ВД Речевой этикет_6кл

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Речевой этикет» в 6 «В» классе разработана в соответствии с ООП ООО, утверждённой приказом директора МБОУ СОШ № 4 г. Сальска с использованием примерной программы по русскому языку для 6 класса.
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность
ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит
немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального
словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование
ответственности за языковую культуру как общечеловеческую.
Актуальность программы. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то,
что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают
многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на
изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких
школьников,
реализации
их
интеллектуальных
и
творческих
способностей.
Таким образом, создание данной программы является актуальным.
Цель: обогатить активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в
учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи:
- познакомить с основными этапами в развитии языка;
- формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;
- пробудить потребность у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
- создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также
их самостоятельной работы по развитию речи.
Для достижения основных целей обучения русскому языку необходимы следующие формы и
виды организации курса внеурочной деятельности:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Формы проведения занятий:

лекции;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок,
сказок;

анализ и просмотр текстов;
-2-


самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.
На изучение курса в 6 классе из обязательной части учебного плана отводится 1 час в неделю, всего 32 часа. Программа направлена на достижение результатов 1 уровня. Возможна реализация программы с применением дистанционных образовательных технологий. Режим занятия курса
внеурочной деятельности определяется с учетом санитарно-эпидемиологических норм. Продолжительность одного занятия по курсу внеурочной деятельности – 35 минут.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность,
богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и
письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Содержание курса внеурочной деятельности
Из истории русского языка
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские. Славянская азбука. Азбучный имяслов. История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных и последствия
этого процесса.
«Вначале было слово…»
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной
лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с
использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антро-3-

понимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
«Слово – понятие, слово – творчество»
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый
словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Маме.
Качества хорошей речи
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно ли говорить
по-русски? «Наш дар бессмертный – речь». Итоговое занятие.
Тематическое планирование
№
Основные модули программы

Общее
колво
часов

1

Из истории русского языка.

5

Часы
аудиторных
занятий
3

2

«Вначале было слово…»

13

7

6

Работа с
текстом

https://interneturo
k.ru/lesson/literat
ura/6-klass/mifynarodovmira/mifydrevnih- slavyanpredstavleniyadrevnih-slavyano-yavleniyahprirodynarodnyy-mif-osolntse

3

«Слово – понятие, слово –
творчество».

11

5

4

Викторина

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
7370/conspect/2
45745/

4

Качества хорошей речи.

5

3

2

Проектная
деятель-

https://nsportal.r
u/detskiy-

-4-

Часы
Форма
внеаконтроля
удитор(модуля)
ных активных
занятий
2
Проектная
деятельность

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
727/https://resh.e
du.ru/subject/les
son/730/https://r
esh.edu.ru/subje
ct/lesson/732/

ность
Итого:

32

18

sad/razvitierechi

14

Промежуточная аттестация
Класс
6«В»

Форма промежуточной аттестации
Проектная работа

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№

1
2
3
4
5

6
7
8

9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22

Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной деятельности
1 четверть ( 8 часов)
Из истории русского языка (5 ч.)
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.
Первоучители словенские. Славянская азбука.
Азбучный имя слов.
История буквы ЯТЬ.
Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка.
«Вначале было слово…» (13 часов)
О чём рассказывает устное народное творчество?
Историзмы, архаизмы, неологизмы.
Литературный язык и местные говоры.
2 четверть (7 часов)
Лексические диалектные различия и их типы.
Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская
изба».
Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари.
Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.
Сочинение сказки с использованием фразеологизмов и афоризмов.
Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Молодёжный сленг и отношение к нему.
3 четверть ( 11часов)
Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.
История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного изучения.
«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)
К истокам слова. Почему мы так говорим?
Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.
Лексическое значение слова. Толковый словарь.
«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но
-5-

Колво часов

Дата проведения
занятия

1
1
1
1
1

03.09
10.09
17.09
24.09
01.10

1
1
1

08.10
15.10
22.10

1
1

12.11
19.11

1
1
1

26.11
03.12
10.12

1
1

17.12
24.12

1
1

14.01
21.01

1

28.01

1
1
1
1

04.02
11.02
18.02
25.02

27
28

разных.
Как правильно употреблять слова.
Многозначность как основа художественных тропов.
Богатство русского языка (синонимы, антонимы).
4 четверть (7 часов)
Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная
мысль, ключевые слова.
Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?
Напиши письмо Маме.

29

Качества хорошей речи (5 часов)
Разговор как искусство устной речи.

1

29.04

30

Ударение в словах.

1

06.05

1
1

13.05
20.05

23
24
25
26

Промежуточная аттестация.
31
«Наш дар бессмертный - речь».
32
Итого за год: 32 часа

КИМ по промежуточной аттестации
Проектная работа
Темы проектных работ:
1. Происхождение слов.
2 .Славянская азбука.
3. Донские диалектизмы.

-6-

1
1
1

04.03
11.03
18.03

1

08.04

1
1

15.04
22.04

-7-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».