ВД Методы решения задач по информатике_10кл

Пояснительная записка
Элективный курс «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ
по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ
«Об образовании», с учетом учебного плана ОУ.
Целью настоящего курса является подготовка
государственному экзамену по информатике и ИКТ.

учащихся

к

единому

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
–
сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате
единого государственного экзамена;
–
изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по
предмету;
сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом;
–
сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;
–
сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым
ответом.
Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная
работа,
тренинги по тематическим
блокам. Программой предусмотрены
методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые,
практические. Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по
курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для
подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только
познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку
своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения,
спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого
участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на
внеурочную деятельность. Форма реализации – элективный курс. Общий объем курса
– 136 часа, из расчета 4 часа в неделю.

Планируемые результаты
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты,
сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
– владение навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные результаты:
– формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению;
– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции
в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные
планы.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса
оказывает на:
– формирование представления об особенностях проведения, о структуре и
содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
– формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов;
– применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по
основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный
объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
– осуществлять арифметические действия
шестнадцатеричной системах счисления;

в

двоичной, восьмеричной

и

– использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
строить и преобразовывать логические выражения;
– строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему; –
использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи; – писать
программы.
Содержание учебного курса
1. Математические основы информатики
Тема 1. Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации.
Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой
графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход
к определению количества информации
Учащиеся должны знать
– методы измерения количества информации Учащиеся должны уметь:
– кодировать и декодировать информацию
– определять объём памяти, необходимый для хранения звуковой и графической
информации
– подсчитывать информационный объём сообщения

Тема 2. Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы
счисления с
другим
основанием
и
обратно. Двоичная,
восьмеричная
и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий
над числами, записанных вне десятичных системах счисления.
Учащиеся должны знать:
–
о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления;
–
о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными
основаниями.
Учащиеся должны уметь:
–
записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными
основаниями.
Тема 3. Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные
логические операции: отрицание, конъюнкция,
дизъюнкция,
импликация,
эквиваленция. Основные законы
алгебры
логики,
их
использование для преобразования
логических
выражений.
Логические
игры.
Нахождение выигрышной стратегии.
Учащиеся должны знать:
– основные понятия и законы математической логики.
Учащиеся должны уметь:
– строить и анализировать таблицы истинности;
– преобразовывать логические выражения;
– строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную
стратегию.
Тема 4. Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.
Учащиеся должны уметь:
– сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу
– находить количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям

2. Информационные и коммуникационные технологии
Тема 1. Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные
таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек Учащиеся должны
знать:
– способы представления информации в базах данных.
Учащиеся должны уметь:
– обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.
Тема 2. Компьютерные сети
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна,
формула включений и исключений.
Учащиеся должны знать:
– базовые принципы сетевой адресации.
Учащиеся должны уметь:
– осуществлять поиск информации в сети Интернет.
3. Алгоритмизация и программирование (реализуется в 11 классе) Тема
1. Исполнение алгоритмов. Программирование
Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов,
цикл,
ветвление. Синтаксис, типы данных,
операции, выражения языка
программирования. Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций.
Использование стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в
массиве по заданному критерию, сортировка Учащиеся должны знать:
– формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или
умение создавать линейный алгоритм для формального
исполнителя
с ограниченным набором команд;
– основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора
присваивания.
Учащиеся должны уметь:
– исполнять рекурсивный алгоритм;

– исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором
команд;
– работать с массивами;
– анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
– анализировать программу, использующую процедуры и функции;
– анализировать результат исполнения алгоритма;
– прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить
допущенные ошибки;
– составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке
программирования;
– создавать собственные программы для решения задач средней сложности.

Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные
издания в виде учебного и методического пособий:
1. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. /К.Ю.Поляков,
Е.А.Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2024.
2. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю.Поляков,
Е.А.Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2024.
3. Я.Н. Зайдельман. Диагностические работы в формате ЕГЭ. Статград.2024 г
4. https://statgrad.org
5. https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm
6. https://inf-ege.sdamgia.ru/

Тематическое планирование
Материал курса разбит на 3 главы; в соответствии с этим тематический план разделен
на 3 модуля. Каждый модуль предусматривает как изучение теории, так и выполнение
практических заданий, которые ученики должны выполнить в ходе занятий (на
уроках или самостоятельно).
Календарно-тематическое планирование элективного курса
по информатике 10 класс
№
п/п

тема

дата

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

2.09

https://fipi.ru/

2.09

https://fipi.ru/

3

Спецификация и кодификатор единого
государственного экзамена.
Шкала оценивания. Знакомство с
демоверсией
Кодирование и декодирование данных

3.09

4

Кодирование и декодирование данных

3.09

5

Способы решения прототипов задания №4

9.09

6

Способы решения прототипов задания №4

9.09

7

Кодирование графической информации

10.09

8

Кодирование графической информации

10.09

9

Способы решения прототипов задания №7

16.09

10

Способы решения прототипов задания №7

16.09

11

Кодирование звуковой информации

17.09

12

Кодирование звуковой информации

17.09

13

Способы решения прототипов задания №7-2

23.09

14

Способы решения прототипов задания №7-2

23.09

15

Скорость передачи информации

24.09

16

Способы решения прототипов задания №7-V

24.09

17

Способы решения прототипов задания №7-V

30.09

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

1
2

18

Способы решения прототипов задания №7-V

30.09

19

01.10
01.10

https://infege.sdamgia.ru/

21

Кодирование, комбинаторика
Кодирование, комбинаторика
Способы решения прототипов задания №8

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://infege.sdamgia.ru/

07.10

22

Способы решения прототипов задания №8

07.10

23

Способы решения прототипов задания №8

08.10

24

Способы решения прототипов задания №8

08.10

25

14.10
14.10

https://infege.sdamgia.ru/

27

Вычисление количества информации
Вычисление количества информации
Способы решения прототипов задания №11

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://infege.sdamgia.ru/

15.10

28

Способы решения прототипов задания №11

15.10

29

Способы решения прототипов задания №11

21.10

30

Способы решения прототипов задания №11

21.10

31

Отработка навыков решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Позиционные системы счисления
Позиционные системы счисления
Способы решения задания №14

22.10

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

20

26

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

22.10

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

11.11

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

11.11

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

12.11

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

12.11

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

18.11

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

18.11

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

19.11

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

19.11

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

25.11
25.11
26.11

https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

44

Способы решения задания №14

26.11

45

Способы решения задания №14

02.12

46

Способы решения задания №14

02.12

47

03.12
03.12
09.12

https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/

09.12

https://infege.sdamgia.ru/

51

Алгебра Логики
Алгебра Логики
Составление таблиц логической функции
Составление таблиц логической функции
Способы решения задания №2

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://infege.sdamgia.ru/

10.12

52

Способы решения задания №2

10.12

53

Способы решения задания №2

16.12

54

Способы решения задания №2

16.12

55

Анализ истинности выражений

17.12

56

Анализ истинности выражений

17.12

57

Способы решения задания №15

23.12

58

Способы решения задания №15

23.12

59

Способы решения задания №15

24.12

60

Способы решения задания №15

24.12

61

Способы решения задания №15

28.12

62

Анализ информационных моделей

28.12

63
64

Анализ информационных моделей
Анализ информационных моделей
Способы решения прототипов задания №1
Способы решения прототипов задания №1
Способы решения прототипов задания №1
Способы решения прототипов задания №1
Поиск и сортировка в базах данных
Поиск и сортировка в базах данных
Способы решения прототипов задания №3
Способы решения прототипов задания №3
Способы решения прототипов задания №3
Способы решения прототипов задания №3

13.01
13.01

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/

14.01

https://infege.sdamgia.ru/

14.01

https://infege.sdamgia.ru/

20.01

https://infege.sdamgia.ru/

20.01

https://infege.sdamgia.ru/

21.01

https://infege.sdamgia.ru/

21.01
27.01

https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/

27.01

https://infege.sdamgia.ru/

28.01

https://infege.sdamgia.ru/

28.01

https://infege.sdamgia.ru/

48
49
50

65
66
67
68
69
70
71
72
73
74

03.02

https://infege.sdamgia.ru/

03.02

https://infege.sdamgia.ru/

04.02

https://infege.sdamgia.ru/

04.02

https://infege.sdamgia.ru/

10.02

https://infege.sdamgia.ru/

10.02

https://infege.sdamgia.ru/

81

Встроенные функции в электронных
таблицах
Встроенные функции в электронных
таблицах
Способы решения прототипов задания №9
Способы решения прототипов задания №9
Способы решения прототипов задания №9
Способы решения прототипов задания №9
Диаграммы в электронных таблицах

11.02

82

Диаграммы в электронных таблицах

11.02

83

Способы решения прототипов задания №9-2

17.02

84

Способы решения прототипов задания №9-2

17.02

85

Способы решения прототипов задания №9-2

18.02

86

Способы решения прототипов задания №9-2

18.02

87

24.02

93

Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 1, 2, 3 и 9
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 1, 2, 3 и 9
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 1, 2, 3 и 9
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 1, 2, 3 и 9
Поиск слов в текстовых документах
Поиск слов в текстовых документах
Способы решения прототипов задания №10

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

94

Способы решения прототипов задания №10

04.03

95

Способы решения прототипов задания №10

10.03

96

Способы решения прототипов задания №10

10.03

97

11.03

98
99

IP-адреса и маски
IP-адреса и маски
Способы решения прототипов задания №13

100

Способы решения прототипов задания №13

17.03

101

Способы решения прототипов задания №13

18.03

75
76
77
78
79
80

88
89
90
91
92

24.02

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

25.02

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

25.02

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

03.03
03.03

https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/

04.03

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://infege.sdamgia.ru/

11.03
17.03

https://infege.sdamgia.ru/
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

102

Способы решения прототипов задания №13

18.03

103

Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Логические
игры
Логические
игры
Логические
игры
Логические
игры
Нахождение выигрышной стратегии
Нахождение выигрышной стратегии
Нахождение выигрышной стратегии
Нахождение выигрышной стратегии
Отработка навыков решения прототипов
заданий №23
Отработка навыков решения прототипов
заданий №23
Отработка навыков решения прототипов
заданий №23
Отработка навыков решения прототипов
заданий №23

07.04

104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

07.04

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

08.04

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

08.04

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

14.04

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

14.04

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

15.04

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

15.04

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

21.04

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

21.04

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

22.04

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

22.04

https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm

28.04
28.04

https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/

29.04
29.04
05.05

https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/

05.05
06.05

https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/

06.05

https://infege.sdamgia.ru/

12.05

https://infege.sdamgia.ru/

12.05

https://infege.sdamgia.ru/

13.05

https://infege.sdamgia.ru/

13.05

https://infege.sdamgia.ru/

127
128
129
130
131
132

Отработка навыков решения прототипов
заданий №24
Отработка навыков решения прототипов
заданий №24
Отработка навыков решения прототипов
заданий №24
Отработка навыков решения прототипов
заданий №24
Резервный урок
Резервный урок

19.05

https://infege.sdamgia.ru/

19.05

https://infege.sdamgia.ru/

20.05

https://infege.sdamgia.ru/

20.05

https://infege.sdamgia.ru/

26.05
26.05

Список используемых источников
Методические рекомендации для учащихся по индивидуальной подготовке к ЕГЭ
2024. Информатика и ИКТ. – М.: Федеральный институт педагогических измерений, 2023.

1.

Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа
типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года по Информатике. – М.: Федеральный институт
педагогических измерений, 2023. 3. Самылкина Н.Н. и др. Готовимся к ЕГЭ по
информатике. Элективный курс. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.

2.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».