1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивного направления «шахматы » в 1-4классах разработана в соответствии с НОО утверждённой приказом директора МБОУ
СОШ № 4 г. Сальска с использованием авторской «Шахматная школа» второго года
обучения под редакцией Барский В.Л.
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной
направленности «Шахматы» является модифицированной и
разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст.2, ст.15, ст.16,ст.17,ст.75, ст.79);
приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ № 09-3242 от 18 ноября 2015 года;
Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ от 31.03.2022 №678-р);
СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Приказ Министертва образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок
применения
организациями,
осуществляющих
образовательную
деятельность
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»
Методические рекомендации от 20 марта 2020 года по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК- 641/09 « О методических
рекомендациях» вместе с (Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ);
приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ
от 05.08.2020 г. №882/391 « Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа « №4»г. Сальска.
Один из приоритетов государственной политики в области образования — ориентация не
только на усвоение обучающимися фундаментальных знаний, но и на их воспитание,
развитие личностных качеств, познавательных и созидательных способностей. Данный
факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей
приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления
его развития на период до 2025 года. Шахматная игра на протяжении многих веков
является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. — Примеч. авт.)
делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся
ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» В. В. Путин. XXI век —
2
век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого
потока доступной информации — предопределил дефицит людей с активной жизненной и
профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно,
умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из
проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и
систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия
своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном
мире. И здесь возрастает социально-педагогическая функция шахмат, выражающаяся в
развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, формировании ими
навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут
обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами
сопряжено с постоянной систематизацией получаемых на уроках знаний, выработкой у
детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро
осмысливать её. С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития
школьников, особенно ценно, что во многих регионах России шахматы интегрированы в
программы основного общего образования. На сегодняшний день накоплен значительный
опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству
оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей и подростков. Исследования
доказали, что в рамках школьного образования активное освоение подростками игры в
шахматы благотворно сказывается на их психическом, умственном и эмоциональном
развитии, способствует формированию нравственных качеств, изобретательности и
самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух
здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной
самореализации без агрессии, компактность, экономичность — всё это выгодно выделяет
шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения
с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения фигур на доске)
создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования
конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют
появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в
любой жизненной ситуации. Известно, что игра в шахматы способствует развитию
различных когнитивных функций обучающихся, в том числе их мыслительных
способностей и интеллектуального потенциала. Мыслительные способности
совершенствуются благодаря самостоятельному обдумыванию ходов и анализу в ходе
партии. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности
и силы ума. Шахматная игра является благоприятным условием и методом воспитания
способности к волевой регуляции поведения подростков. Овладевая способами волевой
регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности:
способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого
принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с
поражением, общительность и коллективизм. Особенно важно, что обучение детей
подросткового возраста игре в шахматы позволяет предотвратить возникновение
асоциального поведения, приобретение нежелательных антисоциальных тяготений и
привычек. Для подростков шахматы являются интеллектуальной формой проведения
досуга. Шахматная игра как полифункциональный предмет — это универсальный
инструмент познания разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере
может способствовать формированию у подростков навыков сотрудничества со
3
сверстниками и взрослыми, способов решения проблем творческого и поискового
характера, планирования, контроля и оценки своих действий в соответствии с
поставленной задачей, овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
установления аналогий и причинно-следственных связей, что и сформулировано в
требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования к результатам освоения основной образовательной программы.
Место в учебном плане
Программа разработана для учащихся 4 класса и рассчитана на изучение материала в
течение 1ч в неделю: 34 ч.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный модуль «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» для
образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного
общего образования требует приложения всей совокупности человеческих сил и
способностей: интеллектуальных, духовнонравственных и эмоциональных. Основное
содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие
требованиям ФГОС основного общего образования. «Шахматы в школе» является
учебным модулем предмета «Физическая культура», который может быть использован в
общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в
целостный 9 образовательный процесс. Актуальность примерной программы учебного
модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура» для общеобразовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования, обусловлена
преемственным включением в учебный план общеобразовательных организаций многих
регионов РФ курса «Шахматы в школе» на уровне основного общего образования. В
современной школе важное место занимает развивающая функция обучения,
ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения
готовых знаний, но и, самое главное, понимания, осознания и воспроизведения
полученных знаний в различных метапредметных областях. Сохраняя все основные
плюсы классической шахматной игры, учебный модуль обладает рядом существенных
преимуществ, важных для общеобразовательных организаций: — компактность
оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок,
мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и
быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и
коридорах и так же легко убираются);
— возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста и
уровня подготовленности;
— травмобезопасность. Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практикоориентированная соревновательная деятельность». В разделе «Теоретические
основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные
термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение
основ теории и практики шахматной игры. Раздел «Практико-ориентированная
соревновательная деятельность» подразумевает отработку теоретического материала
путём выполнения тренировочных, тестовых и контрольных заданий. В тематическом
планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики
видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок
4
освоения знаний в области данного вида спорта. Программа реализуется в соответствии с
действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в
осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части
образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (ч. 2, п. 6 и 16
ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Эффективность использования системы шахматных уроков в основной школе доказана их
положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.
Цель и задачи модуля
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития
детей подросткового возраста посредством их массового вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и
воспитательные. Общие задачи направлены на: — массовое вовлечение подростков в
шахматную игру;
— приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре;
— открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
— выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами,
в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях. Образовательные
задачи способствуют:
— приобретению знаний из истории развития шахмат;
— углублению знаний в области шахматной игры, получению представлений о различных
тактических приёмах;
— освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
— изучению приёмов и методов шахматной борьбы. Оздоровительные задачи направлены
на:
— формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре
шахмат в частности;
— формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и
эмоциональных проявлений;
— воспитание стремления вести здоровый образ жизни. Воспитательные задачи
способствуют:
— приобщению подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и
использованию их в свободное время;
— воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
— формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям;
— развитию выдержки, собранности, внимательности;
— развитию эстетического восприятия действительности;
— формированию уважения к чужому мнению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Программа учебного модуля «Шахматы в школе» предмета «Физическая культура»
предусматривает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов. Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные
качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного
материала.
5
К личностным результатам относят: — формирование основ российской, гражданской
идентичности;
— ориентацию на моральные нормы и их выполнение;
— наличие чувства прекрасного;
— формирование основ шахматной культуры;
— понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
— готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
— уважительное отношение к иному мнению;
— приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
— воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
— умение управлять своими эмоциями;
— дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
стремление к работе на результат;
— оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты:
Познавательные: — умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
— владение способом структурирования шахматных знаний;
— способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в
конкретных условиях;
— умение находить необходимую информацию;
— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно
создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового
характера;
— умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
— способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать
результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать
причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты,
концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные:
— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
— способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а
также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
— возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем
и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание
и условия деятельности в речи.
6
Регулятивные: — умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты
К концу учебного года ученики будут знать:
-шахматные термины и понятия ,полная и полная связка, цугцванг , выжидательный вход,
ближняя и дальняя оппозиция, детский мат, перевес в развитии, голый король, линейный
мат ,вечный шах, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, гамбит, эндшпиль, гамбит;
- базовые тактические приемы: двойной удар связка, методы защиты от связки,
отвлечение, перезагрузка, взлом вскрытое нападение, прорыв;
-типовые схемы матовых комбинаций при атаке на застрявшего в центре короля и при
атаке позиции рокировки;
- основные сведения о пешечных окончаниях: отдаленная проходная, защищенная
проходная, правило квадрата метод отталкивания плечом, активный король;
-базовые сведенья о методах разыгрывания дебюта, основные принципы разыгрывания
итальянской партии и северного гамбита
К концу учебного года ученики будут уметь:
- проводить более сложные (по сравнению с первым годом обучения) комбинации на
двойной удар, на выигрыш либо спасение связанной фигуры, на спертый мат, отвлечение,
перезагрузку и т. п. в 2-3 хода и более;
- ставить мат в окончании «король и ладья против одинокого короля», «король и два слона
против одинокого короля»;
- давать оценку (выигрыш, проигрыш или ничья) любой позиции «король и пешка против
короля» при ходе каждого из сторон;
- составлять элементарные планы на разных стадиях партии;
- разыгрывать дебют в соответствии с тремя золотыми правилами;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе.
Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные
шахматисты. Базовые понятия шахматной игры Правила техники безопасности во время
занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила
поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их
проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам.
Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход,
взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья,
ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии,
основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы
дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака
при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и
легкофигурных эндшпилей.
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№
Наименование раздела
1
2
3
4
Всего
Ходы и взятие фигур
Тактики
Маты.
Дебюты
Количество
часов
(всего)
2группа
3группа
8
8
11
7
34ч
8
КОЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной
деятельности
Повторение материала первого года обучения
Связка
Защита от связки
Три золотых правила дебюта
Три золотых правила дебюта (продолжение)
Детский мат
Повторение пройденного материала: связка, защита от
связки, Три золотых правила дебюта, Детский мат и
защита от него
8
Коррекционное занятие
9
Голый король
10 Взлом
11 Отвлечение
12 Перезагрузка
13 Вскрытое нападение
14 Повторение пройденного материала: Голый король,
Взлом, Отвлечение, Перезагрузка, Вскрытое
нападение.
15 Коррекционное занятие
16 Мат «по линеечке»
17 Мат королем и ладьей
18 Два могучих слона
19 Проходные пешки
20 Прорыв
21 Проведение пешки и ферзи
22 Правило квадрата. Отталкивание плечом.
23 Отдаленная проходная. Защищенная проходная
24 Переход в пешечный эндшпиль. Активный король
25 Повторение пройденного материала: линейны, мат
королем и ладьей, мат двумя слонами , проходные
пешки, базовые принципы игры в пешечных
окончаниях, переход в пешечный эндшпиль.
26 Коррекционное занятие
27 Патовые комбинации
28 Комбинация на вечный шах
29 Дебют- перевес в развитии
30 Итальянская партия
31 Северный гамбит
32 Повторение пройденного за год материала.
Подготовка к итоговому тесту
33 Итоговая контрольная работа. Подведение итогов года.
Всего за год -33ч
1
2
3
4
5
6
7
Часы
Дата
проведения
1
1
1
1
1
1
1
06.09.2024
13.09.2024
20.09.2024
27.09.2024
04.10.2024
11.10.2024
1
1
1
1
1
1
1
25.10.2024
08.11.2024
15.11.2024
22.11.2024
29.11.2024
06.12.2024
13.12.2024
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20.12.2024
27.12.2024
10.01.2025
17.01.2025
24.01.2025
31.01.2025
07.02.2025
14.02.2025
21.02.2025
28.02.2025
07.03.2025
1
1
1
1
1
1
1
14.03.2025
21.03.2025
04.04.2025
11.04.2025
18.04.2025
25.04.2025
16.05.2025
1
23.05.2025
18.10.2024
9