1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным
читателем: читаю, думаю, понимаю» разработана основе Федеральной образовательной
программы начального общего образования и ориентирована на целевые приоритеты
духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
1.1.Актуальность программы. В современном обществе умение работать с информацией
становится обязательным условием успешности. Грамотно читающий человек понимает
текст, размышляет над его содержанием,легко излагает свои мысли, свободно общается.
Может без труда находить, и отбирать необходимую информацию из книг, справочников,
энциклопедий и других печатных текстов, читать чертежи, схемы, графики. Это умение
человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для
решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста,
должны расширять его знания и возможности в жизни. Именно умение работать с
информацией, с текстом обеспечивает успешность обучения, открывает широкие
возможности для учащихся при освоении предметных знаний.
1.2.Цель курса: совершенствование читательской грамотности обучающихся,
формирование текстовой деятельности с необычными формами представления
информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий;
объявления и рекламы); развитие творческой способности создавать необычные тексты.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- формирование навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе
чтения ;
- формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения
познавательного интереса, освоения и использования информации;
-создание условий для овладения элементарными навыками чтения информации,
представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с
текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;
-формирование умения использовать полученную из разного вида текстов информацию
для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения,
обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических
ситуациях.
Форма организации: учебный курс в форме факультатива.
Виды внеурочной деятельности: проектная деятельность, самостоятельная работа, работа
в парах, в группах, творческие работы.
1.3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа рассчитана на один год обучения и предполагает проведение еженедельных
внеурочных занятий со школьниками в 1 классе 1 час в неделю (всего 33 часа в год).
Срок реализации рабочей программы 1 год.
1.4 Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рабочей
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие учащегося.
2.Содержание учебного курса внеурочной деятельности
1 КЛАСС
Учимся работать с текстом стихотворения
Знакомство с понятием «выразительность», приёмами выразительного чтения, развитие
художественного слуха. А. Эн «Шоколадный зайка». Знакомство с понятием «речевая
разминка»,
«сценка, инсценировка». Работа с мимикой и жестами, развитие эмоциональности. Ю.
Кушак «Подарок в День Рождения». Составление партитуры текста: М. Яснов «Самое
доброе слово» ,О. Бундур «Смотрю в перевёрнутый бинокль», Е. Липатова «Дождик в
куртке нараспашку». Использование скороговорок, чистоговорок в речевой разминке. О.
Бундур «Доброта».
Учимся работать с художественным текстом (12 часов)
Что такое заглавие текста. Д. Герасимова «Чудак». Умение подбирать заголовок к тексту,
высказывать предположения о содержании текста по заголовку. Р. Муха «Таракан».
Определение главной мысли, умение отвечать на вопросы по содержанию текста. С.
Георгиев «Щенок Проня», О. Кургузов «Солнечный приятель», О. Кургузов «Почему
опасно скучать», С. Георгиев «Оля». Последовательность событий текста по
иллюстрациям. С. Георгиев «Умный ёжик».
Деформированные предложения. Е. Липатова «Странный человек». Составление вопросов
к тексту. Анализ успехов по работе с текстом с помощью таблицы «Мои результаты».
Учимся работать с познавательным текстом, текстом задачи» (8 часов)
Деление текста задачи на смысловые части по предложенному алгоритму. Представление
о познавательном тексте. Приём «Чтение с остановками» при работе с познавательным
текстом. Составление вопросов к частям текста.
Учимся самостоятельно составлять текст
Знакомство с понятием «рифма». Составление рифмы к словам. Сочинение стихотворений
о школе, маме.
3.Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной
деятельности
Личностные результаты
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованиемадекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средствязыка);
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разнымвидам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе
в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений;
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных
задач;
- потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании различных произведений .
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и
егоавтора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать
аналогии;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения потемам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию,отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основепредложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете текста, при составлении плана,
характеристике поступков героев;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;
формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичныхили сходных ситуациях;
выбирать источник получения информации;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном (неявном)
видесогласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно;
соблюдать с помощью взрослых правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую информацию в
соответствиис учебной задачей;
-самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога идискуссии;
-признавать возможность существования разных точек зрения;
-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
-подготавливать небольшие публичные выступления;
-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
-выстраивать последовательность выбранных действий;
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
-корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-ответственно выполнять свою часть работы;
-оценивать свой вклад в общий результат;
-выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
-выстраивать последовательность выбранных действий.
Предметные
результаты1 класс
Обучающийся научится:
различать прозаическую и стихотворную речь;
-различать отдельные жанры фольклора и художественной литературы ;
-понимать содержание прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать на вопросы
по фактическому содержанию произведения;
-владеть элементарными умениями анализа текста произведения: определять
последовательность событий в произведении, характеризовать поступки героя, объяснять
значение незнакомого слова с использованием словаря;
-участвовать в обсуждении произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от
произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия, подтверждать
свой ответ примерами из текста;
-читать несплошной текст (таблицы);
-составлять высказывания по содержанию произведения по заданному алгоритму;
-сочинять небольшие тексты по предложенному началу.
4. Тематическое планирование
Название тематического раздела с указанием основных тем
№
1
2
3
4
Итого:
«Учимся работать с текстом стихотворения»
«Учимся работать с художественным текстом»
«Учимся работать с познавательным текстом, текстом задачи»
«Учимся самостоятельно составлять текст»
Количество
часов,
отводимых
на
освоение темы
6
12
8
7
33
5. Промежуточная аттестация
класс
Форма промежуточной аттестации
1 «А» 1 «Б» 1 «В» Работа с текстом
6. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «
№п/п
Тема
1-2
3
Количество Дата
часов
1 «А»
«Учимся работать с текстом стихотворения» (6 часов)
2
Знакомство
с
понятием
«выразительность»,
приёмамивыразительного чтения, развитие
художественного слуха. (А. Эн
«Шоколадный зайка». Ю. Кушак «Подарок в День Рождения».)
Анализ содержания стихотворения. М. Яснов «Самое
1
доброе
слово».
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1 «Б»
1 «В»
04.09
https://rustih.ru/
11.09
18.09
https://rustih.ru/
Составление
4-5
6
7-8
партитуры текста. (О. Бундур
«Смотрю
в
перевёрнутый
бинокль». Е. Липатова «Дождик
курткенараспашку».)
Использование скороговорок, чистоговорок . О. Бундур
«Доброта».
2
в
25.09
https://rustih.ru/
02.10
1
«Учимся работать с художественным текстом» (12 часов)
Заголовок к тексту . (Д. Герасимова «Чудак». Р. Муха
2
«Таракан».)
09.10
https://nsportal.r
u/detskiysad/razvitierechi/2021/05/31
/ispolzovanieskorogovorok-ichistogovorok-nalogopedicheskih
16.10.
https://rustih.ru/
23.10
06.11
https://rustih.ru/
9-12 Определение главной мысли
текста.( С. Георгиев
«ЩенокПроня».,О. Кургузов «Солнечный
приятель».,«Почему
опасно
скучать», С. Георгиев «Оля».)
4
13-14 Последовательность событий текста по иллюстрациям. С.
Георгиев
«Умный ёжик».
15
Последовательность
событий
текста.
Деформированные
предложения.
16
Формулировка ответа на вопрос к тексту. Е. Липатова
«Странный
человек».
17
Составление вопросов к тексту. Е. Липатова «Странный
2
27.11
04.12
https://rustih.ru/
1
11.12
18.12
https://rustih.ru/
1
25.12
https://rustih.ru/
1
15.01
https://rustih.ru/
13.11
20.11
18
человек».
Таблица «Мои результаты».
1
«Учимся работать с познавательным текстом, текстом задачи» (8 часов)
19-21 Текст арифметической задачи. Приём «Разметка».
3
22.01
29.01
05.02
19.02
22-24 Приёмы работы с познавательным текстом.
3
26.02
https://infourok.ru/mast
erklass-priyomsistemnoy- razmetkidlya-effektivnogochteniya-irazmishleniyainsert-tehnologiyakriticheskogo-mishleniya2540391.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-
05.03
25-26 Деление познавательного текста на смысловые части.
2
12.03
19.03
02.04
27
28-29
«Учимся самостоятельно составлять текст» (7 часов)
Рифма. Приём «Буриме».
1
09.04
Сочинение стихотворений о школе.
16.04
2
23.04
30-32
Сочинение стихотворений о маме.
3
30.04
shkola/chtenie/2018/11/18/stat
ya-priemy-raboty-s-tekstomna-urokah-literaturnogochteniya
https://obrazovaniegid.ru/dokumentaciya/burimeprimerydlya-detej-dlyashkoly.html?ysclid=ln99ft49e
b41115722
https://infourok.ru/prezentaciy
a-na-temu-kak-pisat-stihidlya-nachalnoy-shkoli712929.html
07.05
33
Творческий проект «Чему я научился».
1
14.05
21.05
Приложение № 1
Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации
по курсу внеурочной деятельности
Прочитай текст.
Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочкой. Мама дала Насте для её куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки,
были даже гребни, щётки, бусы.
Задания.
1. Как звали девочку? __________________________________________ ____________
2. Как называла куклу Настя? Выпиши из текста предложение.
____________________________________________________________________________
3. О ком или о чём этот текст? а) о маме б) о Насте в) о кукле
4. Подчеркни названия предметов, которые были у куклы: юбки, шарфы, кофты, бусы, сапоги, платки, гребни, брошки, чулки.
Словарная работа. Гребень – это пластинка с рядом зубьев по обеим сторонам. Гребнем расчёсывают волосы.