1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Клуб занимательной математики» составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, на основе авторской программы «Математика» М. И.
Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой (Рабочие
программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 3 класс: учебное
пособие для общеобразовательных организаций — М.: Просвещение, 2014).
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с
основной общеобразовательной программой начального общего образования.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ заключается в том, что предметные знания, умения,
приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение
математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин,
фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же
время в начальной школе предмет математика является основой для развития у
учащихся познавательных действий. В первую очередь логических. Включая и знаково
- символические, а также таких, как планирование, систематизация и структурирование
знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных
и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного
мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика
для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного
действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития
личности школьника. Данное методическое пособие выпускается в комплекте с
рабочей тетрадью для ученика. Все задания в пособии и в тетради составлены с учетом
стандартов второго поколения и направлены на формирование у школьников
универсальных учебных действий, основ логического мышления и коммуникативной
компетентности
ЦЕЛЬ КУРСА: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по
математике; развить интерес учащихся к окружающему миру, их математические
способности; привить школьникам интерес и вкус к самостоятельным занятиям
математикой; воспитание и развитие их инициативы и творчества.
ЗАДАЧИ КУРСА:
✓ содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы,
обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать
умозаключения;
✓ способствовать формированию информационно - коммуникационных компетенций
учащихся;
✓ прививать любовь к предмету;
✓ создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого
ученика;
✓ создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать
стремление у ребёнка к размышлению и поиску;
✓ формировать представление о математике как форме описания и методе познания
окружающего мира.
Таким образом решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных
математических и природоведческих знаний, связей математики с окружающей
действительностью, а также личностную заинтересованность в расширении знаний.
2
Формы и виды организации курса внеурочной деятельности
Обще-интеллектуальное направление предназначено
помочь
детям
освоить
разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить
познавательную активность, любознательность.
Ведущие формы деятельности:
Викторины, познавательные игры
Детские исследовательские проекты
Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, интеллектуальные
марафоны)
Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.
Виды внеурочной деятельности реализуются:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа рассчитана на один год обучения и предполагает проведение еженедельных
внеурочных занятий со школьниками в 3 классе 1 час в неделю (всего 34 часа в год).
Реализация программы осуществляется с применением дистанционных
образовательных технологий на интерактивной платформе Яндекс.Учебник.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рабочей
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это
проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Рабочей программе
воспитания;
в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной
организацией в рамках курса внеурочной деятельности «Занимательная математика», в
рамках рабочей программы воспитания;
в возможности проведения единых и общих тематических занятий в разновозрастных
группах, организованных для обще-интеллектуальной деятельности школьников,
воспитательное значение которых отмечается в Рабочей программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение
которых для воспитания подчёркивается рабочей программой воспитания.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не
столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений
работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа способствует развитию математических способностей учащихся, для
формирования
элементов
логической
и
алгоритмической
грамотности,
3
коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Решение уравнений на сложение и вычитание
Решение уравнений на сложение и вычитание
Решение уравнений на сложение и вычитание
Раздел 2. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Порядок действий в числовых выражениях
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз
Задачи на кратное сравнение
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального
Осеннее повторение
Площадь фигуры. Способы сравнения фигур по площади. Площадь прямоугольника
Таблица умножения и деления
Единицы измерения площади
Умножение на 1
Раздел 3. Доли
Образование и сравнение долей
Диагностическая работа. 1-е полугодие
Повторение за 1-е полугодие. Зимнее повторение
Деление суммы на число
Взаимосвязь компонентов и результата действия «деление»
Деление с остатком
Проверка деления с остатком
Раздел 4. Числа от 1 до 1000. Нумерация
Умножение суммы на число
Образование и запись чисел от 1 до 1000
Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100 раз
Сравнение чисел от 1 до 1000
Римские цифры
Единицы измерения массы
Повторение тем января, февраля и марта
Раздел 5. Сложение и вычитание
Приёмы устных вычислений вида 470 ± 80
Письменные приёмы сложения и вычитания
Виды треугольников: разносторонний, равносторонний, равнобедренный
Раздел 6. Умножение и деление
Приёмы устного умножения и деления с круглыми числами
Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное
Проверка деления умножением
Повторение. Сложение и вычитание, умножение и деление.
Итоговое повторение за 3-й класс
Промежуточная аттестация
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСВОЕНИЯ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
4
Личностные результаты:
Внеурочные занятия должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления,
строгость и стройность в умозаключениях; содержание математических задач дает
возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий
культурный уровень.
Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты
характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным.
Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной
умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей.
Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость,
упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца,
ответственность.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
• принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной,
письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД:
• пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей
тетради;
• ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
• анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинноследственные связи в изученном круге явлений
Коммуникативные УУД:
• выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
• воспринимать другое мнение и позицию;
• формировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению;
Предметные результаты
• Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений.
• Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата
и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы).
• Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно - познавательных и учебно - практических задач.
• Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать
геометрические фигуры, представлять, анализировать данные, выполнять задания
логического характера, собирать фигуры из деталей конструкторов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
5
Раздел, тема
Числа от 1 до 100. Сложение и
вычитание
Числа от 1 до 1000. Умножение и
деление
Доли
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Сложение и вычитание
Умножение и деление
Итого:
Общее
ЦОР
коли
честв
о
часов
3
Перечень используемых
электронных (цифровых)
образовательных ресурсов:
8
https://education.yandex.ru/lab/classes
/552055/library/mathematics/tab/ca
8
lendar-plan/theme/5d819172-56197
4113-980d-7a9fb9d77939
3
https://uchi.ru/teachers/lk
5
34
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
класс
форма промежуточной аттестации
3 «А»,3 «Б», 3 «В»,
проверочная работа
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6
№
п
/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
Темы занятий
Дата
проведения
занятия
Решение уравнений на сложение и вычитание
Решение уравнений на сложение и вычитание
Решение уравнений на сложение и вычитание
Порядок действий в числовых выражениях
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз
Задачи на кратное сравнение
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального
Осеннее повторение
1 четверть – 8 часов
Площадь фигуры. Способы сравнения фигур по площади. Площадь
прямоугольника
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
10
11
12
13
14
Таблица умножения и деления
Единицы измерения площади
Умножение на 1
Образование и сравнение долей
Диагностическая работа. 1-е полугодие
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
15
Повторение за 1-е полугодие
Зимнее повторение
23.12
16
Умножение суммы на число
28.12
9
11.11
2 четверть – 8 часов
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Деление суммы на число
Взаимосвязь компонентов и результата действия «деление»
Деление с остатком
Проверка деления с остатком
Образование и запись чисел от 1 до 1000
Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100 раз
Сравнение чисел от 1 до 1000
Римские цифры
Единицы измерения массы
Повторение тем января, февраля и марта
Приёмы устных вычислений вида 470 ± 80
3 четверть – 11часов
Письменные приёмы сложения и вычитания
Виды
треугольников:
разносторонний,
равносторонний,
равнобедренный
Приёмы устного умножения и деления с круглыми числами
Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное
Проверка деления умножением
Промежуточная аттестация
Повторение. Сложение и вычитание, умножение и деление.
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05
7
Итоговое повторение за 3-й класс
4 четверть – 7 часов,
год – 34 часа
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Спецификация контрольно-измерительных материалов для промежуточной
аттестации по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 3
классе
1. Назначение КИМ
8
КИМ для проведения промежуточной аттестации позволяют осуществить оценку качества
освоения обучающимися программы по курсу и предназначены для диагностики
достижения планируемых результатов.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
КИМ по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 3 классе для
промежуточной аттестации в форме теста составлены в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах
Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г.,
22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
3. Учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на текущий
учебный год;
4. Рабочей программой курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 3
классе.
3. Характеристика структуры и содержания КИМ
КИМ состоит из 2 частей, включающих в себя карту развития метапредметных
результатов курса внеурочной деятельности и тест.
Тест включает в себя 6 заданий с выбором ответа и кратким ответом.
К каждому заданию 1 - 5 предлагается три варианта ответа, из которых только один
правильный.
В задании 6 обучающиеся дают краткий ответ.
4. Продолжительность работы и условия её проведения
На выполнение работы отводится 45 минут.
5. Система оценивания прохождения промежуточной аттестации.
Выделяются следующие уровни формирования метапредметных результатов:
высокий уровень;
средний уровень;
низкийуровень.
Если обучающийся набирает 7-8 положительных ответов по карте развития
метапредметных результатов, у него высокий уровень формирования метапредметных
результатов.
6-4 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо
больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.
3 и менее положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен
построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень
формирования метапредметных результатов.
6. Система оценивания выполнения тестовых заданий.
Правильно выполненная работа оценивается 6 баллами.
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
Задание считается выполненным правильно, если верно записан номер ответа или
правильный ответ. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий
работы, подсчитывается общий балл, который переводится в уровневую отметку
достижения планируемых результатов:
Баллы
6
5-4
3-1
7. Ответы для КИМ
Уровень достижения планируемых результатов
Высокий
Повышенный
Базовый
9
Номер
задани
я
Верный
ответ
1
2
3
4
5
6
Б
Б
А
А
Б
ашиМ
Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации
по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 3 классе
1. Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле: карандаш или ручка?
А. одинаково
Б. карандаш
В. ручка
2. Найди сумму чисел: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10
А. 50
Б. 45
В.55
3. Запиши все двузначные числа, используя цифры 1,2,3 (цифры в записи числа не
должны повторяться) и найди сумму этих чисел.
А. 12+ 13 + 21 + 23 + 31 + 32 + 11 +22 +33 = 198
Б. 12+ 21 + 23 + 32 + 31 = 88
В.12+ 13 + 21 + 23 + 31 + 32 = 132
4.Если от 100 отнять 28, то результат будет больше в 8 раз нужного числа. Назовите
это число.
А. 9
Б. 8
В. 7
5. Курица на двух ногах весит два килограмма. Сколько весит курица на одной ноге?
А. 1
Б. 2
В.4
6. Миша написал на футболке своё имя (см. рис. 1). Затем он подошел к зеркалу.
Нарисуй, как будет выглядеть отражение его имени в зеркале (рис. 2).
Цифровые образовательные ресурсы
.Интерактивная платформа Яндекс.Учебник
10