12
15.01
10.01
22.01
17.01
29.01
24.01
05.02,
12.02,
19.02
26.02
05.03
12.03
31.01
07.02
14.02
21.02
07.03
14.03
Культура работы.
19.03
21.03
4 четверть – 16 часов
Основные ошибки при написании исследовательских
работ.
02.04
04.04
09.04
16.04
23.04
30.04
11.04
18.04
25.04
02.05
07.05
14.05
16.09
23.09
21.05
23.09
Структура работы.
Оформление работы.
День древонасаждений.
Что я оставлю людям: анализ результатов
реализованных проектов и исследований.
Подготовка к публичной защите проектноисследовательской работы.
Подведение итогов. Презентация полученных
68
результатов
Приложение 1
Оценочные материалы
Представление отобранных в соответствии с условиями конкурса работ
происходит в виде их защиты авторами на научно-практической конференции
школьников. Защита осущест- вляется в форме устного выступления школьника
перед жюри и другими участниками конференции. Во время защиты автор кратко
излагает актуальность и цель своего проекта, рассказывает о ходе его реализации,
об основных идеях, полученных в процессе работы над проектом или
исследованием. Обязательно использование мультимедийной презентации. Во
время выступления школьник может обращаться к написанному тексту, но не
должен зачитывать его. Время выступления — до 8 мин. После выступления
любой из слушателей или членов жюри вправе задать вопросы, ответы на которые
могут повлиять на общую оценку проектной или исследовательской работы
школьника.
Критерии оценки проектно-исследовательских работ
1. Актуальность выбранной темы, ее направленность на решение реальной
практической или исследовательской проблемы.
2. Новизна предлагаемого автором решения проблемы.
3. Практическая значимость полученного результата.
4. Самостоятельность выполнения работы.
5. Реализация автором цели и задач работы.
6. Наличие интересных авторских идей и находок, помогающих достичь
поставленной цели.
7. Грамотность оформления работы.
8. Четкость, логичность, структурированность, речевая грамотность устного
выступления автора.
9. Рациональное размещение информации на слайдах презентации.
10. Умение отвечать на вопросы по теме работы.