ВД ВППО ИСКАТЕЛЬ_8кл

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ВППО ИСКАТЕЛИ» для 8
«В» класса разработана в соответствии с ООП ООО, ФГОС. Программа составлена на
основе государственной программы:
1.«Патриотическое воспитание граждан России» утвержденной Министерством
образования РФ на 2020 - 2025 года.
Также основанием для разработки программы послужили следующие документы:
2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2025 года.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании».
4.Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.
2010г.№96/134 «Об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области
обороны и подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях».
5. Закон Российской Федерации «О днях воинской славы».
6. «Основные направления развития муниципальной системы образования в городе
Сальске на 2020 -2025 годы»
7. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта».
8.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2011;
9.
Программа
деятельности
и
развития
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №4.
10.Программа, устав и паспорт поискового отряда «ИСКАТЕЛЬ».
В настоящее время основные задачи патриотического воспитания в нашей стране
решаются на основе государственной программы «Патриотического воспитания граждан
Российской Федерации», основной целью которой является совершенствование системы
патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного
демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого
патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению
конституционных обязанностей.
Данная программа актуальна, так как она предполагает необходимость
формирования у подрастающего поколения нравственных, морально-психологических и
этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм,
гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у
учащихся интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в
продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно
организовать своё свободное время.
Социальный заказ государства на воспитание образованного, нравственного,
предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,
способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством
ответственности за судьбу страны, нашел отражение в этой программе. Программа
обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы
преемственности деятельности школьников на уровне среднего общего образования.
Особенностью данной программы является то, что главный акцент делается на
работу в образовательных учреждениях, как интегрирующих центрах совместной
воспитательной деятельности школы семьи и общественных организаций.
Цель программы: создание условий для формирования чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, изучение истории
родного края, развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных
навыков направленных на воспитание гражданско-патриотических качеств личности.
Задачи:
 образовательные:
- сформировать систему знаний в сфере Российской истории;

сформировать у учащихся представление об историческом прошлом и настоящем нашего
города, края, страны; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе,
который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края,
страны;
- совершенствовать знания, умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и
описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять
анализ и самоанализ;
- обучить механизмам анализа истории России и запоминания основных исторических
фактов и событий;
 воспитательные:
-воспитать у обучающихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории;
-пробуждать национальное самосознание, духовный характер, глубинной чертой
которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений,
служение своему Отечеству, своему народу;
-сформировать у обучающихся активную жизненную позицию на основе коллективной
работы учащихся, участии их в интересном и полезном для общества деле;
 развивающие:
-реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся;
-развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения;
-расширять исторический кругозор учащихся;
-сформировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
-теоретические: беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа, творческие проекты;
-практические: экскурсии, музейный урок, встречи, практикумы в библиотеке, работа с
документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями,
просмотр фильмов, слайдов, презентаций. Отработка строевых приемов, овладение
навыками пользования предметами поисковика.
Программа по курсу внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа, из расчета 1
час в неделю. Программа направлена на достижение результатов разного уровня:
Первый уровень результатов освоения программы - духовно-нравственные
приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх,
выставках, исследовательских работах. Элементарные социальные знания учащиеся
получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую
деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику
поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе
города. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения
к памятникам истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной
войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного
поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Второй уровень результатов переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом,
осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В
различных ситуациях у учащихся появляется возможность проявить себя с лучшей
стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным
становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и
культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного
общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных
субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С
этой целью спланированы мероприятия: экскурсии к историческим памятникам, в музеи,
презентации проектов. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной
деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в
исследовательских конференциях и конкурсах различного уровня.

Реализация программы возможна с применением дистанционных образовательных
технологий. Режим занятия курса определяется с учетом санитарно-эпидемиологических
норм. Продолжительность одного занятия по курсу внеурочной деятельности 35 минут.
По окончании курса проводится публичная защита ЗУН, в форме участия «смотре
строя и песни». Также, контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной
деятельности происходит путем накопления материалов по типу «портфолио». В том
числе, участие школьников в конкурсах и конференциях различного уровня (школьных,
муниципальных, региональных, всероссийских и международных), в патриотических
акциях и проектах. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки
результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать
формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также
процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся
будет значимым участником деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная
гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности
гражданина России.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается
формирование универсальных
учебных
действий (личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных),
позволяющих
достигать
предметных,
метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у учащихся будут сформированы:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
уважения к прошлому и настоящему многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- активное участие в краеведческих и исторических конкурсах, массовых мероприятиях;
-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи.
При достижении метапредметных результатов будут сформированы следующие
УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
 Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других субъектов;
-владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т.д.);
- использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
формах (эссе, презентация, реферат и др.).
Учащийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами
социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его
выполнение.
 Познавательные универсальные учебные действия.
Учащийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
-осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с
помощью ИКТ;
-выражать речь в устной и письменной форме;
-проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать
причинно-следственные связи.
Учащийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
 Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как
ориентир для построения действий;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.

Содержание программы
I.Вводное занятие.
Знакомство с поисковым отрядом (презентация). Формирование структур отряда.
Утверждение плана на текущий учебный год.
II. Изучение истории поискового движения.
Введение, история поискового движения в России. Поисковое движение на современном
этапе. Республиканские, региональные и межрегиональные поисковые объединения
России. Проблемы поискового движения. Актуальное значение поискового движения.
Изучение Устава отряда.
Общие положения Устава. Программа подготовки к новому сезону. Руководство отрядом.
Состав отряда. Права и обязанности членов отряда. Поощрения и высказывания,
налагаемые на членов отряда. Время и порядок прохождения испытательного срока.
Традиции, символика и атрибутика отряда.
III. Изучение методики работы с документами, архивом
Историческое обоснование проведения поисковых работ. Архивы страны. Методика
работы с документами.
IV. Изучение истории Великой Отечественной войны, с привязкой к районам работы
поискового отряда.
Великая Отечественная война. География войны. Фронтовые, тыловые и оккупированные
зоны. Карта войны (работа с атласами, контурными картами). Исторические сражения на
территории СССР: Смоленское сражение, битва за Москву, Сталинградская битва, битва
на Курской дуге. Величайшие трагедии войны: Блокада Ленинграда. Оккупация и
освобождение города Сальска и Сальского района. Геноцид на сальской земле.
V. Музейное дело
Общественные музеи и их значение в героико-патриотическом воспитании молодежи.
Документация, необходимая при работе общественного музея. Хранение, учет и
инвентаризация экспонатов музея. Создание экспозиций «Война глазами поисковиков»,
«Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Трагедия 41-го», «День скорби» и
т.п. Необходимые навыки, умения будущих экскурсоводов.
VI.Основы строевой подготовки
«Строевая стойка». Ответы на приветствия. Выполнение команд «Становись»,
«Равняйсь», «Смирно», «Вольно». Перестроение из одной шеренги в две и обратно.
Строевой шаг. Прохождение строевым шагом в колоне и в шеренге. Прохождение с
песней в колоне.
VII. Медицинская подготовка.
Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания. Перевязочный материал и
правила пользования им. Виды кровотечения. Понятие о переломе и травматическом
шоке. Первая помощь при переломах. Первая помощь при синдроме длительного
сдавливания и закрытых повреждениях. Первая помощь больному, потерявшему сознание.
Ожоги, обморожения. Тепловой и солнечный удар. Утопление. Поражение электрическим
током. Укусы ядовитых рептилий и насекомых. Поражение отравляющими и
сильнодействующими ядовитыми веществами.
VIIIЭлементы, основ саперной подготовки
Стрелковое вооружение, состоящее на вооружении в годы ВОВ. Виды ручных гранат. Их
устройство и принцип действия. Авиационные боеприпасы. Их классификация.
Артиллерийские боеприпасы. Их виды. Виды и модификации мин, их принцип действия.
Начальная военная подготовка.
Работа и принцип устройства стрелкового оружия, находящегося на вооружение РА.
Стрельба по мишеням (положение «сидя», «стоя», «лежа»).
IX. Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий и работы с
экспонатами.
Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий. Ежедневный инструктаж
по ТБ членов поискового отряда при нахождении в зоне боевых действий.
X. Результаты деятельности поискового отряда.

Подведение итогов деятельности поискового отряда. Презентация «Никто не забыт…».
Общешкольное мероприятие «Смотр строя и песни».
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНСТИ
Формы проведения занятий:
- учебно-тренировочные занятия;
-учебно-теоретические занятия;
-практикумы;
-учебно-тренировочные походы;
-экскурсии;
-спортивные состязания;
Методы проведения занятий:
-словестный (рассказ, беседа, диалог) ;
-наглядный (использование наглядного материала, видеофильмов, документальных
фильмов, проведения экскурсий) ;
-практический (выполнение самостоятельных заданий, практических работ, отработка
практических задач по различным видам подготовки) ;
-исследовательский (самостоятельный поиск информации по изучаемой теме, подготовка
сообщений, докладов) ;
- работа по поиску и установления судьбы без вести пропавших, погибших бойцов и
командиров РККА.
Формы контроля:
-участие в соревнованиях различного уровня, в учебно-тренировочных походах;
-систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года;
-игровые занятия на повторение теоретических знаний;
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Результатом прохождения программы должны стать следующие усвоенные
учащимися знания и умения.
Должны знать:
-историю и проблемы поискового движения в России;
-основные события периода великой отечественной войны;
-правила оказания первой медицинской помощи;
-возрастные и психологические особенности ветеранов войны при проведении опроса;
-принцип устройства, работы, хранения, транспортировки металлоискателя;
-правила обращения с медальонами , порядок их регистрации и хранения;
-правила обращения со стрелковым оружием и различными видами боеприпасов и мин
времён ВОВ;
-правила эксгумации безымянных захоронений и заполнения карт эксгумации.
Должны уметь:
-работать с различными видами источников(устные, письменные карты и др.) ;
-обобщать и анализировать полученные данные;
-предупреждать и оказывать первую медицинскую помощь при травмах и заболеваниях;
-визуально различать различные виды оружия времён ВОВ, а так же степень их
безопасности;
-освоить навыки работы с металлоискателем;
-установить место нахождения на местности и составлять простейшие планы местности;
-в соответствии с правилами устанавливать палатку, разжигать костёр, организовать быт
поисковиков в экспедиции;

-пользоваться картой при проведении разведки, составлять схему места обнаружения
захоронения с привязкой к топографической карте;
-определять место возможных безымянных захоронений;
Организация поисковой экспедиции
Одним из основных этапов реализации данной рабочей программы является организация
поисковой экспедиции, которая проходит в весенне-осенний период. В результате участия
школьников в поисковой экспедиции происходит практическое применение всех
усвоенных школьниками знаний, умений и навыков на практике.
Целью экспедиции является:
-поиск и перезахоронение солдат погибших в годы ВОВ;
-практическое применение учащимися всех полученных знаний, умений и навыков на
практике.
-патриотическое воспитание молодежи, учащихся.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
№
раз
де
ла
1

2

3

4

5

6

7

Наименование
раздела

Вводное
занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности
Истории
поискового
движения.
Изучение
методики
работы с
документами,
архивом

Модуль «Школьный
урок»

Правила учебного
кабинета, работа в
музее.
День памяти Героя
России Гойняк А.Н.
Устав отряда. Дни
Воинской Славы.
Экскурсии в музее
Интерактивные формы
учебной деятельности
Музейные уроки

Колво
часов

Из них (количество часов)
Прое
кты

Экскурс
ии

Монито
ринг
знаний

1

1

1

2

6

4

Вывод советских войск из
Афганистана. День

народного единства
История
День Неизвестного
Великой
Солдата
Отечественной
День Героя Отечества
войны, с
День Конституции РФ
привязкой к
Права человека
районам работы День защитника
поискового
Отечества Музейные
отряда.
уроки
День равноправия
Урок мужества
День космонавтики.
Музейное дело
День местного
самоуправления
Музейные уроки
Основы
День памяти тружеников
строевой
тыла
подготовки
Урок мужества
Локальные войны.
Геноцид на Сальской
земле
Элементы, основ Экскурсии в музей
саперной
Мозговой штурм
подготовки

28

12

8

6

1

Инструктаж по
технике
безопасности
при проведении
работ в зоне
бывших боев
9
Результаты
деятельности
поискового
отряда.
Итого
8

Памятные места города
Сальска и Сальского
района
Победа советского
народа в Великой
Отечественной войне
мониторинг

68 часов

На
занят
иях

проект-1

экск-3 мониторинг -2

1- четверть
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
1
Утверждение плана на текущий учебный год.
2
День памяти Героя России – Гойняк А.Н.
Раздел 2. История поискового движения.
3
Традиции, символика и атрибутика отряда.
История поискового движения в России. Поисковое
движение на современном этапе.
4
5

6

7

1

2

Календарно-тематическое планирование
поискового отряда «ИСКАТЕЛЬ»
Тема занятия

№№
занятий

1

Проблемы поискового движения. Актуальное значение
поискового движения.
Особенности и условия поисковой работы в отдельных
регионах страны.
Раздел 3. Изучение методики работы с документами,
архивом
Историческое обоснование проведения поисковых работ.
Архивы страны. Методика работы с документами.
Работа с сайтами Мемориал, Подвиг народа и другими.

Колво
часов

Дата
проведения

2
2

04.09
11.09.

2

18.09

2

25.09

2

02.10

2

09.10

2

16.10

2

23.10

Раздел 4. История Великой Отечественной войны, с
привязкой к районам работы поискового отряда.
8
9
______
______
10
11
12
13
14-15

16-17

Карта ВО войны. Битва за Москву. Смоленское сражение.
Строевая подготовка
__________________________________________________
Всего: 8 часов.
2-четверть
__________________________________________________
Сталинградская битва
Битва на Курской дуге.
Исчезнувшие деревни в годы войны на Сальской земле
Исчезнувшие деревни в годы войны Ростовской области
Боевой путь 24 пограничного полка по Сальским
просторам…
Битва на реке Маныч. Экскурсия.
Всего:

___

________

_____
2
2
2
2
2
4

________
06.11
13.11
20.11
27.11.
04.12
11.12
18.12
25.12

2
7 час

______
18-19
20-21
22
23

3-четверть
__________________________________________________
Оккупация и освобождение города Сальска и Сальского
района
Боевой путь 28 Армии и отдельные части, освобождавшие
Сальского района.
Карта Сальского района с местами основных сражений.
День защитника Отечества.

_____
4

2
2

_____
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02

2

26.02

4

4

Раздел 5. Музейное дело
Документация, необходимая при работе общественного
музея. Хранение, учет и инвентаризация экспонатов музея.
Создание экспозиции «Поисковое движение России».
Раздел «Помним. Учим помнить» .
Необходимые навыки, умения будущих экскурсоводов.
__________________________________________________
Всего:
10 часов
4-четверть
__________________________________________________
Раздел 6. Основы строевой подготовки
«Строевая стойка». Ответы на приветствия. Выполнение
команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно».

2
_____

05.03
12.03
19.03
_________

_____

_________

2

02.04

29

Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Строевой
шаг. Перестроение в движении.

2

09.04

30

Почетный караул. Смена караула. Возложение цветов,
гирлянд к памятнику.
Прохождение строевым шагом
Раздел 8. Инструктаж по технике безопасности при
проведении работ в зоне бывших боев
Инструктаж по ТБ при проведении работ в зоне боевых
действий
Ежедневный инструктаж по ТБ членов поискового отряда
при нахождении в зоне боевых действий.

2

16.04

4

23.04
30.04

24
25-26
27
______
______
28

31

32

33

34

35

Всего:
Итого:

Раздел 9. Элементы, основ саперной подготовки
Стрелковое вооружение, состоящее на вооружении в годы
ВОВ. Виды ручных гранат. Их устройство и принцип
действия.
Авиационные боеприпасы. Их классификация.
Артиллерийские боеприпасы. Их виды.
Виды и модификации мин, их принцип действия.
Характерные черты установки.
Раздел 10. Результаты деятельности поискового
отряда.
Подведение итогов деятельности поискового отряда.
Презентация «Никто не забыт…». Общешкольное
мероприятие «Смотр строя и песни».
7 часов
68 часов

В проце
се заня
тий

2

07.05

2

14.05

2

21.05

2

28.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».