ПОЯСНТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Я волонтёр» 3 класс составлена на основе нормативноправовых документов:
Закона Российской федерации «Об образовании» 2013 г.
Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об
утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от
06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»)
Актуальность
В соответствии с концепцией социально-экономического развития РФ до 2020 г.
президентом РФ Д.А.Медведевым поставлена задача вовлечения молодежи в социальную
практику путем развития волонтерской деятельности. Сейчас всё больше и больше развивается
движение волонтеров в российских школах. Добровольческий труд, являясь лишь одной из
возможных форм социализации, играет важную роль в процессе формирования у
старшеклассников первичных знаний, опыта, ценностей и полномочий, необходимых для того,
чтобы стать социально активными, ответственными гражданами. Именно добровольчество
является сегодня одним из действенных и эффективных инструментов реализации
государственной молодежной политики.
Эта тема
приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и
поддержке. У многих людей помощь со стороны близких родственников не оказывается, и
поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры.
Волонтеры по собственному желанию тратят свое время, энергию, навыки и знания для того,
чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды.
Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже
если она очень проста. Таким образом, волонтерская деятельность носит социальный характер.
Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в
молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как: гражданственность, милосердие,
справедливость, гуманность, терпимость, отзывчивость и других важных ценностей. В
основном работа заключается в помощи людям, которые остались одни, участие в социальнозначимых акциях и проектах.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года
указывается, что «…Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и
личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие
современное качество содержания образования…». Отличительной особенностью программы
является организация «зачатков» волонтерского движения в начальной школе. Объединение
старшей и младшей школы способствует вовлечению младших школьников и подростков в
социальную активность под одной идеей, средством формирования политической и социальной
компетенции подрастающего поколения. Волонтерские идеи принимаются младшими
школьниками. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора.
Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности
младшего школьника и подростка.
Цель программы:
1. развитие волонтерского движения в школе;
2. организация занятости детей, для развития их самостоятельной, познавательной
деятельности; профилактика вредных привычек; воспитание здорового образа жизни;
3. снижение уровня социальной напряженности учащихся, благодаря получению позитивных
эмоций при участии в мероприятиях.
Задачи программы:
знакомство с деятельностью волонтерского движения в школе;
распространение идей и принципов социального служения обществу, среди учащихся
младших классов;
привлечение младших школьников к решению социально-значимых проблем, получение
необходимого опыта и навыка для реализации собственных идей и проектов;
информирование младших школьников о потенциальных возможностях своего развития;
замещение асоциального поведения социальным; гуманистическое и патриотическое
воспитание.
Особенности программы
В начальной школе инициатива волонтерской деятельности исходить «сверху» (от
педагога-организатора). В этом случае встает проблема восприятия «инициативы сверху»
учениками. Решение ее предполагает работу педагога, волонтеров-старшеклассников по
информированию, освещению, презентации результатов волонтерской деятельности,
мотивированию к участию. В методической работе с детьми, делается акцент на
самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к
творческому отношению при выполнении заданий (учитель дополняет, рекомендует,
направляет). Вся работа строится только на добровольных началах. Занятия должны содержать
познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с
практическими занятиями (игры, встречи, экскурсии, конкурсы, викторины, КВН,
интеллектуальные игры).
Реализация программы предполагает сочетание теоретических и практических занятий с
обучающимися.
Проведение практических занятий осуществляется в разных формах: презентации,
круглые столы, тренинги, конференции, добровольческие акции и др. Реализация программы
предполагает самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации,
а также создание печатной и видеопродукции, подготовку сообщений, написание планов
действия и т.д. При проведении практических занятий и добровольческих акций учащихся
следует объединять в пары и группы. Возможна и индивидуальная работа обучающихся,
например, при подготовке буклетов, листовок, сообщений, презентаций и т.п.
Занятия по программе требуют творческого подхода, который вырабатывается у педагога
постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта. В начальной школе
невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример
порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых
поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздраженным, позволять себе резкие
высказывания в общении с детьми и своими коллегами. Нельзя говорить о вреде тех или иных
вещей, а самому употреблять их и т.д. В конечном итоге занятия должны приносить детям
чувство удовлетворения, легкости, радости и желание прийти на занятие снова.
Будьте доброжелательны. Выслушивайте ответы, не показывайте свое отрицание даже
мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает,
переживает, чувствует и видит. Имейте терпение и уважение к самым неожиданным ответам.
Для того, чтобы привлекать юных волонтеров к деятельности необходимо:
- доверие (тебе доверяют − значит, уважают и ценят);
- понимание учащимися значимости и сути работы;
- новая деятельность (младшим школьникам свойственно пробовать себя в различных видах
деятельности);
- перспектива (например, возможность с 14 лет стать настоящим волонтером, иметь «Личную
карточку волонтера»);
- поощрения.
Способы поощрения волонтеров:
- благодарственное письмо или грамота ученику или родителям;
- личная благодарность от известного человека;- знак отличия или фирменная нашивка,
означающая повышение;- материальное вознаграждение (подарок);
- поручение ответственных работ;
- публичное признание заслуг с привлечением представителей средств массовой информации
или вручение чего-либо при большом скоплении народа.
Мотивация младших школьников к участию в волонтерской деятельности и возможные
направления такой деятельности:
Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить
общественные мотивы (высокая требовательность к себе, одноклассникам, результатам своего
труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные
мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания.
Основными мотивами добровольческой деятельности являются:
Реализация личностного потенциала. Реализация личностного потенциала, проявление своих
способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать
ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в
поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего
потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.
Общественное признание, чувство социальной значимости. Для человека важно получить
положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих,
утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа
данной мотивации — потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны
окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной
деятельности, направления личностного роста.
Самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной
позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в
осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание
выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности — основа мотивации
самовыражения и самоопределения.
Профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельность позволяет человеку,
особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной
деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать
направление профессиональной подготовки.
Приобретение полезных социальных и практических навыков.
Направления волонтерской деятельности младших школьников многообразны:
социальное патронирование детских домов;
социальное патронирование пожилых людей;
экологическая защита;
интеллектуальное развитие (организация и проведение
интеллектуальных конкурсов);
спортивная и туристическая подготовка;
творческое развитие (организация творческих мероприятий,
конкурсов, праздников);
досуговая деятельность (организация свободного времени детей);
социальное краеведение;
трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);
восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в
годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
экскурсионная деятельность;
информационное обеспечение.
Заповеди малого волонтерского отряда:
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и
поступкам.
Межпредметные связи
Содержание программы неразрывно связано с окружающим миром, литературным
чтением, художественным трудом, изобразительным искусством и физической культурой
младших школьников.
МЕСТО КУРСА ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности «Я волонтёр» в 3 классе рассчитана на 33 часа
и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
Планируемые результаты освоения программы «Я волонтёр».
В процессе реализации программы формируются следующие УУД учащихся младших
классов:
Класс
3
класс
Личностные
УУД
Ценить
и
принимать
следующие
базовые ценности:
«справедливость»,
«желание
понимать
друг
друга», «понимать
позицию
другого»,
«коллектив»,
принимать
общечеловеческие
ценности.
Регулятивные
УУД
Самостоятельно
участвовать
в
социальнозначимых акциях и
проектах.
Самостоятельно
определять цель и
планировать свою
деятельность.
Самостоятельно
определять
критерии
своей
деятельности.
Познавательные
УУД
Знать:
основные
направления
деятельности
волонтерских
отрядов,
основные формы
работы
волонтеров,
план
написания
проектов и их
защита.
Вести
дневник
«Юного
волонтера».
Коммуникативные
УУД
Отстаивать
свою
точку
зрения,
соблюдая правила
личного этикета.
Понимать
точку
зрения другого.
Волонтерская деятельность позволяет приобрести полезные навыки важные для жизни.
К ним можно отнести приобретение:
навыков работы с компьютером, с различными видами техники, опыта межличностного
взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в
использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом — одна из насущных
потребностей современного человека.
развитие коммуникативных способностей;
опыт ответственного взаимодействия;
лидерские навыки;
исполнительская дисциплина;
защита и отстаивание прав и интересов;
инициативность;
возможность общения,
начало дружеского взаимодействия с единомышленниками,
потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения;
организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в волонтерской
деятельности является возможность организации собственного свободного времени.
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной,
адаптированной, здоровой личности.
Владение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию.
Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.
Увеличение количества учащихся, вовлеченных в волонтерские отряды.
Привлечение детей к общественно значимой деятельности.
Умение общаться, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате реализации
программы «Я волонтёр» фиксируется в дневнике (обычная тетрадь). Свободная форма
ведения.
1 При оценке деятельности класса в целом используются следующие показатели: количество
акций, мероприятий, специализирующихся только на добровольческой деятельности;
количество привлеченных школьников для осуществления добровольческих действий в каждой
акции; количество обратившихся за помощью; количество созданных презентаций, буклетов,
плакатов, рисунков; общее количество привлеченных денежных средств за определенный
период (1 полугодие, 2 полугодие); участие во всероссийских или региональных проектах и
акциях; получение федеральных и региональных грантов; награды и поощрения (грамоты).
2. При оценке деятельности ученика- Юного волонтера- используются следующие показатели:
количество акций и мероприятий, в которых ученик принял участие; количество добрых дел
Юного волонтера; количество созданных им презентаций, буклетов, плакатов, рисунков,
проектов; участие в защите проектов; участие во всероссийских или региональных проектах и
акциях; награды и поощрения (грамоты).
По результатам работы проводится Линейка Чести, где награждают и поощряют самых
активных Юных волонтеров начальной школы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. История волонтерского движения в школе.
Учащиеся знакомятся со школой, ее традициями, достижениями, узнают об истории
волонтерского движения. Узнают, кто такие волонтеры, почему люди ими становятся. Изучают
правила волонтеров школы. Разрабатывают план работы юных волонтеров на учебный год.
Знакомятся со школьным волонтерским отрядом «Не такие». Учат гимн волонтеров школы.
Заповеди волонтеров. Ведут дневник «Юного волонтера» со 2 класса. Изучают праздники,
связанные с волонтерским движением (Международный день волонтера – 5 декабря, 17 февраля
– Международный день спонтанных добрых дел).
Практика: экскурсии по школе и музею, встречи с интересными людьми, игры с волонтерским
отрядом «Не такие», праздники, парная и групповая работа, мини-проекты.
Раздел 2. Я, мои друзья, семья.
Учащиеся изучают, что такое «дружба», «добро», «зло», коллектив. Пословицы и поговорки о
дружбе. Литературные произведения о дружбе. Досуг. Увлечения. Интересы. Добрые и не
добрые дела. Ты и твои товарищи. Настоящий друг. Правила общения со взрослыми и
сверстниками. Помни о других. Забота. Помощь. Оказание помощи. Уважай свое время и
время других. «Рациональное» использование времени. Учимся понимать и принимать других
людей. Конфликтные ситуации. Ссора. Драка. Приемы самостоятельного выхода из
конфликтной ситуации. Правила парной и групповой деятельности (отзывчивость, честность,
уважение другого мнения). Умение работать в группе для достижения единой цели. Семья –
древо жизни. Тепло родного дома. Семья. Родители. Обязанности членов семьи. Домашний
труд ребенка. Советы родителей. Моя родословная. История фамилии. Генеалогическое древо.
Практика: фотоконкурсы, игры с волонтерским отрядом «Не такие», праздники, парная и
групповая работа, написание и защита проекта «Моя родословная», защита плакатов по теме в
других классах, КВН, конкурсы, мини-проекты.
Раздел 3. Я и мое здоровье.
У учащихся формируется потребность в выполнении норм личной гигиены и формирования
ЗОЖ. Гигиена. Предметы личной гигиены. Правила личной гигиены. Полезные и вредные
продукты. Здоровая пища. Правила здорового питания. Режим дня. Здоровый сон. Спорт.
Закалка. Правила закаливания. Как стать трудолюбивым. Трудолюбие и лень. Пословицы и
поговорки о труде и лени. Мои эмоции. Положительные и негативные эмоции. Учусь
сдерживать эмоции. Управление эмоциями. Выражение эмоций с помощью жестов, мимики,
позы. Учимся думать и действовать. Твой выбор. Умение анализировать ситуацию, делать
выбор в сложной экстремальной ситуации. Привычка. Вредные привычки. Зависимость. Твой
выбор. Умение анализировать и делать свой выбор против вредных привычек. Воля. Умение
проявлять силу воли. Твое решение. Анализировать ситуацию и принимать решение за ЗОЖ.
Практика: фотоконкурсы, игры с волонтерским отрядом «Не такие», праздники, парная и
групповая работа, написание и защита проекта «Я за ЗОЖ», защита плакатов по теме в других
классах, викторины, интеллектуальные игры, мини-проекты.
Раздел 4. Участие в социальных акциях и проектах школы и класса.
Учащиеся под руководством учителя на добровольной основе принимают участие в
социальных акциях и проектах в течении всего учебного года. Все акции и проекты
переплетаются с 3-мя основными разделами программы. Юные волонтёры оказывают помощь,
учатся делать «добрые» дела, на практике реализуют знания, полученные ими в период
теоретических занятий.
Примерные социально-значимые акции: «Сохраним лес» - сбор макулатуры, «Наши 100 добрых
дел» - добрые дела для школы и класса, благотворительные концерты, чаепития для ветеранов
войны, солдатских вдов, сбор игрушек и канцтоваров для детей онкологических центров,
больниц, интернатов, книги детскому дому и школьной библиотеке, разработка
поздравительных открыток, забота о пожилых людях, шефство над ветераном педагогического
труда, «Новогодний подарок» ( сбор подарков для детей- сирот),
Примерные социальные проекты: мини-проекты по теме и их защита, коллективный проект
«Скажем вредным привычкам: «НЕТ», «Спорт любит сильных», «Рискни стать добрым».
Важной составляющей деятельности Юных волонтеров является обучение
планированию, которое позволяет четко определять цель предстоящей деятельности, дает
возможность разумно использовать все имеющиеся возможности, обеспечивает стабильное
развитие волонтерского формирования. Для участия в мини-проектах по темам разумно учить
следующим простым вопросам:
1. Кто мы? (статус волонтерского формирования – группа, пара, один – «Название»).
2. Какова наша цель? (высшие цели и ценности; качественные изменения, на которые
направлена деятельность волонтерского формирования).
3. Для кого? (целевая группа, на которую направлена деятельность волонтерского
формирования).
4. Где? (география деятельности волонтерского формирования).
5. Что мы делаем? (общая формулировка типа деятельности волонтерского формирования,
направленной на удовлетворение потребностей целевой группы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов, блоков, тем
1.
История
школе.
2.
Я, мои друзья, семья.
7ч
http://volontery.ru/
3.
Я и мое здоровье.
8ч
4.
Участие в социальных акциях и проектах
школы, класса
12ч
ttp://inductor1.ucoz.ru/publ/ins
titut_volonterstva/9-1-0-481
http://www.ipk.khakasnet.ru/de
iatelnost/izdat_deit/elekt_obr_r
es/tretiykova/index.htm
волонтерского
Итого:
движения
Кол- во ЦОР
часов
в
6ч
http://he-plusshe.narod.ru/ustav_vol.htm
33 часа
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
12.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
ТЕМА
Содержание
История волонтерского движения в школе.6 ч
Организационное заседание Распределение поручений совета
волонтерской
команды.
волонтеров.
Распределение поручений.
Значение волонтёрского
Почему так важны волонтеры.
движения.
Час в музее.
Поход в музей.
Правила
деятельности
Изучение правил деятельности
волонтеров
волонтеров.
Праздники волонтеров
Выбор дат для организации досуга
волонтеров.
Я, мои друзья, семья.8 ч
Беседа «Долг и совесть».
Беседа «Что такое добро и зло».
Беседа «Счастье и смысл
Что такое долг и что такое совесть.
жизни».
Беседа «Справедливость и
Что есть счастье и смысл жизни.
милосердие».
Акция «Дом без
Что такое милосердие и
одиночества» (поздравление
справедливость.
на дому)
Продуктивная деятельность
Вручение подарков на улице.
«Подарок просто так»
«Мы разные, но мы вместе» - Поздравление инвалидов на дому.
акция, посвящённая
Международному Дню
инвалидов
Хорошее настроение. Игра
Игра с первоклассниками
для школьников младшего
звена.
Я и мое здоровье. 8 ч
«Мы и наше здоровье» Встреча с медицинским работником
(встреча с мед.работником
школы.
школы)
Как следует питаться.
Что такое правильное питание.
Режим дня. Закалка. Спорт.
Для чего нужно соблюдать режим
дня и заниматься закалкой и
спортом.
Дискуссия. Мы за ЗОЖ.
Как стать примером для
Твой образ жизни – пример
подражания.
для подражания.
Беседа «Полезные и
Что такое хорошо и что такое плохо.
вредные привычки».
Беседа. Вода – забота общая.
Почему мы должны заботиться о
водоемах.
Колво
часов
Дата
2ч
05.09
12.09
1ч
19.09
1ч
1ч
26.09
03.10
1ч
10.10
1ч
17.10
1ч
24.10
1ч
07.11
1ч
14.11
1ч
21.11
1ч
28.11
1ч
05.12
1ч
12.12
1ч
1ч
19.12
26.12
1ч
09.01
1ч
16.01
1ч
23.01
Акция «Мы чистим мир» Раздача листовок на улице.
борьба с вредными
привычками.
21. Агитбригада «Мы выбираем
Раздача листовок на улице.
жизнь!» - пропаганда ЗОЖ и
нравственных ценностей.
Участие в социальных акциях и проектах школы, класса 12 ч
22 Акция «Дом, в котором я Уборка мусора со школьного двора.
23 живу»
(благоустройство
школьного двора)
24 Проведение подвижных игр
Игры с первоклассниками на
25 на переменах с учащимися
переменах.
младших классов.
26 Ветеран живет рядом
Поздравление ветеран на дому.
27 (приглашение тружеников
тыла, ветеранов,
поздравление на дому).
28 Акция «Почта Победы»
Акция «Почта победы»
29
30
31 Акция «Круговая порука
Сбор гуманитарной помощи.
добра» (сбор гуманитарной
помощи детям из
многодетных,
малообеспеченных семей и
семей, попавших в трудную
жизненную ситуацию)
32. Промежуточная аттестация
33. «Наши добрые дела» Подведение итогов за год.
подведение итогов добрых
дел за год.
20.
1ч
30.01
1ч
06.02
2ч
13.02
20.02
2ч
27.02
06.03
2ч
13.03
20.03
3ч
1ч
03.04
10.04
17.04
24.04
1ч
15.05
22.05
Промежуточная аттестация
класс
3 «В»
форма промежуточной аттестации
проверочная работа (тест)
Ф.И.______________________________________________
Группа_____________
1. Хотели бы вы заниматься волонтерской деятельностью?
2.
3. Как Вы думаете, почему люди становятся волонтерами?
А. чтобы удовлетворить потребность в общении/ потребность быть нужным
Б. чтобы иметь возможность поделиться своим опытом
В. чтобы расширить свои ресурсные возможности (поездки, новые связи, материальные
ценности)
3. Как Вы считаете, какими чувствами руководствуется человек, решивший стать
волонтером?
А. чувством жалости
Б. чувством ответственности
В. чувством любопытством
Г. скукой
Напишите свой вариант
4. Что бы привлекло Вас в волонтерском движении?
А. публичное признание заслуг перед обществом с привлечением прессы
Б. благодарственное письмо или личная благодарность от известного человека
В. вручение грамоты или знака отличия
Г. наем на работу по результатам деятельности в волонтерском движении
Д. возможность получения материального вознаграждения
Е. возможность перспектив (поездка, обучение на семинаре и т.д.)
5. С Вашей точки зрения, на что в первую очередь необходимо обратить внимание в
рекламе волонтерства?
А. на поддержку и уважительное отношение к волонтерской работе
Б. на обеспечение социальными благами (организация питания, транспортировки волонтеров к
месту работы)
В. на допуск до ресурсов и материальное обеспечение (возможность пользоваться
компьютером/Интернетом, канцелярскими принадлежностями и т.д.)
Г. на возможность обучения (специальные курсы и тренинги)
6. По Вашему мнению, на что должна опираться реклама волонтерского движения?
А. на привлечение внимания потенциального волонтера
Б. на информацию о возможных перспективах после волонтерской работы
В. на акцентировании ответственности перед обществом
Г. на чувство жалости к нуждающимся в помощи и поддержке
Д. на заинтересованности в новом опыте
7. Оцените себя по шкале от 1 до 10 по следующим качествам :
Ответственность _________________
Конфликтность _________________
Стрессоустойчивость _________________
Коммуникабельность _________________
8. Каким образом Вы готовы оказывать помощь (отметьте нужное):
А. Отдавать вещи, книги
Б. Отдавать свое время (совершать поездки по детским домам, больницам, домам
престарелых)
В. Участвовать в организационной работе (подготовка и проведение мероприятий,
праздников)
Г. Делиться профессиональными навыками
Д. Ваши Варианты:
9. Какие виды деятельности Вы предпочитаете:
А. связанные непосредственно с людьми (в том числе с незнакомыми)
Б. не связанные с общением
В. коллективную деятельность (в группе с другими людьми – единомышленниками)
Д. индивидуальную деятельность (делать что-то самому)
Е. все равно
10. Сколько времени Вы готовы посвящать волонтерской деятельности:
Список литературы
Для учителя
1. Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферы. - Киев: Сфера,
2002.
2. Заверико Н.В. Телефон доверия / Пособие для волонтеров. - Запорожье, 1999.
3. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.
4. Проект “Волонтёрское движение” МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г.
Перми, 2010.
5. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия / Авторысоставители Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Уроки здоровья / Л.А. Обухова – Москва: Сфера, 2003
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html
и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского
движенияhttp://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
Для обучающихся
1. Окружающий мир / Учебник для 1-4 классов
2. Литературное чтение / Учебник для 1-4 классов
3. Физкультура для всей семьи / Т. В. Козлова – Москва, 1989
4.Энциклопедические словари и справочники.
Приложение
Методические рекомендации» для учителя.
Основные термины и понятия программы:
Добровольцы (волонтеры) — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в
форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах
благотворительной организации.
Благополучатели —
лица,
получающие
благотворительные
пожертвования
от
благотворителей, помощь добровольцев».
Добровольческая (волонтерская) деятельность — это форма социального служения,
осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное
оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях,
способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан
(добровольцев).
Добровольческая деятельность — способ самовыражения и самореализации граждан,
действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.
Молодежное добровольчество — практическая добровольческая деятельность молодежи по
предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и
оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности.
Добровольческие ресурсы — совокупность трудовых, временных, интеллектуальных,
профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются
добровольцы.
Добровольческая организация — некоммерческая организация, привлекающая к своей
деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты.
Добровольческая программа — гуманитарная программа, ориентированная на потребности
граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является
добровольная работа людей, а главной задачей — эффективная организация добровольной
работы.