ВД Легкая атлетика_5кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обновление содержания общего образования, внедрение новых методов и
технологий обучения, в том числе, создание условий для обеспечения высокого
качества преподавания учебного предмета
«Физическая культура», повышения его образовательного, воспитательного и
оздоровительного потенциала являются приоритетными направлениями
государственной политики в сфере образования.
Учебный предмет «Физическая культура» представлен на всех уровнях общего
образования. Включает развитие и внедрение спортивно- ориентированных
форм обучения, реализацию образовательных программ на основе
традиционных, прикладных и популярных у обучающихся видов спорта, в том
числе легкой атлетики.
Трудно переоценить сегодня актуальность вопросов сохранения и укрепления
здоровья школьников. В качестве главных ориентиров физического воспитания
детей можно отметить следующие акценты:
всестороннее развитие и совершенствование двигательных способностей
школьников и развитие их двигательной активности;
-укрепление здоровья и профилактика заболеваний путём воспитания у детей
устойчивого интереса и положительного эмоционально- ценностного
отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
-развитие не только физических, но и нравственных качеств, способствующих
укреплению навыков внутренней организации, самодисциплины и силы воли;
-развитие
коммуникативных
качеств
характера,
физической
и
психоэмоциональной рекреации и реабилитации, навыков соревновательной
деятельности и конструктивной работе в команде, наполняющих жизнь
подростков позитивным настроем.
Физическая культура играет значительную роль в жизнедеятельности
обучающихся, так как большую часть времени дня они ведут малоподвижный
образ жизни, связанный с высоким объемом учебных и внеучебных нагрузок,
со
значительным
напряжением
внимания,
зрения,
уменьшением
продолжительности сна и прогулок, интенсивной интеллектуальной
деятельностью.
Школьный возраст - один из самых сложных этапов возрастного развития
организма человека, который охватывает достаточно большой
период времени и включает: рост, дифференцировку органов и тканей,
приобретение организмом характерных для него форм.
Данные факторы находятся между собой в тесной взаимосвязи и
взаимозависимости. При этом характерной особенностью процесса роста
детского организма является неравномерность и волнообразность.

Недостаточность двигательной активности нарушает процесс гармоничного
развития детей и вызывает ряд серьезных изменений в их организме.
Одним из наиболее доступных средств увеличения потенциала здоровья
обучающихся и увеличения их двигательной активности являются занятия
легкой атлетикой, которые, кроме укрепляющих детский организм,
закаливающих и профилактических функций, дают возможность развивать все
физические (двигательные) качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость,
координацию, с учетом сенситивных периодов развития детей и подростков.
Занятия
лёгкой атлетикой
являются общедоступными благодаря
разнообразию видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений,
которыми можно заниматься практически повсеместно и в любое время года.
Легкую
атлетику по праву называют «королевой спорта» - по
количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству странучастниц
всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за
соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. На
Олимпийских играх в Токио-2020 было разыграно 48 комплектов медалей больше,
чем в любом другом виде спорта. Телевизионная
аудитория легкоатлетических соревнований в программе олимпийских игр
составляет 50 % от общего числа телезрителей.
Занятия легкой атлетикой имеют большое оздоровительное, воспитательное и
прикладное значение, так как владение основами техники бега, прыжков и
метаний является жизненно необходимыми навыками каждого человека. Кроме
того, основы легкоатлетических дисциплин играют важную роль в
общефизической подготовке спортсменов практически во всех видах спорта.
Занятия различными видами легкой атлетики способствуют гармоничному
развитию и укреплению здоровья детей и подростков, комплексно влияют на
органы и системы растущего организма, укрепляя и повышая функциональный
уровень дыхательной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной и других систем
организма человека, вследствие чего увеличивается жизненная емкость лёгких
и мышечная масса, улучшается кровообращение, активизируется обмен
веществ, повышается тонус нервной системы.
В настоящее время легкая атлетика — это средство физического воспитания и
оздоровления, спорт, активная досуговая и профессиональная деятельность.
Беговые виды легкой атлетики является прекрасным средством закаливания,
оказывая положительное влияние на иммунную систему организма человека,
повышение выносливости и устойчивого состояния организма к воздействию
низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней
среды. Активно развивается проект Всероссийской федерации легкой атлетики
«Национальное беговое движение», который направлен на привлечение к

регулярным занятиям бегом значительных групп различного возраста, в том
числе – и школьник
Владение основами бега, прыжков и метаний обеспечивает каждому
обучающемуся всестороннее физическое развитие, возможность сохранения
здоровья, увеличение продолжительности жизни и работоспособности,
приобретение эмоционального, психологического комфорта и залога
безопасности жизни.
Систематические занятия различными видами легкой атлетики содействуют
развитию личностных качеств обучающихся - нравственных (честность,
доброжелательность, дисциплинированность, самообладание, терпимость,
коллективизм) в сочетании с волевыми качествами (смелость, решительность,
инициатива, трудолюбие, настойчивость и целеустремленность), а также
развитию способности управлять своим эмоциона
Цели изучения модуля «Легкая атлетика»
Цель Модуля - обучение основам легкоатлетических дисциплин (бега,
прыжков и метаний) как базовому жизненно необходимому навыку,
формирование у обучающихся общечеловеческой культуры и социального
самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению
собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа жизни через
занятия физической культурой и спортом с использованием средств легкой
атлетики.
Задачи Модуля:
-всестороннее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объёма их
двигательной активности;
-укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей их организма, обеспечение культуры
безопасного поведения средствами легкой атлетики;
-формирование технических навыков бега, прыжков и метаний и умения
применять их в различных условиях;
-формирование общих представлений о различных видах легкой атлетики, их
возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом
развитии и физической подготовке обучающихся;
-обучение основам техники бега, прыжков и метаний, безопасному поведению
на занятиях на стадионе (спортивной площадке), в легкоатлетическом манеже,
в спортивном зале, при проведении соревнований по кроссу и различным
эстафетам; отдыхе на природе, в критических ситуациях;
-формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта
средствами различных видов легкой атлетики с общеразвивающей и

корригирующей направленностью;
-воспитание общей культуры развития личности обучающегося средствами
легкой атлетики, в том числе, для самореализации исамоопределения;
-развитие положительной мотивации и устойчивого учебно- познавательного
интереса к предмету «Физическая культура»; удовлетворение индивидуальных
потребностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом
средствами различных видов легкой атлетики;
-популяризация легкой атлетики в общеобразовательных организациях,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности
к занятиям различными видами легкой атлетики в школьные спортивные
клубы, секции, к участию в соревнованиях;
-выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта.
Преимущество Модуля состоит в том, что используемые в образовательной
деятельности технологии бега, прыжков и метаний решают комплекс основных
задач физического воспитания на всех уровнях общего образования:
-создают оптимальные условия развития личности, обеспечивают гибкость и
вариативность содержания образовательной деятельности в соответствии с
индивидуальными особенностями и потребностямобучающихся;
-являются действенным средством укрепления здоровья детей и подростков в
общеобразовательной организации;
-формируют навыки собственной культуры поведения при проведении
тренировочных занятий и во время соревнований на стадионе (спортивной
площадке), легкоатлетическом манеже (спортивном зале), при проведении
соревнований по кроссу и эстафетному бегу, при занятиях физической
культурой и спортом в целом;
-обеспечивают развитие всех физических качеств и функциональных систем
организма;
-расширяют принцип возможности интеграции уроков физической культуры с
формами дополнительного физкультурного образования на основе занятий
различными видами легкой атлетики;
-являются действенным средством подготовки обучающихся к выполнению
нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно- спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
В содержании Модуля специфика бега, прыжков и метаний сочетается
практически со всеми базовыми видами спорта, входящими в учебный предмет
«Физическая культура» в общеобразовательной организации (гимнастика,
спортивные игры, плавание и т.д.), предполагая доступность освоения учебного
материала всеми возрастными категориями обучающихся, независимо от уровня
их физического развития и гендерных различий.

Многообразие форм движений, в том числе и сложно- координационных,
способствует воспитанию основных физических качеств - быстроты, ловкости,
гибкости, что является благоприятным для детей младшего и среднего
школьного возраста, с учетом сенситивных периодов развития двигательных
качеств.
Модуль позволяет расширить спектр физкультурно-спортивных направлений в
образовательных организациях с учетом материально- технической спортивной
базы, педагогических кадров, организации и проведения уроков физической
культуры с 3-х часовой недельнойнагрузкой.
Модуль «Легкая атлетика» разработан в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Закон), который действует в интересах обучающихся
образовательных организаций и утверждает:
право образовательных организаций на самостоятельность в осуществлении
образовательной деятельности и свободе в определении содержания
образования, разработке и утверждении своих образовательных программ,
выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по
реализуемым ими образовательным программам (п. 1, п. 2, п. п. 6 п.3 ст.28
Закона);
право педагогических работников на свободу выбора и использования
педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, а
также право на творческую инициативу, разработку и применение авторских
программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой
образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) (п.п.2 и 3 п. 3 ст. 47 Закона).
Модуль разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской
Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и
спорта Пр-1919, п.3 б) «о расширении перечня видов спорта, включенных в
программу учебного предмета «Физическая культура», в том числе
представленных в этой программе в виде отдельных модулей».
Модуль учитывает: федеральные государственные образовательные стандарты
начального общего образования, утвержденные приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286; федеральные
государственные образовательные стандарты основного общего образования,
утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 г. № 287; федеральные государственные образовательные
стандарты среднего общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. №
1645; примерную программу воспитания (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 2/20

от 2 июня 2020 г.) и направлен на реализацию цели и задач Концепции
преподавания учебного предмета
«Физическая культура» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы,
утвержденной протоколом заседания коллегии Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2018 г. №ПК-1вк.
Место модуля «Легкая атлетика» в учебном плане
Модуль может реализовываться на уроках физической культуры в 5 – 9-х
классах общеобразовательной организации в рамках рабочей программы по
предмету «Физическая культура», являющейся обязательным компонентом
содержательного
раздела
основной
образовательной
программы
образовательной организации, а также в рамках внеурочной деятельности.
Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и
количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета
«Физическая культура» (с учетом возможностей материально- технической
базы Организации и природно-климатических условий региона).
При планировании занятий легкой атлетикой в рамках урока физической
культуры, в т.ч. третьего часа, изучение теоретических знаний и освоение
базовых основ техники бега, прыжков и метаний предполагается в объеме 36
часов, из предусмотренного общего объема часов по учебному плану,
отведенного на учебный предмет «Физическая культура», в том числе:
-в 5 - 9-х классах – 170 часов (всего 170 часа). Кроме основных учебных часов
по учебному предмету «Физическая культура» могут быть использованы
дополнительные часы, выделяемые на спортивно-оздоровительную работу с
обучающимися в рамках внеурочной деятельности.
Программа обучения основам бега, прыжков и метаний, включающая
34 часов при трехразовых занятиях в неделю, может быть освоена
обучающимися за три месяца. По итогам данного периода возможно
сформировать у обучающихся общие представления об основах отдельных
видов легкой атлетики, навыки правильного выполнения упражнений в беге,
прыжках и метаниях, умении применять их в различных условиях, а также
безопасному поведению на занятиях на стадионе, легкоатлетическом манеже и
в спортивном зале и при проведении занятий вне стадиона (кроссовый бег,
нестандартные эстафеты).
Содержание 34-ти часовой программы условно предполагает деление на три
этапа обучения.
Основу первого этапа (уроки 1 — 15) составляют подготовительные
упражнения по обучению основам техники легкоатлетических видов,

общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения для начального
обучения основам техники бега, прыжков и метаний.
На втором этапе (уроки 16—24) основу составляет овладение целостным
выполнением простейших видов легкой атлетики - бег с ускорением, прыжок в
длину и метания мяча (детского копья).
Третий этап (уроки 25—34) предполагает совершенствование техники при
беге с ускорением, прыжке в длину и метании мяча.
Прохождение полного 34-ти часового курса позволяет обучающимся в
дальнейшем продолжить обучение по дополнительным общеобразовательным
программам по легкой атлетике и целенаправленно и разносторонне заниматься
различными видами легкой атлетики.
Содержание Модуля расширяет и дополняет компетенции обучающихся,
полученные в результате освоения примерной программы учебного предмета
«Физическая культура» образовательных организаций, реализующих основные
общеобразовательные программы, в части планирования учебного материала
по теоретической подготовке
обучающихся для раздела «Знания о физической культуре» на основе легкой
атлетики и формированию новых компетенций средствами бега, прыжков и
метаний, их использования в прикладных целях для увеличения двигательной
активности, оздоровления и безопасности в повседневной жизни.
Предлагаемый Модуль можно успешно интегрировать со следующими
разделами (модулями) программы «Знания о физической культуре»,
«Способы самостоятельной деятельности», «Физическое совершенствование».
Интеграция Модуля поможет обучающимся в освоении содержательных
компонентов и модулей по гимнастике, подвижным и спортивным играм, а
также подготовке и проведению соревновательных мероприятий.
Учитель физической культуры имеет возможность вариативного использования
учебного материала по различным видам легкой атлетики в урочной и
внеурочной деятельности с выбором различных технических элементов бега,
прыжков и метаний, развития двигательных качеств с учётом возраста и
физической подготовленности обучающихся (с соответствующей дозировкой и
интенсивностью).
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
История возникновения и развития легкой атлетики как вида спорта. История
развития легкой атлетики как вида спорта в мире, в Российской Федерации, в
регионе. Достижения отечественных легкоатлетов на мировых первенствах и
Олимпийских играх. Главные организации/федерации (международные,
российские), осуществляющие управление легкойатлетикой.
Характеристика видов легкой атлетики (бег, прыжки, метания, спортивная
ходьба). Различные виды бега (дистанции), прыжков и метаний. Основные
правила проведения соревнований по легкой атлетике. Судейская коллегия,

обслуживающая соревнования (функции). Основные требования к стадиону,
легкоатлетическому манежу, трассе для кросса и пробегов.Словарь терминов и
определений по легкой атлетике.
Занятия легкой атлетикой как средство укрепления здоровья, повышения
функциональных возможностей основных систем организма и
закаливания. Сведения о физических качествах, необходимых в различных
видах легкой атлетики. Основные средства и методы обучения технике
способов бега, прыжков и метаний. Игры и развлечения в процессе занятий
легкой атлетикой.
Влияние занятий легкой атлетикой. на формирование положительных качеств
личности человека.
Правила поведения и техники безопасности при занятиях различными видами
легкой атлетики на стадионе, в легкоатлетическом манеже (в спортивном зале),
на трассе для кросса.
Режим дня при занятиях легкой атлетикой. Личная гигиена во время занятий
легкой атлетикой. Форма одежды/легкоатлетическая экипировка (спортивный
костюм, спортивные трусы и майка, кроссовки, полотенце), сопутствующий
инвентарь и оборудование для занятий различными видами легкой атлетики.
Способы самостоятельной деятельности
Самоконтроль во время занятий различными видами легкой атлетики. Первые
внешние признаки утомления. Средства восстановления организма после
физической нагрузки.
Режим дня юного легкоатлета. Правила личной гигиены, требования к
спортивной одежде и обуви для занятий различными видами легкой атлетики.
Правильное сбалансированное питание при занятии различными видами легкой
атлетики. Характерные травмы во время занятий бегом, прыжками и метаниями
и мероприятия по их предупреждению.
Выбор и подготовка места для занятий различными видами легкой атлетики.
Выбор одежды и обуви для занятий бегом, прыжками и метаниями. Правила
использования спортивного инвентаря и оборудования для занятий различными
видами легкой атлетики. Организация и проведение подвижных игр с
элементами бега, прыжков и метаний во время активного отдыха и каникул.
Судейство простейших спортивных соревнований по легкой атлетике в
качестве судьи или помощника судьи.
Физическое совершенствование
Комплексы упражнений на развитие основных физических качеств
(выносливости, силы, гибкости, ловкости и скоростных способностей), в
соответствии с сенситивными периодами развития детей в этом возрасте и

рекомендуемой последовательностью развития физических двигательных
качеств (в младшем школьном возрасте акцентируется внимание на развитии
быстроты, гибкости и ловкости).
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на стадионе и в
легкоатлетическом манеже (спортивном зале). Упражнения с использованием
вспомогательных средств (барьеров и конусов различной высоты, медболов и
т.п.). Перенос технических навыков выполнения упражнений в целостное
легкоатлетическое упражнение (бег на короткой дистанции с ускорением,
прыжок в длину с короткого разбега, метание мяча и/или медбола и т.д.)
Бег со старта из различных положений, бег со сменой темпа и направлений
бега, многоскоки (прыжки с ноги на ногу), метание медбола с партнером и т.д.
Пробегание учебных дистанций с низкого и высокого старта, с хода, в группах
и в парах с фиксацией результата. Участие в соревновательной деятельности в
различных комбинациях видов легкой атлетики, соблюдая принципы
разносторонней подготовки (использование элементов бега, прыжков и
метаний).
Игры, игровые задания и развлечения с использованием элементов
легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях (с элементами
соревнования; не имеющие сюжета; игры сюжетного характера; командные
игры). Соревнования проводятся в основном по нестандартным многоборьям,
например, 3-4 вида («станции»), которые имеют четкую направленность –
спринтерско-барьерную, прыжковую или метательскую. Требования к
физической подготовке детей не должны быть завышенными; каждому
обучающемуся следует пройти каждую «станцию» и обязательно принести
очки команде - никто не должен получить нулевую оценку. Обучающимся и
командам должно даваться две попытки на прохождение каждой «станции», в
зачет принимается лучший результат.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
МОДУЛЯ «ЛЕГКАЯАТЛЕТИКА»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основных
образовательных программ начального общего и основного общего
образования Федеральных государственных образовательных стандартов
(приказы Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286, от 31.05.2021 г. №
287) модуль «Легкая атлетика» направлен на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов по физической
культуре.
Личностные результаты формируются за счёт освоения Модуля и направлены
на готовность, способность и стремление обучающихся в учебной и
воспитательной
деятельности
к
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в

обществе правилами и нормами поведения, процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формированию внутренней позиции личности
средствами различных видов легкой атлетики.
Метапредметные результаты включают сформированные на базе освоения
Модуля, в единстве с программным материалом других образовательных
дисциплин, межпредметные понятия и универсальные компетенции для их
активного применения в учебной познавательной, коммуникативной и
социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления
учебной
деятельности,
работа
с
информацией, самоорганизация,
сотрудничество с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной
образовательной траектории.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который
приобретается в процессе освоения Модуля, проявляется в знаниях и способах
двигательной деятельности, умениях их применять при решении практических
задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий
легкой атлетикой, с учебной, игровой и соревновательной деятельностью по
различным видам легкой атлетики и в сфере физической культуры и спорта в
целом.
Планируемые личностные результаты:
проявление патриотизма, уважения к Отечеству через знание истории и
современного состояния развития легкой атлетики; проявление чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России через
достижения отечественных легкоатлетов на мировых чемпионатах и
первенствах, Чемпионатах Европы и Олимпийских играх;
проявление готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,
мотивации и осознанному выбору индивидуальной траектории образования
средствами легкой атлетики профессиональных предпочтений в области
физической культуры и спорта, в том числе через традиции и идеалы главных
организаций по легкой атлетике регионального, всероссийского и мирового
уровней, а также школьных спортивных клубов;
сформированность толерантного сознания и поведения, способность вести
диалог с другими людьми (сверстниками, взрослыми, педагогами), достигать в
нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в учебной, тренировочной, досуговой, игровой и соревновательной
деятельности на принципах доброжелательности и взаимопомощи;
проявление осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам; моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий
физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по легкой
атлетике;

проявление готовности соблюдать правила индивидуального и коллективного
безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и
чрезвычайных ситуациях при занятии легкой атлетикой;
способность принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности, стремление к познанию и творчеству,
эстетическим потребностям;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях и условиях, в достижении поставленных целей на основе
представлений о нравственных нормах; способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности средствамилегкой атлетики.
Планируемые метапредметные результаты:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результатов в учебной,
тренировочной, игровой и соревновательной деятельности, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения средствами
различных видов легкой атлетики, составлять планы в рамках физкультурноспортивной деятельности; осуществлять, контролировать и корректировать
учебную, тренировочную, игровую и соревновательную деятельность;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со
сверстниками и взрослыми; работать индивидуально, в парах и в группе,
эффективно взаимодействовать и разрешать конфликты в процессе учебной,
тренировочной, игровой и соревновательной деятельности, судейской
практики, учитывать позиции других участников деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, выявление, анализ и
нахождение способов устранения ошибок при выполнении технических
действий в различных видах легкой атлетики;
организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий различными видами легкой атлетики;
умение ориентироваться в различных источниках информации с соблюдением
правовых и этических норм, норм информационной безопасности, способность
самостоятельно применять различные методы и инструменты в
информационно-познавательной деятельности;
Планируемые предметные результаты на уровне основного общего
образования:
знания о значении легкой атлетики, особенно бега, как средства повышения
функциональных возможностей основных систем организма и укрепления
здоровья человека;

знания о роли легкой атлетики в направлениях: физическая культура, спорт,
здоровье, безопасность, укрепление международных связей; достижениях
выдающихся отечественных легкоатлетов, их вкладе в развитие легкой
атлетики;
умение характеризовать виды легкой атлетики (бег, прыжки, метания,
соревнования на стадионе, в манеже, пробеги по шоссе, кросс, спортивная
ходьба);
знание легкоатлетических дисциплин и программ соревнований, состава
судейской коллегии, функций судей; применение терминологии и
правил проведения соревнований по различным видам легкой атлетики в
учебной, соревновательной и досуговой деятельности;
использование основных средств и методов обучения основам техники
различных видов легкой атлетики; знание прикладного значения легкой
атлетики;
владение правилами поведения и требованиями безопасности при организации
занятий легкой атлетикой на стадионе, в легкоатлетическом манеже
(спортивном зале) и вне стадиона;
умение выполнять комплексы упражнений, включающие общеразвивающие,
специальные и имитационные упражнения в различных видах легкой атлетики;
упражнения для изучения техники отдельных видов легкой атлетики их
совершенствования;
умение составлять и демонстрировать комплексы упражнений на развитие
физических качеств, характерные для легкой атлетики в целом и отдельно для
бега, прыжков и метаний;
умение осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой в процессе
занятий легкой атлетикой, применять средства восстановления организма после
физической нагрузки;
знание и умение выполнять тестовые упражнения по физической
подготовленности в различных видах легкой атлетики; участие в
соревнованиях по легкой атлетике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ЛЕГКАЯАТЛЕТИКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
5-8-9 КЛАСС
№ Название тематического
раздела с указанием
основных тем

1
2

3

Знания о легкой
атлетике
Способы
самостоятельной
деятельности
Физическое
совершенствование

Количество
часов,
отводимых на
освоения
темы
15

ЦОР\ЭОР

9

https://multiurok.ru/files/vypusknaia-rabotatiema-orghanizatsiia-samostoiati.html

10

https://multiurok.ru/files/fizicheskoesovershenstvovanie.html

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3422/main/

5 КЛАСС
№ п/п Виды занятий и содержание

1.

2.

3.
4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.
11.
12.

13.

14.

15.
16

Количес
тво
часов

Инструктаж по ТБ. Ведение в дисциплину. Структура
предмета. ОФП. Изучение техники бега на короткие
дистанции: ознакомление с техникой- изучение бега по
прямой.
Обучение технике спринтерского бега: высокий старт,
стартовый разгон.

04.09.2024
1
11.09.2024
1

Обучение технике спринтерского бега:- изучение
высоко старта. Выполнение стартовых положений.
Обучение технике спринтерского бега.
Совершенствование техники высокого старта.
Поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу.
Обучение техники спринтерского бега. Изучение
техники низкого старта (варианты низкого старта).
Установление стартовых колодок. Выполнение
стартовых команд.
Обучение техники спринтерского бега. Изучение
техники низкого старта (варианты низкого старта).
Установление стартовых колодок. Выполнение
стартовых команд
Обучение техники спринтерского бега. Выполнение
стартовых команд. Повторные старты без сигнала и по
сигналу. Изучение техники стартового разгона.
Обучение техники спринтерского бега. Выполнение
стартовых команд. Изучение техники стартового
разгона. Изучение техники перехода от стартового
разгона к бегу по дистанции.
Обучение технике спринтерского бега. Изучение
техники бега по повороту. Изучение техники низкого
старта на повороте. Изучение техники финиширования.
ОФП. Высокий старт последующим ускорением 10-15
1
м. Бег 60 м.
ОРУ. Контрольное занятие: бег 60 м. Подвижные игры.
Инструктаж по ТБ. Изучение техники прыжка в длину
способом «согнув ноги». Ознакомление с техникой.
Изучение отталкивания. Изучение сочетания разбега с
отталкиванием.
Изучение техники прыжка в длину способом «согнув
ноги». Изучение техники полетной фазы. Изучение
группировки и приземления
Совершенствование техники прыжка в длину способом
«согнув ноги» с разбега. Изучение прыжка в целом.
Совершенствование техники.
ОФП. Контрольное занятие по прыжкам в длину. Бег в
медленном темпе.
ОФП. Контрольное занятие по прыжкам в длину. Бег в

Дата
проведения

18.09.2024
1
25.09.2024
1
02.10.2024
1
09.10.2024
1
16.10.2024
1
23.10.2024
1
06.11.2024
1
13.11.2024
1

20.11.2024
27.11.2024

1
04.12.2024
1
11.12.2024
1
18.12.2024
1
1

25.12.2024

17.
18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.
27
28.
29.

30.
31.
32.

33.
34.

медленном темпе.
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение технике
эстафетного бега. Подвижные игры.
ОРУ. Встречная эстафета. Подвижные игры.
Контрольное занятие: эстафета 4 по 100.
ОФП. Совершенствование техники метания мяча на
дальность. Подвижные игры.
ОФП. Совершенствование техники метания мяча на
дальность. Метание набивных мячей 1 кг. Подвижные
игры.
ОФП. Совершенствование техники метания мяча.
Метание на дальность. Бег в медленном темпе.
Соревнования по метанию мяча на дальность. Игра в
волейбол.
Инструктаж по ТБ. ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на
средние дистанции 300-500 м. Игра в волейбол.
ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции
400-500 м. Подвижная игра.
СПОФП. Бег 30, 60 м. Метание набивных мячей.
Волейбол.
СПОФП. Бег 30, 60 м. Метание набивных мячей.
Волейбол
Бег на средние дистанции. Волейбол.
Составление и выполнение упражнений специальной
физической подготовки. Бег в медленном темпе (2-2,5
мин).
ОФП. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м
.Волейбол.
ОФП с набивными мячами. Контрольный урок: кросс в
равномерном темпе 1000м. Волейбол.
СПОФП. Составление и проведение самостоятельных
занятий по совершенствованию индивидуальной
техники двигательных действий. Челночный бег 3 по 10
м и 6 по 10 м.
СПОФП. Встречная эстафета. Игра волейбол.
Соревнование: прыжок в длину с места и прыжок в
длину с разбега. Игра волейбол.
ВСЕГО ЗА ГОД -34

1

15.01.2025

1

22.01.2025

1
1

29.01.2025
05.02.2025

1

12.02.2025

1

19.02.2025

1

26.02.2025

1

05.03.2025

1

12.03.2025

1

19.03.2025

1

02.04.2025
1

09.04.2025
16.04.2025

1
1

23.0542025
30.04.2025

1
07.05.2025
1
1

14.05.2025

1

21.05.2025

8 класс
№ п/п

Виды занятий и содержание

1.

Инструктаж по ТБ. Ведение в дисциплину. Структура
предмета. ОФП. Изучение техники бега на короткие
дистанции: ознакомление с техникой- изучение бега по
прямой.
Обучение технике спринтерского бега: высокий старт,
стартовый разгон.

2.

3.
4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.
12.
13.

14.

15.

16.

Обучение технике спринтерского бега:- изучение высоко
старта. Выполнение стартовых положений.
Обучение технике спринтерского бега. Совершенствование
техники высокого старта. Поворотные выходы со старта
без сигнала и по сигналу.
Обучение техники спринтерского бега. Изучение техники
низкого старта (варианты низкого старта). Установление
стартовых колодок. Выполнение стартовых команд.
Обучение техники спринтерского бега. Изучение техники
низкого старта (варианты низкого старта). Установление
стартовых колодок. Выполнение стартовых команд
Обучение техники спринтерского бега. Выполнение
стартовых команд. Повторные старты без сигнала и по
сигналу. Изучение техники стартового разгона.
Обучение техники спринтерского бега. Выполнение
стартовых команд. Изучение техники стартового разгона.
Изучение техники перехода от стартового разгона к бегу
по дистанции.
Обучение техники спринтерского бега. Выполнение
стартовых команд. Изучение техники стартового разгона.
Изучение техники перехода от стартового разгона к бегу
по дистанции.
Обучение технике спринтерского бега. Изучение техники
бега по повороту. Изучение техники низкого старта на
повороте. Изучение техники финиширования.
ОФП. Высокий старт последующим ускорением 10-15 м.
Бег 60 м.
ОРУ. Контрольное занятие: бег 60 м. Подвижные игры.
Инструктаж по ТБ. Изучение техники прыжка в длину
способом «согнув ноги». Ознакомление с техникой.
Изучение отталкивания. Изучение сочетания разбега с
отталкиванием.
Изучение техники прыжка в длину способом «согнув
ноги». Изучение техники полетной фазы. Изучение
группировки и приземления
Совершенствование техники прыжка в длину способом
«согнув ноги» с разбега. Изучение прыжка в целом.
Совершенствование техники.
ОФП. Контрольное занятие по прыжкам в длину. Бег в
медленном темпе.

Количес
тво
часов

Дата
проведения
03.09.2024

1
10.09.2024
1
17.09.2024
1
24.09.2024
1
01.10.2024
1
08.10.2024
1
15.10.2024
1
22.10.2024
1
1

12.11.2024

19.11.2024
1
1
1

26.11.2024
03.12.2024
10.12.2024

1
17.12.2024
1
24.12.2024
1
14.01.2025
1

17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.

ОФП. Контрольное занятие по прыжкам в длину. Бег в
медленном темпе.
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение технике эстафетного
бега. Подвижные игры.
ОРУ. Встречная эстафета. Подвижные игры.
Контрольное занятие: эстафета 4 по 100.

1

21.01.2025

1

28.01.2025

1
1

04.02.2025
11.02.2025

ОФП. Совершенствование техники метания мяча на
дальность. Подвижные игры.
ОФП. Совершенствование техники метания мяча на
дальность. Метание набивных мячей 1 кг. Подвижные
игры.
ОФП. Совершенствование техники метания мяча. Метание
на дальность. Бег в медленном темпе.
Соревнования по метанию мяча на дальность. Игра в
волейбол.
Инструктаж по ТБ. ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на
средние дистанции 300-500 м. Игра в волейбол.
ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции
400-500 м. Подвижная игра.
СПОФП. Бег 30, 60 м. Метание набивных мячей.
Волейбол.
СПОФП. Бег 30, 60 м. Метание набивных мячей. Волейбол

1

18.02.2025

1

25.02.2025

1

04.03.2025

1

11.03.2025

1

18.03.2025

1

08.04.2025

1

15.04.2025

1

22.04.2025

1

29.04.2025
06.05.2025

Бег на средние дистанции. Волейбол.
Составление и выполнение упражнений специальной
физической подготовки. Бег в медленном темпе (2-2,5
мин).
ОФП. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м
.Волейбол.
ОФП с набивными мячами. Контрольный урок: кросс в
равномерном темпе 1000м. Волейбол.
ВСЕГО ЗА ГОД -32

1
1

13.05.2025
20.05.2025

1

9 класс
№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Виды занятий и содержание

Количе
ство
часов

Инструктаж по ТБ. Ведение в
дисциплину. Структура предмета.
ОФП. Изучение техники бега на
короткие дистанции: ознакомление
с техникой- изучение бега по
прямой.
Обучение технике спринтерского
бега: высокий старт, стартовый
разгон.
Обучение технике спринтерского
бега:- изучение высоко старта.
Выполнение стартовых положений.
Обучение технике спринтерского
бега. Совершенствование техники
высокого старта. Поворотные
выходы со старта без сигнала и по
сигналу.
Обучение техники спринтерского
бега. Изучение техники низкого
старта (варианты низкого старта).
Установление стартовых колодок.
Выполнение стартовых команд.
Обучение техники спринтерского
бега. Изучение техники низкого
старта (варианты низкого старта).
Установление стартовых колодок.
Выполнение стартовых команд
Обучение техники спринтерского
бега. Выполнение стартовых
команд. Повторные старты без
сигнала и по сигналу. Изучение
техники стартового разгона.
Обучение техники спринтерского
бега. Выполнение стартовых
команд. Изучение техники
стартового разгона. Изучение
техники перехода от стартового
разгона к бегу по дистанции.
Обучение техники спринтерского
бега. Выполнение стартовых
команд. Изучение техники
стартового разгона. Изучение
техники перехода от стартового
разгона к бегу по дистанции.

Дата

проведения

9А
03.09.2024

9Б
02.09.2024

9В
04.09.2024

10.09.2024

09.09.2024

11.09.2024

17.09.2024

16.09.2024

18.09.2024

24.09.2024

23.09.2024

25.09.2024

01.10.2024

30.09.2024

02.10.2024

08.10.2024

07.10.2024

09.10.2024

15.10.2024

14.10.2024

16.10.2024

22.10.2024

21.10.2024

23.10.2024

12.11.2024

11.11.2024

06.11.2024

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10.

11.
12.
13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.
20.
21.

22.

23.

24.
25.

Обучение технике спринтерского
бега. Изучение техники бега по
повороту. Изучение техники
низкого старта на повороте.
Изучение техники финиширования.
ОФП. Высокий старт последующим 1
ускорением 10-15 м. Бег 60 м.
ОРУ. Контрольное занятие: бег 60
м. Подвижные игры.
Инструктаж по ТБ. Изучение
техники прыжка в длину способом
«согнув ноги». Ознакомление с
техникой. Изучение отталкивания.
Изучение сочетания разбега с
отталкиванием.
Изучение техники прыжка в длину
способом «согнув ноги». Изучение
техники полетной фазы. Изучение
группировки и приземления
Совершенствование техники
прыжка в длину способом «согнув
ноги» с разбега. Изучение прыжка в
целом. Совершенствование
техники.
ОФП. Контрольное занятие по
прыжкам в длину. Бег в медленном
темпе.
ОФП. Контрольное занятие по
1
прыжкам в длину. Бег в медленном
темпе.
Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение
технике эстафетного бега.
Подвижные игры.
ОРУ. Встречная эстафета.
Подвижные игры.
Контрольное занятие: эстафета 4 по
100.
ОФП. Совершенствование техники
метания мяча на дальность.
Подвижные игры.
ОФП. Совершенствование техники
метания мяча на дальность.
Метание набивных мячей 1 кг.
Подвижные игры.
ОФП. Совершенствование техники
метания мяча. Метание на
дальность. Бег в медленном темпе.
Соревнования по метанию мяча на
дальность. Игра в волейбол.
Инструктаж по ТБ. ОФП. Кроссовая
подготовка. Бег на средние
дистанции 300-500 м. Игра в
волейбол.

19.11.2024

18.11.2024

13.11.2024

26.11.2024

25.11.2024

20.11.2024

03.12.2024

02.12.2024

27.11.2024

10.12.2024

09.12.2024

04.12.2024

17.12.2024

16.12.2024

11.12.2024

24.12.2024

23.12.2024

18.12.2024

14.01.2025

13.01.2025

25.12.2024

21.01.2025

20.01.2025

15.01.2025

1

28.01.2025

27.01.2025

22.01.2025

1

04.02.2025

03.02.2025

29.01.2025

1

11.02.2025

10.02.2025

05.02.2025

1

18.02.2025

17.02.2025

12.02.2025

1

25.02.2025

24.02.2025

19.02.2025

1

04.03.2025

03.03.2025

26.02.2025

1

11.03.2025

10.03.2025

05.03.2025

1

18.03.2025

17.03.2025

12.03.2025

1

1

1

1

1

1

26.

27.
29.
30.

31.
32.

33.

34.
35.

ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на
средние дистанции 400-500 м.
Подвижная игра.
СПОФП. Бег 30, 60 м. Метание
набивных мячей. Волейбол.
Бег на средние дистанции.
Волейбол.
Составление и выполнение
упражнений специальной
физической подготовки. Бег в
медленном темпе (2-2,5 мин).
ОФП. Кросс в сочетании с ходьбой
до 800-1000 м .Волейбол.
ОФП с набивными мячами.
Контрольный урок: кросс в
равномерном темпе 1000м.
Волейбол.
СПОФП. Составление и проведение
самостоятельных занятий по
совершенствованию
индивидуальной техники
двигательных действий. Челночный
бег 3 по 10 м и 6 по 10 м.
СПОФП. Встречная эстафета. Игра
волейбол.
Соревнование: прыжок в длину с
места и прыжок в длину с разбега.
Игра волейбол.
ВСЕГО ЗА ГОД

1

08.04.2025

07.04.2025

19.03.2025

1

15.04.2025

14.04.2025

02.04.2025

1

22.04.2025

21.04.2025

09.04.2025

29.04.2025

28.04.2025

16.04.2025

06.05.2025

05.05.2025

23.0542025

13.05.2025

12.05.2025

30.04.2025

20.05.2025

19.05.2025

07.05.2025

26.05.2025

14.05.2025

1

1

1

1

1
1

21.05.2025
33ч

34ч

35ч

Список литературы
Приказ Министерства спорта Российской Федерации №999 (от
20.12.2021)
«Об
утверждении
Единой
всероссийской
спортивной
классификации (виды спорта, включенные в программу Игр Олимпиады)»,
зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря
2021 года.
«Бегай! Прыгай! Метай!» Официальное руководство Международной
ассоциации легкоатлетических федераций по обучению легкой атлетике / Х.
Мюллер, В. Ритцдорф (издание на рус. яз. подготовлено Московским RDC, пер.
с англ. А. Гнетовой, ред. В. Зеличенок). – М.: Человек, 2013. –216 с.
1.
«Введение в теорию тренировки. Официальное руководство
Международной ассоциации легкоатлетических федераций по обучению легкой
атлетике по обучению легкой атлетике (2-е изд.) / Ред. П. Дж. Л. Томпсон
(издание на рус. яз. подготовлено Московским Региональным центром развития
легкой атлетики, пер. с англ. А. Гнетовой, ред. В. Зеличенок). – М.: Человек,
2013. – 192 с.
2. Программа Международной ассоциации легкоатлетических федераций
«Детская легкая атлетика»: командные соревнования для детей: Пер. с англ. А.
Гнетовой / Под общ. ред. В. Б. Зеличенка. – М., 2006. – 63 с.
3. Подготовка юных легкоатлетов / Предисл. и науч. ред. В.Б. Зеличенка.
–М.: Терра. Спорт, 2000. – 56 с.
4. Сирис
П.З., Гайдарска
П.М., Рачев К.И. Отбор и
прогнозирование способностей в легкой атлетике. – М.: Физкультура и спорт,
1983. – 127 с.
5. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: Физкультура и
спорт,2003. – 176 с.
6. Жийяр М.В., Левченкова Т.В., Киселева Е.В., Соловьёв В.Б. Социально –
педагогический анализ отношения учителей физической культуры к
организации и проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады
школьников по физической культуре //Физическая культура:
воспитание,
образование, тренировка: научно – методический журнал РАО,
РГУФКСМиТ. - № 2. - 2017 г. – С.74 -76.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».