ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» для 4 класса
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального образования (2009г.), разработана на основе
авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы»,
автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической
педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е.
Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Актуальность программы. Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя первая
экология» предназначена для организации внеурочной деятельности по научнопознавательному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности
обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения
к знанию.
По содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению –
учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации –
четырехгодичной. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
4-й год обучения - «Моя первая экология» (34 часа).
В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по
освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социальнопедагогический
потенциал
свободного
времени
детей,
что
обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы
социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы,
технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов
содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы,
базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей
познавательных, социальных и духовных потребностей.
«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в
содержании которого
рассматриваются
многообразие
проявлений
форм,
красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются
эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения
младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как
важнейшего компонента экологической культуры.
Цели и задачи экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются
как их личностными мотивами, так и социальными.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую
экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуальнотворческого
потенциала
личности
ребенка
путем
совершенствования
его
исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической
культуры.
Задачи программы:
формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений,
единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы,
общества и человека;
формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе
и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей
(способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами
решать общественно значимые экологические проблемы);
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам;
развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических
проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от
поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических
проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к
активной практической деятельности по охране окружающей среды;
развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны
природного окружения.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод
познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
вовлечение
учащихся
в
деятельность
по
изучению
и
сохранению
ближайшего природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческой направленности;
принцип практической направленности.
Отличительные особенности данной программы. Принципы деятельности.
Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля - единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств
реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоциональноповеденческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он
выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на
занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое
общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом
содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций,
ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования
последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к
природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через
исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» носит комплексный характер,
что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное
чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура,
музыка.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая,
звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические
фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и
позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид
деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», ведение
индивидуальных тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические,
имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание
экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и
прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные
представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация,
составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной
экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в
работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в
оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и
в выполнении летних заданий.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа рассчитана на один год обучения и предполагает проведение еженедельных
внеурочных занятий со школьниками в 4 классе 1 час в неделю (всего 34 часа в год).
Формы достижения воспитательных результатов на занятиях:
Приобретение
Формирование
социальных знаний
ценностного
отношения к
социальной
реальности
4
Самостоятельная исследовательская практика
класс
Познавательные
Виртуальные
беседы, предметные
экскурсии,
тренинг,
продуктивная
игра,
аукцион идей, играсоревнование,
творческая
мастерская,
игровая
эстафета,
лингвистическая
мастерская
научные
экспедиции,
экскурсии,
встречи
с
интересными
людьми, опыт,
эксперименты,
тематические
дискуссии,
аукцион
гипотез,
практикум
Получение опыта
самостоятельного
общественного
действия
Коллективная
творческая
деятельность,
презентации
продуктов
деятельности;
участие
в
интеллектуальных
конкурсах
на
муниципальном и
региональном
уровнях, участие в
конференции на
школьном
и
муниципальном
уровне,
дистанционные
интеллектуальные
конкурсы,
социально
ориентированные
акции
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности:
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное
окружение);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической
допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям.
Специальные умения, навыки и способы деятельности
обучающиеся должны знать/понимать
- планета Земля - наш большой дом;
- солнце – источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к
условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила
ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д);
- организмы, приносящие вред хозяйству человека, некоторые виды борьбы с ними;
- человек – существо природное и социальное
- разносторонние связи человека с окружающей средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека на окружающую среду;
- способы сохранения окружающей среды;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
Уметь
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при обращении с живыми организмами и в практической
деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- составлять экологические модели, трофические цели;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества
жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний,
выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической
допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде
рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 4 класса:
Познавательные: умение воспринимать необходимый спектр знаний, получать
дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении
поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой
деятельности. Умение распределять материал по направлениям, блокам.
Регулятивные: применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных
работах с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки;
решать творческие, нестандартные задачи.
Личные: пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой,
выполненными самостоятельно.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности,
проводить связи между информационными блоками.
Коммуникативные: умение различать объективное и субъективное отношение к объекту, к
вопросу, выражать своё отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения
с опорой на факты, доводы, примеры. Решать возникающие вопросы в диалоге.
Программа предусматривает достижение результатов:
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в
участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному
направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов,
участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции,
фестивали, чемпионаты и пр.
Ожидаемые результаты реализации программы:
(приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт
построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и
продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от
одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и
сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами
в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследований разных видов;
методы исследования;
правила выбора темы и объекта исследования:
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении; исследовательской
работы;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
выделять из текста основные понятия и давать им определения;
классифицировать предметы, процессы, явления и события;
выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
ранжировать выдвигаемые идеи;
предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
делать выводы и умозаключения;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по
волнующей проблеме;
реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения программы в
4 классе:
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем.
Регулятивные УУД:
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
адекватность и дифференцированность самооценки;
умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход
времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного
содержания и условий осуществляемых действий,
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он
знает и видит, а что нет;
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение. Жизнь на Земле (1ч). Проведение инструктажей по технике безопасности при
проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой
Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и
животным миров разные эпохи развития Земли.
Тема 1. Среда обитания (4ч).
Занятие 1:Времена года на Земле (1ч). Сравнение времен года в разных географических
поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.
Занятие 2(1ч):
Практическое занятие: Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой
природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы
увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Занятие 3: Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их
жизни. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в
экосистеме. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые
растения. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество
растительности – численность травоядных – численность хищников).
Занятие 4(1ч):
Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке».
Тема 2. Жизнь животных (4ч).
Занятие 1: Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни
динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов
динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, фильма о динозаврах.
Занятие 2: Первобытные «коллекционеры». Стремление украшать себя и своё жилище
— одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в
пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные
минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из
бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица
Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище
красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих
видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Занятие 4: Красная книга – способ защиты редких видов животных и
растений. Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По страницам
Красной книги». Экологическая тропа «Сохраним природу Югры».
Тема 3. Лесные ремёсла (4ч).
Занятие 1: Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об
антропоморфизме в народном творчестве. Традиционные народные промыслы,
связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута,
берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи
павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка,
сергиевопосадские матрёшки. Животные и растения, наделяемые различными
положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов,
выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни,
брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Занятие 2 (1ч):
Практическое занятие: Лесная палитра: растения-красители. Растения-красители.
Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Занятие 3: Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения
леса. Лесная аптека ХМАО-Югры.
Занятие 4 (1ч):
Практическое занятие: Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи,
фотовыставка, посвящённые природе (салон «Культура»)». Знакомство с творчеством
художников югорских художников и народных умельцев.
Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе (5ч).
Занятие 1: Появление городов. Города-государства. Кочевой образ жизни древних
племён. Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение первых поселений.
Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность,
близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов
(камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Городагосударства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт
прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин
разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.
Занятие 2: Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для
нормального
существования
города:
пресная
вода,
продукты
питания,
топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными
предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и
за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в
городе.
Занятие
3: Экологические
проблемы
города. Футурология
—
наука
о
будущем. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье
человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития
городов.
Занятие 4 (1ч):
Практическое занятие: Разные города — разные люди. Влияние города на образ жизни,
характер, настроение, культурный уровень его жителей.
Занятие 5 (1ч):
Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего». Проблемы, которые
необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом
численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены
экологические системы (6ч).
Занятие 1: Разнообразие систем. Биологические системы. Система — одно из ключевых
понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом
элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие
систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм
как система.
Занятие
2: Понятие
«экосистема».
Природные
(естественные)
и
искусственные экосистемы. Пищевые
связи
в
экосистеме. Различие
между
естественными и созданными человеком экосистемами. Пищевые связи в экосистеме.
Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные
животные. Животные-падалыцики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные
представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в
экосистеме.
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной
экосистемы.
Занятие 4-5: Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес - один
из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система.
Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня
— экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и
различие. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере
наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в
экосистему (по выбору учащегося).
Занятие 6: Влияние человека на природные экосистемы. Природа как источник
различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека.
Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы.
Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных
деятельностью человека.
Тема 6.Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются
экологические проблемы.
Занятие 1: Глобальные экологические проблемы. Увеличение численности населения
планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и
промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся
глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные
экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение
природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Занятие 2: Пути решения экологических проблем. Пути решения экологических
проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Занятие 3 (1ч):
Практическое
занятие: Переработка
и
повторное
использование
бытовых
отходов. Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные
понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная
переработка.
Занятие 4: Охраняемые природные территории и объекты. Охраняемые природные
территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Занятие 5 (1ч):
Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к окружающей
среде «Будь достойным жителем Земли». В ходе занятия создаются условия для того,
чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя
нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются
правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба
природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические
движения.
Занятие 6 (1ч):
Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в городе. Карта –
схема экологически «грязных» зон в городе».
Занятие 7-10 (4ч):
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
№
п
/
п
Название
тематического
раздела
с
указанием
основных тем
Кол-во
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦОР/ЭОР
1
Введение
(1ч).
2
Среда обитания
(4ч).
3
Жизнь животных
(4ч).
https://docs.yandex.ru/docs/view?u
rl=yabrowser%3A%2F%2F4DT1uXEP
RrJRXlUFoewruKmsmTOLiPReu
BlnXNG3zfqCEnrGcBJTFkI6_Va
qn4fAQFqDPLNpGi7QkBnGk3GQPmQIieKkHDzRDMUvF75eDViu518su_Nyg_LhbNJnMWeZ
kDwBe7ppp5cwVsm7DBQ%3D%
3D%3Fsign%3DG7qlJLh1AEyTm
UfUB69h4Kck1dJb0i5AU6_nuNW_J4%3D&name
=interesnye_fakty_iz_zhizni_zhivot
nyh._-_1.pptx&nosw=1
4
Лесные ремёсла
(4ч).
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchiimir/2020/03/24/narodnyepromysly-lozopletenie
5
О городах и
горожанах:
человек в городе
(5ч).
https://infourok.ru/gorod-igorozhane-prezentaciya-pookruzhayushemu-miru-4-klassumk-planeta-znanij-4652884.html
6
О сложных
системах,
маленьком
гвозде и хрупком
(6ч).
https://docs.yandex.ru/docs/view?url
=yabrowser%3A%2F%2F4DT1uXEPRr
JRXlUFoewruNEmdsF8ziQfH2rr4fA
https://docs.yandex.ru/docs/view?u
rl=yabrowser%3A%2F%2F4DT1uXEP
RrJRXlUFoewruM_zFHihkxExnJvAShoYiOP0KmG9Qo
7b8ZnaD27Zp1zFaoosyui2wYibPE
rqg7525OLJ1wJwZHzkOEaB6Ig4UmK_sg5
xS62zEAicqBWJa_ZuSXYKH9YJ
Ljxy0VeSX7og%3D%3D%3Fsign
%3D2WDgg6cVSJ0c62foT5S6VW
3JC3pRmLzHS0fLxuf0hA%3D&n
ame=sreda_obitaniya.pptx&nosw=
1
равновесии: как
устроены
экологические
системы
7
Общий дом —
общие
проблемы: почем
у возникают и
как
решаются
экологические
проблемы
2cb4doF8pS_bGRx392f67c3IRZ8vZ
IZ_fGsitpfj6IUZngW1g69v1W9E2bUFwKvemA3BT9BwI
4WyLzbiS2ipMPbnm5dNIOGRK6PrOpbf5LfX
w%3D%3D%3Fsign%3DnHbMXYj
RDIErDAEpDJ6NugBDaDzPLx9Ml
BvHaRI5S(10ч).
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchiimir/2017/01/15/urok-pookruzhayushchemu-miru-4-klasszemlya-nash
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ».
№ занят
Тема занятия
Дата
Вводное занятие. Жизнь на Земле.
02.09
2
Времена года на Земле.
09.09
3
Практическое
занятие: «Наблюдения
за
сезонными изменениями в неживой и
живой природе»
16.09
4
Условия
жизни
растений.
Разнообразие животных, условия их
жизни.
23.09
5
Практическое занятие: экскурсия
«Осень на пришкольном участке»
30.09
6
Динозавры
животных
07.10
7
Первобытные «коллекционеры»
14.10
8
«Экологический проект «Почему
нужно защищать природу?»
21.10
Красная книга – способ защиты
редких видов животных и растений
11.11
10
Традиционные
народные
промыслы. Элементарные
представления об антропоморфизме
в народном творчестве.
18.11
11
«Лесная
красители»
25.11
12
Лес — кормилец и врачеватель
02.12
13
Проект салон «Культура» выставка
пейзажной
и
анималистической
живописи,
фотовыставка,
посвящённые природе.
09.12
Введение (1ч).
1
Среда обитания (4ч).
Жизнь животных (4ч).
–
вымерший
вид
1 четверть – 8 часов
9
Лесные ремёсла (4ч).
палитра:
растения-
О городах и горожанах: человек в городе (5ч).
14
Появление
городов. Города-
16.12
государства.
15
Зависимость города от окружающей
его среды.
23.12
16
Экологические
города. Футурология
будущем.
28.12
проблемы
— наука о
2 четверть – 8 часов
17
Разные города — разные люди
18
Проект
«Экологический
будущего»
13.01
город
20.01
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены
экологические системы (6ч).
19
Разнообразие систем. Биологические
системы.
27.01
20
Понятие «экосистема».
03.02
21
Природные
(естественные)
и
искусственные экосистемы. Пищевые
связи в экосистеме.
10.02
22-23
Типы
природных
экосистем:
наземные и водные экосистемы.
17.02
24.02
24
Влияние человека
экосистемы.
03.03.
на
природные
Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются
экологические проблемы (10ч).
25
Глобальные экологические проблемы
10.03
26
Пути
решения
проблем
экологических
17.03
27
Проект « Переработка и повторное
использование бытовых отходов».
07.04
28
Охраняемые природные территории
и объекты
14.04
29
Проект: « Десять основных правил
разумного отношения к окружающей
среде».
21.04
30
«Выявление наиболее замусоренных
территорий в городе. Карта – схема
экологически «грязных» зон в
городе»
28.04
31-34
Экологический проект «Спасти и
сохранить!»
05.05
12.05
3 четверть – 10 часов
19.05
26.05
4 четверть – 8 часов
Итого: 34
УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
аудио- и видеозаписи;
тексты художественных произведений;
специальные тетради, альбомы;
таблицы, плакаты;
видеофильмы ;
разработки занятий;
сборник познавательных опытов и экспериментов;
банк презентаций для проведения мини-курсов;
банк информационно-коммуникационных ресурсов для проведения занятий;
сборник игр и упражнений для проведения тренингов;
макет портфолио обучающегося;
макет «Папки исследователя»;
рекомендации для оформления исследовательских работ;
памятки для проведения наблюдений и экспериментов.