ВД Семьеведение_11кл

Пояснительная записка
Семьеведение» 11 класс
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 9 класса и реализуется на основе
следующих документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями).
2.
Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №
1897 (с изменениями и дополнениями).
3.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, утвержденных приказами Минпросвещения России
от 31.05.2021 №286 «Федерального образовательного государственного стандарта начального
общего образования» и №287 «Об утверждении федерального образовательного государственного
стандарта основного общего образования»
4.
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа
2014 года №1618-р. (с изменениями и дополнениями).
5.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351 «Об
утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025
года» (с изменениями и дополнениями).
6.
Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. (с изменениями и дополнениями).
7.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р). (с изменениями
и дополнениями).
8.
Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства»
9.
Основная образовательная программа ООО МБОУ Холстовской СШ (приказ №119
-ОД от 31.08.2023г)
10.
Устав МБОУ Холстовской СШ (утвержденный постановлением Администрации МО
«Павловский район» №805 от 08.12.2015г. (с изменениями и дополнениями).
Рабочая программа состоит из следующих разделов:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС.
2. Содержание курса программы внеурочной деятельности
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Место внеурочной деятельности в учебном плане: программа курса «Семьеведение» рассчитана
на 1 год, с общим объёмом 33часа (33 часа/год по 1 часу в неделю).
Цели курса: формирование у обучающихся необходимой для их развития системы духовнонравственных представлений об институте брака и семьи в современном обществе, ценности
созидательных отношений, ценности семьи, ценности мужественности и женственности;
готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации; способствовать

благоприятному вхождению обучающегося в мир социальных отношений посредством
формирования представлений о своей семье.
Задачи курса:
• создание условий для формирования нравственной устойчивости и навыков созидательного
общения;
• создание условий для здорового понимания ценности мужественности и женственности; •
создание условий для формирования общего представления о предназначении семьи, роли
семейной жизни в удовлетворении потребностей человека;
• способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости за их достижения;
• способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни человека и общества,
принятию ценностей семейной жизни, уважительному отношению к членам
семьи;
• создание условий для усвоения приемов саморегуляции и конструктивного решения
возникающих в семейной жизни проблем; развивать навыки терпимости к недостаткам членов
семьи;
• раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения счастливой семьи;
• определить роль членов семьи;
• способствовать формированию самостоятельности в решении семейных проблем; • добиться
понимания учениками значения как самого труда в семье для удовлетворения основных
потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и важности сотрудничества,
взаимопомощи членов семьи в его организации;
•продолжить знакомство учащихся с такими признаками семьи, как совместный труд и ведение
домашнего хозяйства, ресурсы семьи;
• продолжить формирование у школьников представления о понятии семейное хозяйство;
• способствовать формированию культурного поведения в семье;
• побудить учащихся к изучению истории своей семьи, ее традиций, бережному их сохранению,
составления родословной своей семьи;
• способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного отношения к семейнородовой истории;
• дать представление об основных этапах динамики семейных отношений, типичных для каждого
этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;
• раскрыть механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности
ребенка
Преподавание ориентировано на использование учебников:
1.
Инструктивно-методические рекомендации о введении курса «Семьеведение» в
образовательных организациях Республики Коми. Сыктывкар – 2022
2.
Семьеведение (Основы семейной жизни): Книга для учащихся 9–11 классов
общеобразовательных учреждений / А.А. Реан, И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А.
Новикова; под ред. А.А. Реана. – М.: Издво «Арткитчен», 2021. – 244 с.
3.
«Семьеведение, составители Л.В.Карцева, А.Н.Яныкина, Н.В.Богачёва, О.Н.Низамиева,
Л.Ш.Газизова, 2013 год.
4.
Учебно-методическое пособие «Семьеведение. Основы семейной жизни» 9- 11 класс,под
редакцией академика Российской Академии образования А.А.
Реана ( авторы : А.А.Реан, И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А. Новикова .

Издательство «Арткитчен», Москва 2019

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность
обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при
принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
-

готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Духовно-нравственного воспитания:

-

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

-

свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни;

-

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; - соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде;

-

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;

-

умение принимать себя и других, не осуждая;

-

сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:

-

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;

-

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

-

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
-

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды;

-

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;

-

способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую

деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
-

осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;

-

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение

оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
Метапредметные результаты
1.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые
логические действия:
-

выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;

-

устанавливать
фактов,

существенный

признак

классификации

социальных

основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
-

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

-

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

-

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

-

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

-

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

-

Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

и

противоречия

в

умозаключений,

-

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формулировать
гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;

-

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:

-

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

-

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;

-

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же

идею, версию) в различных информационных источниках;
-

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; - оценивать
надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;

-

эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:

-

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;

-

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

-

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;

-

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;

-

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать

различие и сходство позиций.
Совместная деятельность:
-

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;

-

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;

-

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи

между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
-

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;

-

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:

-

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; - ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений в группе);

-

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;

-

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом

объекте;
-

делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

-

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

-

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

-

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

-

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - оценивать соответствие
результата цели и условиям.

-

Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;

-

выявлять и анализировать причины эмоций;

-

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:

-

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

-

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

-

принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим;

-

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

-

Предметные результаты:

Формирование у учащихся исторически цельного представления о

браке и семье.
•

•
•
•
•
•
•
•
•

Воспитание социальной ответственности в таких сферах семейной жизни, как заключение
брака, рождение ребёнка и его воспитание, ведение домохозяйства, решение семейных
конфликтов.
Обучение системе взаимодействий семьи с такими сферами общественной жизни как
экономика, право, религия, культура.
Определение роли государства в поддержке семьи как социального института и
приоритетов в семейной политике.
Формирование социальной, демографической, правовой, экономической, нравственной
культуры учащихся.
Осознание важности и значимости семейных ценностей для общественного и личностного
развития поколений.
Воспитание культуры поведения в межличностных отношениях в семье и в школе.
Формирование терпимости к альтернативным формам брачных взаимоотношений в
ситуации предпочтительности традиционных моделей брака и семьи.
Развитие положительных личностных качеств школьников – ответственности,
долга, серьёзного отношения к браку, семье, родительству.
Определение жизненных важных ценностей для формирования брачных и семейных
отношений, среди которых – вступление в официальный брак, наличие уютного дома,
собственной семьи, нескольких детей, конструктивные отношения с прародителями, забота
о старших и младших членах семьи.

Обучающиеся научатся:
- определять основные этапы динамики семейных отношений;
- определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья;
- различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на жизнь
семьи;
- различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развития личности
ребенка;
- определять способы формирования семейного бюджета;
- использовать традиции семьи в жизни;
- перечислять правила совместной жизни в семье;
- определять терминологию родства в применении к членам
Обучающийся получит возможность научиться:
-ответственному отношению к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
- первичному самоопределению в семейной сфере, в жизненных ценностях, ценностносмысловой
ориентации;
-положительному образу семьи, родительства (отцовства и материнства),

- умению слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать
решение с учетом позиции всех участников.

Содержание курса программы внеурочной деятельности
11 класс
№
п
/
п
1

2

3

Раздел программы

Кол-во
часв

Семья и её функции
Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном
мире. Проблема неполных семей. Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации.

8

Семья и школа
Правила поведения в общественных местах. Культура
общения со сверстниками по телефону.

2

Семья и ценности

8

Формы и виды
организации
внеурочной
деятельности
Беседа
Теоретический
урок
Индивидуальная,
парная /
Познавательная
Творческая
Беседа
Теоретический
урок
Индивидуальная,
групповая/
Познавательная

Религиозные объединения и организации в Российской
Федерации.

4

Семья и здоровье
Рациональное питание, здоровая пища. Роль витаминов.
Активная деятельность.
Положительные эмоции. Зависимость.

Беседа
Теоретический
урок
Практическая
работа
Групповая, парная,
индивидуальная/
Познавательная
Творческая
Практическая
10
Беседа
Теоретический
урок

Болезнь. Лекарства.
Практическая
работа
Индивидуальная,
парная, групповая/
Познавательная
Творческая
Практическая
5

Финансовая грамотность семьи
Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства.
Денежнокредитная (монетарная) политика.
Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и
ВНП – основные макроэкономические показатели.

6
Беседа
Теоретический
урок
Практическая
работа
Индивидуальная,
парная, групповая/
Познавательная
Практическая

Итого:

34
тематического планирования внеурочной деятельности

11класс
№
Наименование разделов и тем занятий
п/п
Раздел 1. Семья и её функция 8 ч.

Кол-во Дата
часов
проведениям

1

Семья и брак. Брак как основа семьи

2

2

Тенденции развития семьи в современном обществе

2

06.09
13.09
20.09

3

Проблема неполных семей.

2

4

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2

27.09
04.10
11.10
18.10
25.10

Раздел 2. Семья и школа 2 ч.
5
Правила поведения в общественных местах
6
Культура общения со сверстниками по телефону.
Раздел 3. Семья и ценности 8 ч.
7
8
9
10
11

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации
Брак и семья с позиций иудаизма
Православие о браке и семье
Традиции брака и семьи в буддизме

Мусульманский брак: традиционное
мусульманской семьи
Раздел 4. Семья и здоровье 10 ч.
12

и

современное.

1
1

08.11
15.11

1
1
1
1
2

22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01

Модели 2

15

Рациональное питание

2

16

Роль витаминов.

2

17

Активная деятельность.

2

18
19
20

Положительные эмоции.
Зависимость
Болезнь. Лекарства.

1
1
2

24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02
07.03
14.03
21.03
04.04

Раздел 5. Финансовая грамотность семьи 6 ч
19
20
21
22

Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятием.
Основы денежной и бюджетной политики государства.
Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и её показатели.
Итого:

2
1
1
1
33

11.04
18.04
25.04
16.05
23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».