ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее –
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся
и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во
всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во внеурочной
деятельности.
Задачей педагога, работающего по
программе, является
развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных
ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
– в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Указ
Президента
Российской
Федерации
от 9.11.2022
№
809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020
г. №2/20).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №
64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №
64101).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 №
69676).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 №
69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
среднего
общего
образования». Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
8. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении
методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий
"Разговоры о важном"». 10.Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 №
74229).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228).
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024
№ 110 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования
и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 №
77331).
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024
№ 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–
11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35
учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям
обучающихся
и
позволяющих
им
вырабатывать
собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные
занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это
позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на
уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового
знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение
учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При
реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует
данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития
школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать)
и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими
членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога,
организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием
(исполнением)
Государственного
гимна
Российской
Федерации. Это мероприятие проходит в
общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на
три структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная,
третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть
занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь ориентир,
направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни определённость и
наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная и независимая Россия.
Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас. Образование – фундамент будущего.
Знания – это возможность найти своё место в обществе и быть полезным людям и стране.
Россия – страна возможностей, где каждый может реализовать свои способности и внести
вклад в будущее страны. Век информации. 120 лет Информационному агентству России
ТАСС. Информационное
телеграфное агентство
России
(ИТАР-ТАСС) –
это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно
меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и
функции – быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век
информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки. Российские железные дороги вносят огромный вклад в совершенствование
экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый
и
надёжный
для
пассажиров:
всепогодный,
безопасный и круглогодичный. Развитие
транспортной сферы стратегически важно для будущего страны, а профессии в этих
направлениях очень перспективны и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство
продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию
по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать
пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая
объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями: роботами,
информационными системами,
цифровыми
устройствами. Разноплановость и востребованность
сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность
отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение
учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В
разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние
на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник
познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой
истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя,
своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с
духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Финансовая
самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина страны.
Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем. Почему важна крепкая семья?
Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание,
участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о предшествующих поколениях
семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные
традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей
и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой
которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны,
процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека,
способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Добрые дела граждан
России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об
окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в
доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. У России женское
лицо, образ «Родины-матери». Материнство – это счастье и ответственность.
Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» –
высшее звание Российской Федерации. Материнство как особая миссия. Роль материнства
в будущем страны. Защита материнства на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и
современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления
волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества
героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и
отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к
героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность,
стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов
от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От инициативы
людей до закона: как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие молодёжи в
законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы
России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего
праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в
Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени
связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника.
Информационные источники формируют общественное мнение. Профессиональная этика
журналиста. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих
профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции.
История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и
самореализации. Перспективы получения высшего образования. Как сделать выбор?
Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в
современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие
стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и
экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия
успешно развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение
российской культуры для всего мира.
Бизнес
и
технологическое
предпринимательство.
Экономика: от
структуры хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается для успешного
развития экономики России? Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями. Какое значение
имеет использование цифровой экономики для развития страны? Механизмы цифровой
экономики. Технологическое предпринимательство как особая сфера бизнеса. Значимость
технологического предпринимательства для будущего страны и её технологического
суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы
и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник
человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями
и критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория развития
страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная база России.
Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития
Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Массовый спорт в России.
Развитие массового спорта – вклад в
благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного
человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека.
История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с
Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих
круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами.
Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца
жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с
богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников,
признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране
творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и
уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными,
экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться
природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о
процветании своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в
космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического
пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых
материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и
лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских
лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую
роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и
профессия человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека
и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и
настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути
их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться.
Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная
дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память
о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу
историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк.
Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские
общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят
друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива.
Участие в общественном движении детей и молодежи, знакомство с различными
проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России,
объединяющие всех граждан страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов
в
жизни
человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность
к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в
ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; формирование ценностного отношения к достижениям своей Родины
– России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к государственным символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет- среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё
эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных
и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, открытость опыту и
знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе развитие умения учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
развитие умений анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
развитие умения оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные
методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить
сходные
аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации, оценивать надёжность информации по
критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно, систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения
с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество
своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за
решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций,
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений,
чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в
диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным,
изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов
на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте, извлечение информации из различных источников, её осмысление
и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы
и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как
вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного,
делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умений
участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы,
соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии,
давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и отличия
в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной
эксплуатации
технических
средств
информационно-коммуникационных
технологий; развитие умения соблюдать сетевой
этикет, базовые нормы
информационной этики и
права при работе с
приложениями
на
любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии
поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и
народов с
историческими периодами, событиями региональной
и мировой истории, события истории родного края и истории России, определять
современников исторических событий, явлений, процессов; развитие умений выявлять
особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах
истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя
понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат,
исторических понятий; развитие умений выявлять существенные черты и характерные
признаки исторических событий, явлений, процессов, устанавливать причинноследственные, пространственные, временны́ е связи исторических событий, явлений,
процессов
изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями
XX – начала XXI вв.; формирование умения определять и аргументировать собственную
или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя
источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения
к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как
базового социального института, о характерных чертах общества, о содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения, о процессах и явлениях в
экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества, об основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации,
правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего),
о системе образования в Российской Федерации, об основах государственной
бюджетной и денежно-кредитной, социальной
политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в
Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в
том числе от терроризма и экстремизма; развитие умения характеризовать традиционные
российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав
и свобод человека, семья,
созидательный
труд,
служение
Отечеству,
нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей
Родины); формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных
сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; развитие умений
устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в
различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни,
гражданина и государства, связи
политических
потрясений
и
социальноэкономических кризисов в государстве; развитие умения использовать полученные знания
для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов
социальной действительности; развитие умений с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать
с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам
социальной
действительности;
развивать
умения
анализировать,
обобщать,
систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию,
соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании
поведения человека, личным социальным опытом;
развитие умений
оценивать
собственные
поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности;
осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности
культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании
качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении
современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации,
мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; формирование умения
устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и
экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими
явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер взаимодействия
деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки
зрения концепции устойчивого развития.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
№
п/п
Темы
занятий
Основное
содержание
Виды
Даты
деятельности Элект проведения
обучающихся ронны
е
ресурс
ы
1
Образ
будущего.
Ко
Дню
знаний
2
Век
информа
ции. 120
лет
Информ
ационно
му
агентств
у России
ТАСС
3
Дорогами
России.
Иметь образ будущего –
значит иметь ориентир,
направление
движения,
позитивный образ будущего
задаёт жизни определённость
и наполняет её смыслами.
Образ будущего страны –
сильная
и
независимая
Россия. Будущее страны
зависит от каждого из нас
уже сейчас.
Образование – фундамент
будущего. Знания – это
возможность найти своё
место в обществе и быть
полезным людям и стране.
Россия
–
страна
возможностей,
где
каждый
может
реализовать
свои
способности и внести
вклад в будущее страны.
Информационное
телеграфное
агентство России (ИТАРТАСС) – это крупнейшее
мировое агентство, одна из
самых
цитируемых
новостных служб страны.
Агентство
неоднократно
меняло названия, но всегда
неизменными оставались
его
государственный статус и
функции – быть источником
достоверной информации о
России для всего мира. В век
информации крайне
важен
навык
критического
мышления. Необходимо
уметь анализировать и
оценивать информацию,
распознавать фейки и не
распространять их.
Формирующиеся
ценности:
историческая память и
преемственность поколений.
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
02.09
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
09.09
«Российские
железные
дороги» –
крупнейшая
российская компания,
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
16.09
4
Путь зерна
с большой историей,
обеспечивающая
пассажирские
и
транспортные
перевозки.
Российские
железные
дороги вносят огромный
вклад
в совершенствование
экономики
страны.
Железнодорожный
транспорт – самый
устойчивый
и
надёжный
для
пассажиров:
всепогодный,
безопасный
и
круглогодичный
.
Развитие
транспортной
сферы
стратегически
важно
для
будущего
страны, а профессии в
этих направлениях очень
перспективны
и
востребованы.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, патриотизм,
единство народов России.
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Российское сельское
Хозяйство –ключевая отрасль
Промышленности
нашей
страны,
главной
задачей
которой являетсяпроизводство
продуктов питания.
Агропромышленный комплекс
России
выполняет
важнейшую миссию
по
обеспечению всех
россиян
продовольствием,
а
его
мощности
позволяют
обеспечивать пшеницей треть
всего населения планеты.
Сельское хозяйство - это
отрасль, которая объединила в
себе традиции нашего народа
с
современными
технологиями:
роботами,
информационными системами,
цифровыми устройствами.
Разноплановость
и
востребованность
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
https://
razgov
or.edso
o.ru
23.09
сельскохозяйственных
профессий, технологичность и
экономическая
привлекательность отрасли.
5
6
7
День учителя Учитель – одна из важнейших
в
обществе
профессий.
Назначение
учителя
–
социальное
служение,
образование и воспитание
подрастающего поколения.
В
разные
исторические
времена
труд
учителя
уважаем, социально значим,
оказывает влияние на развитие
образования членов общества.
Учитель – советчик,
помощник,
участник
познавательной
деятельности
школьников.
Формирующиеся ценности:
патриотизм,
гражданственность
Легенды о Любовь
к
Родине,
России
патриотизм
–
качества
гражданина России. Знание
истории
страны,
историческая
правда,
сохранение
исторической памяти – основа
мировоззренческого
суверенитета страны.
Попытки
исказить роль
России в мировой истории –
одна
из
стратегий
информационной
войны
против нашей страны.
Формирующиеся ценности:
Патриотизм.
Что значит Быть взрослым – это нести
быть
ответственность за себя,
взрослым?
своих близких и свою страну.
Активная
жизненная
позиция,
созидательный
подход к жизни, умение
принимать решения
и осознавать их значение,
жить в соответствии с
духовнонравственными
ценностями общества –
основа взрослого человека.
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
30.09
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
07.10
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
14.10
https://
razgov
or.edso
o.ru
Финансовая
самостоятельность
и финансовая грамотность.
Формирующиеся ценности:
высокие
нравственные
идеалы
8
Как создать Семья как ценность для
крепкую
каждого гражданина страны.
семью
Знания
и
навыки
для
построения крепкой семьи
в будущем. Почему важна
крепкая семья?
Преемственность
поколений:
семейные
ценности
и
традиции
(любовь, взаимопонимание,
участие
в
семейном
хозяйстве,
воспитании
детей).
Память о предшествующих
поколениях семьи. Особое
отношение к старшему
поколению,
проявление
действенного
уважения,
внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них.
Формирующиеся
ценности:
крепкая
семья
1 четверть- 8 часов
9
Гостеприим Гостеприимство – качество,
ная Россия. объединяющее все народы
Ко
Дню России. Семейные традиции
народного
встречи гостей, кулинарные
единства
традиции народов
России.
Путешествие
по
России – это знакомство с
культурой,
историей
и
традициями разных народов.
Гастрономический туризм –
это
вид
путешествий,
основой которого являются
поездки туристов по стране с
целью
знакомства
с
особенностями
местной
кухни
и
кулинарных
традиций.
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
крепкая семья
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
21.10
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагменто
в, выполнение
Интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
11.11
https://r
azgovor
.edsoo.r
u
10 Твой вклад
в
общее
дело
11
12
Уплата налогов – это
коллективная
и
личная
ответственность,
вклад
гражданина в благополучие
государства и общества.
Ни одно государство не
может
обойтись без налогов, это
основа бюджета страны,
основной источник дохода.
Своим небольшим вкладом
мы
создаём будущее страны,
процветание России. Каким
будет мой личный вклад в
общее дело? Формирующиеся
ценности:
гражданственность,
взаимопомощь
и
взаимоуважение, единство
народов России
С
Доброта и забота – качества
забото
настоящего
человека,
й
к
способного
оказывать
себе и
помощь и поддержку,
окруж
проявлять
милосердие.
ающи
Добрые
дела
граждан
м
России:
благотворительность
и
пожертвование
как
проявление добрых чувств и
заботы
об окружающих.
Здоровый образ жизни
как забота о себе и об
окружающих.
Формирующиеся
ценности:
жизнь,
взаимопомощь,
взаимоуважение,
коллективизм
День матери Мать, мама – главные в
жизни человека слова. Мать
– хозяйка
в
доме,
хранительница
семейногоочага,
воспитательница детей. У
России женское лицо, образ
«Родины–матери».
Материнство – это счастье
и
ответственность.
Многодетные
матери:
примеры из истории
и современной жизни.
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://
razgov
or.edso
o.ru
18.11
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
25.11
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
02.12
«Мать-героиня» – высшее
звание
Российской
Федерации.
Материнство как особая
миссия. Роль материнства в
будущем страны.
Защита материнства
на государственном уровне.
Формирующиеся ценности:
крепкая семья
13 МиссияКто
такой
волонтёр?
милосердие Деятельность волонтёров как
(ко
Дню социальное служение
в
волонтёра)
военное и мирное время:
примеры
из истории и
современной жизни.
Милосердие и забота –
качества волонтёров.
Направления волонтёрской
деятельности: экологическое,
социальное,
медицинское,
цифровое и т. д.
Формирующиеся ценности:
милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение
14 День
Герои Отечества – это
Героев
самоотверженные
и
Отечества
мужественные
люди,
которые
любят
свою
Родину и трудятся во
благо Отчизны.
Качества героя – человека,
ценою собственной жизни и
здоровья спасающего других:
смелость
и отвага, самопожертвование
и ответственность за судьбу
других.
Проявление
уважения
к
героям,
стремление воспитывать у
себя волевые качества:
смелость, решительность,
стремление прийти на
помощь.
Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм,
служение
Отечеству и
ответственность за его
судьбу
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий.
https://
razgov
or.edso
o.ru
09.12
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://
razgov
or.edso
o.ru
16.12
Как
пишут Для чего нужны законы?
законы?
Как
менялся
свод
российских законов от
древних времён до наших
дней.
Законодательная
власть в России.
От инициативы людей до
закона:
как
появляется
закон? Работа депутатов: от
проблемы – к решению
(позитивные
примеры).
Участие
молодёжи
в
законотворческом процессе.
Формирующиеся
ценности:
жизнь и
достоинство
2 четверть- 7 часов
15
16
Одна страна
–
одни
традиции
17 День
российс
кой
печати
Новогодние
традиции,
объединяющие все народы
России. Новый год –
любимый
семейный
праздник.
История
возникновения новогоднего
праздника в России.
Участие детей в подготовке
и встрече Нового года.
Подарки и пожелания на
Новый год. История создания
новогодних игрушек.
О чём люди мечтают в
Новый год.
Формирующиеся ценности:
крепкая семья, единство
народов России
Праздник
посвящён
работникам печати, в
том числе редакторам,
журналистам, издателям,
корректорам, – всем, кто
в той
или иной степени связан с
печатью.
Российские
традиции
издательского
дела, история праздника.
Информационные
источники
формируют
общественное
мнение.
Профессиональная этика
журналиста.
Издание печатных средств
информации – коллективный
труд
людей
многих
профессий.
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
23.12
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
13.01
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
20.01
https://
razgov
or.edso
o.ru
18
19
Зачем
нужны
школьные
газеты? Школьные средства
массовой
информации.
Формирующиеся ценности:
высокие
нравственные
идеалы,
гуманизм
День
День
российского
студента
студенчества:
история
праздника и его традиции.
История
основания
Московского
государственного
университета имени М.В.
Ломоносова.
Студенческие годы
–
это
путь
к
овладению
профессией,
возможность
для
творчества
и
самореализации.
Перспективы получения
высшего
образования.
Как сделать выбор?
Студенчество
и
технологический прорыв.
Формирующиеся
ценности:
служение
Отечеству
и
ответственность за его
судьбу,
коллективизм
БРИКС (тема Роль нашей страны в
о
современном мире. БРИКС –
международн символ
многополярности
ых
мира. Единство
отношениях) и
многообразие
стран
БРИКС.
Взаимная
поддержка
помогает
государствам
развивать торговлю
и экономику, обмениваться
знаниями и опытом в
различных сферах жизни
общества. Россия успешно
развивает
контакты
с
широким кругом союзников
и партнёров.
Значение
российской
культуры для всего мира.
Формирующиеся ценности:
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
27.01
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
03.02
многонациональное
единство
20 Бизнес
Экономика: от структуры
и
хозяйства к управленческим
технологичес решениям.
кое
Что сегодня делается для
предпринима успешного
развития
тельство
экономики России?
Цифровая экономика – это
деятельность,
в
основе
которой лежит работа с
цифровыми технологиями.
Какое
значение
имеет
использование
цифровой
экономики для развития
страны? Механизмы
цифровой
экономики.
Технологическое
предпринимательство
как
особая
сфера
бизнеса.
Значимость технологического
предпринимательства
для
будущего страны и её
технологического
суверенитета.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный
труд
21 Искусственн Искусственный интеллект –
ый интеллект стратегическая отрасль в
и
человек. России,
оптимизирующая
Стратегия
процессы
взаимодейств и
повышающая
ия
эффективность
производства.
Искусственный интеллект –
помощник человека. ИИ
помогает
только
при
условии,
если сам человек обладает
хорошими
знаниями и критическим
мышлением.
Степень
ответственности
тех, кто
обучает ИИ. Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
высокие нравственные
идеалы
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://
razgov
or.edso
o.ru
10.02
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://
razgov
or.edso
o.ru
17.02
22
23
24
Что
значит
служить
Отечеству
? 280 лет
со
дня
рождения
Ф. Ушакова
День защитника Отечества:
исторические
традиции.
Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Защита
Отечества
–
обязанность
гражданина
Российской
Федерации, проявление любви
к родной земле, Родине. Честь
и воинский долг.
280-летие со дня рождения
великого
русского
флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качества
российского
воина: смелость, героизм,
самопожертвование.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
служение
Отечеству и
ответственность
за его
судьбу
Арктика
– Арктика – стратегическая
территория
территория
развития
развития
страны.
Почему
для
России важно осваивать
Арктику?
Артика
–
ресурсная база
России.
Российские
исследователи
Арктики.
Россия – мировой лидер
атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие
Северного морского пути.
Знакомство
с
проектами
развития Арктики.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
Международ Международный
ный женский женский день – праздник
день
благодарности и любви к
женщине.
Женщина в современном
обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие
женщины в истории России.
Выдающиеся женщины ХХ
века, прославившие Россию.
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
24.02
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагменто
в, выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://r
azgovor
.edsoo.r
u
03.03
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
10.03
25
Массовый
спорт
в
России
Развитие массового спорта –
вклад
в благополучие и здоровье
нации, будущие поколения
страны. Здоровый
образ
жизни, забота
о собственном здоровье,
спорт как важнейшая часть
жизни
современного
человека. Условия
развития массового спорта в
России.
Формирующиеся ценности:
жизнь
3 четверть- 10 часов
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивны
х
заданий,
работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
17.03
26
День
воссоедине
ния Крыма
и
Севастопол
я с Россией.
100-летие
Артека
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
07.04
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагменто
в, выполнение
Интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
14.04
27
История и традиции Артека.
После воссоединения Крыма
и Севастополя с Россией
Артек – это уникальный
и современный комплекс
из 9 лагерей, работающих
круглый год. Артек –
пространство
для
творчества,
саморазвития
и
самореализации.
Формирующиеся
ценности:
историческая память и
преемственность поколений
Служение
Искусство – это способ
творчеством. общения и диалога между
Зачем людям поколениями
искусство?
и народами. Роль музыки в
185 лет со дня жизни
рождения
человека:
музыка
П.
И. сопровождает человека с
Чайковского рождения до концажизни.
Способность
слушать,
воспринимать и понимать
музыку. Россия – страна с
богатым
культурным
наследием, страна
великих
композиторов,
писателей,
художников,
признанных
во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение
своей стране творчеством.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным
https://r
azgovor
.edsoo.r
u
28 Моя малая
Родина
(региональны
й
и местный
компонент)
Россия
–
великая
и
уникальная страна, каждый
из её регионов прекрасен и
неповторим
своими
природными,
экономическими
и другими ресурсами.
Любовь к родному краю,
способность любоваться
природой и беречь её – часть
любви к Отчизне. Патриот
честно трудится,
заботится о процветании
своей страны, уважает её
историю и культуру.
Формирующиеся ценности:
патриотизм,
приоритет
духовного
над материальным
29 Герои
Исследования космоса
космической помогают нам понять,
отрасли
как
возникла
наша
Вселенная. Россия –
лидер
в
развитии
космической отрасли.
Полёты в космос – это
результат огромного труда
большого
коллектива
учёных,
рабочих,
космонавтов,
которые
обеспечили
первенство
нашей Родины
в освоении космического
пространства.
В
условиях
невесомости
космонавты
проводят
сложные
научные
эксперименты, что позволяет
российской
науке
продвигаться
в освоении новых материалов
и создании новых технологий.
Формирующиеся ценности:
патриотизм,
служение
Отечеству
30
Гражданская Значение авиации для
авиация
жизни
общества
и
России
каждого человека. Как
мечта летать изменила
жизнь человека.
Легендарная
история
развития
российской
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагменто
в, выполнение
Интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://
razgov
or.edso
o.ru
21.04
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://
razgov
or.edso
o.ru
28.04
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
05.05
31
Медицина
России
32 Что
такое
успех?
(ко Дню
труда).
Жизнь в
Движени
и.
гражданской
авиации.
Героизм
конструкторов,
инженеров и лётчиковиспытателей
первых
российских самолётов.
Мировые
рекорды
российских
лётчиков.
Современное
авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству
Охрана здоровья граждан
России
–
приоритет
государственной политики
страны.
Современные
поликлиники и больницы.
Достижения
российской
медицины.
Технологии
будущего
в
области
медицины.
Профессия врача играет
ключевую
роль
в
поддержании и улучшении
здоровья людей и их уровня
жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее
призвание, требующее
не только знаний, но и
человеческого сочувствия,
служения обществу.
Волонтёры-медики.
Преемственность поколений
и
профессия
человека:
семейные династии врачей
России.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
милосердие
Труд – основа жизни
человека
и
развития
общества.
Человек должен иметь
знания и умения, быть
терпеливым
и настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно –
однокоренные
слова),
находить
пути
их
преодоления.
Чтобы
добиться
долгосрочного
успеха,
нужно
много
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
https://r
беседа, просмотр azgovor
видеофрагментов, .edsoo.r
выполнение
u
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
12.05
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий
19.05
https://
razgov
or.edso
o.ru
трудиться.
Профессии будущего: что
будет нужно стране, когда я
вырасту? Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
19 мая – День детских
общественных организаций.
Детские
общественные
организации
разных
поколений объединяли и
объединяют
активных,
целеустремлённых
ребят.
Участники
детских
общественных организаций
находят друзей, вместе
делают полезные дела и
ощущают
себя
частью
большого коллектива.
Участие в общественном
движении детей и молодежи,
знакомство
с различными проектами.
Формирующиеся ценности:
дружба, коллективизм
33 80День
Победы
–
летие
священная дата, память о
Побед
которой передаётся
ы
в
от поколения к поколению.
Велик
Историческая память: память
ой
о
подвиге
нашего
Отечественн народа в годы Великой
ой войне.
Отечественной войны.
Ценности,
Важно помнить нашу
которые нас историю
и
чтить
объединяют. память всех людей,
тяготы
Промежуточ перенёсших
войны.
ная
аттестация. Бессмертный полк. Страницы
героического прошлого,
которые
нельзя
забывать.
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
4 четверть- 8 часов
Итого за год- 33 часа
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в
группах,
выполнение
творческих
заданий.
Ценности – это
важнейшие
нравственные
ориентиры
для человека и
общества.
Духовнонравственные
ценности
России,
объединяющи
е всех граждан
страны.
https://
razgov
or.edso
o.ru
26.05
ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Класс
6
Форма промежуточной аттестации
Создание коллажа «Значимые даты 20242025 учебного года»
27