А кт уа л ьно ст ь прогр ам м ы
Восп итание в ш ко л е в ы с т р а и в а ет с я с помощью различных механизмов,
одним из к о т о р ы х я в л я ет с я в н е ур о ч н ая деятельность об уча ющ ег о с я. П о д
вне уроч ной деятельностью понимается образ ов а те л ь н ая деятельность,
направленная на достижение планируемых р е з ул ьтат о в осв ое н ия о с н о в н ых
об р аз ова тел ь н ых п р огр а м м (предметных, метапредметных и личностны х),
о с ущ е с т в л я е м а я в ф о р м а х , отличных от уроч но й .
Ф о р м ы вн е урочно й деятельности должны п ре д ус м ат риват ь ак т и в но с т ь и
с а мо сто я те л ь н ост ь о б уч аю щ ихся , с о ч ета т ь индивидуальную и гр уп п о вую р а б от ы,
проект н ую и иссл едовательск ую деятельность, э кс к ур с и и , походы, деловые игр ы и
пр. В н е у р о ч н а я деятельность может р еа л из ов ы в ат ься через цикл занятий,
пос вя щ ен н ых актуальным социальным и нравственным проблемам совр ем ен но го
мира. Данные з а ня т ия должны быть направлены на удовлетворение социальных
и нтер есо в и п от реб носте й о б учающ и хся . Основна я цель занятий — разв ит ие в а ж н ы х
для жизни п о д р а с т а ю щ е го человека социальных умений: з а б о т и т ь с я о д р уг и х и
о р ган и з ов ы в а т ь с в о ю соб ст в е н н ую деятельность, лидировать и подчиняться, б р а т ь
на с е б я инициативу и нести от в етст в ен н ост ь , от с т а и в а т ь с в о ю т о ч к у зрения и
принимать другие т о ч к и зрения.
О сновна я зад ача, р еш а е м а я с помощью занятий, — обеспечение
п с и х о л о г и ч е с ко го
б л аго п ол уч и я
обучающихся
в
образ о вател ь ном п р остран с тве
школы, создание усл ови й для р а з в ит ия от в етст в е н н о с т и з а ф о р м и р ов а н и е м а к р о и
микрокоммуникаций, ск л а д ы в а ю щ их с я в об раз ов а те л ь но й организации, понимания
о б уч а ю щ и м и с я зо н л ичного влияния на укл ад школьной жизни.
В пятом к л а с с е п ро и сход ит переход от м ладшего ш кол ь н о го в о з р а с та к
п о д р о с т ко в о м у, п о э т о м у среди п я т ик л асс н иков мож но увидеть и еще
«п с ихоло гическ их младшекласников», и одновременно младших п о д р о с т ко в .
Пят ик л ас с н и ка у ж е не уд о в л ет в ор я ет позиция школ ьника, к о т о р у ю он занимал в
начальных к л а с с а х . У него п о я вл я ется в оз м ож н о с т ь к построению обобщ ени й в
более сл ож н о й деятельности по усвоению норм взаимоотношений, ч то выраж ае т ся
в активизации интимно-л ичностного и с т и х и й н о -г р уп п о в о го общения.
Ф а к т и ч е с к и в пятом к л а с с е п р о и схо д ит переход ведущей деятельности реб енка
от учения к общению.
Пя т ик л асс н ик и переживают образовател ьный криз ис: полностью меняется
х а р а к т е р о буче н и я по сравнению с начальной школ ой, п о э т о м у о с о б о е
внимание в П р о г р а м м е уделено в о п р о с а м адаптации школь ников к новым
условия м. П р о и с х о д и т активное ф о р м и ро в а н и е ценностной с ф е р ы личности,
определяются жизненные перспективы. Дети о с оз н а ют с е б я и с в о и воз мож но с т и ,
интересы, с п о с о б н о с т и , у них ф о р м и р у ю т с я взгляды на жизнь, на отноше н ия
между людьми, на с в о е буд ущ ее. В эт о м в о зра с т е а к т уа л и з и р уютс я п от р е б но ст и в
установлении доверительных отношений, признании и самоутв ерждении, главным
о б р а з о м , в груп пе св е р ст н и ко в .
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они начинают осознавать и
нести ответственность за свои поступки, внешняя регуляция активности смещается к внутренней
регуляции. Деятельность с одной стороны должна отвечать потребностям пятиклассника в
самоутверждении, а с другой — создавать условия для развертывания отношений с товарищами и
признания его реальной значимости как полноправного члена общества. Участие в такой деятельности
обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных
отношений со сверстниками.
Таки м типом деятельности м огут в ы с т уп ат ь воспитательные со б ыт ия , под
котор ым и понимаются с уб ъ ек т-с уб ъ ек т н ые ф о р м ы взаимодейств ия в з р о с л о г о и
ребенка, в к о т о р ы х ак т и в н ост ь в з р о с л о го сп о с о б с т в у е т овладению представлениями
о како й-л иб о ценности, ф о р м и р о в а н и ю от нош ения к ней и к приобретению
ребенком с о б с т в е н н о го оп ыта ее переживания. В с о б ы т и ях ребенок
п р е о б р а з ов ы в а ет персональный социальный опыт на личные ус т а н о в к и и позиции,
вк л ю ч а ется в м ногообраз н ы е социальные связ и, я в л я ет с я исполнителем р аз н ых
р ол е в ых функций, тем самым п р е о б р а з ует о к р уж а ю щ е е о б щ е с т в о и себ я . Уча с тие
реб енка в т а к о г о р о д а с о б ы т и я х обеспечивает акт ивн ую социализацию ребенка.
П р о г р а м м а вн е уро чно й деятельности по активной социализации о б у ч а ю щи х с я 5 х к л а с с о в « Я -т ы -о н-о н а — вместе целая с т р а н а » р а з р а бо т а н а с уч ето м ука з ан н ых
выш е в о зра стны х особ е н ностей п ят ик л асс ников , социальной сит уации р а з в и т и я
детей в об р аз овател ь ной организации и направлена на их ак т ивн ую социализацию.
Цель и задачи Програм м ы
Цель Пр о гр а м м ы : приобщение о б у ч а ю щ и х с я к ро с с и й ск и м традиционным
д ухо в но -нравстве н ны м и со циок ул ьтур ным ценностям с уч е то м с уб ъ ек т н о й
позиции ребенка, его в о зра стн ых и п с ихол ог иче ск их особенностей.
З а д ачи П р огр а м м ы :
● создание ус л ови й для ус в о е н и я об уч а ю щ и м и с я социальных норм, д ухо в н о н р ав с т в е н н ых ценностей, традиций;
● ф о р м и рован ие и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям ( и х освоение, принятие);
● приобретение со о т в е т с т в ую ще го социальным нормам, ценностям, традициям
с о ц и о к ул ьт ур н о го оп ыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений;
● развитие у о б у ч а ю щ и х с я инициативности, само сто я тел ь ност и, самопознания,
от ветст вен но ст и , умения рабо т а т ь в коллективе;
● обеспечение б л агоп рият н ых усл овий для адаптации о б у ч а ю щ и х с я 5 - х к л а с с о в
при переходе на следующий уровен ь об р а з о в а н и я .
Место предмета в учебном плане.
На изучение курса «Я-ТЫ-ОН-ОНА – ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА» в 5 классе согласно Учебному
плану МБОУ СОШ №4 г. Сальска отводится 1 час в неделю, итого 33 часа за учебный год.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на
практике соединить обучающую ивоспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только
на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое
отражение и конкретизацию в программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с
педагогом и сверстниками деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ К У Р СА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К у р с вне урочно й деятельности с о с т о и т из пяти событ ий, в ка ж до м из к о т о р ы х
о т р а ж а ю т с я о со б е н н о ст и л и ч но ст но го раз в и т и я ребенка, его восп итан ия и
социализации. А к т и в н а я социализация о с у щ е с тв л я е тся через овладение
представлениями о ценностях , н о р м а х и п рав ил ах поведения в о б щ е с т в е ;
ф о р м ир о в а н и е ценност ного отношен ия к окр у жа ющ ем у миру, другим людям, себе;
приобретение оп ы та деятельности и поведения в с о от в етс т в и и с ценностями,
нормами и правилами, принятыми в о б щ е с т в е .
С обыт ие « Моя ш к о л а — мои воз м ожн о с т и » направлено на р аз в ити е представлений
ребе нка о ш кол е к а к единой о б щ н о с т и , помогающей раз в ит ь е го индивидуальные
с п о с о б н о с т и , сф о р м и р о в а т ь навыки активной социальной деятельности в
коллективе с в е р с т н и ко в и в з р о с л ы х . В о с н о в е с о б ы т и я л ежат такие ценности,
к а к жизнь, д р уж б а , с о т руд н и ч е с т в о, коллективизм и командная р або т а .
С обыт ие «Моя сем ь я — м оя оп ор а » направлено на сохранение семейных ценностей
и традиций, ак т уа л из и р ует у детей представления о семье к а к важнейшем
социальном инст итуте. С о б ы т и е ак т уа л из и р ует такие ценности, к а к к ре п ка я семья,
милосердие, взаимопомощ ь и взаимоуважение.
С обыт ие «Мой выб о р — м оя от в ет с т в е н н о с т ь » направлено на раз вит ие умения
ребе нка делать осознанный в ыбор в ра з н ы х с ф е р а х жизни. В о с н ов е данного
с о б ы т и я л ежат такие ценности, к а к справедливост ь, гуманизм,
гр аж д а нст в е н ност ь , вы бор и от ветст в ен но ст ь , п р а в а и с в о б о д ы человека,
пр ио р итет д ух овно го над материальным, высок ие нравственные идеалы.
С обыт ие «Мои знания — м оя сил а » с п о с о б с т в уе т приобщению детей к м иру
н а у ч н о го знания, ф ор м ир о в а н и ю на в ыков познавательной деятельности. Данное
соб ыт ие с т р о и т с я на т а к и х ценност ях, к а к знание, д о с т о и н с т в о и созидательный
т руд .
С обыт ие «Моя с т р а н а — м о я и стор и я » направлено на раз вит ие п ат р и от ич е с к их
ч у в с т в детей, ф ор м ир о в а н и е о б щ е россий ско й г р а ж д а н с ко й идентичности. Данное
со быт и е с п о с о б с т в уе т актуализации у реб енка т а к и х ценностей, к а к Родина,
патриотизм, и с т о р и ч е с к а я память и преемственность поколений, единство
н а р о д о в Р о сс и и , служение От е ч е с т в у и от ветст ве н н о ст ь з а его с уд ьб у.
События включают в с е б я несколько занятий, ка ж д ое из к о т о р ы х с о с т о и т из тр е х
частей.
П ер в а я часть — « и нфор ми рова ние » : реб енок п ол уча ет информацию,
форм ир у ю щую у него представления о какой-л иб о ценности (или груп п е
ценностей), лежащей в ос н о в е соб ыт ия .
Вторая часть — «практика»: в ко нтексте полученной информ ации реб енк у
пр едлагаются практ ически е задания, выполнение к о т о р ы х с п о с о б с т в уе т
ф ор м ир о в а н и ю от ноше н ия к трансл ируе мо й ценности.
Третья часть — « р е ф л е к сия » . Н а основании полученной инфор мации и
проделанной с амос тоятел ьн ой работы реб енок при под держке п едагога делает
выводы о полученных р ез ул ьтатах .
К а ж д о е соб ыт и е заве ршае т с я итоговы м занятием, на к о т о р о м дети демонст р ируют
приобретенные ранее знания в сов м е ст но й деятельности, делятся
индивидуальным опытом по ка ж д о м у из занятий, формир ую т в итоге коллективный
вывод о значимост и всег о с о б ы т и я для груп п ы
Н а итогово м занятии дети заполняют рефлексивные дневники, котор ые позволяют
им з а ф и кс и р о в а т ь полученный в событии опыт. Таким образо м , в конце уч е б н ого
года у к а ж д о го пятиклассника будет иметься соб ст в е н н а я б р о ш ю р а ,
ил люстрирующая его путь в Програм ме.
П о окончании все х событ ий п р о в о д и тс я и т ог о в а я игра, на к о т о ро й дети
демо нстр ируют полученные в течение уч е б н о го год а знания и умения, подводят
коллективные и индивидуальные итоги.
Таки м о б р а з о м , у п ят ик л асс н иков п ро и сход и т построение лог ическо й цепочки
от с о б с т в е н н о го оп ыта п роживан ия к а жд ого з а ня т ия к ознакомлению с опытом
д р у г и х детей и к ф ор м и ро в а н и ю о б щ е г о отноше ния к л а с с но го колл ектива к
п р ож и т о м у ими событ ию .
Э т а л о г ич е ская цепочка закреплена в названии програм м ы «Я -т ы -о н -о на — вместе
целая с т р а н а » и наглядно демонст рирует о соб е н н о с т и п ротекания активной
социализации на практике, ко г д а знания и опыт отдельного с уб ъ ек та , с одной
сто р о н ы , и н те г р и руются в о б щ е е социальное п ро с тр анств о, а с д р уго й с то р о н ы ,
дополняют и о б о га щ а ю т опыт с ам ог о с уб ъ е к т а новыми коллективными знаниями.
Основными ф о р м а м и взаимодействия п ед агогов с о б уч а ю щ и м и с я я в л яются :
классный ч а с , т в о р ч е с к а я м аст ерск а я х ак а то н , к в е с т- и г р а , кото р ы е направлены на
ф ор м ир о в а н и е ценностных ориентаций в п р о-активной деятельности.
Для проведения занятий по П р о г р а м м е желательно испол ьзовать не тол ько
учебный кабинет, закрепленный з а к л а сс о м , но и другие помещения
образ ова тел ь но й организации ( с п о рт з а л , библ иотек у, рекреации и т. д.), а т а к же
пришкольн ую терр иторию . К р о м е т о го , П р о г р а мма пре д ус м атр ивает организацию
э кс к ур с и й , м ас т ер - кл а ссов и д руг и х занятий з а пределами школ ы на терр ито ри и
социальных п арт неров.
П риве т ств уе т с я акт ивное уч а с т и е са м их о б у ч а ю щ и х с я в п о д готов ке и проведении
занятий Програ м м ы , а т а к ж е с т а р ш е кл а с с нико в ( н а с та в н и ко в ) , д р уг и х п е даго го в
школы, родителей и социальных п ар т н ёр о в школ ы.
ПЛ АНИ РУЕ МЫЕ РЕ З УЛЬТ АТ Ы О СВ ОЕН ИЯ К УРСА В НЕ УРО ЧН ОЙ
Д ЕЯТЕЛЬН ОСТИ
Занятия в рамк ах Программы н аправлен ы н а обесп ечени е дости жений школьник ами
сл ед ую щих ли чн остн ых и мет ап редметн ых образ оват ельн ых рез уль т атов с учет ом
раб очей п рограммы восп и т ан и я в общеобраз оват ель н ых орган и з ац и ях . Л ичност ные
р е з ул ьт ат ы
В с ф е р е гражданского воспитания: г от о в н ост ь к выполнению обяз а н н осте й
гр аж дан ин а и реализации его прав, уважение прав, с во б о д и зако нн ых интересо в
д ру г и х людей; понимание роли р азличных социальных и н с т и т уто в в жизни
человека; представление о б ос но в н ы х п р а в а х , с в о б од а х и об я зан н остях
граж данина, социальных н о р м а х и п рав ил ах межличностных отношений в
пол ик ульт ур ном и м но гоко нфесс ион ал ьном о б щ е с т в е ; гот овн о с т ь к
р а з н о о б р а з н о й со вм ест но й деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощ и.
В с ф е р е патриотического воспитания: осознание р о с с и й с ко й г р а ж д а н с ко й
идентичности в полик ульт урном и м ногоконфессио нал ьном о б щ е с т в е ,
проявление интереса к исследованию р о д н о го языка, истории, к ул ьт ур ы
Р о с с и й с ко й Федерации, с в о е го к р а я , н а р о д о в Р о сс и и , к истор ии и совр еменно м у
с о с то я н и ю р о сси й с к их г ум ан итар н ы х наук.
В с ф е р е духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности
и нормы в с и т уа ц и я х н р а в с т в е н н о го в ы б о р а , воз никаю щ их в п роц ессе реализации
п р о е к то в или исследований, осознание в а ж н ости морал ьно-эт ическ их
принципов в деятельности иссл едователя; с в о б о да и от в етс т в е н н о ст ь личности в
усл о ви ях индивидуального и о б щ е с т в е н н о го п р остран с т в а .
В с ф е р е ф и з и ч е с к ог о воспитания, ф орм и р о в ани я культуры з д о ро в ь я и
эмоционального бл а го п ол уч ия: осознание последствий и неприятие вредных
привычек (уп отр еб ления ал когол я, н а р кот ико в , к ур е н и я ) и иных ф о р м вреда для
ф из ич е ск о го и п с и х и ч е с ко го з до ровь я, с п о собн о с т ь а д а п т ир о в ат ь ся к с т р е с с о в ы м
сит уациям и меняющимся социальным, информационным и природным усл овия м, в
том числе о с м ы с л я я собствен ный опыт и в ы с т р а и в а я дальнейшие цели; умение
принимать с е б я и д р у г и х б ез осуж дения ; умение о с оз н а в а т ь эмоциональное
с о с то я н и е с е б я и д руг их , умение уп р а вл я т ь собст в енным эмоциональным
состоянием ; с ф о р м ир ован н ост ь навыка рефлексии, признание с в о е го п р а в а на
о ш и б к у и т а к о г о же п р а в а д р у г о г о человека.
В с ф е р е трудового воспитания: осознанный вы бор и построение индивидуальной
т ра е к то р и и о б р а з о в а н и я и жизненных планов с уч е то м личных и общ е ст в е н н ых
интересо в и потр ебностей.
В с ф е р е адаптации к изменяющимся у с л о в и я м со циал ь ной и п р и -р о д н о й среды:
освоение со циал ьного опыта, о с н о в н ых социальных ро-лей, с о о тв е т с т в у ю щи х
ведущей деятельности в о зра с т а , норм и правил о б щ е с т в е н н о го поведения, ф о р м
социальной жизни в г р уп п а х и с о о б щ е с т в а х , вк л ю чая семью, а т а к же в рам к а х
социального взаимодействия с людьми из д р уго й к ул ьт урной среды; с п о с о б н ост ь
де йст в оват ь в ус ло в ия х неопределенности, п о в ы ш ат ь уров е нь сво е й
компетентности через п р ак т и ч е ск ую деятельность, в том числе умение у ч и т ь с я у
д р уг и х людей, о с о з н а в а т ь в сов м е ст но й деятельности новые знания, навыки и
компетенции из оп ыта др уг их ; навык выявления и с вяз ы в а н и я образ о в ,
с п о собн о с т ь ф о р м и р о в а н и я нов ых знаний, в том числе с п особн о с ть ф о р мули роват ь
с в о и идеи, понятия, гипотезы о б о б ъ е к та х и явлениях, в том числе ранее не
известных, о с о з н а в а т ь дефициты с о б ст в е н н ых знаний и компетентностей,
планировать с в о е развитие.
Метапредметные р е зу л ьта т ы
В с ф е р е овл а де н ия универс ал ьны ми учеб н ыми познавательными действиями:
выявлят ь и х а р а к те р и з о в а т ь с ущ естве нные признаки о б ъ е к т о в (явлений);
ус та н ав л и в ат ь с ущ еств ен н ый признак классификации, о сн о ва н и я для о б о б щ е н и я
и сравнения, критерии п ровод и мого анализа; выя влят ь дефициты информации,
данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявл ять причинноследственные с в я з и при изучении явлений и п ро ц е с с о в ; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, ф о р м ул и ро ва т ь гипотезы о в з а и мо с в я з я х ; самостоя те л ь н о в ы б ир ат ь
с п о с о б решения учеб но й задачи; форм ир о вать гип отез у о б истинности
со б ст в е н н ы х суждений и суждений д руг их , а рг ум е нт и р о в а т ь с в о ю позицию, мнение;
п р о г н оз и ро в а т ь в оз мож но е дальнейшее развит ие п р о ц е сс ов , соб ыт ий и и х
посл едствия в аналог ичных или схо д н ых с ит уа ц и ях , выдвигать предположения о б
их развит ии в нов ых усло вия х и ко н т е кс та х ; применять различные методы,
инструменты и з а п р о с ы при поиске и о т б о р е информ ации или данных из
и с то ч н ико в с уч етом задачи; выб ирать, анализировать, си сте м ат из иро в ат ь и
интер пр етирова т ь информацию различных видов и ф о р м
представления; находить сходные аргум ент ы (подтвержд ающи е или
о п р о в ер гаю щ и е одну и т у же идею, верс ию ) в различных информ ационных
исто ч н иках .
В с ф е р е овл а де ни я универс альными учеб ны ми коммуникативными действиями:
воспринимать и ф о р м ули р о в а т ь суж дения, в ы р а жа т ь эмоции в с о от в ет с т в и и с
целями и усл овия м и общения; в ы р а жа т ь с в о ю то ч к у зрения в ус т н ы х и
письменных т е кс т а х ; ра с п оз н а в а т ь невербальные с ре д с т в а общения, понимать
значение социальных з наков, знать и р а с п оз н а в а т ь предпосылки ко нфл ик т ных
сит уаций и с м я г ч а т ь ко нфл икт ы, в ест и переговоры; понимать намерения
др уг их , п р о я в л ят ь уважительное отношение к собеседник у; в ходе диал ога и
(или) д и ск ус с и и з а дав ат ь в о п р о с ы по с у щ е с т в у о б с у ж д ае мо й темы и
в ы с каз ы в ат ь идеи, нацеленные на решение задачи и под держание
благожел ател ьност и общения; с о п о с т а в л я т ь с в о и с уж д ения с суждениями д р у г и х
у ч а с т нико в диалога, о б н а р уж и в а т ь различие и с хо д с т в о позиций; п убл ично
пр едставл ять р ез ультат ы выполненного опыта (эксперимента, исследования,
п р о е к та ); са мо стоя те л ь но в ыб ират ь ф о р м а т выст упления с уч ето м з а д а ч
презентации и особ енно сте й аудитории и в с о от в етс т в и и с ним с о с т авля т ь устные и
письменные текст ы с использованием иллю страт ивных материалов; понимать и
использовать п р е и м ущ е с т в а командной и индивидуальной р а б оты при решении
ко нк р етной проблемы, о б о с н о в ы в а т ь необходимост ь применения г р уп п о в ы х
ф о р м взаимодейст вия при решении поставленной задачи; принимать цель
со вм ест но й деятельности, коллективно с т р о и т ь действия по ее достижению:
распределять роли, д о го в а р и в а т ь с я , обсужда т ь п ро ц е с с и р ез ул ьтат со в м е с т но й
р а б от ы ; уметь о б о б щ а т ь мнения нескольких людей, п р оя в л я т ь го т о в н ост ь
руко во д ит ь , выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию
совм е ст но й р а б от ы , определять с в о ю роль ( с уч ето м предпочтений и
воз мож н о сте й все х уч а с т н и к о в взаимодействия ), распределять задачи между
членами команды, у ч а с т в о в а т ь в г руп п о в ы х ф о р м а х рабо ты (обс уж д е н и я, обмен
мнений, «мозговые шт ур м ы » и иные); выполнять с в о ю ч а с т ь р аб от ы , до ст игат ь
ка ч е с т в е н но го р ез ул ьтата по с в о е м у направлению и коор д и н ироват ь с в о и
действия с другими членами команды; оценивать к а че с т в о с во е го вк лада в об щ и й
п р о д ук т по критериям, с а мостояте л ь но сф ор м ул и р ов а н н ы м уч аст н ика м и
взаимодействия; ср а в н и в а т ь рез ул ьтаты с исходной задачей и вклад к а жд ог о члена
команды в достижение р ез ул ьтатов, разделять с ф е р у от в етст в е н н о ст и и п роя в л я т ь
го т о в но с т ь к предоставлению от ч ет а перед группой.
В
сфере
овл а де н ия универса л ьными учеб ными регулятивными действиями:
выявлят ь проблемы для решения в жизненных и учеб н ых сит уа ц иях ;
о р и е н т и р о в а т ь ся в различных п одходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений груп п ой) ; са мо стоя те л ь н о
с ост а вля ть ал го р ит м решения задачи (или его ч а с т ь ) , выб ират ь с п о с о б решения
уче бно й задачи с уч ето м имеющ и х с я р е с у р с о в и с об с т в е н н ых воз можно стей ,
ар г ум е н т и ро ва т ь предлагаемые вариант ы решений; с о с т ав лять план действий (план
реализации намеченного ал гор ит м а решения), ко р р е к т и р о в а т ь предложенный
ал го р ит м с уч ето м пол учения нов ых знаний о б из учаемом объекте; делать вы бор и
б р а т ь от ветст в е н н о с т ь з а решение; владеть с п о с о б а м и са моко н т р ол я ,
самомотивации и рефлексии; дават ь адекват н ую оценк у сит уации и предлагать план
ее изменения; уч ит ы ват ь ко н т е кс т и предвидеть т руд н о ст и, кото р ы е м о гут
возник н ут ь при решении учебной задачи, а да п т ироват ь решение к меняющимся
о б с то я тел ь ст ва м ; об ъ я с н я т ь причины достижения (не дост ижения) р е з ул ьта то в
деятельности, дава т ь оценк у приобретенном у опыт у, уметь находить позитивное в
произоше дше й ситуации, вносит ь ко рр е к т и в ы в деятельность на о с н о в е но в ых
о б с т о я те л ь с т в , из менившихся ситуаций, установленных о ш и б о к , воз н и к ш их
трудно стей ; разл ичать; выявлят ь и анал изировать причины эмоций; с тав и т ь с е б я на
м есто д р у г о г о человека, понимать мотивы и намерения д р у го го , р е г ул и р ов ат ь
с п о с о б выр аже ния эмоций; осоз н а н н о от н о с и т ь с я к д р у го м у человек у, его
мнению; признавать с в о е п р а в о на о ш и б к у и та ко е же п р а в о д р уго го ; принимать
с е б я и д р у г и х без ос уждения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название темы раздела с
Кол-во
указанием основных тем
часов на
ЦОР/ЭОР
освоение
темы
1
«Моя школа – мои возможности
7
Институт изучения детства, семьи и
воспитания
https://институт воспитания.рф/programmyvospitaniya/ooy/programma-aktivnoysotsializatsii/
5
Институт изучения детства, семьи и
воспитания
https://институт воспитания.рф/programmyvospitaniya/ooy/programma-aktivnoysotsializatsii/
9
Институт изучения детства, семьи и
воспитания
https://институт воспитания.рф/programmyvospitaniya/ooy/programma-aktivnoysotsializatsii/
«Какие мы»
«Маршруты нашей школы»
«Маршруты нашей школы»
«Школьные старты» (подготовка)
«Школьные старты»
«Мы команда»
«Мы команда»
2
«Моя семья - Моя опора»
«История моей семьи»
«Семья – начало всех начал»
«Правила счастливой семьи»
(подготовка)
«Правила счастливой семьи»
«Правила счастливой семьи»
3
«Мой выбор – моля
ответственность»
«Моя гражданская позиция: почему
важно выбирать»
«Свобода и ответственность»
«Цифровая грамотность и
безопасность в сети»
«Безопасное использование
цифровых ресурсов»
«Финансовая безопасность»
«Планируем бюджет»
«5 правил финансовой
грамотности»
«Мы выбираем»
«Мы выбираем»
4
6
Институт изучения детства, семьи и
воспитания
https://институт воспитания.рф/programmyvospitaniya/ooy/programma-aktivnoysotsializatsii/
5
Институт изучения детства, семьи и
воспитания
https://институт воспитания.рф/programmyvospitaniya/ooy/programma-aktivnoysotsializatsii/
Итоговое занятие
1
Институт изучения детства, семьи и
воспитания
https://институт воспитания.рф/programmyvospitaniya/ooy/programma-aktivnoysotsializatsii/
Итого
33
«Мои знания – моя сила»
«Чудеса науки»
«Чудеса науки»
«Правильные привычки: здоровое
питание»
«Правильные привычки: правила
безопасности»
«В здоровом теле – здоровый дух»
«В здоровом теле – здоровый дух»
5
«Моя страна – моя история»
«Аллея памяти»
«Живет герой на улице родной»
«Через года, через века помните …»
«Зарница»
«Зарница»
6
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название темы
«Моя школа – мои возможности»
1
«Какие мы»
2
«Маршруты нашей школы»
3
«Маршруты нашей школы»
4
«Школьные старты» (подготовка)
5
«Школьные старты»
6
«Мы команда»
7
«Мы команда»
«Моя семья – моя опора»
8
«История моей семьи»
Первая четверть 8 занятий
9
«Семья – начало всех начал»
10
«Правила счастливой семьи» (подготовка)
11
«Правила счастливой семьи»
12
«Правила счастливой семьи»
3 «Мой выбор – моя ответственность»
13
«Моя гражданская позиция: почему важно выбирать»
14
«Свобода и ответственность»
15
«Цифровая грамотность и безопасность в сети»
16
«Безопасное использование цифровых ресурсов»
Вторая четверть – 8 занятий
17
«Финансовая безопасность»
18
«Планируем бюджет»
19
«5 правил финансовой грамотности»
20
«Мы выбираем»
21
«Мы выбираем»
4. «Мои знания – моя сила»
22
«Чудеса науки»
23
«Чудеса науки»
24
«Правильные привычки: здоровое питание»
25
«Правильные привычки: правила безопасности»
26
«В здоровом теле – здоровый дух»
27
«В здоровом теле – здоровый дух»
Третья четверть – 11 занятий
5. «Моя страна – моя история»
28
«Аллея памяти»
29
«Живет герой на улице родной»
30
«Через года, через века помните …»
31
«Зарница»
32
Промежуточная аттестация
6. Итоговое занятие
33
«Я-ТЫ-ОН-ОНА- ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
Четвертая четверть 6 занятий
Итого 33 занятия
Дата
проведения
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
09.01
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
03.04
10.04
17.04
24.04
15.05
22.05