ВД Познание мира по картам_9кл

1

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельность «Познание мира по картам» в 9
классе разработана в соответствии с ООО утверждённой приказом директора МБОУ СОШ
№ 4 г. Сальска № 232 от 28.08.2020 года, с использованием авторской п р о г р а м м ы
«Из учение мира по картам » под редакцией Н.В.Болотникова. Волгоград.: Учитель, 2007.
1. Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что наряду с изучением теоретического материала, обучающиеся расширят знания по вопросу картографии, так как эти
темы почти полностью исключены из материала школьной учебной программы. «
Познание мира по картам» может иметь существенное образовательное значение для
дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимися
разных профилей. Карты – источник самых разнообразных сведений не только о
природной или иной территории, но и природных процессах, народах, об использовании
земель, распространении болезней, размещения городов, промышленных предприятий,
объектов туризма. Знание карты в наши дни так же важно, как знание грамматики и
математики.
Программа содержит занятия теоретического и практического характера, а также
групповую работу, индивидуальные наблюдения и исследования. Предусматривает
лекционные занятия, беседы, практические работы, а также самостоятельную работу с
различными источниками информации: картографическими, текстовым, профилями,
диаграммами, рисунками, схемами, Интернет.
1.2 Цель и задачи реализации программы внеурочной деятельности
Цель :
Создание условий для приобретения обучающимися первичных практических умений и
навыков по использованию различных видов карт в практической деятельности.
Задачи:
1. Помочь повысить информационную и коммуникативную компетентность
обучающихся..
2. Способствовать интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию
обучающихся.
3. Воспитывать активную жизненную позицию.
1.3. Формы и виды организации курса внеурочной деятельности:
Основные формы занятий.
Изучение родного края связано с поиском полезных ископаемых, сбором образцов
горных пород, изучением местных рек, озёр, растительности, почв, микроклимата,
составления топографических карт, охраны природы. В ходе занятий обучающиеся
встретятся с экологом города, с руководителями предприятий, которые тем или иным
образом загрязняют окружающую среду, чтобы узнать, какие меры предпринимаются для
решения экологических проблем, и сами будут вести наблюдения за загрязнением
окружающей среды. Практическим вкладом самих учащихся может быть озеленение своего
города, забота о птицах. Поэтому в основу программы положен экскурсионно –
практический принцип. При реализации программе используются следующие формы
занятий.
 Теоретические (лекции, беседы),
 Творческие работы,
 Проектные работы
 Деловые и творческие игры
 Тренинги общения
 Наблюдения в природе

2

 Викторины, конкурсы
Результаты работы детского объединения могут быть оформлены в виде итоговой
выставки, рефератов, коллекций, исследовательских работ, проектов.
1.4. Место курса в плане внеурочной деятельности:
Программа по курсу внеурочной деятельности «Познание мира по картам» в 9
классе рассчитана на 34 часа, общее количество часов в неделю – 1 час. Срок реализации
программы - 1 год. Запланированный объем программы – 34 часа.
В соответствии с календарным графиком, расписанием курса внеурочной деятельности на
2020-2021 учебный год, государственными праздниками программа рассчитана на 34 часа.
Программа направлена
на достижение результатов 2 уровня. Возможна реализация
программы с применением дистанционных образовательных технологий.
Режим занятия определяется с учетом п. 19
СанПин 2.4.2.2821-10.
Продолжительность одного занятия по курсу внеурочной деятельности – 35 минут.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы «Познание мира по картам!»:
Личностные УУД
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
 адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
внеучебной
деятельности;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;

3

 различать способ и результат действия.
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные УУД
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий
с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные УУД
Школьник научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

4

 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные результаты
В ходе изучения данного курса, выпускники научатся понимать
 основные картографические понятия и термины;
 историю развития картографии и ее связь с другими науками;
 различая карт по содержанию, масштабу, способам картографического
изображения;
 представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов;
 уметь определять по топографической карте координаты различных точек, читать
содержание топографических карт, проводить различные виды съемок на
местности.
узнают о математических законах построения карт.
Научаться применять виды ориентирования по карте и на местности.
3.Содержание программы
Тема 1. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение
картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности.
5 часов.
Картография как наука, ее формы. История картографии. Связь картографии с другими
естественными и общественными науками. Значение и примеры использования в различных
видах деятельности современного человека.
Практическая работа № 1. Основные виды изображения земной поверхности: план, карта,
аэрофотоснимок, космический снимок.
Тема 2. Топографическая карта. 7 часов
Основные свойства топографической карты, система топографических знаков.
Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты.
Практическая работа № 2. Измерение расстояний, площадей по карте.
Практическая работа №3. Чтение рельефа. Бергштрихи, заложение склонов.
Практическая работа № 4 .Построение профиля по топографической карте. Практическая
работа № 5. Определение координат по топографической карте.
Тема 3. Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для
закрепления. 5 часов.
Практическая работа № 6.Определение по топографической карте координат различных
объектов. Нанесение на карту пунктов по известным географическим координатам.
Практическая работа № 7. Определение по карте прямоугольных координат объектов.
Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам.
Практическая работа № 8. Чтение содержания карт в заданных квадратах.
Практическая работа № 9. Нахождение по топографической карте основных форм рельефа,
изображенных горизонталями.
Практическая работа №10. Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным.
Пользуясь шкалой заложений , определять по карте наибольшую и наименьшую крутизну
склона.
Тема 4.Свойства географической карты. 10 часов.

5

Классификация карт по пространственному охвату. Классификация карт по содержанию.
Классификация карт по назначению. Типы карт. Математический закон построения карт важнейшее свойство карт. Картографическая проекция: определение, требования,
предъявляемые к картографическим проекциям. Виды проекций. Виды проекций по виду
вспомогательной поверхности. Географические координаты.
Магнитное склонение.
Сближение меридианов. Румбы. Дирекционный угол.
Практическая работа № 11. Определение масштаба. Виды масштабов. Практическая работа
№ 12. Географические координаты- широта, долгота. Практическая работа № 13.
Определение направлений. Азимут магнитный и истинный.
Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой. 3 часа.
Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование.
Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте.
Ортодромия. Приемы использования условных знаков.
Тема 6. Географическая карта как источник знаний. 2 часа.
Географическая карта- как основной источник знаний.
Практическая работа №14. Обобщенные приемы самостоятельной работы.
Тема 7. Обобщающее повторение. 2 часа
Творческая работа. Виртуальное путешествие по топографической карте..

6

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ основные
программы

модули Модуль
воспитательно
й программы
«Школьный
урок»

Общее
колич
ество
Часов

часы
аудит
орных
занят
ий

часы
внеау
дитор
ных
актив
ных
занят
ий

форма
контроля
(модуля)

5

2

3

Творчес
кая
работа

Всероссийский
7
открытый урок
ОБЖ

2

5

Творчес
кая
работа

5

2

3

Творчес
кая
работа

10

3

7

Творчес
кая
работа

Приемы Всероссийский
работы
с открытый урок
3
по ОБЖ (
гражданская
оборона)
Раздел 6. Географическая карта Всемирный день
как источник знаний.
борьбы
со 2
СПИДОМ

2

2

Творчес
кая
работа

1

1

Тема
7.
повторение.

1

1

Творчес
кая
работа
Творчес
кая
работа

2.

1. . Что изучает
картография.
История
появления карт и атласов.
Значение картографии в
современном
обществе.
Основные виды изображения
земной поверхности.
Раздел 2. Топографическая карта)

3.

Раздел 3. Практические работы День

1.

Раздел

День знаний

4.

по топографической карте. Виды солидарности в
борьбе с
упражнений для закрепления.
терроризмом
Раздел
4.
Свойства Неделя
географической карты
безопасности
дорожного
движения

5.

Раздел

6

2

5.

самостоятельной
картой.

Обобщающее Всероссийский
2
урок по ОБЖ (
день пожарной
охраны
Международный
день семьи.
День
защиты
детей

Промежуточная аттестация
класс
9

форма промежуточной аттестации
Творческая
работа
«Виртуальное
топографической карте ».

путешествие

по

7

Календарно – тематическое планирование
№
урок
а

1
2
3
4

5

6
7
8

Тема, тема урока

9а-в

9б

1
1
1

3.09
10.09
17.09

5.09
12.09
19.09

1

24.09

26.09

5.
Основные
виды
изображения
земной 1
поверхности: план, карта, аэрофотоснимок,
космический снимок. Практическая работа

1.10

3.10

7
1

8.10

10.10

1
1

15.10
22.10

17.10
24.10

1 четверть – 8 часов
Тема 1. Что изучает картография. История
появления карт и атласов. Значение картографии
в современном обществе. Основные виды
изображения земной поверхности.
1. Картография как наука, ее формы
2. История картографии
3. Связь картографии с другими естественными и
общественными науками.
4. Значение и примеры использования в различных
видах деятельности современного человека.

Тема 2. Топографическая карта
1. Основные свойства топографической карты,
система топографических знаков.
2. Многолистовые топографические карты
3. Оформление топографической карты.

Колво
часо
в
5

9

2 четверть – 7 часов
4. Измерение расстояний ,площадей по карте.
Практическая работа

1

12.11

7.11

10

5. Чтение рельефа. Бергштрихи, заложение склонов.
Практическая работа

1

19.11

14.11

11

6.Построение профиля по топографической карте.
Практическая работа
7. Определение координат по топографической
карте. Практическая работа
Тема
3.
Практические
работы
по
топографической карте. Виды упражнений для
закрепления.

1

26.11

21.11

1

3.12

28.11

13

1.Определение
по
топографической
карте
координат различных объектов. Нанесение на
карту пунктов по известным географическим
координатам. Практическая работа

1

10.12

5.12

14

2. Определение по карте прямоугольных
координат объектов. Нанесение на карту объектов
по прямоугольным координатам. Практическая
работа

1

17.12

12.12

15

3. Чтение содержания карт в заданных квадратах.
Практическая работа
3 четверть – 10 часов

1

24.12

19.12

12

5

8

16

4. Нахождение по топографической карте основных
форм рельефа, изображенных горизонталями.
Практическая работа

1

14.01

26.12

17

5. Рассчитать и построить шкалу заложений по
заданным данным. Пользуясь шкалой заложений,
определять по карте наибольшую и наименьшую
крутизну склона. Практическая работа

1

21.01

9.01

Тема 4. Свойства географической карты.
1. Классификация карт по пространственному
охвату
2. Классификация карт по содержанию.
3. Классификация карт по назначению
4. Типы карт.
5. Математический закон построения карт важнейшее свойство карт.
6. Определение масштаба. Виды масштабов.
Практическая работа
7. Картографическая проекция: определение,
требования, предъявляемые к картографическим
проекциям. Виды проекций.
8. Виды проекций по виду вспомогательной
поверхности.
4 четверть - 8 часов
9. Географические координаты - широта, долгота.
Практическая работа
10. Определение направлений. Азимут магнитный и
истинный. Магнитное склонение. Сближение
меридианов.
Румбы.
Дирекционный
угол.
Практическая работа

10
1

28.01

16.01

1
1
1
1

4.02
11.02
18.02
25.02

23.01
30.01
6.02
13.02

1

4.03

20.02

1

11.03

27.02

Тема 5. Приемы самостоятельной работы с
картой.
1. Что такое обобщенный прием самостоятельной
работы
с
картой.
Ориентирование.
Картометрические приемы.
2. Определение географических координат,
расстояний по карте.
3. Ортодромия. Приемы использования условных
знаков. . Географическая карта - как основной
источник знаний.

3

Тема 6. Географическая карта как источник
знаний.
1. Географическая карта - как основной источник
знаний.

2
1

13.05

2.Обобщенные приемы самостоятельной работы.
Практическая работа Виртуальное путешествие по
топографической карте. Творческая работа.

1

20.05

Тема 7. Обобщающее повторение.
1. Виртуальное путешествие по топографической
карте. Творческая работа.

2
1

18
19
20
21
22
23
24

25

26
27

28

29
30

31

32

33

1

18.03

6.03

1

8.04

13.03

1

15.04

20.03

1

22.04

3.04

1

29.04

10.04

1

6.05

17.04

24.04

15.05

22.05
9

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».