ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности
«Разговоры
о
важном» (далее –
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена
на
достижение
планируемых
результатов
федеральных
основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём
пространстве
школьного
образования:
не
только
на
уроке, но и во внеурочной
деятельности.
Задачей
педагога,
работающего
по
программе,
является
развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных
ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
– в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочнойдеятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Указ
Президента
Российской
Федерации
от
9.11.2022
№
809
«Об
утверждении Основ
государственной политики
по
сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г.
№2/20).
3. Приказ
31.05.2021
Министерства
№
286
«Об
просвещения
Российской
Федерации от
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован
05.07.2021 № 64100).
4. Приказ
31.05.2021
Министерства
№
287
«Об
просвещения
Российской
Федерации от
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован
05.07.2021 № 64101).
5. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован
17.08.2022 № 69676).
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован
17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и
17.05.2012
№
413
«Об
науки
утверждении
Российской
федерального
образовательного стандарта среднего общего образования» .
Федерации от
государственного
8. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт
среднего
общего
образования,
утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций по
проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"».
10.Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 №
74229).
11. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023).
12. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228).
13. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования» (Зарегистрирован
22.02.2024 № 77331).
14. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 №
77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–
11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35
учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах,
особенностям
обучающихся
и
позволяющих
соответствующих возрастным
им
вырабатывать
собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной
организации,
поэтому
тематика и содержание должны
работы
обеспечить
образовательной
реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не
только на
интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на
уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения
нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В
течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и
тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им.
При
реализации
содержания
занятия,
которое
предлагается в сценарии, педагог
учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где
функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень
развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса
семей
обучающихся,
целесообразно
уточнить
(изменить,
скорректировать)
и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими
членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной
и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя
разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы,
дать возможностьшкольнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
Государственного
флага
гимна
Российской
Федерации,
Российской
слушанием
(исполнением)
Федерации. Это мероприятие проходит в
общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием
и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три
структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья
часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия,
выдвижение
мотива
его
проведения.
Эта
часть
обычно
начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть
занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь ориентир,
направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни определённость и
наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильнаяи независимая Россия. Будущее
страны зависит от каждого из нас уже сейчас. Образование – фундамент будущего. Знания –
это возможность найти своё место в обществе и быть полезным людям и стране. Россия –
страна возможностей, где каждый может реализовать свои способности и внести вклад в
будущее страны. Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное
–
телеграфное агентство
России
(ИТАР-ТАСС)
это крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных
служб страны.
оставались его
Агентство неоднократно меняло названия,
государственный статус
и
но всегда неизменными
функции
–
быть
источником достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне
важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания,
с
большой
историей,
обеспечивающая
пассажирские и транспортные
перевозки. Российские железные дороги вносят огромный вклад в совершенствование
экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый
пассажиров:
сферы
всепогодный,
стратегически
и
надёжный
безопасный и круглогодичный. Развитие
для
транспортной
важно для будущего страны, а профессии в этих направлениях
очень перспективны и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство –
ключевая отрасль
промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов
питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по
обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать
пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая
объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями: роботами,
информационными системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и
экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение
учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В
разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние
на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник
познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории
– одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя,
своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни,
умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовнонравственными
ценностями
общества
–
основа
взрослого
человека.
Финансовая
самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина страны.
Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем. Почему важна крепкая семья?
Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание,
участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о предшествующих поколениях
семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные
традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и
традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой
которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной
кухнии кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник
дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание России.
Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека,
способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Добрые дела граждан
России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об
окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. У России женское лицо, образ
«Родины-матери». Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери:
примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской
Федерации. Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита
материнства на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и
современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской
деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев
Отечества.
Герои Отечества
–
это
самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества
героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и
отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к
героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность,
стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов
от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От инициативы людей
до закона: как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие молодёжи в
законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы
России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего
праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в
Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени
связан с печатью.
Российские традиции издательского дела, история праздника. Информационные
источники формируют общественное мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание
печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны
школьные газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции.
История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и
самореализации. Перспективы получения высшего образования. Как сделать выбор?
Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС
(тема
о
международных
отношениях).
Роль
нашей
страны в
современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие
стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику,
обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно
развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской
культуры для всего мира.
Бизнес
и
технологическое
предпринимательство.
Экономика: от структуры
хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается для успешного развития
экономики России? Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями. Какое значение
имеет использование цифровой экономики для развития страны? Механизмы цифровой
экономики. Технологическое предпринимательство как особая сфера бизнеса. Значимость
технологического предпринимательства для будущего страны и её технологического
суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный
интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая
эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает
только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим
мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня.
Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к
родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского
флотоводца
Ф.Ф.
Ушакова.
Качества
российского
воина:
смелость,
героизм,
самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория развития
страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная база России.
Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития
Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Массовый
спорт
в
России.
Развитие
массового
спорта
–
вклад в
благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного
человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека.
История
и
традиции
Артека.
После
воссоединения
Крыма и Севастополя с
Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих
круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами.
Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца
жизни. Способность слушать, восприниматьи понимать музыку. Россия – страна с богатым
культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных
во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и
уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными,
экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться
природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о
процветании своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос
– это результат огромного труда большого коллективаучёных, рабочих, космонавтов, которые
обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях
невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет
российской науке продвигаться в освоении новых материалов и создании новых
технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и
лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских
лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую
роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и
профессия человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека
и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и
настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути
их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии
будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата,
память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о
подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу
историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк.
Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские
общественные
организации
разных
поколений
объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей,
вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в
общественном движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры
для
человека
и
общества.
объединяющие всех граждан страны.
Духовно
-нравственные
ценности
России,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
жизни
человека;
и
институтов
в
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и
поликультурном
социальных
правилах
многоконфессиональном
межличностных
обществе;
готовность
отношений
к
в
разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовностьк
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В
сфере
патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса
к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; формирование ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение
к
государственным
символам
России,
государственным
праздникам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных
народов,
проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
свобода
и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и
этнических культурных традиций и народного творчества.
мирового искусства, роли
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет- среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и
эмоциональное
состояние
и
других, не
эмоциональное
осуждая; умение
состояние
других,
осознавать
умение
своё
управлять
собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
В сфере
ценности
научного
познания:
ориентация в
деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности,
опыта, наблюдений, поступков и
стремление
установка
совершенствовать
на
осмысление
пути
достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и
ролей,
правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды, открытость опыту и знаниям других;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
развитие умения учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать и выявлять
взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оценивать свои действия с
учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные
методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
сходные
аргументы
находить
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную
форму представления информации, оценивать надёжность информации по критериям,
предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно,
систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
понимать
и
сходство
позиций;
использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия
при
решении
поставленной
задачи;
принимать
цель
совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество
своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В
сфере
овладения
регулятивными
универсальными
учебными
действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за
решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины
достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата
цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и
такое
же
право другого;
принимать себя и
других,
не
осуждая;
осознавать
невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности;
формирование
умений
речевого
взаимодействия:
создание
устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений,
чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в
диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение
информации;
овладение
различными
видами
чтения
(просмотровым,
ознакомительным,
изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и
на
них;
подробная, сжатая
и
выборочная передача в
ответов
устной и письменной форме
содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте, извлечение информации из различных источников, её осмысление и
оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и
её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как
вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного,
делового, публицистического; овладение
умениями
воспринимать,
анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умений
участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы,
соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии,
давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и отличия в
культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика:
эксплуатации
освоение
и
соблюдение
технических средств
требований
безопасной
информационно-коммуникационных
технологий; развитие умения соблюдать сетевой
этикет,
информационной этики и
приложениями на
права при работе с
базовые нормы
любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разныхстран и народов с
историческими периодами, событиями региональной
и мировой истории, события истории родного края и истории России, определять
современников исторических событий, явлений, процессов; развитие умений выявлять
особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории
родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание
исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;
развитие умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов, устанавливать причинно-следственные, пространственные,
временны́ е связи исторических событий, явлений, процессов
изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями
XX – начала XXI вв.; формирование умения определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя
источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических
идей
и
демократических ценностей,
мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения
к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового
социального института, о характерных чертах общества, о содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения, о процессах и явлениях в
экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества , об основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации,
правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), о
системе образования в Российской Федерации, об основах государственной бюджетной
и денежно-кредитной, социальной
политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в
Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том
числе от терроризма и экстремизма; развитие умения характеризовать традиционные
российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья,
морали
и
созидательный
нравственности,
гуманизм,
труд,
милосердие,
служение
Отечеству,
справедливость,
нормы
взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей
Родины); формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и
объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах
общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействие общества
и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства,
связи
политических
потрясений
и
социально-экономических
кризисов в
государстве; развитие умения использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
развитие умений с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным
опытом;
развитие
умений
оценивать
собственные
поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного
поведения; осознание ценностикультуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового
сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; формирование умения устанавливать
взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и
процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; развитие
умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(5–7 и 8–9 классы)
№
п/п
1
Темы занятий
Образ будущего.Ко
Дню знаний
Количество
часов
1
Основное содержание
Иметь образ будущего – значитиметь
ориентир, направление движения,
позитивный образ будущего задаёт
жизни определённость и наполняет её
смыслами.
Образ будущего страны – сильнаяи
независимая Россия. Будущее страны
зависит от каждого из нас уже сейчас.
Образование – фундамент будущего. Знания
– это возможность найти своёместо в
обществе и быть полезным людям и стране.
Россия – страна возможностей,
где каждый может реализовать свои
способности и внести вкладв будущее
страны.
Виды
деятельности
обучающихся
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Электронные ресурсы
https://razgovor.edsoo.ru
20
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
2
Век информации.
120 лет
Информационному
агентству России ТАСС
1
3
Дорогами России
1
Информационное телеграфное агентство
России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее
мировое агентство, одна из самых
цитируемых новостных служб страны.
Агентство неоднократно меняло названия,
но всегда неизменными оставались его
государственный статус и функции –быть
источником достоверной
информации о России для всегомира.
В век информации крайневажен
навык критического мышления.
Необходимо уметь анализировать и
оценивать
информацию, распознавать фейки
и не распространять их. Формирующиеся
ценности: историческая память и
преемственность поколений
«Российские железные дороги» –
крупнейшая российская компания,
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
https://razgovor.edsoo.ru
21
4
Путь зерна
1
с большой историей,
обеспечивающая пассажирскиеи
транспортные перевозки.
Российские железные дорогивносят
огромный вклад
в совершенствование экономики
страны. Железнодорожный транспорт
– самый устойчивый и надёжный для
пассажиров: всепогодный,
безопасный
и круглогодичный.
Развитие транспортной сферы
стратегически важно для будущего
страны, а профессии в этих направлениях
очень перспективны и востребованы.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, патриотизм,единство
народов России
Российское
сельское
хозяйство
– ключевая
отрасль
промышленности нашей страны,главной
задачей которой является
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
22
5
День учителя
1
производство продуктов питания.
Агропромышленный
комплекс
России
выполняет важнейшую
миссию
по
обеспечению всех
россиян продовольствием, а егомощности
позволяют
обеспечивать
пшеницей третьвсего
населения планеты. Сельскоехозяйство это отрасль, котораяобъединила в себе
традициинашего
народа с современнымитехнологиями:
роботами,
информационными
системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость
и
востребованность сельскохозяйственных
профессий,технологичность и
экономическаяпривлекательность
отрасли
(агрохолдинги,
фермерские
хозяйства и т. п.).
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
интерактивных
заданий, работав
группах,
выполнение
творческих
заданий
Учитель – одна из важнейших
в обществе профессий. Назначениеучителя
– социальное служение, образование и
воспитание подрастающего поколения.
В разные исторические времена труд
учителя уважаем, социально значим,
оказывает влияние на развитие образования
членов общества.
Учитель – советчик, помощник,
участник познавательной деятельности
школьников.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, гражданственность
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
23
6
7
Легенды о России
Что значит быть
взрослым?
1
1
Любовь к Родине, патриотизм – качества
гражданина России. Знаниеистории
страны, историческая правда, сохранение
исторической
памяти – основа мировоззренческого
суверенитета страны.
Попытки исказить роль Россиив
мировой истории – одна
из стратегий информационной войны
против нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
Быть взрослым – это нести
ответственность за себя, своихблизких
и свою страну.
Активная жизненная позиция,
созидательный подход к жизни,умение
принимать решения
и осознавать их значение, житьв
соответствии с духовнонравственными ценностями
общества – основа взрослого
человека. Финансовая
самостоятельность
и финансовая грамотность.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работав
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
24
8
Как создать крепкую
семью
1
9
Гостеприимная Россия.
Ко Дню народного
единства
1
Семья как ценность для каждого гражданина
страны. Знания и навыкидля построения
крепкой семьи
в будущем. Почему важна крепкаясемья?
Преемственность поколений: семейные
ценности и традиции (любовь,
взаимопонимание, участиев семейном
хозяйстве, воспитании детей).
Память о предшествующих поколениях
семьи. Особое отношение к старшему
поколению, проявление действенного
уважения,внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
Гостеприимство – качество, объединяющее
все народы России. Семейные традиции
встречи гостей,кулинарные традиции
народов
России.
Путешествие по России – это
знакомство с культурой, историейи
традициями разных народов.
Гастрономический туризм – это вид
путешествий, основой которого являются
поездки туристов по странес целью
знакомства с особенностямиместной кухни
и кулинарных традиций.
Формирующиеся ценности:
единство народов России, крепкаясемья
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работав
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
25
10
Твой вклад в общее
дело
1
11
С заботой к себеи
окружающим
1
12
День матери
1
Уплата налогов – это коллективнаяи
личная ответственность, вклад
гражданина в благополучие государства
и общества.
Ни одно государство не может
обойтись без налогов, это основа бюджета
страны, основной источникдохода.
Своим небольшим вкладом мы
создаём будущее страны,
процветание России. Каким будет мой
личный вклад в общее дело?
Формирующиеся ценности:
гражданственность, взаимопомощьи
взаимоуважение, единство
народов России
Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и
поддержку, проявлять милосердие.
Добрые делаграждан России:
благотворительность
и пожертвование как проявлениедобрых
чувств и заботы
об окружающих.
Здоровый образ жизни как заботао
себе и об окружающих.
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
Мать, мама – главные в жизни человека
слова. Мать – хозяйка
в доме, хранительница семейного
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
https://razgovor.edsoo.ru
26
13
Миссия-милосердие (ко
Дню волонтёра)
1
очага, воспитательница детей.У
России женское лицо, образ
«Родины–матери».
Материнство – это счастье
и ответственность. Многодетныематери:
примеры из истории
и современной жизни.
«Мать-героиня» – высшее званиеРоссийской
Федерации.
Материнство как особая миссия. Роль
материнства в будущем страны.
Защита материнства
на государственном уровне.
Формирующиеся ценности: крепкаясемья
выполнение
интерактивных
заданий, работав
группах,
выполнение
творческих
заданий
Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служениев
военное и мирное время: примеры из
истории и современной жизни.
Милосердие и забота – качестваволонтёров.
Направления волонтёрской
деятельности: экологическое,
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
социальное, медицинское,цифровое и т.
д.
Формирующиеся ценности: милосердие,
взаимопомощь и
взаимоуважение
творческих
заданий
27
14
День Героев
Отечества
1
15
Как пишут законы?
1
16
Одна страна – одни
традиции
1
Герои Отечества – это
самоотверженные и мужественные
люди, которые любят свою Родинуи
трудятся во благо Отчизны.
Качества героя – человека, ценою
собственной жизни и здоровья спасающего
других: смелость
и отвага, самопожертвование
и ответственность за судьбу других.
Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя волевые
качества: смелость, решительность,
стремление прийти на помощь.
Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
Для чего нужны законы? Как менялся
свод российских законовот древних
времён до наших дней.Законодательная
власть в России.
От инициативы людей до закона: как
появляется закон? Работа депутатов: от
проблемы – к решению (позитивные
примеры). Участие молодёжи в
законотворческом процессе.
Формирующиеся ценности: жизнь и
достоинство
Новогодние традиции, объединяющие
все народы России.Новый год –
любимый семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника
в России.
Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
https://razgovor.edsoo.ru
28
17
День российской
печати
1
и пожелания на Новый год. История
создания новогодних игрушек.
О чём люди мечтают в Новый год.
Формирующиеся ценности: крепкаясемья,
единство народов России
Праздник посвящён работникампечати,
в том числе редакторам,журналистам,
издателям, корректорам, – всем, кто в
той
или иной степени связан с печатью.
Российские традиции издательского дела,
история праздника.
Информационные источники
формируют общественное мнение.
Профессиональная этика журналиста.
Издание печатных средств
информации – коллективный трудлюдей
многих профессий.
Зачем нужны школьные газеты?Школьные
средства массовой
информации.
творческих
заданий
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, гуманизм
29
18
День студента
1
19
БРИКС (тема
о международных
отношениях)
1
День российского студенчества:
история праздника и его традиции.
История основания Московского
государственного университета имени
М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путьк
овладению профессией,
возможность для творчества и
самореализации.
Перспективы
получения
высшего
образования. Как сделать выбор?
Студенчество
и
технологический
прорыв.
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству и ответственность за его
судьбу,
коллективизм
Роль нашей страны в современноммире.
БРИКС – символ многополярности мира.
Единство
и многообразие стран БРИКС.
Взаимная поддержка помогает государствам
развивать торговлю
и экономику, обмениваться знаниямии
опытом в различных сферах жизни
общества. Россия успешно развивает
контакты с широким кругом союзников и
партнёров.
Значение российской культурыдля
всего мира.
Формирующиеся ценности:
многонациональное единство
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работав
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
30
20
Бизнес
и технологическое
предпринимательство
1
Экономика: от структуры хозяйствак
управленческим решениям.
Что сегодня делается для успешного
развития экономики России?
Цифровая экономика – это деятельность, в
основе которой лежит работа с
цифровыми технологиями. Какое
значение имеетиспользование цифровой
экономики для развития страны?
Механизмы
цифровой экономики.
Технологическое предпринимательство
как особая сфера бизнеса. Значимость
технологического предпринимательства
для будущегостраны и её
технологического суверенитета.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
21
Искусственный
интеллект и человек.
Стратегия
взаимодействия
1
Искусственный интеллект – стратегическая
отрасль в России,оптимизирующая
процессы
и повышающая эффективность
производства. Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ
помогает только при условии,
если сам человек обладает хорошими
знаниями и критическим
мышлением.
Степень ответственности тех, кто
обучает ИИ.
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
31
22
Что значит служить
Отечеству? 280 лет со
дня рождения
Ф. Ушакова
1
23
Арктика – территория
развития
1
Формирующиеся ценности: патриотизм,
высокие нравственные
идеалы
День защитника Отечества: исторические
традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Защита Отечества –
обязанность гражданина Российской
Федерации,проявление любви к родной
земле, Родине. Честь и воинский долг.
280-летие со дня рождения великого
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского воина: смелость,
героизм, самопожертвование.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
Арктика – стратегическая территория
развития страны. Почему для России
важно осваиватьАрктику? Артика –
ресурсная база
России.
Российские исследователи Арктики.Россия –
мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный
флот, развитие Северного морскогопути.
Знакомство с проектами развитияАрктики.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работав
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
32
24
Международный женский
день
1
Международный женский день –
праздник благодарности и любви к
женщине.
Женщина в современном обществе –
труженица, мать, воспитатель детей.
Великие женщины в истории России.
Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Формирующиеся ценности:приоритет
духовного над
материальным
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
25
Массовый спортв
России
1
Развитие массового спорта – вклад
в благополучие и здоровье нации,будущие
поколения страны.
Здоровый образ жизни, забота
о собственном здоровье, спорт как
важнейшая часть жизни современного
человека. Условия развития массового
спорта в России.Формирующиеся
ценности: жизнь
https://razgovor.edsoo.ru
26
День воссоединения
Крыма и Севастополяс
Россией. 100-летие
Артека
1
История и традиции Артека. После
воссоединения Крыма и Севастополяс
Россией Артек – это уникальный
и современный комплекс
из 9 лагерей, работающих круглыйгод.
Артек – пространство
для творчества, саморазвитияи
самореализации.
Формирующиеся ценности:историческая
память и
преемственность поколений
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работав
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
27
Служение
творчеством. Зачем
людям искусство? 185
лет со дня
1
Искусство – это способ общенияи
диалога между поколениями
и народами. Роль музыки в жизни
человека: музыка сопровождаетчеловека с
рождения до конца
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://razgovor.edsoo.ru
https://razgovor.edsoo.ru
33
рождения
П. И. Чайковского
28
Моя малая Родина
(региональный
и местный
компонент)
1
жизни. Способность слушать,
воспринимать и понимать музыку.
Россия – страна с богатым культурным
наследием, страна великих
композиторов, писателей,художников,
признанных
во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение своейстране
творчеством.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного надматериальным
заданий, работав
группах,
выполнение
творческих
заданий
Россия – великая и уникальная страна,
каждый из её регионов прекрасен и
неповторим своимиприродными,
экономическими
и другими ресурсами.
Любовь к родному краю,способность
любоваться
природой и беречь её – часть любвик
Отчизне. Патриот честно трудится,
заботится о процветании своей
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
страны, уважает её историюи
культуру.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
приоритет духовного
над материальным
34
29
Герои космической
отрасли
1
Исследования космоса помогаютнам
понять, как возникла наша Вселенная.
Россия – лидер
в развитии космическойотрасли.
Полёты в космос – это результат
огромного труда большого коллектива
учёных, рабочих, космонавтов, которые
обеспечилипервенство нашей Родины
в освоении космическогопространства.
В условиях невесомости космонавты
проводят сложные научные эксперименты,
что позволяет российской науке
продвигаться
в освоении новых материалов
и создании новых технологий.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
30
Гражданская авиация
России
1
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
31
Медицина России
1
Значение авиации для жизни общества
и каждого человека. Как мечта летать
изменила жизньчеловека.
Легендарная история развития
российской гражданской авиации.
Героизм конструкторов, инженерови
лётчиков-испытателей первых
российских самолётов.
Мировые рекорды российских лётчиков.
Современное авиастроение. Профессии,
связанныес авиацией.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству
Охрана здоровья граждан России –
приоритет государственной политики
страны. Современные поликлиники и
больницы.
Достижения российской медицины.
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
https://razgovor.edsoo.ru
35
32
Что такое успех?
(ко Дню труда)
1
Технологии будущего в областимедицины.
Профессия врача играет ключевую роль в
поддержании и улучшении здоровья
людей и их уровня жизни.Врач – не
просто профессия, это настоящее
призвание, требующее
не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу.
Волонтёры-медики.
Преемственность поколений
и профессия человека: семейныединастии
врачей России.
Формирующиеся ценности: историческая
память и преемственность поколений,
милосердие
Труд – основа жизни человекаи
развития общества.
Человек должен иметь знанияи
умения, быть терпеливым
и настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить путиих
преодоления. Чтобы добиться
долгосрочного успеха, нужно много
трудиться.
Профессии будущего: что будетнужно
стране, когда я вырасту?
Формирующиеся ценности:
созидательный труд
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
36
33
80-летие Победыв
Великой
Отечественной войне
1
34
Жизнь в Движении
1
35
Ценности, которыенас
объединяют
1
День Победы – священная дата,память
о которой передаётся
от поколения к поколению.
Историческая память: память
о подвиге нашего народа в годы
Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю и
чтить память всех людей,
перенёсших тяготы войны.
Бессмертный полк. Страницы
героического прошлого, которыенельзя
забывать.
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
историческая память и
преемственность поколений
19 мая – День детских общественных
организаций. Детские общественные
организации разных поколений объединяли
и объединяют активных,целеустремлённых
ребят. Участники детских общественных
организаций находят друзей, вместе
делают полезные дела и ощущают себя
частью большого коллектива.
Участие в общественном движениидетей и
молодежи, знакомство
с различными проектами.
Формирующиеся ценности: дружба,
коллективизм
Эвристическая беседа, https://razgovor.edsoo.ru
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
https://razgovor.edsoo.ru
Ценности – это важнейшие
нравственные ориентиры
для человека и общества. Духовнонравственные ценности России,
объединяющие всех граждан страны.
Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
в группах,
https://razgovor.edsoo.ru
37
Формирующиеся ценности: традиционные
российские духовнонравственные ценности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
выполнение
творческих
заданий
35
38