ВД Функциональная грамотность. Учимся для жизни_4кл.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Актуальность
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная
грамотность: учимся для жизни» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями
к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность: учимся для жизни» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Программа «Функциональная грамотность: учимся для жизни» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в широком
смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь функционально грамотная
личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение
различным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с
текстом.
Известны недостатки в обучении младших школьников (по результатам ВПР в 4 классе,
результатов участия российских школьников в международных исследованиях PIRLS, TIMS):
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков
функциональной грамотности именно в начальных классах.
1.2.Цели и задачи курса
Цель изучения курса: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно- научная грамотность» является формирование
у обучающихся способности использовать естественно- научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в
него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Для достижения основной цели курса предполагается решение следующих задач:
- формировать умение читать тексты; совершенствовать культуру чтения, интерес и
мотивацию к чтению книг;
3

- находить и извлекать информацию из различных текстов;
- привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе изучения
прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и т. д
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным и бескорыстным поступкам.
1.3. Место учебного курса
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для
жизни» предназначена для реализации в четвёртом классе начальной школы и рассчитана на
33 часа (при 1 часе в неделю). Данная рабочая программа при необходимости может быть
реализована частично с применением электронного обучения и дистанционных технологий. В
первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной
грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой
грамотности.
1.4. Учебники и учебные пособия, которые используются в ходе изучения курса
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 г.
Функциональная грамотность. Тренажер для школьников. Авторы: М.В.Буряк, С.А.Шейкина
Методическое пособие «Контрольно-измерительные материалы по курсу «Функциональная
грамотность» 1-4 классы
1.5. Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у
современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы,
семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности
находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениях функциональной
грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовнонравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного
познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному
личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов;
составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части,
составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания,
построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности,
периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская
карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые
деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно- научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства
4

древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей
растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
5

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно - научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно- научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно- научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
другим предметам.

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЦОР/ЭОР

Количе
ство
часов,
отводи
мых на
усвоен
ие
темы

№ Название тематического раздела
с указанием основных тем

РАЗДЕЛ 1. Читательская грамотность (8 ч.)
1. Старинная женская одежда.
1
2. Старинные женские головные уборы. 1
3. Старинная мужская одежда и
1
головные уборы.
4. Жилище крестьянской семьи на Руси. 1
5 Внутреннее убранство и предметы
2
обихода русской избы.
6 История посуды на Руси.
1
7 Какие деньги были раньше в России 1

Уроки для начальной школы от «Кирилл
и Мефодий»:
http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp
Инфоурок: https://infourok.ru/prezentaciyapo-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtorm-v-buryak-na-temu-dozhdevye-chervi-3klass-6188519.html
Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/

Читательская
грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
РАЗДЕЛ 2. Естественно-научная грамотность (8 ч.)
8 Томат
1
Учительский портал:
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
9 Болгарский перец
1
10 Картофель
11 Баклажан. Семейство паслёновых
12
13
14
15

Лук
Капуста
Горох
Грибы

1
1
1
1
1
1

Образовательная соц.сеть:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/metodichesk
aya-kopilka-kombinatornye-logicheskie-i
Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Естественнонаучная
грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

РАЗДЕЛ 3. Финансовая грамотность (8 ч.)
16 Потребительская корзина
2
17 Прожиточный минимум
1
18 Инфляция
1
19 Распродажи, скидки, бонусы
2
20 Благотворительность
1
21 Страхование
1

Математическая мастерская:
https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskiezadachi-1-4-klass/
Платформа Учи.Ру:
https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/
Инфоурок: https://infourok.ru/prezentaciyapo-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor7

m-v-buryak-na-temu-dozhdevye-chervi-3klass-6188519.html
Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Финансовая
грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/
РАЗДЕЛ 4. Математическая грамотность (8 ч.)
22. В бассейне
1
Математическая мастерская:
https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskie23 Делаем ремонт
2
zadachi-1-4-klass/
24 Праздничный торт
1
25 Обустраиваем участок
1
Электронный банк заданий для оценки
26 Поход в кино
2
функциональной грамотности:
27 Отправляемся в путешествие
1
https://fg.resh.edu.ru/
Математическая
грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Творческие работы (2 ч)
28 Промежуточная аттестация по курсу 1
«Функциональная грамотность»
29 Составляем словарик по финансовой 1
грамотности.

Итого по разделу

Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
Креативное
мышление: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/kreativnoe-myshlenie/
34 часа

ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Промежуточная аттестация по курсу «Функциональная грамотность: учимся для жизни» в
форме теста
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Название темы

1
Старинная женская одежда.
2
Старинные женские головные уборы.
3
Старинная мужская одежда и головные уборы.
4
Жилище крестьянской семьи на Руси.
5
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.
6
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.
7
История посуды на Руси.
8
Какие деньги были раньше в России
1 четверть – 8 часов
9
Томат
10
Болгарский перец

Дата
проведения
занятия
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
8

11
Картофель
12
Баклажан. Семейство паслёновых
13
Лук
14
Капуста
15
Горох
16
Грибы
2 четверть – 8 часов
17
Потребительская корзина
18
Потребительская корзина
19
Прожиточный минимум
20
Инфляция
21
Распродажи, скидки, бонусы
22
Распродажи, скидки, бонусы
23
Благотворительность
24
Страхование
25
В бассейне
26
Делаем ремонт
27
Делаем ремонт
3 четверть – 11 часов
28
Праздничный торт
29
Обустраиваем участок
30
Поход в кино
31
Поход в кино
32
Отправляемся в путешествие
33
Промежуточная аттестация по курсу ««Функциональная
грамотность: учимся для жизни»
4 четверть – 6 часов
Итого: 33 часа

21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
09.01
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
03.04
10.04
17.04
24.04
15.05
22.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnayagramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в
руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по
ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ
ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriyafunktsionalnoy-gramotnosti/
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)

9

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного
учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»
(https://fg.resh.edu.ru/).
3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральный институт качества образования».
4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА (УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ)
Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор,
демонстрационный экран.

Приложение № 1
10

Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации
по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
для обучающихся 4 классов
1. Назначение работы – определить уровень достижения планируемых результатов курса
внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» обучающимися 4 классов.
2. Основное содержание проверки ориентировано на содержание Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, соответствует
ООП НОО по курсу «Функциональная грамотность» 4 класс.
3. Характеристика структуры и содержание КИМ.
КИМ состоит из 2 частей, включающих в себя диагностическую карту формирования УУД
(Приложение 1) и тест. Уровень сформированности метапредметных результатов отражается в
диагностической карте формирования УУД в портфолио обучающегося. Итоговый балл по
регулятивным, познавательным и коммуникативным УУД вносится в протокол результатов
промежуточной аттестации. Тест включает в себя 6 заданий с выбором ответа. К каждому
заданию 1-5 (Базовый уровень) предлагается три варианта ответа, из которых только один
правильный.
Задание 6 – задание на соответствие. Сравнение величин; округление величин; прикидка
результата сложения двух или нескольких величин (Повышенный уровень).
4. Продолжительность работы. На выполнение и самопроверку работы отводится 25 минут.
5. Система оценивания прохождения промежуточной аттестации.
I часть. Диагностическая карта формирования УУД.
Регулятивные УУД.
10-9 баллов - высокий уровень (Базовый и Повышенный (БиП)
8-5 баллов – средний уровень (Базовый (Б)
0-4 балла – низкий уровень (Ниже Базового (НБ)
Познавательные УУД .
10-9 баллов - высокий уровень (Базовый и Повышенный (БиП)
8-5 баллов – средний уровень (Базовый (Б)
0-4 балла – низкий уровень (Ниже Базового (НБ)
Коммуникативные УУД.
8-7 баллов - высокий уровень (Базовый и Повышенный (БиП)
6-3 баллов – средний уровень (Базовый (Б)
0-2 балла – низкий уровень (Ниже Базового (НБ)
II часть. Тест.
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. Задание считается
выполненным правильно, если верно записан номер ответа или дан правильный ответ на 6
вопрос. Максимальный балл за выполнение заданий – 8: Базовый – 5б Повышенный – 3б
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий
балл, который переводится в уровневую отметку достижения планируемых результатов:
Баллы
Уровень достижения планируемых результатов
8-7
Базовый и Повышенный
6-4
Базовый
3 и менее
Ниже Базового
6. Содержание работы.
Тест
Номер Содержание вопроса
Варианты ответа
Ответ
вопроса
обучающе
гося
1
Ее называли кормилицей и обычно
а) красный угол
устраивали первой. Только потом
б) русская печь
строили стены, крышу и дом. Почти в
в) светлица
каждой русской сказке она упоминается.
Она согревала и дарила уют в старинной
русской избе.
11

2

3

4

Для того, чтобы оплатить покупку в
магазине, требуется ввести ПИН-код.
Расшифруй код при помощи шифра.
1 цифра – 18: 3
2 цифра – (20+8) : 4
3 цифра – 81 : 9 : 3
4 цифра – 45: 9
В магазине «Магнит» за накопленные 20
наклеек можно получить чайник. Одна
наклейка выдаётся при покупке на 200
рублей. Какую сумму надо потратить,
чтобы получить 20 наклеек?
К какому веку относится 1350 год?

5

В каком порядке развиваются части
растений из семени?

6

Иван Семёнов собрался лететь в отпуск
на самолёте. У него оказалось 5
предметов багажа. Ноутбук – 1 кг 300 г.,
рюкзак – 10 кг 500 г., сумка- 8 кг.,
портфель- 6 кг., коробка -2 кг 600 г. Он
узнал, что в салон самолёта можно взять
ручную кладь массой не более 10 кг.
Какие 2 или 3 предмета он может взять в
салон?

а) 9 3 7 5
б) 7 9 3 5
в) 9 7 3 5

а) 400 руб.
б) 4000руб.
в) 4400 руб.
а) XV
б) XIII
в) XIV
а) корень, стебель, лист,
цветок
б) лист, корень, стебель,
цветок
в) плод, стебель, лист, цветок
а ) ноутбук, сумка, коробка;
б) коробка, ноутбук;
портфель
в) ноутбук, сумка, рюкзак

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».