ВД Строевая подготовка_5кл

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению « Строевой шаг » составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от от 17 декабря 2010 г. № 18
Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N795 "О государственной
программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации " Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение от 29 мая 2015 года
№996-р)Концепция духовно-нравственного воспитания
Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности» Устав и локальные нормативные акты МБОУ СОШ №4 г. Сальска
План внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 4г. Сальска на 2024– 2025учебный
год. Реализация рабочей программы внеурочной деятельности спортивнооздоровительного «Строевой шаг» осуществляется с использованием учебнометодического комплекта:
Строевой
устав
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации.
Москва,
Воениздат, 2007 год. Пособие для учителей. Начальная военная подготовка в школе.
Д.И.Тенин. Киев. 1979 Начальная военная подготовка. Издательство «АСТ, Харвест».
2001 г.
Основная цель программы - формирование у учащихся 5 класса интереса к военноприкладной подготовке. Развитие патриотических, моральных и нравственных качеств.
Пропаганда и популяризация ЗОЖ. Выявление способных и увлеченных учащихся для
привлечения к участию в военно-патриотических играх, спортивных играх, дальнейшего
обучения в классах оборонно-спортивного профиля. С учетом требований ФГОС нового
поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать
актуальный в настоящее время деятельностный подход, который определяет
следующие задачи:
1 Совершенствовать разностороннее развитие учащихся 5 класса;
2 Формировать необходимые знания, умения и навыки строевой подготовки;
Развивать волевые качества и дисциплину. Срок реализации программы: 1год
Место курса в плане внеурочной деятельности: в соответствие с планом внеурочной
деятельности МБОУ СОШ № 4 на 2024- 2025 год изучение курса в 5 классе
отводится 1 часа в неделю. Продолжительность занятий 40 минут
Актуальность:
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению
личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Строевое обучение является одним из важнейших элементов военно-патриотического
воспитания.
Строеваяподготовкадисциплинирует,способствуетразвитиюисполнительности,подтянутос
ти, выносливости, аккуратности, чувства товарищества, что формирует личность ученика.
Программа разработана на основе Строевого устава Вооруженных Сил Российской
Федерации. Предусматривает обучение строевым приемам и движению без оружия и с
оружием, обучение строям подразделений и воинских частей в пешем порядке, обучение
порядку выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра, положению
Боевого Знамени в строю, порядку его выноса.

Содержание программы
Данная программа в целом отражает государственную образовательную политику в
вопросах подготовки к самостоятельной жизнедеятельности и военной службе и
позволяет формировать у воспитанников сознательное и ответственное отношение к
вопросам личной, общественной и национальной безопасности страны, желание активно
совершенствовать свою физическую и военно-прикладную подготовку.
Актуальность программы:
формирование развитой личности – сложная задача, преподавание строевой подготовки
через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный
целенаправленный характер. Система занятий по строевой подготовке в системе
внеурочной деятельности, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя
прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию
школьника.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка.
Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Вопервых, воспитательное взаимодействие строится с каждым учеником с учётом
личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого
учащегося , что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание
индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и
психических свойств личности.
Обучение осуществляется на основе методических принципов: Принцип
сознательности и активности. Каждый учащийся должен вполне сознательно выполнить,
поставленные перед ним задачи. Принцип наглядности. Наиболее доходчивая форма
обучения. На конкретных наглядных примерах учащиеся должны более качественно
усваивать необходимый материал. Принцип доступности (от известного к неизвестному,
от простого к сложному, от легкого к трудному). Материал подбирается доступный для
усвоения на основе уже имеющихся знаний и навыков, полученных на уроках ОБЖ и
физической культуры. Принцип систематичности занятий. Успех в освоении
определенных знаний, умений и навыков основывается на их систематическом
закреплении. Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества
выполнения строевых приемов и повышение уровня строевой подготовки можно достичь,
только постепенно увеличивая нагрузку и повышая требования к обучающимся.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального
и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям строевой подготовкой, появление умений выстраивать внутренний
план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность,
настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Строевой шаг»
Основные методы обучения:
Согласно курса внеурочной деятельности «Строевой шаг» с учащимися проводятся
занятия, используя наглядные, вербальные и практические методы. наглядные методы
формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и
двигательных ощущений, развивают сенсорные способности; вербальные (словесные)
методы активизируют сознание ребенка, способствуют
осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению
строевых приёмов, самостоятельному и творческому применению их в различных
ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий
ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения. При обучении используются

разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения строевых приёмов,
осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие ребенка.
Методические приемы выбираются в соответствии с программным содержанием,
возрастными и типологическими особенностями, степенью владения строевыми
приёмами, общим развитием ребенка. Целесообразный подбор подготовительных
строевых упражнений позволяют воздействовать на все анализаторные системы ребенка,
активизировать его внимание, самостоятельность и творчество при выполнении заданий.
Основные формы и средства обучения: Проведение строевых смотров.
Применение
знаний по Строевому Уставу ВС РФ. Порядок и правила передвижения в строевом
порядке; Теоретические занятия, строевой подготовки, плакаты, наглядное пособие.
Участие в соревнованиях.
Предметные компетенции обучающихся: Техническая, формируется в процессе
осуществления обучающимися следующей деятельности: Участие в строевых смотрах, в
районных соревнованиях по строевой подготовке, прохождение торжественным
маршем; В решении учебно-боевых задач.
Компетентностный подход выражен: В проведении педагогом инструктажей; В
применении индивидуальных форм работы,
В корректировке учебного процесса; В
рекомендациях по выполнению учебно-боевых задач.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются: Педагогическое
наблюдение; Учет результативности участия обучаемых в районных соревнованиях.
Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей
деятельности: Осуществлении обучающимися анализа, тактических действий; Изучении
специализированной литературы; Обсуждении учебно-боевых, тактических задач.
Компетентностный подход выражен:
В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического
материала; В проведении бесед; В применении индивидуальных и групповых форм
работы. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются: Оценка
результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по строевой
подготовке; Определение уровня подготовленности обучаемых.
Планируемые образовательные результаты:
Обучение по курсу внеурочной деятельности «Строевой шаг», оказывает влияние на все
стороны жизни и деятельности школы. Оно закаляет волю учащегося совершенствует их
умение
владеть
своим
телом,
вооружением,
развивает
внимательность,
наблюдательность, коллективизм, чувство войскового товарищества и взаимовыручки,
настойчивость, что способствует соблюдению порядка и укреплению дисциплины.
В результате изучения курса «Строевой шаг» и получения практических умений и
навыков при выполнении требований Курса по строевой подготовке учащиеся должны:
Знать:
строевые приемы и движение без оружия и с оружием; выполнение воинского
приветствия; выход из строя и возвращение в строй; подход к начальнику; движение
строя отделения в пешем порядке; Строевой Устав; понятие «строевой смотр
подразделения».
Уметь:
выполнять строевые приемы и движения без оружия; выполнять строевые приемы и
движения с оружием; выполнять воинское приветствие; выходить из строя и
возвращаться в строй; подходить к начальнику и отходить от него;
выполнять приемы передвижения личного состава подразделений в пешем порядке.
Личностные результаты : формирование потребности осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности; быстроты реакции и логики поведения в ситуации;
воспитание общечеловеческих ценностей (нравственности, милосердия, толерантности,
доброты, товарищества и т.д.); ориентация в мире общечеловеческих ценностей;
развитие силы воли, координации движения, зрительной, слуховой, мышечной памяти;

воспитание ответственного отношения к выполнению полученного (индивидуального и
коллективного), упорства в достижении поставленной цели, развитие самодисциплины;
воспитание отрицательного отношения к асоциальному поведению; потребность в
самовыражении и самореализации, социальном признании.
Мета предметные результаты: формирование умений выполнять разные социальные
роли во время и при ликвидации последствий, чрезвычайных ситуаций; формирование
навыков информационного поиска для выполнения учебных заданий, умений
воспринимать, перерабатывать информацию, моделировать индивидуальный подход к
обеспечению личной безопасности; планирование общих способов работы; овладение
навыками самооценки деятельности и взаимного контроля. Планирование общих
способов работы;
Познавательные : умение задавать вопросы умение получать помощь умение
пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами построение
логической цепи рассуждений.
Коммуникативные : умения докладывать о результатах своих действий, ставить задачи,
отдавать приказы. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты освоения программы : знание основ строевой подготовки.
умение применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной обстановке с учетом
индивидуальных возможностей.
Содержание курса.
1. Организационный момент. Знакомство.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях по строевой подготовке. Строи и их
элементы: «строй», «шеренга», «фланг», «фронт», «интервал», «дистанция», «ширина
строя», « глубина строя».Обязанности солдат перед построением и в строю. Строевая
стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно». Движение
строевым и походным шагом. Изучение и отработка строевого походного шага. Движение
рук, ног. Выполнение команд «Смирно» при движении походным шагом, «Бегом марш».
2. Строи, отделения.
Повороты в движении направо и налево. Повороты кругом в движении. Построение
отделения в развернутый и походный строй. Перестроение из одной шеренги в двух
шереножный строй и обратно. Воинское приветствие на месте. Воинское приветствие в
движении.
3. Зачетное занятие.
4. Смотр строя (зачетное мероприятие).

Тематическое планирование 5 класс (33часа)

№
п/п
1

Тема раздела
(количество
часов)
Введение. Меры
безопасности
(1час)

2

Строи и
управление ими
(3 часа)

3

Предварительная
и исполнительная
команды (2 часа)

4

Обязанности кадет
перед
построением и в
строю (2 часа)

5

Строевые приёмы
без оружия (6
часов)

6

Строевой шаг
(4 часа)

7

Строи взвода (8
часов)

Содержание

Правила техники
безопасности и
поведения на
занятиях. Понятие
строевой
подготовки.
Строевая стойка
Строй, шеренга,
фланг, фронт,
интервал,
дистанция, ширина
строя. Элементы
утреннего осмотра
Выполнение
команд
«СТАНОВИСЬ»,
«РАВНЯЙСЬ»,
«СМИРНО»,
«ВОЛЬНО –
ЗАПРАВИТЬСЯ»
Знание и четкое
выполнение
обязанностей кадет
перед построением
и в строю
Строевая стойка.
Повороты на месте

Формы
проведения
занятий
Беседа

Виды
деятельности
Познавательная

Беседа,
демонстрация
презентаций,
практическая
работа

Познавательная

Беседа,
практическая
работа

Познавательная

Беседа,
практическая
работа, смотр

Познавательная

Беседа,
демонстрация
презентаций,
практическая
работа
Движение руками. Беседа,
Обозначение шага демонстрация
на месте
презентаций,
практическая
работа
Развернутый строй. Беседа,
Перестроение в две демонстрация
шеренги, в одну
презентаций,
шеренгу.
практическая
Смыкание вправо. работа, смотр
Размыкание влево
на один шаг.
Походный строй.
Движение
строевым шагом в

Познавательная

Познавательная

Познавательная

составе взвода

8

Строевой смотр
взвода
(2 часа)

9

Парад (5 часов)

Порядок
проведения
строевого смотра
взвода
Выполнение
строевых приёмов в
составе взвода

Беседа,
практическая
работа

Познавательная

Беседа, викторина,
практическая
работа, смотр

Познавательная

Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной
деятельности
«Строевой шаг» 2024/2025 уч. год
№п/п

Тема занятия

Дата
проведения

1

Введение. Правила техники безопасности и поведения на
занятиях

05.09.2024

2

Форма, опознавательные знаки и символы

12.04.2024

3

Значение формы для движения в строю

19.04.2024

4

Правила ношения формы

26.09.2024

5

Обязанности школьника перед построением и в строю

03.10.2024

6

«Строевые приемы »

10.10.2024

7

Предварительные и исполнительные команды

17.10.2024

8

Выполнение команд: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ»,
«СМИРНО», «ВОЛЬНО – ЗАПРАВИТЬСЯ»

24.10.2024

9

Строевой смотр

07.11.2024

10

Строевые приемы без оружия: Строевая стойка

14.11.2024

11

Строевые приемы без оружия: Повороты на месте

21.11.2024

12

Строевой шаг: Движение руками

28.11.2024

13

Строевой шаг: Обозначение шага на месте

05.12.2024

14

Развернутый строй. Расчёт по порядку

12.12.2024

15

Расчёт на первый – второй. Перестроение в две шеренги, в одну
шеренгу

19.12.2024

16

Расчёт на первый – третий. Перестроение в три шеренги, в одну
шеренгу

26.12.2024

17

Походный строй

09.01.2025

18

Движение строевым шагом

16.01.2025

19

Движение строевым шагом на четыре счета

23.01.2025

20

Движение строевым шагом на два счёта

30.01.2025

21

Строевой смотр

06.02.2025

22

Повороты на месте

13.02.2025

23

Выход из строя подход к начальнику

20.02.2025

24

Повороты в движении, воинское приветствие на месте и в
движении
«Торжественная церемония принятия военной присяги
курсантами первого курса ЧВВАКУШ»
Торжественная церемония принятия присяги кадета

27.02.2025

27

Расчёт на первый – второй. Перестроение в две шеренги, в одну
шеренгу

20.03.2025

28

Движение строевым шагом на четыре счета

03.04.2025

29

Движение строевым шагом на два счёта

10.04.2025

30

Выход из строя подход к начальнику. Сдача рапорта на
построении

17.04.2025

31

Понятие «парад», его значение, правила проведения парадов,
строевые приемы, условиях парада

24.04.2025

32

Торжественный марш с выполнением воинского приветствия с
исполнением песни
Контрольное построение и выполнение основных команд

15.05.2025

25
26

33

Итого : 33 часа

06.03.2025
13.03.2025

22.05.2025

1. Информационно-методическое обеспечение
2. На занятиях используются:
3. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
4. Пришкольный участок – плац.
5. Здание школы - спортивный зал.
Учебно-методический комплект
6. Методическиерекомендацииповоеннопрофессиональнойориентацииучащейсямолодежи. Авторский коллектив А. А.
Волокитин, Н. Н. Грачев, В.А. Жильцов, В. И. Лазуткин, Б. И. Мишикин, М. М.
Тулинов. ООО «Дрофа», 2003 г.
7. Методическое пособие. Методика военно-патриотическое воспитание детей
иподростков. Н.К.Беспятова, Д.Е. Яковлева. Москва. Издательство «Айрис-пресс» 2006
8. Начальная военная подготовка. Издательство «АСТ, Харвест». 2001 г.
9. Пособие для учителей. Начальная военная подготовка в школе. Д.И.Тенин.Киев.
1979
10. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» 1-11
классы.Б.Н.Серов. Москва. Издательство «ВАКО» 2005 г.
11. Словарь военных терминов. А.М.Плеханов. Москва. Военное издание. 1988 г.
12. Словарь–справочникповоенно-историческойтерминологии.А.Т.Степанищев, Д.Н,
Филиппов. Москва. Гуманитарное издание «ВЛАДОС», 2004 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».