ВД Юный эколог 1-2кл.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог»
разработана в соответствии с ООП НОО составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, с
использованием авторской программы Гелик И.И., «Юный натуралист» (г.
Самара, 2017 г.)
1.1.
Актуальность
Программа охватывает большой круг естественно научных исследований и
является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной
школы. Большая часть часов в программе отводиться на изучение природы и
охраны Ростовской области. Таким образом, актуальность программы
заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с
различными формами работы. Программа опирается на практическую
деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности.
Учащиеся расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края, о
влиянии экологии на здоровье человека, на его питание. Программа направлена
на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на
нашей планете, в нашей стране в родном городе, в школе, в семье.
Новизна программы заключается в том, что она построена с учетом
интересов детей к объектам окружающей природной среды, в том числе и к
самим себе, как неотъемлемой части природы. Программа ориентирована на
системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена
на принципах развивающего обучения. Данная программа – это целостная
система экологического воспитания детей, в результате изучения которой
ребёнок познаёт окружающую его действительность на основе краеведческих
материалов, регионального компонента.
Особенностью построения программы, является то, что в большинство
разделов включена практическая работа в творческой мастерской, позволяющая
детям проявлять свою инициативу, так как предоставляется возможность для
удовлетворения своих желаний и потребностей в творчестве. В основе
программы – опора дается на «эмоциональное неравнодушие» каждого ребенка
к природе. Эмоциональная тяга к природе, стремление к общению с ней,
сформированные в младшем возрасте, является основой дальнейшей работы в
области экологического воспитания.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием
приемов умственной деятельности: анализа, сравнения, квалификации, аналогии
и обобщения.
Принципы проведения занятий:
- безопасность, создание атмосферы доброжелательности;
- преемственность - каждый следующий этап базируется на уже
сформированных навыках;
- рефлексия, совместное обсуждение понятого на занятии.
Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий
для
активного
продуктивного
общения,
отработка
стандартных

коммуникативных речевых и игровых умений; развитие личностных
особенностей, расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим
детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление
правил общения.
1.2.Цель программы: на основе удовлетворения естественного детского
интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию
экологической культуры учащихся, основной чертой которой является
ответственное отношение к природе.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с природой родного края, ее флорой и фауной;
-формировать у детей начальное представление о взаимосвязи живых
организмов и среды в природе;
-формировать начальное представление об особенностях взаимоотношений
людей и природы и возникающих при этом проблемы.
-формировать интерес к изучению природы родного края.
-формировать представления об охраняемых территориях своей области.
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с
его возрастом и способностями;
-научиться применять на практике знания, полученные в объединении
Воспитательные:
-воспитывать потребность в общении с природой;
-способствовать формированию экологического восприятия и сознания
общественной активности;
-способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с
природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
- воспитывать у учащихся уважительное и бережное отношение к природе,
волевые и трудовые качества личности, потребности в здоровом образе жизни;
- формировать общественно активную личность, способную реализовать
себя
в
социуме,
потребность
сотрудничества
со
сверстниками,
доброжелательное отношение друг к другу, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению других, толерантность.
Формы и виды организации курса внеурочной деятельности
При реализации данной программы используются следующие формы работы:
- Индивидуальные;
- Групповые;
- Парные;
- Коллективные.
Ведущие формы деятельности:
1)
Презентация;
2)
Познавательные игры, викторины;
3)
Практическая работа;
4)
Творческая мастерская;
5)
Конкурсы.
Виды внеурочной деятельности реализуются:

1) Познавательная деятельность;
2) Игровая деятельность;
3) Трудовая деятельность;
4) Проблемно-ценностное общение.
1.3. Место предмета в плане внеурочной деятельности:
Программа по курсу внеурочной деятельности «Юный эколог» в 1-х и 2-х
классах рассчитана на 34 часа, общее количество часов в неделю – 1 час. Срок
реализации программы - 2 года. Запланированный объем программы – 34 часа. В
соответствии с календарным графиком, расписанием курса внеурочной
деятельности на 2024-2025 учебный год, государственными праздниками
программа рассчитана на: 1 «А» кл. – 34 часа; 1 «В» кл. – 34 часа; 1 «В» кл. – 34
часа; 2 «А» - 34 часа; 2 «Б» - 34 часа, 2 «В» - 34 часа.
Программа направлена на достижение результатов 1, 2 уровней. Возможна
реализация программы с применением дистанционных образовательных
технологий.
Режим занятия курса внеурочной деятельности определяется с учетом
санитарно-эпидемиологических норм.
Продолжительность одного занятия по курсу внеурочной деятельности – 35
минут.
Программный курс:
1-го года обучения:
Учащиеся познакомятся с многообразием животного и растительного мира
Ростовской области и нашей планеты, с явлениями природы, а также с основами
экологии.
2-го года обучения:
Учащиеся углубят знания об экологии, природных явлениях, а также о
растительном и животном мире Ростовской области и нашей планеты.
Познакомятся с достопримечательностями Донского края.
1.4. Учебники и учебные пособия, которые используются в ходе
изучения курса
 Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.,
2009
 Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Воронеж
«Учитель» 2002.
 Брюс Джим, Анжела Вилке, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов”
Животные. -М.:ЗАО”Росмэн”, 2006
 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в
первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
 Конвенция ООН о правах ребёнка: принята Генеральной Ассамблеей ООН
20 ноября 1989г. – ЮНИСЕФ.1999
 Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная
школа”1998г. №10

 Маханева М.Д. «Экология в детском саду и начальной школе». Москва
«творческий центр». 2009
 РосмэнМ. «Тайны живой природы». Москва. 1995
 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л. А.БагроваМ.:Тко “ACT”,1995.
1.5 Взаимосвязь с программой воспитания. Рабочая программа
внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Юный эколог».
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание изучаемого материала 1-го года обучения
Цель: формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир,
изучение многообразия растительного и животного мира, основ экологии.
Задачи первого года обучения.
Воспитывающие:
 воспитать доброе отношение к окружающему миру;
 пробудить у детей чувство любви к природе.
Развивающие:
 развить интерес ребёнка к науке экологии;
 развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление,
развивать чувство прекрасного.
Обучающие:
 дать общие представления о многообразии животного и растительного мира
Ростовской области и нашей планеты, о явлениях природы, а также об
основах экологии;
 научить правилам обращения с окружающим нас миром;
1. «Введение» (1 час)
Теория:
Тема 1: Ознакомление с планом работы объединения, с видами
общественно - полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут
участвовать учащиеся. Вводный инструктаж по технике безопасности на
занятиях. Начальная диагностика, вводное тестирование.
Блок – тема I «Основы экологии» (5 часов)
Теория:
Тема 1: Природа, что это такое.
Тема 2: Что такое экология, задачи экологии.
Практика:
Экологические задачи.
Изучаем и создаем экологические знаки.
Эколого-природоведческая игра «Наука экология».
Итоговое занятие.
«Что, где, когда» (Экологическая игра).
Блок – тема II «Легкие планеты. Что это?»
(8 часов)

Теория:
Тема 1. Голубая планета Земля. Размеры Земли. Земля и солнце.
Тема 2. Почему бывают день и ночь. Стадии развития Земли.
Тема 3. Сезонные изменения у растений.
Тема 4. Лес - многоэтажный дом. Типы лесов (лиственные, хвойные,
тропические).
Практика:
Творческая мастерская «Земля из космоса».
Игра-путешествие «Растительный мир Донского края».
Игровая программа «Наши верные друзья».
Конкурс рисунков «Лес полон чудес».
Блок – тема III «Многообразие животных» (8 часов)
Теория:
Тема 1: Многообразие животного мира.
Тема 2: Защита животных (организация заповедников, парков, зоопарков).
Практика:
Дикие животные. Игра- путешествие.
«Знаешь ли ты диких животных».
Зимовье зверей, презентация.
Домашние животные. Устное сочинение «Роль животных».
Творческая мастерская «Пушистые, хвостатые, усатые».
Презентация «Животные Красной книги»
Итоговое занятие. КВН «Как много животных мы знаем».
Блок – тема IV «Пернатые друзья» (6 часов)
Теория:
Тема 1: Видовое разнообразие птиц Ростовской области.
Тема 2: Нелетающие птицы. Люди на островах.
Практика:
Художественная мастерская «Крылья планеты».
Творческая мастерская «Птицы».
Викторина «Птичий калейдоскоп».
Итоговое занятие: КВН «Мир птиц».
Блок – тема V «Человек и растения» (7 часов)
Теория:
Тема 2: Растения - лекари.
Тема 3: Фантастические растения.
Практика:
Викторина «Легенды в мире растений».
Творческая мастерская «Прекрасный мир растений».
Практическая работа, презентация «Комнатные растения и человек».
Сообщения учащихся «Растения твоего двора».
Итоговое занятие: Круглый стол «Природе нужная твоя помощь».
Блок – тема VI. Итог (1 час)
Итоговое занятие. Игра – путешествие: «Большое путешествие в мир живой
природы»

Содержание изучаемого материала 2-го года обучения
Цель: продолжить формировать потребность изучать и познавать
многообразие животного и растительного мира Ростовской области и нашей
планеты, явления природы, а также основы экологии.
Раздел 1. «Юные экологи» (2 часа)
Теория:
Тема 1: Ознакомление с планом работы курса внеурочной деятельности, с
видами общественно - полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых
будут участвовать учащиеся. Вводный инструктаж по технике безопасности на
занятиях.
Экскурсия на учебно-опытный участок.
Цель экскурсии: Знакомство с разнообразием растений на территории
СЮН.
Раздел 2. «Планете имя – Океан. Океан – моря – озера - реки» (4 часа)
Теория:
Тема 1: Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские
животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы.
Тема 2: Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы,скаты,
касатки).
Тема 3: Волны на воде. Айсберги – плавающие ледяные горы.
Практика:
 Аппликация «Рыбы»
Итоговое занятие.
Экологическая игра «Что, где, когда»
Раздел 3. «Что могут рыбы?» (7 часов)
Теория:
Тема 1. Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание,
превращение и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции,
самоубийства китов).
Тема 2: Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические
рыбы.
Тема 3. Могут ли рыбы жить без воды. Как рыбы летают? Знакомство с
обитателями аквариума.
Практика:
 Аппликация «Необычные рыбы»
 Викторина «Мир водных глубин»
 Викторина «Жители аквариума»
Итоговое занятие: Викторина «Загадки подводного царства»
Раздел 4. «Есть ли жизнь в Арктической пустыне» (3 часа)
Теория:
Тема 1: Природный мир Арктики.
Тема 2: Животный мир Арктики.
Практика:

 Викторина «Мир Арктики».
Раздел 5. «Горячее солнце пустыни» (3 часа)
Теория:
Тема 1: Природа и животные пустыни.
Практика:
 Аппликация «Жизнь в пустыне».
Итоговое занятие: экологическая игра «Путешествие по пустыне»
Раздел 6. «От динозавров до человека» (7 часов)
Теория:
Тема 1: Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая
катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.
Тема 2: Человек изменяет землю. Экологические катастрофы. Масштабы
влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование
природных богатств.
Тема 3: Глобальное потепление климата, в чем причина и чем это грозит
человечеству и всему живому на Земле. «Зеленые» - чем занимаются и что
пропагандирует данная организация.
Практика:
 КВН «Я житель планеты Земля»
 Конкурс рисунков «Цвети земля»
 Викторина «Человек и экологи»
 Итоговое занятие: Устное сочинение «Экология – это жизнь»
Раздел 7. «Загадки космоса» (5 часов)
Теория:
Тема 1: Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия
галактики.
Практика:
• Игра-путешествие «Загадки космоса»
• Просмотр научных фильмов «Тайны вселенной»
• Конкурс рисунков «Моя планета – мой город»
Итоговое занятие: «Назови созвездие»
Раздел 8. «Мир животных вокруг нас»» (2 часа)
Теория:
Тема 1: Насекомые: друзья и враги
Тема 2: Земноводные
Практика:
• Аппликация «Мое любимое насекомое»
Раздел 9. «Спасатели планеты» (1 час)
Практика: Обобщение проведенной работы, награждение учащихся за
активную работу. Завершающие занятия, проведение викторин и
заключительной игры – путешествия «Экология глазами детей».
3. Планируемые результаты

Личностные УУД:
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности
в целом;
- развитие чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину, свой народ.
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные УУД:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять
поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий; причинноследственные связи;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные УУД:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
- формулировать собственное мнение и позицию;
– формирование коммуникативных навыков.
Предметные УУД:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих
растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных
(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– различать созвездия и галактики;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
5. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности в
том числе

с учетом рабочей программы воспитания
1 года обучения
№ Основные
Модуль
Общее
часы
часы
ЦОР/ЭОР
модули
воспитательной количес аудитор внеауди
программы
программы
тво
ных
торных
«Школьный
часов
занятий активн
урок»
ых
занятий
1. Вводное
День знаний.
1
1
https://resh.e
занятие
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505
2. Основы
экологии

Конкурс
рисунков ко
Дню города

5

2

3

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

3. Легкие
Выставка
планеты. Что поделок
это?
«Осенние
фантазии»

8

3

5

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

4. Многообрази День
е животных добровольца
(волонтера)

8

2

6

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

5. Пернатые
друзья

Игровая
программа
«Масленица
пришла,
угощенья
принесла»
День
космонавтики.
Конкурс
рисунков.

6

2

4

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

5

2

3

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

Акция «С
победою в
сердцах»

1

-

1

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

6. Человек и
растения

7. Экология
глазами
детей

Итого

36 ч.

12 ч.

22 ч.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности в
том числе
с учетом рабочей программы воспитания
2 года обучения
№
Основные
Модуль
Общее
часы
часы
ЦОР/ ЭОР
модули
воспитательно количе аудитор внеаудит
программы
й программы
ство
ных
орных
«Школьный
часов занятий активны
урок»
х
занятий
1. Юные экологи День знаний.
2
1
1
https://resh.e
Внутриклассн
du.ru/?ysclid
ое шефство
=lmf6o69rc4
234587505
2. Планете имя –
Океан. Океан –
моря – озера реки

«Всемирный
день моря»
игровая
программа

4

2

2

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

Международн 7
ый день
учителя
(изготовление
открыток)
4. Есть ли жизнь «Толерантнос 3
в Арктической ть – это…»
пустыне
беседа с
игровыми
элементами
5. Горячее солнце «Права
3
пустыни
человека»
познавательна
я игра

2

5

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

1

2

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

1

2

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

6. От динозавров
до человека

Акция
«Покорми
птиц»

7

3

4

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

7. Загадки
космоса

«Путешествие 5
Капельки»

2

3

https://resh.e
du.ru/?ysclid

3. Что могут
рыбы?

игра

=lmf6o69rc4
234587505

8. Мир животных
вокруг нас

Акция
«Посади
дерево»

2

1

1

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

9. Спасатели
планеты

День семьи.
Конкурс
семейных
рецептов.

1

-

1

https://resh.e
du.ru/?ysclid
=lmf6o69rc4
234587505

13 ч.

21 ч.

Итого:

34 ч.

5. Форма Промежуточной аттестации 2 года обучения
класс
форма промежуточной аттестации
2 классы Тестирование
6. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
1 год обучения
Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной
Дата проведения
№
деятельности
занятия
1 четверть 8 часов
1. Вводное занятие (1 час)
1.1. Ознакомление с планом работы курса внеурочной
деятельности, с видами общественно - полезного
труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут
участвовать учащиеся. Вводный инструктаж по
технике безопасности на занятиях.
2. Основы экологии (5 часов)
2.1 Природа что это такое
2.2 Что такое экология, задачи экологии. Экологические
задачи.
2.3 Изучаем и создаем экологические знаки
2.4 Эколого-природоведческая игра «Наука экология»
2.5 Итоговое занятие экологическая игра «Что, где,
когда?»
3. Легкие планеты. Что это? (8 часов)
3.1 Голубая планета Земля. Просмотр видеофильма
«Планета Земля»
3.2 Творческая мастерская «Земля из космоса»
2 четверть 8 часов
3.3 Почему бывают день и ночь. Стадии развития Земли.

1А
1В
1Б
03.09 03.09 04.09

10.09
17.09

10.09
17.09

11.09
18.09

24.09
01.10
08.10

24.09
01.10
08.10

25.09
02.10
09.10

15.10

15.10

16.10

22.10

22.10

23.10

05.11

05.11

06.11

Растительный мир Донского края
12.11 12.11
Игровая программа: «Наши друзья деревья»
19.11 19.11
Сезонные изменения у растений
26.11 26.12
Лес - многоэтажный дом. Типы лесов.
03.12 03.12
Художественная мастерская: «Лес полон чудес»
10.12 10.12
4. Многообразие животных (8 часов)
4.1 Многообразие животного мира
17.12 17.12
4.2 Дикие животные. Игра-путешествие «Знаешь ли ты
24.12 24.12
диких животных»
3 четверть -9 часов
11 часов
4.3 Зимовье зверей. Презентация.
14.01 14.01
4.4 Домашние животные. Устное сочинение «Роль
21.01 21.01
животных»
4.5 Творческая мастерская «Пушистые, хвостатые,
28.01 28.01
усатые»
4.6 Животные красной книги.
04.02 04.02
4.7 Защита животных (организация зоопарков,
11.02 11.02
заповедников)
4.8 Итоговое занятие «Как много животных мы знаем»
25.02 25.02
5. Пернатые друзья (6 часов)
5.1 Видовое разнообразие птиц Ростовской области.
04.03 04.03
5.2 Творческая мастерская «Птицы»
11.03 11.03
5.3 Викторина «Птичий калейдоскоп»
18.03 18.03
4 четверть – 8 часов
5.4 Художественная мастерская «Птицы»
01.04 01.04
5.5 Нелетающие птицы. Люди на островах
08.04 08.04
5.6 Итоговое занятие – экологическая игра «Мир птиц»
15.04 15.04
6. Человек и растения (7 часов)
6.1 Растения-лекари
22.04 22.04
6.2 Легенды в мире растений
29.04 29.04
6.3 Творческая мастерская «Прекрасный мир растений»
06.05 06.05
6.4 Фантастические растения
13.05 13.05
6.5 Комнатные растения и человек
20.05 20.05
7. Экология глазами детей (1 час)
7.1 Итоговое занятие игра-путешествие «Большое
20.05 20.05
путешествие в мир живой природы»
ИТОГО:
33 часа
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12

15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05
21.05

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
2 год обучения
Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной
Дата проведения
№
деятельности
занятия
1 четверть (8 часов)
1. Юные экологи (2 часа)
2А
1.1. Ознакомление с планом работы курса внеурочной
04.09
деятельности, с видами общественно - полезного
труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут
участвовать учащиеся. Вводный инструктаж по
технике безопасности на занятиях.
1.2. Экскурсия на учебно-опытный участок
11.09
2. Планете имя – Океан. Океан – моря – озера – реки
(4 часа)
2.1 Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и 17.09
глубинные
морские
животные.
Рыбы,
их
многообразие и необычные формы.
2.2 Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин 24.09
(акулы, скаты, касатки).
2.3 Волны на воде. Айсберги - плавающие ледяные горы. 02.10
2.4 Итоговое занятие экологическая игра «Что, где,
09.10
когда»
3. Что могут рыбы? (7 часов)
3.1 Удивительное в животной среде (притворство и
16.10
отпугивание, превращения и брачные ритуалы).
Тайны животных (массовые миграции, самоубийства
китов).
3.2 Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы?
23.10
Электрические рыбы.
2 четверть (8 часов)
3.3. Викторина «Мир водных глубин». Аппликация
06.11
«Необычные рыбы».
13.11

2Б
05.09

2В
06.09

12.09

13.09

18.09

19.09

25.09

26.09

03.10
10.10

04.10
11.10

17.10

18.10

24.10

25.10

07.11
14.11

08.10
15.11

3.4

Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают?
Знакомство с обитателями аквариума.

20.11
27.11

21.11
28.11

22.11
29.11

3.5

Итоговое занятие «Загадки подводного царства»
4. Есть ли жизнь в Арктической пустыне? (3 часа)
Природный мир Арктики.
Животный мир Арктики
Викторина «Мир Арктики»

04.12

05.12

06.12

11.12
18.12
25.12

12.12
19.12
26.12

13.12
20.12
27.12

4.1
4.2
4.3

5.1
5.2

6.1

6.2
6.3

6.4

6.5
6.6

7.1

7.2
7.3
7.4
7.5
8.1
8.2
9.1.

3 четверть (10 часов)
5. Горячее солнце пустыни (3 часов)
Природа и животные пустыни. Аппликация «Жизнь в
пустыне».
Итоговое занятие «Путешествие по пустыне»
6. От динозавров до человека (7 часов)
Как возникли и почему вымерли динозавры.
Экологическая катастрофа, приведшая к
исчезновению динозавров
Видовое разнообразие динозавров
Человек изменяет Землю. Экологические
катастрофы. Масштабы влияния человека на земную
кору. Скупой платит дважды. Использование
природных богатств
Глобальное потепление климата, в чём причина и
чем это грозит человечеству и всему живому на
Земле. “Зелёные”- чем занимается и что
пропагандирует данная организация.
Конкурс рисунков «От динозавров до человека».
Устное сочинение «Экология – это жизнь».
Тематический час «Я житель планеты Земля».
7. Загадки космоса (5 часов)
Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах?
Созвездия и галактики.
4 четверть (8 часов)
Игра-путешествие «Загадки космоса»
Конкурс рисунков «Моя планета – мой город».
Просмотр научных фильмов «Тайны вселенной»
Итоговое занятие «Назови созвездие»
8. Мир животных вокруг нас (2 часа)
Насекомые: друзья и враги
Земноводные
9. «Спасатели планеты» (1 час)
Итоговое занятие: игра-путешествие «Экология
глазами детей»
Итого:

15.01
22.01
29.01

09.01
16.01
23.01

10.01
17.01
24.01

05.02

30.01

31.01

12.02
19.02

06.02
13.02

07.02
14.02

26.02

20.02

21.02

05.03
12.03
19.03

27.02
06.03
13.03

28.02
07.03
14.03

02.04

20.03

21.03

09.04
16.04
23.04
30.04

03.04
10.04
17.04
24.04

04.04
11.04
18.04
25.04

07.05
14.05

08.05
15.05

16.05
23.05

21.05

22.05

23.05

34 часа

Приложение
Контрольно-измерительные материалы
для проведения аттестации учащихся
по программе «Юный эколог»

ТЕСТ
1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов? Обведи нужную букву.
а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за вырубки и строительства городов, дорог, возделывания полей.
2. Отчего загрязняется вода в водоемах? Обведи нужную букву.
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик.
3.Какая рыба охотится, оглушая свою добычу разрядом электрического тока? Обведи
нужную букву.
а) электрический скат;
б) акула;
в) карп.
4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву.
а) создают заповедники и национальные парки;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
5. Зачем рыбам борода и усы? Обведи нужную букву.
а) для красоты;
б) это органы осязания;
в) для охоты.
6. Из-за чего исчезают некоторые виды животных? Обведи нужную букву.
а) из-за неумеренной охоты и истребления ради меха и мяса;
б) из-за пожаров и стихийных бедствий;
в) из-за изменения климата на Земле.
7.От какого греческого слова образовано слово «Арктика»? Обведи нужную букву.
а) медведица;
б) мороз;
в) ночь.
8.Что такое бархан? Обведи нужную букву.
а) оазис;
б) нанос песка;
в) караван.
9. Какие насекомые самые опасные? Обведи нужную букву.
а) муха;
б) комар;
в) стрекоза.
10. Какое из приведенных ниже созвездий является самым большим? Обведи нужную
букву.
а) Большая Медведица;
б) Дева;
в) Пегас.
Высокий -7-10 ответов
Средний - 4-6 ответов

Низкий - менее 4 ответов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».