Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя художественная практика»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.), с учётом рабочей
программы начального общего образования «Изобразительное искусство» и «Технология», а
также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания..
Включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы, формы проведения занятий, тематическое планирование и поурочное
планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи, место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Планируемые результаты освоения программы включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения на уровне начального общего образования.
Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности построена на модульном принципе представления
содержания по годам обучения. Разбита на модули: «Графика», «Живопись», «Скульптура»,
«Декоративно-прикладное искусство», «Архитектура», «Восприятие произведений
искусства», «Азбука цифровой графики». В соответствии с содержанием данной программы
основным видом деятельности является художественно-творческая практика которая
реализуется в системе освоения тематических модулей и направлена на достижение
определённой цели, а именно — развитие творческой личности обучающегося через освоение
им опыта работы в разных видах изобразительного искусства, разнообразными техниками,
материалами, инструментами и средствами изображения.
Таким образом обучающийся должен овладеть практическими навыками работы в
каждом тематическом модуле: «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративноприкладное искусство», «Архитектура», «Восприятие произведений искусства», «Азбука
цифровой графики». В ходе реализации программы внеурочной деятельности применяется
электронная форма обучения, используются дистанционные образовательные технологии.
В содержании программы есть задания, которые даны на основе компьютерных средств
изображения, и задания на восприятие произведений изобразительного искусства.
Материал программы предполагаем межпредметную связь с такими учебными
предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология», «Информатика».
Цель изучения курса: создание условий для проявления творческих способностей
обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах
художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного
искусства и детского творчества;
формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной
культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека и природы;
знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически
доступным разнообразием художественных материалов;
овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах
визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и
скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архитектуры и дизайна;
приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы
различными художественными материалами
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа реализуется в работе с обучающимися 1 классов.
Программа курса внеурочной деятельности «Моя художественная практика»
рассчитана в 1 классе на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Соглсно
годового календарного графика на 2024/2025 учебный год количество часов в 1 классе
составляет 32.
Формы организации занятий:
Основным видом деятельности на занятиях является практическая
художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческих
группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество времени
отводится для художественно-творческой практики как формы освоения основ
изобразительной грамоты.
художественно-творческая практика;
творческие мастерские, творческие занятия;
творческий проект;
выставка творческих работ;
конкурс;
квест;
пленэр и фотопленэр;
мастер-класс;
экскурсии;
виртуальные путешествия
беседа – обсуждение:
создание видеозарисовок:
сюжетная игра.
занятие в компьютерном классе школы
художественные студии;
фотографирование на природе, фотографирование готовых работ;
практические занятия;
работа в творческих группах, парах;
коллективные работы
Виды деятельности
Практическая художественно-творческая деятельность
Познавательная деятельность
Досугово — развлекательная деятельность
Социальное творчество
Трудовая деятельность
Игровая деятельность
Взаимосвязь с программой воспитания:
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом программы
воспитания. Творчество, художественно-творческая деятельность — важнейшие средства
решения проблем воспитания современных школьников. В изобразительном искусстве
сконцентрировано духовное богатство человечества, творческий опыт личности, поэтому
искусство способствует формированию понимания таких ценностей, как Родина, человек и
природа, семья и дружба, культура и красота. Изобразительное искусство, своеобразие его
языка, содержание, социальная функция и способ отражения действительности — это
возможность воспитательного воздействия на обучающегося, условие для проявления им
творческих способностей, развития его личности.
Содержание курса внеурочной деятельности.
1 класс (первый год обучения)
Модуль «Графика»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Графические материалы, их свойства и
особенности. Графические техники изображения. Компьютерная графика. Фотография, пленэр.
Графическая практика. Рисование листьев растений разной формы, веток дерева по материалам
фотографий пленэра «Осенние листья», «Эти разные деревья». Рисование с натуры: листья и их
форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево. Рисование животных,
игра «Большие и маленькие». Задания на освоение приёмов изображения в графическом
редакторе Paint. Композиция из листьев в технике тиснения. Техника аппликации (симметричное
вырезывание) с графической прорисовкой. Техника объёмной аппликации (симметричное
вырезывание, планы). Создание композиции из каракулей-путаниц из линий. Персонажи для
игры в тени: силуэты на трости (деревянной шпажке) на примере сказок «Теремок», «Колобок»,
«Репка» и т. д.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: упражнения на освоение приёмов рисования линией, пятном, штрихом (веток
дерева, животных, птиц, рыб); приёмы изображения в графическом редакторе Paint;
выполнение рисунка с натуры: разные листья и их форма, декорирование поверхности
листа, превращение листа в дерево; композиция из листьев в технике тиснения и
аппликации (линия, пятно, силуэт); создание композиции из каракулей-путаниц из линий;
рисунки для игры в тени; композиции в смешанной технике; работа в технике объёмной
аппликации.
Модуль «Живопись»
Вводное занятие. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы
гуашью, акварелью.
Живописная практика. Содержание. Изображение цветов гуашью (приёмы работы, мазки).
Букет. Проект к празднику. Пейзаж в живописи. Натюрморт в живописи. Сказочные образы
(люди, животные). Приёмы работы в нетрадиционной технике. Композиция. Цвет и настроение.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: отработка техники работы гуашью, акварелью (красочное пятно, мазки,
смешение цвета и др.); живописное изображение по представлению и восприятию разных
по цвету и формам цветков, овощей и фруктов (мятая бумага); передача с помощью
контрастных цветов настроения в пейзаже и в изобразительном сюжете; освоение техники
монотипии; «оттиск бумажным комочком»; коллаж. Техника монотипии.
Модуль «Скульптура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты. Приёмы
лепки, смешение цветов.
Практика по лепке. Пластилиновая композиция. Лепка зверушек, овощей и фруктов из
цельной формы по фотоматериалам. Скульптурная композиция на тему человека и животного.
Лепка сказочной игрушки и игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с
учётом местных промыслов).
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: лепка фигурки животного; создание пластилиновой композиции «Овощи и
фрукты»; работа над скульптурной композицией «Человек и животное»; освоение работы
в материале (лепка из снега); фотографирование
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники
исполнения. Техника безопасности.
Декоративно-прикладная практика. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми:
превращение листьев в элемент узора; орнамент и форма посуды. Узор на крыльях бабочки.
Декоративное рисование. Игрушки из нехудожественных материалов. Проект ювелирных
украшений. Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и
аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Создание воздушных подвесок
для оформления интерьера. Замкнутый орнамент печенья «тетёрочки».
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество:
работа над переводом реальных объектов природы в декоративные (листья в элемент узора,
шишки в ёлочные игрушки); создание декоративной композиции в технике аппликации;
выполнение росписи по мотивам хохломской, городецкой росписи; декоративное
рисование; работа над проектом ювелирных украшений (монотипия или Paint); освоение
техники оригами и приёмов работы над дизайном упаковки; фотографирование.
Модуль «Архитектура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты. Техники и
приёмы конструирования, макетирования. Техника безопасности. Практика конструирования и
макетирования Содержание. Проект домика из овощей или фруктов, из варежки или сапога для
маленьких человечков. Здание в технике оригами по материалам фотографирования на природе.
«В объективе — здание». Конструирование из бумаги по материалам фотографий на темы «Вот
моя улица (утром, днём, вечером)» или «Прогулка по городу». Наблюдение разнообразных
архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям). Макетирование (или аппликация)
пространственной среды сказочного города из бумаги и картона.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество:
создание проекта домика из различных форм (природные, вещи и др.); конструирование
постройки из бумаги; выполнение аппликации «Город сказочных построек» с
использованием объёмных элементов; конструирование упаковки для подарков
(коробочки, пакеты); фотографирование
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Восприятие произведений
детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека
в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в
соответствии с изучаемой темой.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: освоение
зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач;
приобретение обучающимися опыта восприятия и оценка эмоционального содержания
произведений; умение делиться своим мнением и впечатлениями.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотопрактика. Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных
впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих
изучаемой теме.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество:
выполнение фотографий объектов природы; построение композиции в фотографии в
зависимости от деталей изображения.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в
области
патриотического,
гражданского,
духовно-нравственного,
эстетического,
экологического и трудового воспитания.
Программа признана обеспечить достижения обучающими личностных результатов:
уважение и ценностного отношения к своей Родине – России;
ценностно – смысловые ориентиры и установки, отражающие индивидуально –
личностные позиции и социально значимые личные качества;
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического
сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к
сохранению окружающей среды;
— понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном
мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
— проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды;
эстетические чувства
— эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов
природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
—проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к
творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
—проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
—готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения;
проявление толерантности и доброжелательности.
позитивный опыт участия в творческой деятельности.
Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение к
своей Родине — России, через освоение школьниками содержания традиций отечественной
культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве.
Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностно-смысловых
ориентиров и установок, отражающих индивидуально-личностные позиции и социально
значимые личностные качества, через коллективную творческую работу, которая создаёт
условие для разных форм художественно-творческой деятельности и способствует
пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности, развитию
чувства личной причастности к жизни общества.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития
обучающегося. Творческие задания направлены на развитие внутреннего мира, воспитание его
эмоционально-образной, чувственной сферы и помогают обрести социально значимые знания.
Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознанию себя как
личности и члена общества.
Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о прекрасном
и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к окружающим людям
(стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству,
культурному наследию, через развитие навыков восприятия и художественной рефлексии
своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического
наблюдения природы, а также через восприятие её образа в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий,
приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной художественно-творческой
деятельности по освоению художественных материалов, в процессе достижения результата и
удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление
достичь результата, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой
деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде,
выполнять коллективную работу.
Ценности научного познания воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к
жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и
художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.
Навык исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурноисторической направленности, потребность в развитии познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями.
Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать
форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные
особенности) в визуальном образе;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и
предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать
пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и
плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в
пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов при самостоятельном
выполнении художественно-творческих заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых
учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства,
архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и
предметно-пространственную среду жизни человека;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и
декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и соответственно по назначению
в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве
инструмента анализа содержания произведений.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы; выбирать источники для
получения информации: поисковые системы интернета, цифровые электронные
средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму, распознавать достоверную и недостоверную
информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах, выполнять
действия моделирования, работать с моделями;
соблюдать с помощью взрослых правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и
представлять её в различных видах, рисунках, эскизах, презентациях, таблицах, схемах,
моделях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи)
на основе установок и квестов, предложенных учителем.
2.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, в процессе диалога задавать вопросы,
выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение, приводить доказательство
своей правоты;
строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
готовить небольшие публичные выступления, оценивать выступления участников.
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель
совместной деятельности, договариваться, ответственно относиться к своей задаче по
достижению общего результата.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) и стандартной ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению, распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы,
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений
предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел,
осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения,
предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе, осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при
необходимости помощь.
3.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи и соотносить свои действия с поставленной целью;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций;
внимательно относиться и выполнять учебные задачи;
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно
относиться к используемым материалам;
Самоконтроль:
контролировать свою деятельность в процессе достижения результата;
находить ошибки в своей работе и устанавливать причины успеха\неудач учебной
деятельности, вести поиск путей преодоления ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы;
корректировать свои действия для преодоления ошибок;
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
оценивать целесообразность способов действия, при необходимости корректировать
их.
Предметные результаты
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного
построения содержания курса. Результаты характеризуют опыт обучающихся в
художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в
зависимости от содержания программы внеурочной деятельности.
1 класс
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной
творческой работе в условиях внеурочной деятельности.
Приобретать первичный опыт создания рисунка на основе знакомства со средствами
изобразительного языка.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные
величины.
Действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки
(разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке)
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы гуашью.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые
рождает каждый цвет.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и
получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления,
организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных
форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной
форме в процессе создания объёмного изображения.
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и
моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам (растительные, геометрические,
анималистические).
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной практике.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции.
Приобретать представления о глиняных игрушках народных художественных промыслов
(дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и
опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного
промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления праздника.
Качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно
выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему
инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям разметки;
придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием,
лепкой и пр.; собирать изделия с помощью клея, пластических масс и др.; эстетично и
аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых
геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования в форме коллективной игровой
деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки
анализа строения предмета
Называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка,
резание, сборка, отделка;
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания
и сюжета, композиции (расположения на листе), цвета, настроения, а также соответствия
учебной задаче, поставленной на занятии.
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и
отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью целенаправленного эстетического
наблюдения природы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ Наименование модулей и тем
п/п программы
Модуль «Графика»
Количество часов
Теория Практика Всего
1
5
6
Формы
организаци
и занятий
Электронны
е
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
1
2
3
4
5
6
7
Вводное занятие (знакомство
с тематикой занятий;
графические материалы, их
свойства и особенности;
графические техники
изображения; компьютерная
графика; фотография,
пленэр, техника
безопасности)
Линии и формы в природе.
Рисование листьев растений с
натуры разной формы, веток
дерева по материалам
фотопленэра «Осенние
листья»
Компьютерная графика.
(задания по освоению
приёмов изображения в
графическом редакторе
Paint: инструменты
«Карандаш», «Кисть»,
«Ластик» и др.
«Кружатся листья»,
композиция из листьев в
технике аппликации.
«Мой питомец», рисование
линией, пятном и штрихом
животных
«Волшебные тени», рисунки
персонажей для игры в тени
на примере сказок
«Теремок», «Колобок»,
«Репка»; силуэты на
деревянной шпажке.
Модуль «Живопись»
Вводное занятие. (Знакомство с
тематикой занятий;
живописные материалы, их
свойства и особенности;
приёмы изображения гуашью,
акварелью). «Осень в
фруктовых красках», осенний
натюрморт из овощей и
фруктов.
1
Беседаобсуждени
е
1
1
Художеств
еннотворческая
практика
1
1
Занятие в
компьютер
ном классе
школы
1
1
Художеств
еннотворческая
практика,
коллективн
ая работа
1
1
Творческая
мастерская
1
1
Художеств
еннотворческая
практика,
работа
в
творческой
группе,
парах
5,5
0,5
6
1
1
0,5
0,5
Беседаобсуждени
е, выставка
творческих
работ
https://myschoo
l.edu.ru/
https://resh.edu.
ru/
https://uchi.ru/
http://www.smi
rnova.net/
http://www.artl
ib.ru/
https://solnet.ee
/sol/026/ris_00
0
http://museum.
ru/
https://resh.ed
u.ru/subject/7/
https://draw.de
miart.ru/
https://infouro
k.ru/prezentaci
ya-primenenieikttehnologiyi-eor-priizucheniiizobrazitelnog
o-iskusstvana-urokah-ivneurochnoydeyatelnosti-vnacha3669962.html
https://myschoo
l.edu.ru/
https://resh.edu.
ru/
https://uchi.ru/
http://www.smi
rnova.net/
http://www.artl
ib.ru/
https://solnet.ee
8
9
10
11
12
13
14
«Каждому цветку своё
время», натюрморт (создание
букета на цветной бумаге,
использование основных
цветов, изменение оттенков
цветов белой краской,
особенности мазков).
«Букет для вас»,
(художественный проект к
празднику «День учителя»
«Осенняя природа», пейзаж
(приёмы работы гуашью,
красочное пятно, мазок)
1
1
Художеств
еннотворческая
практика,
коллективн
ая работа
1
1
Творчески
й проект
1
1
Выставка
творческих
работ
«Галерея сказочных героев»
(изображение персонажей
(Алёнушка, Царевич,
Кащей, Водяной, Старичоклесовичок, Леший, Кикимора
и др .) и животных (коньогонь, Петушок-Золотой
гребешок, Чудо-юдо рыбакит, Золотая рыбка, Синяя
птица)
«Что нам дарит осень, зима,
весна и лето?», коллаж.
1
1
Художеств
еннотворческая
практика
Работа
в
творческих
группах,
парах
1
1
Коллектив
ная работа,
выставка
творческих
работ
3,5
0,5
4
1
1
1
Модель «Скульптура»
Вводное занятие (материалы,
инструменты для лепки;
приёмы лепки, смешения
цветов пластилина; выполнение
упражнений). «Овощи и
фрукты», композиция из
овощей и фруктов.
«Домашний любимец»,
композиция (лепка фигурки
животного по материалам
фотографий на тему
«Животное в объективе»
0,5
0,5
15
«Снеговик у ёлки»,
скульптура из снега (лепка
и фотографирование)
1
1
16
«Завертелась карусель»,
(лепка сказочной игрушки по
мотивам дымковской
игрушки (лошадка, барышня)
или филимоновской игрушки;
1
1
Беседаобсуждени
е,
практическ
ие
упражнени
я
Художеств
еннотворческая
практика
Коллектив
ная работа
Работа в
паре,
фотографи
рование
Творческая
мастерская
/sol/026/ris_00
0
http://museum.
ru/
https://resh.ed
u.ru/subject/7/
https://draw.de
miart.ru/
https://infouro
k.ru/prezentaci
ya-primenenieikttehnologiyi-eor-priizucheniiizobrazitelnog
o-iskusstvana-urokah-ivneurochnoydeyatelnosti-vnacha3669962.html
https://myschoo
l.edu.ru/
https://resh.edu.
ru/
https://uchi.ru/
http://www.smi
rnova.net/
http://www.artl
ib.ru/
https://solnet.ee
/sol/026/ris_00
0
http://museum.
ru/
https://resh.ed
u.ru/subject/7/
https://draw.de
miart.ru/
https://infouro
k.ru/
17
18
19
20
21
22
23
24
25
сюжетная композиция
«Карусель», игра «В
мастерской лепки»)
Модуль «Декоративноприкладное творчество»
Вводное занятие (материалы,
инструменты, техники
работы; техника
безопасности). «Чем
нарядим ёлочку?»,
(создание набора ёлочных
игрушек в технике оригами)
«Волшебное превращение
листьев», аппликация
(превращение листьев в
элемент узора; силуэт)
0,5
9,5
10
0,5
0,5
1
1
1
«Такие разные игрушки»,
(освоение приёмов
изготовления игрушек из
нехудожественных
материалов (ниток, лоскутков)
«Ювелиры», (создание
комплекта украшений —
бус, ожерелья, браслета,
серёг)
1
1
1
1
«Хоровод из ёлочек»,
украшение упаковки для
подарка.
«Танцующие снежинки»,
воздушная подвеска
(создание украшения для
класса)
1
1
1
1
«Рисуем бабочку нитью»,
(декоративное рисование:
рисунок бабочки с помощью
приёмов нетрадиционной
техники изображения)
«Чудо-посуда», панно
(роспись картонной формы
посуды узорами городецкой и
хохломской росписи;
орнамент в полосе)
1
1
1
1
Декоративное рисование
1
1
Беседаобсуждени
е,
практическ
ие
упражнени
я, конкурс.
Работа в
творческих
группах,
фотографи
рование
готовых
композици
й.
Мастер класс
Сюжетная
игра,
индивидуа
льная
работа.
Мастеркласс
Коллектив
ная работа,
фотографи
рование
готовых
работ
Мастеркласс
Художеств
еннотворческая
практика
Коллектив
ная работа
Индивидуа
https://myschoo
l.edu.ru/
https://resh.edu.
ru/
https://uchi.ru/
http://www.smi
rnova.net/
http://www.artl
ib.ru/
https://solnet.ee
/sol/026/ris_00
0
http://museum.
ru/
https://resh.ed
u.ru/subject/7/
https://draw.de
miart.ru/
https://infouro
k.ru/prezentaci
ya-primenenieikttehnologiyi-eor-priizucheniiizobrazitelnog
o-iskusstvana-urokah-ivneurochnoydeyatelnosti-vnacha3669962.html
(украшаем птиц, рыб,
животных — ящерку, жирафа
и др.)
26
27
28
«Вьём весеннее печенье
«тетёрочки», лепка (лепка
печенья (восьмёрочка,
кудёрушка, курушка, вьюха,
конёчки, решето, околышки и
т . д .) из элементов
замкнутого орнамента
«тетёрочки».
Модуль «Архитектура»
Вводное занятие (материалы,
инструменты, техники
работы; техника
безопасности) «Много окон и
дверей полна горница людей»,
(проект домика для
маленьких человечков из
овощей или фруктов, из
варежки или сапога, или из
других предметов.
0,5
0,5
1
1
1,5
0,5
2
1
льная
работа,
выставка
творческих
работ,
фотографи
рование
работ
Художеств
еннотворческая
практика
Работа в
творческих
группах
Беседаобсуждени
е, игровой
проект
Художеств
еннотворческая
практика
Коллектив
ная работа
«Домики из бумаги»,
создание домиков в технике
оригами
1
1
Модуль «Восприятие
прикладного творчества»
2
2
30
Экскурсия в Музейновыставочный центр.
Фотовыставка творческих
работ.
1
1
Экскурсия,
фотовыста
вка
31
Экскурсия в библиотеку.
«Герои сказок»
(восприятие изображения
героев сказок через
книжную иллюстрацию)
1
1
Экскурсия,
фотозарисо
вки
32
Модуль «Азбука цифровой
графики»
0,5
1,5
2
Вводное занятие с
практикой (композиция в
фотографии, фотопленэр на
темы «Эти разные
0,5
0,5
1
Фотопленэ
р,
выполнени
е
https://myschoo
l.edu.ru/
https://resh.edu.
ru/
https://uchi.ru/
http://www.smi
rnova.net/
http://www.artl
ib.ru/
https://solnet.ee
/sol/026/ris_00
0
http://museum.
ru/
https://resh.ed
u.ru/subject/7/
https://draw.de
miart.ru/
https://infouro
k.ru/prezentaci
ya-primenenieikttehnologiyi-eor-priizucheniiizobrazitelnog
o-iskusstvana-urokah-ivneurochnoydeyatelnosti-vnacha3669962.html
деревья», «Цветы
распускаются»,
«Отражение в воде»
33
Фотопленэр на темы «В
объективе — здание»,
«Вот моя улица (утром,
днём, вечером)»,
«Прогулка по городу»
3,5
1
1
29,5
33
тематическ
их
фотографи
й
Фотопленэ
р,
фотографи
рование на
природе
Форма проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе. Формой проведения промежуточной аттестации
является защита творческой работы по одному из модулей содержания программы.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема урока
Модуль «Графика»
Вводное занятие (знакомство с
тематикой занятий, техника
безопасности)
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Дата
провед
ения
1
1
06.09
1
1
13.09
1
1
1
1
20.09
27.09
1
1
04.10
1
1
11.10
0,5
1
18.10
1
1
25.10
1
1
1
1
1
1
1
1
08.11
15.11
22.11
29.11
0,5
1
06.12
Линии и формы в природе.
Рисование листьев растений с
натуры разной формы, веток дерева.
Компьютерная графика.
«Кружатся листья», композиция
из листьев в технике аппликации.
«Мой питомец», рисование линией,
пятном и штрихом животных
«Волшебные тени»
Модуль «Живопись»
Вводное занятие. «Осень в фруктовых 0,5
красках»
«Каждому цветку своё время»,
натюрморт.
«Букет для вас»
«Осенняя природа», пейзаж.
«Галерея сказочных героев»
«Что нам дарит осень, зима, весна и
лето?», коллаж.
Модель «Скульптура»
Вводное занятие «Овощи и фрукты»,
0,5
композиция из овощей и фруктов.
14
«Домашний любимец»,
композиция.
1
1
13.12
15
«Снеговик у ёлки», скульптура из
снега.
1
1
20.12
16
«Завертелась карусель»,
лепка сказочной игрушки.
Модуль «Декоративно-прикладное
творчество»
Вводное занятие. «Чем нарядим
ёлочку?»
1
1
27.12
0,5
1
10.01
17
0,5
18
«Волшебное превращение листьев»,
аппликация.
1
1
17.01
19
20
«Такие разные игрушки»
«Ювелиры», создание комплекта
украшений.
1
1
1
1
24.01
31.01
21
«Хоровод из ёлочек», украшение
упаковки для подарка.
«Танцующие снежинки»,
воздушная подвеска (создание
украшения для класса)
«Рисуем бабочку нитью»,
декоративное рисование.
«Чудо-посуда», панно.
Декоративное рисование животных
«Вьём весеннее печенье
«тетёрочки», лепка.
Модуль «Архитектура»
1
1
07.02
1
1
21.02
1
1
28.02
1
1
1
1
1
1
07.03
14.03
21.03
0,5
1
04.04
22
23
24
25
26
27
Вводное занятие. «Много окон и
дверей полна горница людей».
0,5
28
«Домики из бумаги», создание
домиков в технике оригами
Модуль «Восприятие прикладного
творчества»
1
1
11.04
29
Экскурсия в Музейновыставочный центр.
Фотовыставка творческих работ.
1
1
18.04
30
Экскурсия в библиотеку. «Герои
сказок»
1
1
25.04
0,5
1
16.05
1
1
23.05
29,5
33
Модуль «Азбука цифровой
графики»
31
Вводное занятие с практикой
«Эти разные деревья», «Цветы
распускаются», «Отражение в
воде»
32
Промежуточная аттестация
0,5
3,5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Графические материалы (простые карандаши разной твёрдости и мягкости — от ТМ до
6М, цветные карандаши, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, фломастеры, уголь,
мел, тушь);
2. Живописные материалы (гуашь, акварель);
3. Пластические материалы (пластилин, глина);
4. Декоративные художественные материалы (аквагрим);
5. Бумага (цветная бумага, картон, бумага для акварели, бумага для черчения, салфетки и
др.);
6. Кисти круглые (кисти «пони» или «белка», номера от № 2 до 16; кисти плоские —
сннтетика, номера № 3, 4, 8; клей; ножницы; линейка; стеки; доска для лепки и др.;
7. Нехудожественные материалы (природные материалы — шишки, жёлуди, листья и др.,
нитки «Ирис»; бисер; бусины; пайетки; лоскутки разноцветных тканей; узкая
изоляционная лента или малярный скотч; трубочки для сока, деревянные шпажки;
пластмассовая посуда — стаканчик, бутылочки от молочных продуктов, ложки, вилки;
алюминиевая фольга; мягкая металлическая проволока; яичные лотки и др.);
8. Материалы для макетирования, коллажа и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ, НАГЛЯДНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Наглядные пособия:
1. Коллекция презентаций по темам занятий;
2. Коллекция презентаций с работами обучающихся;
3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
4. Муляжи для рисования;
5. Натюрмортный фонд (натура для изображения);
6. Электронные образовательные ресурсы по темам занятий и др
Технические средства обучения:
1.Интерактивная доска;
Мультимедийный проектор; 6 экспозиционный экран;
Персональный компьютер для учителя (ноутбук);
Фото- и видеокамера (планшет, мобильный телефон)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
http://www.smirnova.net/
http://www.artlib.ru/
https://solnet.ee/sol/026/ris_000
http://museum.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/
https://draw.demiart.ru/
https://infourok.ru/prezentaciya-primenenie-ikttehnologiy-i-eor-pri-izuchenii-izobrazitelnogo-iskusstva-naurokah-i-vneurochnoy-deyatelnosti-v-nacha-3669962.html
http://www.cdrr.ru/lesson/m_13.shtm