1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» для 2 класса по
внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Сергеевой Т.Ф.
(Учебная программа. 2–4 классы общеобразовательных организаций — М.,«Команда
«Афлатун» (Книга 2)»). Рабочая программа ориентирована на использование УМК Сергеева Т.Ф. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4
классы общеобразовательных организаций / Т.Ф. Сергеева— МОУ.: Просвещение, 2015г.
Представленная программа изучается в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность
в начальной школе» (социальной направленности).
Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и учебному плану образовательного учреждения на 20202021 учебный год.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской
программы, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа
рассчитана на 1 ч в неделю и 34 ч в год.
Цель данного курса: являются развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные задачи курса:
с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному
восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной
частью которого являются экономические отношения;
способствовать
общему
развитию
школьников:
развивать
мышление,
эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для
продолжения изучения курса в следующем звене школы;
развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться
экономическим инструментарием.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
для учащихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования. Изучение
курса позволяет школьнику:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;
- понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- сопоставление доходов и расходов, сопоставление доходности вложений на
простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых
и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
2. Планируемые результаты
Личностные:
Будут созданы условия для развития
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых
и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными
результатами
являются
формирование
следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
-
овладение
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
Коммуникативные УУД:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
3. Основное содержание
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых
денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов
(ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты.
Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции:
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок.
Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.
Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль»,
«копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна.
Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных
денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение
безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат.
Пластиковая карта. Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата.
Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать
арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам,
студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять
взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата.
Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия.
Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и
услуги. Расходы бывают
обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники,
автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не
хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование.
Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем. Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если
доходы
превышают
расходы,
образуются
сбережения.
вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Сбережения,
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги.
Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Тематическое планирование в том числе с учётом рабочей программы воспитания
№
1.
Наимено Модуль воспитательной
вание
программы «Школьный урок»
раздела
«Финанс 1. вовлечение учащихся в
Из них (кол-во час.)
2а
2б
2в
овая
проектно-исследовательскую
33ч
33ч
34ч
грамотн
деятельность;
ость»
2. организация внутриклассного
1
1
1
шефства;
3. игровые и интерактивные
формы работы;
4. тематические информационные
часы;
5. история празднования:
- «День матери в России»
- «День защитника отечества»
- «Международный женский день»
- «День Космонавтики.
Гагаринский урок «Космос-это
мы»
2.
Промежуточная аттестация
ЦОР/ЭОР
Финансовая
грамотность в
2-х частях, автор
Сергей Федин
Календарно – тематический план
1 час в неделю, всего 33 часа
2А класс – 33 часа
№
Тема занятия
1
Что мы будем изучать?
1
Дата
проведения
По
По
плану
факт
у
02.09
2
Что такое деньги и откуда
они взялись.
Появление обмена товаров.
1
09.09
2
16.09
23.09
Что такое деньги и откуда
они взялись. Решение
задач.
Первые деньги.
2
30.09
07.10
1
14.10
6
Рассмотрим деньги
поближе.
1
21.10
7
Монеты. Игра-путешествие
«Сказочная страна
финансов»
Бумажные деньги.
2
11.11
18.11
2
25.11
02.12
Рассмотрим деньги
поближе. Защита денег от
подделок.
1
09.12
10 Гурт. Подделка монет.
1
16.12
11 Аверс и реверс. Номинал.
1
23.12
12 Номинал банкнот. Защита
1
13.01
3
4
5
8
9
Часы
ЦОР/ЭОР
Пособие - Финансовая
грамотность в 2-х частях, Сергей
Федин
https://www.mos.ru/news/item/9352
9073/
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-istoriyavozniknoveniya-deneg-2-4-klass5337829.html
https://www.youtube.com/watch?v=
i1Ofahsq1pQ
https://www.mos.ru/news/item/9352
9073/
https://infourok.ru/prezentaciyarassmotrim-dengi-poblizhe-zashitaot-poddelok-finansovayagramotnost-8-11-let-5201836.html
Игра
https://infourok.ru/prezentaciya-kproektu-po-ofg-bumazhnye-dengisovremennoj-rossii-6211047.html
https://infourok.ru/prezentaciyarassmotrim-dengi-poblizhe-zashitaot-poddelok-finansovayagramotnost-8-11-let-5201836.html
https://zolotomd.ru/info/articles/vidyi-gurtov-namonetah-i-kak-on-vliyaet-nastoimost
https://www.banki.ru/wikibank/reve
rs/
https://www.docash.de/ru/articles/1
банкнот от подделок
13 Дизайн купюры сказочной
страны.
14 Какие деньги были раньше
в России.
1
20.01
1
27.01
15 Первые русские монеты.
Денга и копейка
1
03.02
16 Рубль, гривенник и
полтинник.
1
10.02
17 Современные деньги
России и других стран.
2
17.02
24.02
18 Доллары и евро – самые
известные иностранные
1
03.03
19 Постер «Оборот денег».
Доллар и евро.
1
10.03
20 Банки. Наличные,
безналичные и
электронные деньги.
1
17.03
21 Откуда в семье деньги.
Клады, лотерея,
наследство.
22 Откуда в семье деньги.
Заработная плата.
Викторина
1
07.04
1
14.04
23 Откуда в семье деньги.
Пенсии, пособия,
стипендии.
1
21.04
24 На что тратятся деньги.
Расходы на самое
необходимое.
1
28.04
25 Сбережения и
непредвиденные расходы
1
05.05
деньги.
58-osnovnye-ehlementy-zashchitybanknot
Самостоятельная работа
https://arzamas.academy/materials/1
014
https://kpsu.ru/blog/dengi/pervyemetallicheskie-dengi-drevney-rusi/
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-na-temurubl-grivennik-i-poltinnik-3-klass6538075.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-na-temusovremennie-dengi-rossii-i-drugihstran-klass-2742200.html
https://infourok.ru/prezentaciyadollary-i-evro-samye-izvestnyeinostrannye-dengi-2-klass6755629.html
Индивидуальная работа
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-na-temubeznalichnie-denezhnie-rascheti2800801.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-otkuda-vseme-dengi-1571559.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-otkuda-vseme-dengi-1571559.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-otkuda-vseme-dengi-1571559.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-na-temuna-chto-tratyatsya-dengi3930567.html
https://infourok.ru/prezentaciya-klekcii-nepredvidennye-rashody-ibyudzhetirovanie-nachrezvychajnye-situacii-
5383167.html
26 Вредные привычки. Хобби.
1
12.05
Разговор на уроке
27 Как с умом управлять
своими деньгами.
Промежуточная
аттестация.
Итого
2
19.05
26.05
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-kak-umnoupravlyat-svoimi-dengami1571551.html
33 ч
Календарно – тематический план
2Б класс – 33 часа
№
Тема занятия
1
Что мы будем изучать?
1
Дата
проведения
По
По
плану факту
06.09
2
Что такое деньги и откуда
они взялись.
Появление обмена товаров.
1
13.09
2
20.09
27.09
Что такое деньги и откуда
они взялись. Решение
задач.
Первые деньги.
2
04.10
11.10
1
18.10
6
Рассмотрим деньги
поближе.
1
25.10
7
Монеты. Игра-путешествие
«Сказочная страна
финансов»
Бумажные деньги.
1
08.11
2
15.11
22.11
Рассмотрим деньги
поближе. Защита денег от
подделок.
1
29.11
3
4
5
8
9
Часы
ЦОР/ЭОР
Пособие - Финансовая
грамотность в 2-х частях, Сергей
Федин
https://www.mos.ru/news/item/935
29073/
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-istoriyavozniknoveniya-deneg-2-4-klass5337829.html
https://www.youtube.com/watch?v
=i1Ofahsq1pQ
https://www.mos.ru/news/item/935
29073/
https://infourok.ru/prezentaciyarassmotrim-dengi-poblizhe-zashitaot-poddelok-finansovayagramotnost-8-11-let-5201836.html
Игра
https://infourok.ru/prezentaciya-kproektu-po-ofg-bumazhnye-dengisovremennoj-rossii-6211047.html
https://infourok.ru/prezentaciyarassmotrim-dengi-poblizhe-zashitaot-poddelok-finansovayagramotnost-8-11-let-5201836.html
10 Гурт. Подделка монет.
1
06.12
11 Аверс и реверс. Номинал.
1
13.12
12 Номинал банкнот. Защита
банкнот от подделок
1
20.12
13 Дизайн купюры сказочной
страны.
14 Какие деньги были раньше
в России.
1
27.12
1
10.01
15 Первые русские монеты.
Денга и копейка
1
17.01
16 Рубль, гривенник и
полтинник.
1
24.01
17 Современные деньги
России и других стран.
3
31.01
07.02
14.02
18 Доллары и евро – самые
известные иностранные
деньги.
1
21.02
19 Постер «Оборот денег».
Доллар и евро.
1
28.02
20 Банки. Наличные,
безналичные и
электронные деньги.
1
07.03
21 Откуда в семье деньги.
Клады, лотерея,
наследство.
1
14.03
22 Откуда в семье деньги.
Заработная плата.
Викторина
1
21.03
23 Откуда в семье деньги.
Пенсии, пособия,
1
04.04
стипендии.
https://zolotomd.ru/info/articles/vidyi-gurtov-namonetah-i-kak-on-vliyaet-nastoimost
https://www.banki.ru/wikibank/rev
ers/
https://www.docash.de/ru/articles/1
58-osnovnye-ehlementy-zashchitybanknot
Самостоятельная работа
https://arzamas.academy/materials/
1014
https://kpsu.ru/blog/dengi/pervyemetallicheskie-dengi-drevney-rusi/
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-na-temurubl-grivennik-i-poltinnik-3-klass6538075.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-na-temusovremennie-dengi-rossii-i-drugihstran-klass-2742200.html
https://infourok.ru/prezentaciyadollary-i-evro-samye-izvestnyeinostrannye-dengi-2-klass6755629.html
Индивидуальная работа
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-na-temubeznalichnie-denezhnie-rascheti2800801.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-otkuda-vseme-dengi-1571559.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-otkuda-vseme-dengi-1571559.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-otkuda-vseme-dengi-1571559.html
24 На что тратятся деньги.
Расходы на самое
1
11.04
25 Сбережения и
непредвиденные расходы
1
18.04
26 Вредные привычки. Хобби.
2
27 Как с умом управлять
своими деньгами.
Промежуточная
аттестация.
Итого
1
25.04
16.05
23.05
необходимое.
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-na-temuna-chto-tratyatsya-dengi3930567.html
https://infourok.ru/prezentaciya-klekcii-nepredvidennye-rashody-ibyudzhetirovanie-nachrezvychajnye-situacii5383167.html
Разговор на уроке
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-kak-umnoupravlyat-svoimi-dengami1571551.html
33 ч
Календарно – тематический план
2В класс – 34 часа
№
Тема занятия
1
Что мы будем изучать?
1
Дата
проведения
По
По
плану факт
у
04.09
2
Что такое деньги и откуда
они взялись.
Появление обмена товаров.
1
11.09
2
18.09
25.09
Что такое деньги и откуда
они взялись. Решение
задач.
Первые деньги.
2
02.10
09.10
1
16.10
Рассмотрим деньги
поближе.
1
23.10
3
4
5
6
Час
ы
ЦОР/ЭОР
Пособие - Финансовая
грамотность в 2-х частях, Сергей
Федин
https://www.mos.ru/news/item/935
29073/
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-istoriyavozniknoveniya-deneg-2-4-klass5337829.html
https://www.youtube.com/watch?v
=i1Ofahsq1pQ
https://www.mos.ru/news/item/935
29073/
https://infourok.ru/prezentaciyarassmotrim-dengi-poblizhe-zashitaot-poddelok-finansovayagramotnost-8-11-let-5201836.html
Монеты. Игра-путешествие
«Сказочная страна
финансов»
Бумажные деньги.
2
06.11
13.11
Игра
2
20.11
27.11
9
Рассмотрим деньги
поближе. Защита денег от
подделок.
1
04.12
10
Гурт. Подделка монет.
1
11.12
11
Аверс и реверс. Номинал.
1
18.12
12
Номинал банкнот. Защита
банкнот от подделок.
1
25.12
13
Дизайн купюры сказочной
страны.
Какие деньги были раньше
в России.
1
15.01.
https://infourok.ru/prezentaciya-kproektu-po-ofg-bumazhnye-dengisovremennoj-rossii-6211047.html
https://infourok.ru/prezentaciyarassmotrim-dengi-poblizhe-zashitaot-poddelok-finansovayagramotnost-8-11-let-5201836.html
https://zolotomd.ru/info/articles/vidyi-gurtov-namonetah-i-kak-on-vliyaet-nastoimost
https://www.banki.ru/wikibank/rev
ers/
https://www.docash.de/ru/articles/1
58-osnovnye-ehlementy-zashchitybanknot
Самостоятельная работа
1
22.01
15
Первые русские монеты.
Денга и копейка
1
29.01
16
Рубль, гривенник и
полтинник.
1
05.02
17
Современные деньги
3
12.02
19.02
26.02
1
05.03
1
12.03
1
19.03
7
8
14
России и других стран.
18
Доллары и евро – самые
известные иностранные
деньги.
19
Постер «Оборот денег».
https://arzamas.academy/materials/
1014
https://kpsu.ru/blog/dengi/pervyemetallicheskie-dengi-drevney-rusi/
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-na-temurubl-grivennik-i-poltinnik-3-klass6538075.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-na-temusovremennie-dengi-rossii-i-drugihstran-klass-2742200.html
https://infourok.ru/prezentaciyadollary-i-evro-samye-izvestnyeinostrannye-dengi-2-klass6755629.html
Индивидуальная работа
Доллар и евро.
20
Банки. Наличные,
безналичные и электронные
деньги.
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-na-temubeznalichnie-denezhnie-rascheti2800801.html
21
Откуда в семье деньги.
Клады, лотерея, наследство.
1
02.04
22
Откуда в семье деньги.
Заработная плата.
Викторина
1
09.04
23
Откуда в семье деньги.
1
16.04
1
23.04
Пенсии, пособия,
стипендии.
24
На что тратятся деньги.
Расходы на самое
необходимое.
25
Сбережения и
непредвиденные расходы
1
30.04
26
Вредные привычки. Хобби.
1
07.05
2
14.05
21.05
Как с умом управлять
своими деньгами.
Промежуточная
аттестация.
Итого
27
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-otkuda-vseme-dengi-1571559.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-otkuda-vseme-dengi-1571559.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-otkuda-vseme-dengi-1571559.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-na-temuna-chto-tratyatsya-dengi3930567.html
https://infourok.ru/prezentaciya-klekcii-nepredvidennye-rashody-ibyudzhetirovanie-nachrezvychajnye-situacii5383167.html
Разговор на уроке
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-kak-umnoupravlyat-svoimi-dengami1571551.html
34 ч
Форма промежуточной аттестации
Класс Форма промежуточной аттестации
2
Создание плаката «Финансы моей семьи»