1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Клуб любителей русского языка» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, на основе авторской программы «Русский язык» В. П.
Канакиной, В. Г. Горецкого и др. (Рабочие программы. Предметная линия учебников
системы «Школа России». 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций — М.
: Просвещение, 2014)
Курс внеурочной деятельности «Клуб любителей русского языка» относится к
общеинтеллектуальному направлению.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с
основной общеобразовательной программой начального общего образования.
Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как
увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет
большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы
учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство
знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание
интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление
расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка
создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения
словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на
занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи
учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по
русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и
трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на
разных ступенях обучения.
Задачи курса:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение
каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта
дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные
способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению
предлагаемой ситуации.
2
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как
умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,
доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Формы и видыорганизации курса внеурочной деятельности
Общеинтеллектуальное направление предназначено
помочь
детям
освоить
разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить
познавательную активность, любознательность.
Ведущие формы деятельности:
Викторины, познавательные игры
Детские исследовательские проекты
Внешкольные
акции
познавательной
направленности
(олимпиады,
интеллектуальные марафоны)
Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.
Виды внеурочной деятельности реализуются:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа рассчитана на один год – 34 ч. (1час в неделю). Реализация программы
осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий на
интерактивной платформе «Яндекс.Учебник».
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
совершенствованию собственной речи;
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание,
отзывчивость, совесть и др.);
понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям,
сопереживать (в радости, горе и др.).
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков
окружающих людей;
ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные
возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми,
сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
3
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности,
называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить
однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Текст. Предложение. Словосочетание.
Виды предложений по цели высказывания и интонации
Главные и второстепенные члены предложения
Простое и сложное предложение
Раздел 2. Слово в языке и речи
Фразеологизмы
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение
Раздел 3. Состав слова
Разделительный мягкий знак
Корень слова
Осеннее повторение
Приставка и суффикс
Разбор слова по составу
Правописание слов с безударными гласными в корне
Правописание парных по глухости — звонкости согласных на конце слова и перед
согласными
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Правописание приставок и суффиксов
Разделительный твёрдый знак. Зимнее повторение
Раздел 4. Имя существительное
4
Части речи
Род имён существительныхРод имён существительных
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода
Падеж имён существительных
Именительный, родительный, дательный падежи
Винительный, творительный, предложный падежи
Раздел 5. Имя прилагательное
Лексическое значение имён прилагательных
Сложные имена прилагательные
Род и число имён прилагательных
Весеннее повторение
Падеж имён прилагательных
Лицо, число, род местоимений
Раздел 6. Глагол. Повторение
Глагол
Неопределённая форма глагола
Время глагола
Родовые окончания глаголов в прошедшем времени
Повторение орфограмм, пройденных за год
Промежуточная аттестация
Летнее повторение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5
Общее
количест
во часов
часы
аудитор
ных
занятий
2
часы
внеауди
торных
активн
ых
занятий
1
Текст.
День знаний
Предложение.
Внутриклассное
Словосочетание. шефство
3
викторина
Слово в языке и
речи
Состав слова
2
1
1
викторина
10
9
1
создание
кроссвордов,
ребусов
Имя
Внутриклассное
существительное шефство
Интеллектуальные
интернет –
конкурсы
6
5
1
творческая
работа
Имя
прилагательное
6
5
1
викторина
7
7
1
Раздел, тема
Глагол.
Повторение
Итого:
Модуль
воспитательной
программы
«Школьный
урок»
Слово в языке и
речи
Международный
день школьных
библиотек.
Интеллектуальные
интернет –
конкурсы
Внутриклассное
шефство
Вовлечение в
проектноисследовательскую
деятельность.
День русского
языка –
Пушкинский день
России
Интеллектуальные
интернет –
конкурсы
форма
контроля
(модуля)
Интерактивн
ая игра
«Своя игра»
34
29
6
Промежуточная аттестация
класс
3 «А»,3 «Б», 3 «В
форма промежуточной аттестации
проверочная работа
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Темы занятий
Кол-во часов
Дата
проведения
занятий
Виды предложений по цели высказывания и
интонации
Главные и второстепенные члены предложения
Простое и сложное предложение
Фразеологизмы
Части
речи:
имя
существительное,
имя
прилагательное, глагол, местоимение
Разделительный мягкий знак
Корень слова
Осеннее повторение
1 четверть – 8 ч.
Формы слова. Окончание
Приставка и суффикс
Разбор слова по составу
Правописание слов с безударными гласными в
корне
Правописание парных по глухости — звонкости
согласных на конце слова и перед согласными
Правописание
слов
с
непроизносимыми
согласными в корне
Правописание приставок и суффиксов
Разделительный твёрдый знак. Зимнее повторение
1
04.09
1
1
1
1
11.09
18.09
25.09
02.10
1
1
1
09.10
16.10
23.10
1
1
1
1
06.11
13.11
20.11
27.11
1
04.12
1
11.12
1
1
18.12
25.12
1
1
1
15.01
22.01
29.01
1
1
1
1
05.02
12.02
19.02
26.02
1
1
1
1
1
05.03
1
1
1
09.04
16.04
23.04
2 четверть – 8 часов
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Части речи
Род имён существительных
Мягкий знак после шипящих на конце имён
существительных женского рода
Падеж имён существительных
Именительный, родительный, дательный падежи
Винительный, творительный, предложный падежи
Лексическое значение имён прилагательных
Сложные имена прилагательные
Род и число имён прилагательных
Весеннее повторение
Падеж имён прилагательных
Лицо, число, род местоимений
Глагол (повторение)
3 четверть – 11 часов
Неопределённая форма глагола
Время глагола
Родовые окончания глаголов в прошедшем
12.03
19.03
02.04
7
31
32
33
34
времени
Повторение орфограмм, пройденных за год
Летнее повторение
Промежуточная аттестация
Летнее повторение
4четверть – 7 часов, год – 34 часа
1
1
1
1
30.04
07.05
14.05
21.05
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Информационное обеспечение
8
Методические пособия:
1. Авторской программыа «Русский язык» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др.
(Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—
4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций — М. : Просвещение,
2014)
Дополнительная литература:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство
“АРГО”, 1996
4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
5. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4
классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
6. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”,
1991 г.
7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Электронно-образовательные ресурсы
Уроки русского языка с применением информационных технологий 3-4 классы,
CD, Москва«Планета»
http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
https://sites.google.com/site/vmkniro/poleznye-ssylki –
Открытый класс.
Сетевые
образовательные сообщества.
http://nsc.1september.ru – журнал Начальная школа
http://открытыйурок.рф – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей
http://razumniki.ru/matagrammy.html открытый образовательный ресурс
https://stihi.ru/2010/04/14/5376 открытый литературный портал «Стихи.ру»
9