ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Именно патриотизм является
духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания
и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную
основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.
Программа «Юнармия» направлена на обучение подростков-юнармейцев начальной
военной подготовке, а также качественную подготовку учащихся к военно-спортивным
соревнованиям различного уровня в соответствии с Положениями.
Актуальность программы связана с тем, что 1 сентября 2016 года в России официально
стартовало всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия». Предметом и
целями движения являются всестороннее развитие личности детей и подростков, а также
участие их в реализации мероприятий молодежной политики как на муниципальном, так и
на государственном уровне.
«Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Да,
необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы,
например, военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и
командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных
условиях», - отметил в своем послании федеральному собранию Президент Российской
Федерации. Значимость программы заключается в том, что она усиливает вариативную
составляющую общего образования, способствует реализации умений и навыков,
полученных обучающимися в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей,
овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля и помогает
воспитанникам в профессиональном самоопределении.
Так же обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья,
удовлетворение потребности детей и подростков в активных формах познавательной
деятельности и двигательной активности.
Цель и задачи программы:
Цель программы: создание условий, способствующих патриотическому, физическому,
интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его
лидерских качеств.
Задачи:
- воспитание у молодых людей патриотизма, гражданского сознания, верности Отечеству,
готовности к выполнению конституционных обязанностей;
- воспитание уважительного отношения к героической истории нашего государства, его
вооруженным силам; бережного отношения к героическому прошлому нашего народа,
землякам;
- воспитание потребности в здоровом и безопасном образе жизни и активном отдыхе;
- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к
Российской армии;
- ориентация на профессии, связанные с обеспечением национальной безопасности;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности;
- освоение и совершенствование дисциплины, общей и специальной физической
подготовки;
- воспитание сознательной дисциплины, силы воли, умения концентрироваться на
выполнении поставленной задачи;
- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;- воспитание культуры
поведения;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.
Содержание программы внеурочной деятельности
1.
Вводное занятие. Знакомство с членами военно-патриотического клуба
«Юнармейцы». Инструктаж по охране труда.
2.
Военная история.
Вооруженные Силы Российской Федерации. История Вооруженных Сил.
Понятие «Вооруженные силы». Значение Вооруженных сил. Необходимость
создания Вооруженных сил в Российском государстве. История Вооруженных сил
России. Защита Отечества-конституционный долг и обязанность гражданина
Российской Федерации
История Вооруженных Сил РФ.
Развитие и становление Вооруженных Сил России в связи с историей
Российского государства, ратные страницы истории Смоленска.
Структура Вооруженных сил и основные задачи.
Структура и назначения Вооруженных сил Российской Федерации. Отличия
внутренних войск от регулярной армии. Несение службы в мирное и военное время.
Ростовская область и город Сальск область в годы Великой отечественной войны
1941-1945 годов.
Порядок прохождения военной службы.
Повседневное выполнение конкретных воинских обязанностей в ВС РФ. Закон «О
воинской обязанности и военной службе». Воинские звания. Прохождение военной
службы по контракту.
Великие русские полководцы.
Александр Васильевич Суворов (1730 -1800 гг.), адмирал Федор Федорович Ушаков
(1745 - 1817 гг.). генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813 гг.).,
генерал от Михаила Дмитриевича Скобелева (1843 - 1882 гг.),. адмирал Михаил Петрович
Лазарев (1788 -1851 гг.) ,адмирал Петр Степанович Нахимов (1802 - 1855 гг.), вицеадмирал Степан Осипович Макаров (1849 -1904 гг.).
История юнармейского движения.
Детские о молодёжные движения в Российской империи. Детские и
молодёжные движения в СССР: пионерская организация, ВЛКСМ. Детские и
молодёжные движения современной России. Российское Движение Школьников.
3.
Государственные символы Российской Федерации, Ростовской области,
г.Сальска, символика Юнармии.
Государственные символы РФ. Государственный флаг- официальный
государственный символ
РФ. Правовое положение и правила использования флага России определяет Федеральный
конституционный закон "О Государственном флаге Российской Федерации" от 25 декабря
2000 года. Государственный герб - официальный государственный символ Российской
Федерации. Его описание и порядок официального использования установлены
Федеральным конституционным законом "О Государственном гербе Российской
Федерации" от 25 декабря 2000 года. Государственный Гимн Российской Федерации.
Символика Ростовской области. Герб Ростовской области. Описание. Флаг Ростовской
области.
Герб города Сальска. Описание. Символика ВВПОД «Юнармия»
Генезис символа. Фирменные цвета движения. Знаки и флаг Юнармии.
Юнармейские звания и погоны. Юнармейская форма одежды. Устав ВВПОД «Юнармия».
Цели и задачи движения. Структура движения. Права и обязанности участников
Движения. Всероссийский юнармейский слёт. Клятва юнармейца.
Воинские звания. Войсковые и корабельные воинские звания. Знаки различия по
воинским званиям. Воинские ритуалы.
Воинское приветствие. Приведение к военной присяге. Парады.
Военная присяга. Военная присяга, ее значение для военнослужащего. Содержание
военной присяги. Порядок приведения к присяге. Просмотр отрывков из фильма «Военная
присяга».
Боевые Знамена. Краткая история боевых знамен страны с древности до наших дней.
Боевые Знамена Вооруженных сил РФ. Значения знамен. Символы знамен.
4.
Физическая подготовка.
Физическая подготовка и её значение для укрепления здоровья. Значение
физической подготовки для прохождения воинской службы.
5.
Теоретическая огневая подготовка.
Виды огнестрельного боевого оружия. Классификация огнестрельного оружия.
Боеприпасы. Устройство и работа АК-74. Меры безопасности при неполной разборке и
сборке АК-74.
Пневматическая винтовка. Правила удержания и прицеливания винтовки
Неполная сборка и разборка автомата Калашникова (АК-74). Знакомство
с неполной сборкой и разборкой автомата Калашникова (АК-74). Порядок разборки и
сборки автомата. Ошибки при разборке и сборке автомата Калашникова.
6.
Строевая подготовка
Основы строевой подготовки. Виды строя, передвижение в строю, перестроение
из одношереножного строя в двух шереножный строй, смыкание и размыкание в
одношереножном строю. Строевые приемы: «направо», «налево», «кругом»
индивидуально и в строю. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину» в
строю. Передвижение в составе знаменной группы.
Практика: Отработка строевой подготовки .Отработка строевых приемов:
«направо», «налево», «кругом» индивидуально и в строю. Команды: «равняйсь»,
«смирно», «равнение на середину» в строю. Отработка строевой подготовки
знаменной группы. Разучивание строевой песни. Команды строевой подготовки и
правила их выполнения
Алгоритм выполнения строевых упражнений в передвижении .Повороты
направо, налево, кругом при передвижении строя. Подача и выполнение команд в
строю. Ответ на приветствие командира. Переход с походного шага на строевой шаг.
Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину», «влево», «вправо» при
передвижении строя.
Практика: Отработка строевых приемов. Движение шагом. Движение бегом.
Строевой шаг, Походный шаг. Повороты в движении: «направо», «налево», «кругом –
марш».
Отработка строевой песни при передвижении.
Строй и управление им. Понятия: строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона
строя, интервал, дистанция, ширина и глубина строя
Практика: Построение в шеренгу, в 2 шеренги, в 3 шеренги.
7.
Медико-санитарная подготовка.
Медицинские термины. Изучение медицинских терминов: виды травм, ранений,
кровотечений, утоплений, степени тяжести ожогов, отморожений. Знакомство с
терминами: ранение, травма, рана, кровотечение, ушиб, перелом, шок, ожог, обморок,
отморожение, охлаждение. Знакомство с понятиями: антисептик, асептик, давящая
повязка, иммобилизация, шина. Повторение основ строения человека: скелет, конечность,
кость, артерия, вена…
Практика: Сдача письменного теста на знание медицинских терминов.
Алгоритм оказания первой доврачебной помощи. Знакомство с алгоритмом
оказания первой доврачебной помощи при механических травмах, ранениях, ожогах,
тепловом и солнечном ударе, ударе электрическим током.
Практика: Отработка алгоритма оказания доврачебной помощи. Оценка ситуации.
Обеспечение безопасности на месте происшествия. Оценка состояния пострадавшего.
Оказание неотложной помощи. Вызов скорой медицинской помощи. Фиксация
информации о времени и причинах случая. Контроль за состоянием пострадавшего.
Лекарственные растения и грибы.
Изучение лекарственных трав и грибов.
Способы приготовления и применения лекарственных растений.
Практика: Сдача письменного теста на знание лекарственных трав и грибов.
Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при механических травмах.
Знакомство с приемами временной остановки артериального кровотечения с
использованием жгута и накладки повязки на конечности.. Правила транспортировки
пострадавшего.
Практика: Отработка наложения повязок, шин, жгута и транспортировки
пострадавшего. Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при ранениях и
ожогах.
Виды перевязок. Виды перевязок и правила их наложения.
Практика: Наложение повязки на верхнюю конечность.
Экскурсии в Музеи боевой славы.
Планируемые результаты:
Личностные:
ответственность за принятые решения, самовоспитание и самореализация умений и
навыков;
умение работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому
мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг другу, умеют
слушать и слышать другого, проявляют такт и уважение к окружающим.
Метапредметные: регулятивные универсальные учебные действия:
формирование целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и
задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,
осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей,
контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
формирование способности к проектированию.
коммуникативные универсальные учебные действия: формирование действий по
организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы,
практическому освоению морально-этических и психологических принципов
общения и сотрудничества;
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;
действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и
способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых
средств регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции
собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
познавательные универсальные учебные действия: практическое освоение
обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
практическое освоение методов познания, используемых в различных областях
знанияи сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного
аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию
общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра
логических действий и операций.
Предметные:
В результате обучающиеся должны знать: название страны, региона, где живет
учащийся, родного города;
символику страны, области, города, школы;
государственные праздники и Дни воинской Славы ВС РФ;
имена великих полководцев и названия Городов-героев;
ордена и медали, знаки доблести и отличия ВС РФ;
основы оказания первой медицинской помощи;
средства индивидуальной защиты и область их применения;
основы автономного существования человека;
правила безопасного обращения со стрелковым оружием;
сигналы гражданской обороны и порядок действия по ним.
должны уметь: описывать изученные события истории Отечества;
оценивать поступки других с позиции добра и зла;
уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
правильно использовать средства индивидуальной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь;
выполнять команды управления строем;
использовать навыки стрельбы из стрелкового оружия;
поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Формы аттестации и контроля. Программой предусмотрены зачетные занятия
приобретенных практических навыков и умений.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юнармия»
№
Наименование раздела (темы)
Кол.
п/п
час
Раздел 1. Введение 1 час
Вводное занятие. Знакомство с членами военно-патриотического
1
1
клуба «Юнармия»
Раздел II. Военная история. 5 часов
2
История Вооружённых сил Российской Федерации.
1
3
Структура Вооружённых сил Российской Федерации.
1
4
Великие русские полководцы
1
5
Детские и молодежные движения в Российской империи и СССР 1
6
История юнармейского движения
1
Раздел III. Государственные символы Российской Федерации,
Ростовской области, г. Сальска, символика Юнармии. 4 часа
7
Государственные символы РФ (флаг, герб, гимна)
1
8
Символика Ростовской области и города Сальска
1
9
Символика ВВПОД «Юнармия»
1
Цели и задачи, структура «Юнармии». Права и обязанности 1
10
участников движения. Клятва юнармейца
Раздел IV. Физическая подготовка 3 часа
11.
Физическая подготовка и её значение для укрепления здоровья.
1
Значение физической подготовки для прохождения воинской
12.
1
службы.
13.
Практическое занятие по физической подготовке
1
Раздел V. Теоретическая огневая подготовка 3 часа
14
Виртуальная экскурсия в музей оружия
1
15
Виды огнестрельного боевого оружия
1
Пневматическая винтовка. Правила удержания и прицеливания
16
1
винтовки.
Раздел VI. Строевая подготовка 7 часов
Основы строевой подготовки. Виды строя. Передвижение в
17
1
строю. Перестроения в строю.
Строевые приемы. Строевые команды. Передвижение в составе
18
1
знаменной группы
19
Подача и выполнение команд в строю
1
20
Разучивание строевой песни
1
21
Отработка строевых приемов
1
22
Отработка строевой песни при передвижении
1
23
Конкурс строя и песни
1
Раздел VII. Медико-санитарная подготовка 6 часов
24
Медицинские термины.
1
25
Алгоритм оказания первой доврачебной помощи.
1
Оценка ситуации, состояния пострадавшего. Обеспечение
26
1
безопасности на месте происшествия
Виды ранений и кровотечений. Оказание первой доврачебной
27
1
помощи при ранениях.
28
Утопление, ожоги, обморожения
1
29
Оказание первой доврачебной помощи при ожогах, тепловом и
1
солнечном ударе
Раздел VIII. Подведение итогов 4 часа
30
Встреча с ветераном боевых действий
1
Дата
5.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
09.01
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
24.04
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
03.04
10.04
31
32
33
Экскурсия в Музей боевой славы
Экскурсия в Музей боевой славы
Итоговое занятие
1
1
1
17.04
15.05
23.05