Пояснительная записка
«ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ “ЮНАРМИЯ”»
для обучающихся 5 А класса. В программе представлены примерное содержание
тематических разделов и тематическое планирование, сформулированы планируемые
результаты ее освоения, отражены методы, приемы и формы организации и проведения
занятий. Представленный инструментарий включает описание специфики технологий
военно-патриотического и гражданского воспитания школьников.
Программа разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих
документах: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897; Приказ Министерства образования и науки РФ от
31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования». Устав Всероссийского детско-юношеского
военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» от 28.05.2016. Положение
о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детско - юношеского
военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», утвержденное решением
Главного штаба ВВПОД «ЮНАРМИЯ», протокол № 4 от 26.01.2017.
Актуальность Программы. Программа направлена на формирование у детей
патриотизма, ценностного отношения к своей малой и большой Родине, которую нужно
оберегать, посредством реализации программы военно-патриотического воспитания детей и
молодежи во внеурочной деятельности. Актуальность Программы заключается в повышении
значимости военно-патриотического воспитания обучающихся через интегрированную
деятельность по следующим взаимосвязанным направлениям: - познавательная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность; - спортивно-оздоровительная деятельность.
Актуальность данной Программы подтверждается словами президента Российской
Федерации В.В. Путина: «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи,
кроме патриотизма» и учитывает запросы со стороны детей и родителей на содержание
программы военно-патриотического и гражданского воспитания.
Педагогическая целесообразность Программы. Всероссийское детско-юношеское
военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ» образованно по инициативе
министерства обороны РФ в 2016 году, в целях улучшения патриотического воспитания. Это
сравнительно молодое движение, которое растёт и набирает свои обороты.
Программа основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой
формации», умеющего жить в современных условиях: компетентного, мобильного, с высокой
культурой общения, готового к принятию справедливых решений, умеющего эффективно
взаимодействовать с окружающим миром. Реализация Программы основывается на тесной
межпредметной интеграции с дисциплинами «История», «Основы безопасности
жизнедеятельности», «Физическая культура», «География», «Краеведение». Процесс
формирования готовности к защите Отечества у обучающихся строится с учетом имеющихся
знаний, жизненного опыта, общих задач обучения и воспитания. Программа способствует
освоению учебной информацией личностно значимого характера, опираясь на высокую
эмоциональность, впечатлительность, восприимчивость, формирования у обучающихся
чувства восхищения воинами Вооруженных Сил РФ, формировании желания в будущем
встать в их ряды.
Отбор содержания Программы проведен с учетом системного подхода, в соответствии
с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования
гуманистического мировоззрения, познавательной, нравственной культуры, ценностного
отношения к своему здоровью и мотивационной установки на ведение здорового образа
жизни, любви к своему краю и его истории.
Описание места Программы в учебном плане. Содержание Программы предполагает
ее освоение за один год обучения на уровне основного общего образования. Объем
Программы на весь курс внеурочной деятельности составляет 34 часа. Программа для
обучающихся класса рассчитана на 1 час в неделю.
Цель и задачи Программы.
Цель Программы: формирование активной гражданской позиции, патриотизма у
обучающихся посредством вовлечения их в деятельность по приобретению социально
значимых знаний о военно-историческом наследии Отечества и престиже военной службы.
Формированию готовности к выполнению священного долга по защите Родины, следованию
идеям здорового образа жизни, воспитанию любви к родному краю.
Задачи Программы: воспитать готовность к защите Отечества, к действиям в
экстремальных ситуациях; расширить и углубить знания об истории, о многонациональной
культуре и традициях России и родного края; обучить начальным знаниям по основам
военной службы; систематизировать представления о требованиях, предъявляемых к
будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождения военной службы.
Познакомить со структурой Вооружённых сил, назначением видов и родов войск, их
вооружением и боевыми возможностями; обучить приёмам стрельбы из пневматического
оружия, метания гранаты в цель. Сформировать потребность в ведении здорового образа
жизни, двигательной активности посредством физического воспитания, физической
полготовки, физического развития.
Планируемые результаты освоения Программы.
Личностные результаты: осознанное отношение к национальным базовым ценностям,
России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,
государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям,
старшему поколению. Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного
поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями,
носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими
детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; осознание влияния
негативных факторов на здоровье каждого человека, группы людей, сообщества в целом.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
потребность заниматься
физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
Метапредметные. Обучающиеся сформируют и разовьют умения Регулятивные: определять
цель своей деятельности на основе имеющихся условий и планировать пути достижения;
адекватно оценивать свою деятельность, при необходимости вносить коррективы; находить
достаточные средства для решения учебных задач.
Познавательные: делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе
полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных
конструкторов и действий полководцев;
организовывать проектно-исследовательскую
деятельность;
находить самостоятельно требуемую информацию, ориентироваться в
информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом
и сверстниками в отряде; работать индивидуально, в группе и в коллективе для решения
поставленной задачи; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения
конфликтов, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные: Обучающиеся научатся: использовать элементарные теоретические знания по
истории техники и вооружения; использовать знания о назначении, организации и
основных задачах, выполняемых Вооруженными Силами Российской Федерации, в
построении маршрута получения профессионального образования; оперировать основными
понятиями в области обороны государства.
Обучающийся получит возможность научиться: приводить примеры применения различных
типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических
периодов, прослеживать их эволюцию; описывать работу частей и механизмов автомата
Калашникова при стрельбе; выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата
Калашникова.
Выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и
общевойскового защитного комплекта (ОЗК);
проектировать повышение уровня
собственной физической подготовленности.
Содержание Программы
Содержание программы 5 класс.
Исторические и боевые традиции Отечества. Основные сведения. Цели и задачи движения.
Знакомство с Всероссийским детско-юношеским военно-патриотическим общественным
движением «ЮНАРМИЯ»: историей создания, уставом, эмблемой, флагом, гимном, клятвой
юнармейцев, знаками различия, знаками отличия и иными геральдическими знаками
юнармейцев, с формой одежды и её вариантами.
Государственная и военная символика. Государственные и воинские символы России
— это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Довести Федеральные
конституционные законы № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» и №
З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года.
Основные битвы Великой Отечественной войны. Московская битва (1941 - 1942 гг.).
Рассмотреть операцию по взятию Москвы под кодовым названием «Тайфун».
Сталинградская битва (1942 - 1943 гг.). Рассмотреть ведение оборонительных боев в городе
Сталинград. Рассказать о подвигах воинов при обороне города. Курская битва (1943 г.).
Рассмотреть военную операцию под кодовым названием «Цитадель». Белорусская операция
(1944 г.). Рассказать об одной из крупнейших военных операций в истории. Берлинская
операция (1945 г.). Оккупация и освобождение Ростовской области, сальского района.
Города-герои. Довести до обучающихся отличие между званиями: «Город воинской
славы» (45 городов) и «Город-герой» (13, из них 12 городов и Брестская крепость
«крепость-герой»). Городами-героями являются: 1. Ленинград (Санкт-Петербург) 2.
Сталинград (Волгоград) 3. Севастополь 4. Одесса 5. Москва 6. Киев 7. Керчь 8. Новороссийск
9. Минск 10. Тула 11.Мурманск 12. Смоленск 13. Брестской крепости было присвоено
уникальное звание «крепость-герой». Провести тест по знанию городов-героев:
Какие города называют городами-героями? Какие города стали первыми
городами-героями? Сколько городов-героев было в бывшем Советском Союзе? Сколько
городов-героев находится на территории РФ?
Основы выживания и поведения в автономии.
Понятие о спортивной карте. Определение понятия «спортивная карта». Общие
требования к спортивной карте.
Ориентирование по горизонту, азимуту. Работа с компасом. Ориентирование по
небесным светилам, по различным особенностям местных предметов. Работа с компасом.
Ориентирование по местным предметам. Ориентирование по местным признакам.
Важность изучения главных ориентиров (река, дорога, церковь, деревня).
Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки. Привалы и ночлеги. Питание в
туристском походе. Довести до обучаемых комплект личного снаряжения, который зависит
от целей, разновидности, продолжительности путешествия, а также климатических условий.
Обязательный минимум, необходимый в походе.
Вязание узлов: туристические узлы «академический», «брамшкотовый». Довести до
обучаемых случаи необходимости знания порядка вязания различных узлов,
законспектировать данные и дать практику в их вязании.
Вязание узлов для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник».
Довести до обучаемых случаи необходимости знания порядка вязания различных узлов,
законспектировать данные и дать практику в их вязании.
Строевая подготовка.
Строевая стойка (выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО»,
«ЗАПРАВИТЬСЯ»). Повороты на месте. Разучить по разделениям и в целом порядок
выполнения строевого приема «Строевая стойка» и выполнение команд «СТАНОВИСЬ»,
«СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Разучить по разделениям повороты на месте.
Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом,
тренировка в движении руками, с обозначением шага на месте. Довести до обучающихся
порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям.
Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом
на четыре счета. Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести
их разучивание по разделениям.
Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом,
тренировка в движении строевым шагом на два счета, в замедленном темпе (50—60шагов в
минуту). Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их
разучивание по разделениям.
Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом,
тренировка в движении строевым шагом на два счета, в уставном темпе (110—120 шагов в
минуту). Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их
разучивание по разделениям.
Повороты в движении по разделениям на три счета. Довести до обучающихся порядок
выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям.
Повороты в движении в комплексе. Тренировать обучающихся в выполнении строевых
приемов.
Выполнение воинского приветствия на месте по разделениям на два счета. Довести до
обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по
разделениям.
Выполнение воинского приветствия на месте в комплексе. Тренировать обучающихся в
выполнении строевых приемов.
Выход из строя и возвращение в строй по разделениям. Довести до обучающихся
порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям.
Подход к начальнику и отход от него. Тренировать обучающихся в выполнении
строевых приемов.
Физическая подготовка.
Силовая подготовка, скоростная, ловкость посредством физической подготовленности
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Довести до обучающихся
устройство и предназначение средств защиты органов дыхания (респираторы, противогазы,
противопыльные тканевые маски и марлевые повязки), средства защиты кожного покрова
(защитные костюмы, резиновые сапоги и др.), средства медицинской защиты
(индивидуальная аптечка АИ-2, индивидуальный противохимический пакет, пакет
перевязочный индивидуальный).
Огневая подготовка.
История развития стрелкового оружия. Довести до обучающихся историю развития
стрелкового оружия, более подробно обратить внимание на стрелковом оружии России.
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата
Калашникова. Довести до обучающихся назначение, боевые свойства, общее устройство и
принцип работы автомата Калашникова.
Последовательность неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74.
Довести до детей последовательность неполной разборка и сборки после неполной разборки
автомата. Дать практику обучающимся в неполной разборке и сборки после неполной
разборки автомата Калашникова.
Порядок снаряжения магазина АК. Дать практику обучающимся в снаряжении
магазина АК.
Оказание первой помощи.
Основы оказания первой медицинской помощи. Довести до обучающихся общую
последовательность действий на месте происшествия. Оказывать первую помощь
необходимо в соответствии с «Универсальным алгоритмом оказания первой помощи».
Календарно - тематический план 5 класс
№ урока
Наименование раздела, темы, урока
Количество
учебных
часов темы,
урока
Дата проведения
Первая четверть
Раздел 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА. (7 часов)
1
ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Основные сведения.
1
03.09
Цели и задачи движения
2
Государственная и военная символика.
1
10.09
3
Основные битвы Великой Отечественной
2
17.09
войны.
24.09
4
Города-герои
1
01.10
5
Дети-герои Великой Отечественной войны.
1
08.10
6
Герои-сальчане, наши земляки
1
15.10
7
Герои-сальчане, наши земляки
1
22.10
Итого:
7 часов
Вторая четверть
Раздел 2. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА. (4 часа)
8
История развития стрелкового оружия.
1
05.11.
9
Назначение, боевые свойства, общее
1
12.11
устройство и принцип работы автомата
Калашникова.
10
Последовательность неполной разборки и
1
19.11
сборки после неполной разборки АК-74.
11
Порядок снаряжения магазина АК.
1
26.11
Раздел 3. ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В АВТОНОМИИ (7часов)
12
Понятие о карте и условных обозначениях
1
03.12
Ориентирование по горизонту, азимуту. Работа с
13
1
10.12
14
15
компасом
Ориентирование по местным предметам.
Личное и групповое туристское снаряжение.
Рюкзаки. Привалы и ночлеги. Питание в
туристском походе
Итого:
16
17
1
1
17.12
24.12
8 часов
Третья четверть
Вязание узлов: туристические узлы
«академический», «брамшкотовый».
Вязание узлов: туристические узлы
«академический», «брамшкотовый».
1
14.01
1
21.01
18
19
20
21
22
23
24
25
Итого:
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Итого:
Всего:
Вязание узлов: туристические узлы
1
«академический», «брамшкотовый».
Раздел 7. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (4 часа).
Основы оказания первой медицинской
1
помощи.
Основы оказания первой медицинской
1
помощи.
Средства индивидуальной защиты органов
1
дыхания
Средства индивидуальной защиты органов
1
дыхания
Раздел 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. (3 часа)
Силовая подготовка, скоростная, ловкость
1
посредством физической подготовленности
Силовая подготовка, скоростная, ловкость
1
посредством физической подготовленности
Игровые упражнения на ловкость
1
10 часов
Четвертая четверть
Раздел 3. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА. (9 часов)
Строевая стойка (выполнение команд
1
«СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО»,
«ЗАПРАВИТЬСЯ»). Повороты на месте.
Строевой и походный шаг: последовательность
1
обучения движению строевым шагом,
тренировка в движении руками, с
обозначением шага на месте.
Строевой и походный шаг: последовательность
1
обучения движению строевым шагом на
четыре счета.
Строевой и походный шаг: последовательность
1
обучения движению строевым шагом,
тренировка в движении строевым шагом на два
счета, в замедленном темпе (50—60 шагов в
минуту).
Строевой и походный шаг: последовательность
1
обучения движению строевым шагом,
тренировка в движении строевым шагом на два
счета, в уставном темпе (110—120 шагов в
минуту).
Повороты в движении по разделениям на три
1
счета.
Повороты в движении в комплексе.
1
Выполнение воинского приветствия на месте
1
по разделениям на два счета.
Выполнение воинского приветствия на месте в
1
комплексе. Итоговое занятие.
9 часов
34 часа
28.01
04.02
11.02
18.02
25.02
04.03
11.03
18.03
01.04
08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
13.05
20.05
27.05