Пояснительная записка
Элективный курс «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ
по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ
«Об образовании», с учетом учебного плана ОУ.
Целью настоящего курса является подготовка
государственному экзамену по информатике и ИКТ.
учащихся
к
единому
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
–
сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате
единого государственного экзамена;
–
изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по
предмету;
сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом;
–
сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;
–
сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым
ответом.
Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная
работа,
тренинги по тематическим
блокам. Программой предусмотрены
методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые,
практические. Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по
курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для
подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только
познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку
своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения,
спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого
участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на
внеурочную деятельность. Форма реализации – элективный курс. Общий объем курса
– 136 часа, из расчета 4 часа в неделю.
Планируемые результаты
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты,
сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
– владение навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные результаты:
– формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению;
– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции
в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные
планы.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса
оказывает на:
– формирование представления об особенностях проведения, о структуре и
содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
– формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение
заданий различных типов;
– применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по
основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный
объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
– осуществлять арифметические действия
шестнадцатеричной системах счисления;
в
двоичной, восьмеричной
и
– использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
строить и преобразовывать логические выражения;
– строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему; –
использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи; – писать
программы.
Содержание учебного курса
1. Математические основы информатики
Тема 1. Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации.
Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой
графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход
к определению количества информации
Учащиеся должны знать
– методы измерения количества информации Учащиеся должны уметь:
– кодировать и декодировать информацию
– определять объём памяти, необходимый для хранения звуковой и графической
информации
– подсчитывать информационный объём сообщения
Тема 2. Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы
счисления с
другим
основанием
и
обратно. Двоичная,
восьмеричная
и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий
над числами, записанных вне десятичных системах счисления.
Учащиеся должны знать:
–
о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления;
–
о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными
основаниями.
Учащиеся должны уметь:
–
записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными
основаниями.
Тема 3. Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные
логические операции: отрицание, конъюнкция,
дизъюнкция,
импликация,
эквиваленция. Основные законы
алгебры
логики,
их
использование для преобразования
логических
выражений.
Логические
игры.
Нахождение выигрышной стратегии.
Учащиеся должны знать:
– основные понятия и законы математической логики.
Учащиеся должны уметь:
– строить и анализировать таблицы истинности;
– преобразовывать логические выражения;
– строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную
стратегию.
Тема 4. Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.
Учащиеся должны уметь:
– сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу
– находить количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям
2. Информационные и коммуникационные технологии
Тема 1. Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные
таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек Учащиеся должны
знать:
– способы представления информации в базах данных.
Учащиеся должны уметь:
– обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.
Тема 2. Компьютерные сети
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна,
формула включений и исключений.
Учащиеся должны знать:
– базовые принципы сетевой адресации.
Учащиеся должны уметь:
– осуществлять поиск информации в сети Интернет.
3. Алгоритмизация и программирование (реализуется в 11 классе) Тема
1. Исполнение алгоритмов. Программирование
Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов,
цикл,
ветвление. Синтаксис, типы данных,
операции, выражения языка
программирования. Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций.
Использование стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в
массиве по заданному критерию, сортировка Учащиеся должны знать:
– формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или
умение создавать линейный алгоритм для формального
исполнителя
с ограниченным набором команд;
– основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора
присваивания.
Учащиеся должны уметь:
– исполнять рекурсивный алгоритм;
– исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором
команд;
– работать с массивами;
– анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
– анализировать программу, использующую процедуры и функции;
– анализировать результат исполнения алгоритма;
– прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить
допущенные ошибки;
– составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке
программирования;
– создавать собственные программы для решения задач средней сложности.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные
издания в виде учебного и методического пособий:
1. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. /К.Ю.Поляков,
Е.А.Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2024.
2. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю.Поляков,
Е.А.Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2024.
3. Я.Н. Зайдельман. Диагностические работы в формате ЕГЭ. Статград.2024 г
4. https://statgrad.org
5. https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm
6. https://inf-ege.sdamgia.ru/
Тематическое планирование
Материал курса разбит на 3 главы; в соответствии с этим тематический план разделен
на 3 модуля. Каждый модуль предусматривает как изучение теории, так и выполнение
практических заданий, которые ученики должны выполнить в ходе занятий (на
уроках или самостоятельно).
Календарно-тематическое планирование элективного курса
по информатике 10 класс
№
п/п
тема
дата
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
2.09
https://fipi.ru/
2.09
https://fipi.ru/
3
Спецификация и кодификатор единого
государственного экзамена.
Шкала оценивания. Знакомство с
демоверсией
Кодирование и декодирование данных
3.09
4
Кодирование и декодирование данных
3.09
5
Способы решения прототипов задания №4
9.09
6
Способы решения прототипов задания №4
9.09
7
Кодирование графической информации
10.09
8
Кодирование графической информации
10.09
9
Способы решения прототипов задания №7
16.09
10
Способы решения прототипов задания №7
16.09
11
Кодирование звуковой информации
17.09
12
Кодирование звуковой информации
17.09
13
Способы решения прототипов задания №7-2
23.09
14
Способы решения прототипов задания №7-2
23.09
15
Скорость передачи информации
24.09
16
Способы решения прототипов задания №7-V
24.09
17
Способы решения прототипов задания №7-V
30.09
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
1
2
18
Способы решения прототипов задания №7-V
30.09
19
01.10
01.10
https://infege.sdamgia.ru/
21
Кодирование, комбинаторика
Кодирование, комбинаторика
Способы решения прототипов задания №8
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://infege.sdamgia.ru/
07.10
22
Способы решения прототипов задания №8
07.10
23
Способы решения прототипов задания №8
08.10
24
Способы решения прототипов задания №8
08.10
25
14.10
14.10
https://infege.sdamgia.ru/
27
Вычисление количества информации
Вычисление количества информации
Способы решения прототипов задания №11
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://infege.sdamgia.ru/
15.10
28
Способы решения прототипов задания №11
15.10
29
Способы решения прототипов задания №11
21.10
30
Способы решения прототипов задания №11
21.10
31
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 4, 7, 8 и 11
Позиционные системы счисления
Позиционные системы счисления
Способы решения задания №14
22.10
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
20
26
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
22.10
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
11.11
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
11.11
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
12.11
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
12.11
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
18.11
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
18.11
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
19.11
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
19.11
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
25.11
25.11
26.11
https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
44
Способы решения задания №14
26.11
45
Способы решения задания №14
02.12
46
Способы решения задания №14
02.12
47
03.12
03.12
09.12
https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/
09.12
https://infege.sdamgia.ru/
51
Алгебра Логики
Алгебра Логики
Составление таблиц логической функции
Составление таблиц логической функции
Способы решения задания №2
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://infege.sdamgia.ru/
10.12
52
Способы решения задания №2
10.12
53
Способы решения задания №2
16.12
54
Способы решения задания №2
16.12
55
Анализ истинности выражений
17.12
56
Анализ истинности выражений
17.12
57
Способы решения задания №15
23.12
58
Способы решения задания №15
23.12
59
Способы решения задания №15
24.12
60
Способы решения задания №15
24.12
61
Способы решения задания №15
28.12
62
Анализ информационных моделей
28.12
63
64
Анализ информационных моделей
Анализ информационных моделей
Способы решения прототипов задания №1
Способы решения прототипов задания №1
Способы решения прототипов задания №1
Способы решения прототипов задания №1
Поиск и сортировка в базах данных
Поиск и сортировка в базах данных
Способы решения прототипов задания №3
Способы решения прототипов задания №3
Способы решения прототипов задания №3
Способы решения прототипов задания №3
13.01
13.01
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/
14.01
https://infege.sdamgia.ru/
14.01
https://infege.sdamgia.ru/
20.01
https://infege.sdamgia.ru/
20.01
https://infege.sdamgia.ru/
21.01
https://infege.sdamgia.ru/
21.01
27.01
https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/
27.01
https://infege.sdamgia.ru/
28.01
https://infege.sdamgia.ru/
28.01
https://infege.sdamgia.ru/
48
49
50
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
03.02
https://infege.sdamgia.ru/
03.02
https://infege.sdamgia.ru/
04.02
https://infege.sdamgia.ru/
04.02
https://infege.sdamgia.ru/
10.02
https://infege.sdamgia.ru/
10.02
https://infege.sdamgia.ru/
81
Встроенные функции в электронных
таблицах
Встроенные функции в электронных
таблицах
Способы решения прототипов задания №9
Способы решения прототипов задания №9
Способы решения прототипов задания №9
Способы решения прототипов задания №9
Диаграммы в электронных таблицах
11.02
82
Диаграммы в электронных таблицах
11.02
83
Способы решения прототипов задания №9-2
17.02
84
Способы решения прототипов задания №9-2
17.02
85
Способы решения прототипов задания №9-2
18.02
86
Способы решения прототипов задания №9-2
18.02
87
24.02
93
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 1, 2, 3 и 9
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 1, 2, 3 и 9
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 1, 2, 3 и 9
Отработка навыков
решения прототипов
заданий № 1, 2, 3 и 9
Поиск слов в текстовых документах
Поиск слов в текстовых документах
Способы решения прототипов задания №10
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
94
Способы решения прототипов задания №10
04.03
95
Способы решения прототипов задания №10
10.03
96
Способы решения прототипов задания №10
10.03
97
11.03
98
99
IP-адреса и маски
IP-адреса и маски
Способы решения прототипов задания №13
100
Способы решения прототипов задания №13
17.03
101
Способы решения прототипов задания №13
18.03
75
76
77
78
79
80
88
89
90
91
92
24.02
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
25.02
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
25.02
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
03.03
03.03
https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/
04.03
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://infege.sdamgia.ru/
11.03
17.03
https://infege.sdamgia.ru/
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
102
Способы решения прототипов задания №13
18.03
103
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Отработка навыков решения прототипов
заданий № 1, 2, 3, 9, 10,13, 14, 15
Логические
игры
Логические
игры
Логические
игры
Логические
игры
Нахождение выигрышной стратегии
Нахождение выигрышной стратегии
Нахождение выигрышной стратегии
Нахождение выигрышной стратегии
Отработка навыков решения прототипов
заданий №23
Отработка навыков решения прототипов
заданий №23
Отработка навыков решения прототипов
заданий №23
Отработка навыков решения прототипов
заданий №23
07.04
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
07.04
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
08.04
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
08.04
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
14.04
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
14.04
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
15.04
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
15.04
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
21.04
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
21.04
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
22.04
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
22.04
https://kpolyakov.spb.ru/
school/ege.htm
28.04
28.04
https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/
29.04
29.04
05.05
https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/
05.05
06.05
https://infege.sdamgia.ru/
https://infege.sdamgia.ru/
06.05
https://infege.sdamgia.ru/
12.05
https://infege.sdamgia.ru/
12.05
https://infege.sdamgia.ru/
13.05
https://infege.sdamgia.ru/
13.05
https://infege.sdamgia.ru/
127
128
129
130
131
132
Отработка навыков решения прототипов
заданий №24
Отработка навыков решения прототипов
заданий №24
Отработка навыков решения прототипов
заданий №24
Отработка навыков решения прототипов
заданий №24
Резервный урок
Резервный урок
19.05
https://infege.sdamgia.ru/
19.05
https://infege.sdamgia.ru/
20.05
https://infege.sdamgia.ru/
20.05
https://infege.sdamgia.ru/
26.05
26.05
Список используемых источников
Методические рекомендации для учащихся по индивидуальной подготовке к ЕГЭ
2024. Информатика и ИКТ. – М.: Федеральный институт педагогических измерений, 2023.
1.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа
типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года по Информатике. – М.: Федеральный институт
педагогических измерений, 2023. 3. Самылкина Н.Н. и др. Готовимся к ЕГЭ по
информатике. Элективный курс. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
2.