ВД Развиваем дар слова_7кл

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Развиваем дар слова» разработана для 7 класса на основе Программы по риторике. 5-11 классы. Т. А. Ладыженская // Образовательная система «Школа
2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010, рекомендованной Управлением развития общего и среднего образования Министерства образования
Российской Федерации.
Программа рассчитана на 34 учебных часа. При разработке рабочей программы были
использованы следующие нормативно-правовые документы:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к
содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного
учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
2. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
3. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
4. Концепции профильного обучения на средней ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)
5. Приказа о внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
6. Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
1.1.Актуальность программы
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений обучающихся 7-х классов. В современном обществе формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с
этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением просто
необходима.
Эти практико-ориентированные занятия, выполняющие важный социальный заказ –
учат успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в
частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения
и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный
учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее –
эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Этим в значительной мере отличается данный курс, который называется «Основы риторики. Я говорю», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание
курса, так и методы его преподавания.
Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое
общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает
следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение
– это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я
прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу
разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это
удается.
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и
устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь.

1.2.Цель:формирование коммуникативных умений, способствующих

умелому выражению собственных мыслей собственными словами;

успешному общению в различных ситуациях;

уместному выборусловесных и несловесных средства для решения определённой коммуникативной задачи;

развитию умения строить тексты разной функциональной направленности с
целью максимального решения коммуникативных задач
Задачи:
- познакомить с основными этапами в развитии языка;
- формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;
- пробудить потребность у обучающихся к формированию яркой и выразительной
устной и письменной речи;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов,
культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
- создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
1.3. Место учебного курса
Учебный курс предназначен для обучающихся 7-х классов; рассчитан на 1 час в неделю, всего 33 часа в год. Продолжительность одного занятия по курсу внеурочной деятельности – 35 минут.
1.4. Учебники и учебные пособия:

Школьная риторика: 6 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: «С-инфо», 2021.

Павлова Т.И., Романенко О.В. Практика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка: работа с текстом рекламы в 5 – 11 классах: учебнометодическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2020.
1.5. Взаимосвязь с программой воспитания: программа внеурочной деятельности способствует воспитанию познавательных интересов, в частности интереса к более глубокому изучению русского языка, более полному овладению всеми его богатствами. Модуль воспитательной программы «Школьный урок»:
Международный день распространения грамотности.
Международный день жестовых языков.
Международный день учителя.
День матери в России.
Неделя гуманитарного цикла.
Международный день родного языка.
День защитника Отечества.
Международный женский день.
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Символика России (гимн, флаг).
День славянской письменности и культуры.
2.Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел

Содержание программы

Основные виды деятельности

Речевая си- Общение как процесс взаимодействия людей. Проигрывание коммуникативтуация.
Речевая ситуация как один из главных компо- ных ситуаций, работа

нентов общения. Понятия: «Общение», «адресат», «адресант», «коммуникативное намерение», «коммуникативная задача», «информация». Два вида информации, передаваемой в
процессе общения. Способы выражения коммуникативных намерений. Техника речи. Презентация – представление.
Правила знакомства.
Виды обще- Понятия «личное общение», «публичное обния.
щение», правила личного и публичного общения. Словесные инесловесные виды общения,
их роль в речевом общении; использование
жестов и мимики как интонационных средств,
помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль.
Официальное и неофициальное общение.
Несловесные Отражение чувств в голосе говорящего. Речесредства
вая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный рисунок
голоса; голосовые средства воздействия на
слушателя.
Ораторские
инструменты

Помощники слова: взгляд, улыбка, паузы. Куда должен быть направлен взгляд. Паузы оратора – важный элемент речи. Пауза для привлечения внимания публики. Пауза для подчеркивания важности информации. Мусор в
словах, и как с этим бороться

Устная речь

Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная. Экспромт.
Словарный запас и способы его увеличения.

Учимся от- Определение. Части определений. Виды опревечать.
делений. Языковые модели, позволяющие
строить определения. Построение определений. Разновидности ответов

Качества
речи

Виды речи. Правильная речь. Достоинства и
недостатки речи. Уместность как одно из важнейших качеств речи. Соответствие речи стилю высказывания и ситуации общения.

в группах,
планирование действий по составлению диалога,
рефлексия своего опыта выполнения творческого задания

Проигрывание
риторических
ситуаций, работа
в группах
(выработка правил общения),
сочинение-миниатюра, рефлексия выполнения творческого
задания
Речевая разминка,беседа о голосе, его возможностях, проговаривание скороговорок, работа над выразительным чтением
стихов,
оценка собственных возможностей голосовых данных
Речевая разминка,
анализ фотоматериалов с целью
распознавания взглядов и улыбок персонажей, составление
устного рассуждения, разделение текста паузами (интонирование)
Речевая разминка,
игра «Скажи иначе», практикум: неподготовленное выступление на заданную тему,
рефлексия своего опыта выступления – экспромта
Речевая разминка,мимическая
разминка,
интонирование текстов с целью
выявления особенностей звучащей речи,
составление ответов на заданную тему
Речевая разминка,
анализ
текстов
(печатных,
аудио- и видеозаписей) с целью
выявления средств выразительности и недочетов, составление
собственных
высказываний,
анализ выполнения творческого
задания

Учимся чи- Чтение. Виды чтения. Ознакомительное и изутать учеб- чающее чтение. Задачи читающего. Понимание
ную книгу
основной мысли текста. Приёмы осмысления
учебного текста. Выписки.
Риторика
уважения

Речевые формулы согласия и несогласия; аргументы несогласия; правила вежливого возражения. Аргументы для выражения несогласия. Что такое совет. Цели совета. Общее и
различное между советом и другими речевыми
действиями. Советы разных видов. Пожелания
советчикам.
Я - редак- Условные знаки правки текста. Лексический
тор.
повтор. Недостатки в содержании и речевом
оформлении чужих и собственных текстов.
Понятия «чужая речь», «цитата». Речевые задачи цитат. Цель использования чужой речи
цитат. Правила цитирования. Использование
чужой речи в собственном тексте в соответствии с правилами цитирования.
Речевые
Письмо. Характеристика письма. Одинаковые
жанры
части письма: приветствие, вступление, основная часть, заключение, подпись, дата. Коммуникативная задача письма.
Этикетные слова, выражающие благодарность.
Этикетные слова, выражающие просьбу.
Понятие «деловой стиль речи». Заявление. Составные части заявления. Языковые штампы
деловой письменной речи.
Объяснительная записка. Составные части
объяснительной записки. Языковые штампы
объяснительной записки.
Публичная
Монологическая и диалогическая речь. Неподречь
готовленная и подготовленная речь. Приемы
подготовки устного высказывания. Речь краткая и подробная.
Учимся спо- Спор. Отличия спора от ссоры. Основные комрить.
поненты спора. Задачи спора. Правила ведения
спора. Тезисы и аргументация собственного
мнения. Речевые стереотипы, помогающие
ввести тезис в аргументируемый текст. Виды
аргументов.
От отзыва Аннотация, отзыв и рецензия как речевые
к рецензии.
жанры. Речевые задачи аннотации, отзыва и
рецензии. Составление отзыва. Языковые
штампы, используемые при рецензировании.
Составление рецензии.
Необычные
тексты.

Речевая разминка,работа с памяткой «Как научиться продуктивно работать с учебной информацией»,
практикум: выписки информативно важных слов
Речевая разминка, презентация
буклетов учащихся на тему
«Умей сказать нет», риторическая ситуация – выражение несогласия, возражения, составление советов, анализ выполненных заданий
Речевая разминка,правка текста, работа с текстами СМИ с
целью поиска недостатков в речевом оформлении, введение
цитат в собственные высказывания.
Речевая
разминка,изучение
структуры письма как эпистолярного
жанра,
написание
письма литературному герою,
изучение особенностей заявления и объяснительной записки,
написание заявления и объяснительной записки

Речевая разминка,риторическая
игра «Суд над героем» или
«Выборы в школьное самоуправление»
Речевая
разминка,изучение
правил ведения спора, приведения аргументов, практикум: ведение спора, оценка собственного умения вести спор.

Речевая разминка, создание
сравнительной таблицы, составление отзыва о школьном
мероприятии,
рецензии
на
творческую работу одноклассника
Фотография и слово. Фотография и текст. Не- Речевая
разминка,создание
обычность текста, созданного к фотографии. подписи к фотографии с уче-

Замысел и речевая ситуация. Фотозарисовка.
Жанровые и языковые особенности письменных высказываний, создаваемых по фотографиям.
Газетные
Понятия «информация», «СМИ». Виды инжанры
и формации, основные газетные жанры. Хрониреклама
ка. Заметка. Обязательные элементы хроники и
заметки. Языковые средства, используемые
для создания хроники и заметки. Репортаж.
Особенности жанра репортажа. Законы создания репортажа. Языковое своеобразие и стилевые особенности жанра. Реклама. Виды рекламы, особенности создания рекламы.
Похвальное
Положительная оценка собеседника. Комплислово.
мент. Что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов. Похвальное слово, языковые средства создания похвальных
слов. Отличие похвалы от комплимента.
Итоговые
задания.

том речевой ситуации, создание
высказывания: история фотоснимка, анализ выполненных
заданий
Речевая разминка,изучение газетных статей, анализ языковых
средств, риторическая задача:
написать заметку, репортаж
школьном мероприятии, создание опорной схемы «Языковые
средства рекламы», создание
рекламного текста

Речевая разминка,презентация
сообщений учащихся о происхождении комплимента и его
отличии от лести, коммуникативная задача «Продолжи комплимент», составление похвального слова
Понятия «коммуникабельность», «контакт- Речевая разминка,риторический
ность». Речевая ситуация и речевое взаимодей- анализ текстов, редактирование,
ствие.
подготовленное и неподготовленное выступление

В программе можно выделить два смысловых блока:
первый – «Общение»,
второй – «Речевые жанры».
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми,
которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой
(коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на
основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень
его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста;
риторические фигуры, качества речи и т.д.
Блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой
(коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеются в виду не жанры художественной литературы, а те
жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурносмысловые и стилевые особенности.
Курс носит сугубо практический характер, занятия строятся таким образом, что
дети вынуждены больше сами говорить и писать. Основная часть времени уделяется практике. Центральное место в программе занимает развитие коммуникативных умений, которые делятся на две группы:

умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;



умения говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.
Основными методами и приемами преподавания на занятиях риторики являются
вступительное и заключительное слово учителя, беседа, объяснение, инструктаж. Но особое
место занимают специфические приемы работы:

речевые разминки;

введение теоретических сведений;

коммуникативная практика;

риторические задачи;

риторические игры;

риторический анализ.
Эти упражнения, обеспечивающие формирование определённых умений и навыков, позволяют переключить школьников с одного вида деятельности на другой, помогают
снимать усталость.
Формы организации внеурочной деятельности.
Групповая работа, экскурсии, беседы, викторины, коллективные творческие дела,
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
•
вести устный диалог на заданную тему;
•
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
•
участвовать в работе конференций, чтений.
3. Планируемые результаты:
Личностные:

осознавать роль речи в жизни общества;

уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;

успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и
несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая
устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
4.Тематическое планирование
№
п/
п

Тема

Количество часов

ЦОР/ЭОР

1

Речевая ситуация

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/727/

2

Виды общения

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/730/

3

Несловесные средства

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/727/

4

Ораторские инструменты

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/727/

5

Устная речь

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/732/

6

Учимся отвечать

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/730/

7

Качества речи

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/727/

8
9

Учимся читать учебную литературу
Риторика уважения

1
2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/732/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/730/

10

Я - редактор

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/727/

11

Речевые жанры

3

https://resh.edu.ru/subject/lesson/730/

12

Публичная речь

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/732/

13

Учимся спорить

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/727/

14

От отзыва к рецензии

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/730/

15

Необычные тексты

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/732/

16

Газетные жанры и реклама

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/727/

17

Похвальное слово

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/730/

Итого

33

5. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Класс
7 «А»

Форма проведения
Проектная работа

6.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.

2.

Раздел, тема занятия

Компоненты занятия

Дата

Вспоминаем – знакомимся с но- Речевая ситуация по вариантам: 1-в мавым. Вводный инструктаж.
газине, 2-в библиотеке.

06.09

Когда и где мы общаемся. Будем Диалог на тему «Знакомство с новым
знакомы.
одноклассником».

13.09

3.

4.

5.

6.
7.
8.

Публичное выступление.

Сообщение по вар.: 1-работник ГИББД
в прямом эфире, 2-сообщение по радио
о ДТП.
Просто личное общение.
Сочинение-миниатюра на тему «Что
труднее: личное или публичное сообщение?»
Учимся «лепить» свой голос. Проговаривание скороговорок, работа
Скороговорки.
со звуковым материалом.

20.09

Подружимся с голосом. Что мешает голосу «летать»?
Помощники
слова.
Контакт
начинается со взгляда.
Паузы – важный элемент речи.

11.10

Работа над выразительным чтением
стихотворений.
«В чем секрет улыбки?» (составление
рассуждения).
Задача: разделение текста паузами,
прочтение в соответствие с пометами.

27.09

04.10

18.10
25.10

1 четверть – 8 часов
2 четверть
Игра «Скажи иначе».

9.

Как увеличить словарный запас?

10.

Экспромт: линейность речи и не- Практикум: короткое высказывание на
линейность мысли.
заданную тему.

15.11

11.

Определение. Мы строим опре- Строительство определения, конструделения и правила.
ирование правила; использование языковых моделей для построения определений, создание текста.
Разновидности ответов. Отмаз- Составление «отмазок» на тему «Покология.
чему я не хочу учиться играть в шахматы».
Достоинства и недостатки речи. Речевое общение в соответствии с сиУместность речи. Мусор в сло- туацией общения и стилем высказывавах.
ния; нахождение ошибок, решение
коммуникативных задач.
Виды чтения. Изучающее чтение. Нахождение информативно важных
Чтение вслух – забытый навык.
слов.
«Спасибо, нет». Вежливый отказ. Моделирование ситуации: Вам сделали
Вежливое возражение.
замечание. Выразите несогласие с ним.

22.11

Советы бывают разными.

27.12

12.

13.

14.
15.

16.

Составление советов младшему брату
(сестре).

08.11

29.11

06.12

13.12
20.12

2 четверть – 8 часов
17.

18.

3 четверть
«Учимся на своих и чужих Редактирование сочинения
ошибках» - этапы редактирова- Нахождение недостатков в содержания текста.
нии и речевом оформлении, редактирование собственного текста и текста товарища, используя условные знаки
правки текста.
Чужая речь в моём тексте. Для Тематический подбор афоризмов изчего нужна цитата?
вестных русских писателей.

10.01

17.01

Письмо- Письмо литературному герою с соблюдением элементов эпистолярного жанра.
20.
Заявление.
Составление заявления в соответствии
с нормами деловой речи.
21.
Объяснительная записка.
Составление объяснительной записки в
соответствии с нормами деловой речи.
22.
Разновидности ораторской речи. Риторическая игра: предвыборная речь
кандидата на роль президента школьного самоуправления.
23.
«Кто бы спорил?» - культура Ведение спора, соблюдая правила веспора.
дения спора; определение задач спора;
решение коммуникативных задач; участие в диалоге, понимание чужой точки
зрения.
24.
Тезис и аргумент спора.
Ведение спора, соблюдая правила ведения спора; определение задач спора;
решение коммуникативных задач; участие в диалоге, понимание чужой точки
зрения.
25.
Критикуем грамотно: отзыв.
Составление отзыва на школьное мероприятие.
26.
Критикуем грамотно: рецензия использование языковых штампов при
на сочинение и выступление то- рецензировании сочинения, устного
варища.
выступления; редактирование написанного.
27.
Каким должно быть слово рядом Комментарий фото, история снимка.
с фотографией?
3 четверть – 11 часов
4 четверть
28.
СМИ. Информационные газет- Газетная хроника. Заметка о школьном
ные жанры. Хроника. Заметка.
мероприятии: 1 вариант-спорт, 2 вариант–культура.
29.
Репортаж. Вы – репортёр.
Репортаж с урока…
Репортаж со школьного…
30.
Реклама – способ передачи ин- Риторическая
игра:
рекламное
формации.
агентство получает задание – создать
рекламу канцтоваров.
31.
«Давайте говорить друг другу Коммуникативная задача: составить
комплименты».
похвальное слово выпускнику 11 класса.
32.
Знакомство или Комплименты Задача: выразить комплимент от имени
творят чудеса.
литературного героя (кто? – кому? почему? - зачем? – о чём? – как? – где?
– когда?).
33.
Промежуточная аттестация.
4 четверть – 6 часов
За год – 33 часа
19.

Личные
письма.
поздравление.

24.01

31.01
07.02
14.02

21.02

28.02

07.03
14.03

21.03

04.04

11.04
18.04

25.04

16.05

23.05

Приложение №1
Оценочные материалы
КИМ по промежуточной аттестации
Проектная работа
Темы проектных работ:
1. Рецензия на любимую художественную книгу.
2. Стихология – наука рассказывать стихи.
3. Качества речи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».