1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы: данный курс «Русский язык на онлайн-платформе» позволяет
показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской
грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных
интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство
знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание
интереса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету,
совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного
усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая
познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям,
направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них
чувства языка, этических норм речевого поведения.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по
русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и
трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на
разных ступенях обучения.
Задачи курса:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение
каких-то конкретных знаний и умений.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 4 классов. В 2024–2025 учебном
году запланировано проведение 34 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Внеурочные занятия «Русский язык на онлайн-платформе» направлены на
повышение мотивации обучающихся к получению и развитию знаний по русскому языку в
игровой интерактивной форме.
Основной формат внеурочных занятий «Русский язык на онлайн-платформе» –
работа на интерактивной платформе Занятия позволяют работать с индивидуальными
траекториями каждого обучающегося и выбрать задания от простого к сложному. Занятия,
созданные на платформе соответствуют программному материалу по русскому языку в 4
классе и позволяют отработать и закрепить необходимые знания и умения по предмету в
интересной игровой форме.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных
образовательных программ начального общего образования. Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это
проявляется:
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
2
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Содержание курса внеурочной деятельности «Русский язык на онлайн-платформе»
Раздел 1. Словосочетание
Что такое словосочетание?
Раздел 2. Предложение
Однородные члены предложения
Простые и сложные предложения
Раздел 3. Слово в языке и речи
Лексическое значение слова
Состав слова
Части речи
Раздел 4. Имя существительное
Изменения по падежам имен существительных
Три склонения имен существительных
Правописание безударных падежных окончаний
Раздел 5. Имя прилагательное
Изменение по падежам имен прилагательных
Правописание падежных окончаний
Раздел 6. Местоимение
Личные местоимения
Раздел 7. Глагол
Спряжение глагола
Правописание глаголов
Повторение
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Русский язык на онлайнплатформе»
Личностные результаты
В результате внеурочных занятий у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского
языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках
русского языка;
3
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как
средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам
из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа
на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины
мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты
В результате внеурочных занятий у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
4
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей
речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный
(на основе предложенных критериев);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам
антонимы;
5
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по
контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять
схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по
комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число,
падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе),
число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род
(в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо,
число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные
местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без
называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа
гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные
окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на
тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
6
Колич
ество
часов,
отвод
имых
на
освоен
ие
темы
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Русский язык на онлайн-платформе»
ЦОР/ЭОР
Название тематического раздела с
указанием основных тем
Раздел 1. Словосочетание
Что такое словосочетание?
2
2
Раздел 2. Предложение
Однородные члены предложения
4
2
Простые и сложные предложения
2
Раздел 3. Слово в языке и речи
Лексическое значение слова
6
2
Состав слова
2
Части речи
2
Раздел 4. Имя существительное
Изменения
по
падежам
имен
существительных
6
2
Три склонения имен существительных
2
Правописание безударных падежных
окончаний
2
Раздел 5. Имя прилагательное
Изменение
по
падежам
имен
прилагательных
4
2
Правописание падежных окончаний
2
Раздел 6. Местоимение
Личные местоимения
2
2
Раздел 7. Глагол
Спряжение глагола
6
3
https://education.yandex.ru/kids/?cours
e=13073771&lesson=240805083
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/8859/pro
blems/?filter=%7B%7D
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/20776/pr
oblems/?filter=%7B%7D
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/5310/pro
blems/
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/29039/pr
oblems/
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/5404/pro
blems/
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/5430/pro
blems/
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/6347/pro
blems/
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/6683/pro
blems/
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/7327/pro
blems/
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/7628/pro
blems/
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/7631/pro
blems/
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/8210/pro
blems/
7
Лицо глаголов
3
Повторение
4
Итого
34
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/8249/pro
blems/
https://education.yandex.ru/lab/classes/
548100/library/russian/theme/5404/pro
blems/
8
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Русский
язык на онлайн-платформе»
№
п/п
Название темы
1
Словосочетание. Главное и зависимое слово
2
Однородные члены предложения
3
Запятая при однородных членах предложения
4
Фразеологизмы
5
Состав слова
6
Правописание твёрдого и мягкого знака
7
Части речи: самостоятельные и служебные
8
Осеннее повторение
1 четверть - 8 часов
9
Наречие как часть речи
10
Падеж имён существительных
11
Имена существительные 1-го склонения
12
Имена существительные 2-го склонения
13
Имена существительные 3-го склонения
14
Окончания существительных в дательном и
предложном падежах единственного числа
15
Правописание безударных окончаний имён
существительных во всех падежах
16
Окончания существительных в именительном
и родительном падежах множественного
2 четверть - 8 часов
17
Зимнее повторение
18
Имя существительное. Обобщение
19
Имя прилагательное как часть речи
20
Склонение имён прилагательных мужского
и среднего рода в единственном числе
21
Склонение имён прилагательных женского рода
в единственном числе
22
Склонение
имён
прилагательных
во множественном числе
23
Склонение
имён
прилагательных
во множественном числе
24
Имя прилагательное. Обобщение
25
Склонение личных местоимений
26
Глагол как часть речи
3 четверть - 10 часов
27
Спряжение глаголов. Лицо и число
28
Весеннее повторение
29
I и II спряжение глаголов (без исключений)
Колво
часов
Дата
проведения
1
1
1
1
1
1
1
1
04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
1
1
1
1
1
1
06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
1
18.12
1
25.12
1
1
1
1
15.01
22.01
29.01
05.02
1
12.02
1
19.02
1
26.02
1
1
1
05.03
12.03
19.03
1
1
1
02.04
09.04
16.04
9
Глаголы-исключения
Правописание
глаголов
с безударными
личными окончаниями
32
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в возвратных
глаголах
33
Современная проза для детей. Работа с текстом
34
Промежуточная аттестация. Тест на онлайнплатформе Яндекс учебник.
4 четверть - 8 часов
Итого – 34 часа
30
31
1
1
23.04
30.04
1
07.05
1
1
14.05
21.05
Форма поведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе. Формой проведения промежуточной
аттестации является диагностическая работа на платформе.
Ссылка
для
выполнения
промежуточной
аттестации
https://education.yandex.ru/kids/?course=13073771&lesson=240938772
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цифровые ресурсы:
1. Интерактивная платформы Учи.ру.
Технические средства обучения:
1. Компьютер, ноутбук
10