ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по элективному курсу
«Индивидуальное проектирование в 10
классе составлена на основе
-федерального государственного стандарта основного среднего образования;
-авторской программы М.Ю.Пахомовой «Метод учебного проекта в образовательном
учреждении» М.: АРКТИ, 2005
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская
деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного
процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения
детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей,
предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного
типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Курс рассчитан в 10 классе на 34 часа - 1 час в неделю.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ
проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность,
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать
осознанный выбор.
2
Планируемые результаты освоения учебного материала
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования
элементов географической и экологической культуры;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
3
эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко-культурных
объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического творчества, спорта,
труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе безопасного поведения
в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области географических наук,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем и географических особенностей их проявления;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических знаний,
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
географических наук и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира для применения различных источников географической информации
в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность в географических науках индивидуально и в группе.
4
Предметные результаты
Выпускник получит возможность научиться
основным этапам организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации,
выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы
Интернета)
правила сохранения информации, приемы запоминания.
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать
выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты
своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и
каталогами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение в проектную деятельность (3 часа).
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность
исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских
работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы.
Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы,
определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования.
Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научнопрактической значимости. Культура оформления исследовательской работы.
Ознакомление с разными видами проектов (7 часов).
Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты;
социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия,
виды деятельности, примеры проектов.
Теоретические основы создания проекта (2 часа).
Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности, способы представления
проектов, создание компьютерных презентаций проектов Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на
обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Работа над проектом (17 часов).
5
Выбор темы проекта; составление плана проектной деятельности; выбор
методов
исследования; работа над проектами.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями.
Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным
пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка
использованных электронных источников.
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение
задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в
работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме
исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме
проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление
презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск
брошюры.
4. Защита проектов (4 часов)
Воплощение в жизнь поставленных задач;
•
Работа в программе Power Point;
•
Работа в программе Publisher;
•
Составление таблиц, диаграмм;
Написание рефератов;
5. Рефлексия (2 часа).
Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной
деятельности.
Сильные и слабые стороны работы над проектом
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
№
Введение.
1
2
Мониторинг проектов
Модуль школьный урок
Визуальные образы
Правила учебных
кабинетов
Вовлечение в
олимпиадное движение
Внутриклассное
Количество часов
3
20
6
шефство
Акция «Ярче вместе»
Международный день
толерантности
вовлечение в проектноисследовательскую
деятельность
3
Управление завершением проектов, Интерактивные формы
курсовых и
учебной деятельности
исследовательских работ
День государственного
флага Российской
Федерации
3
День Конституции РФ
вовлечение в проектноисследовательскую
деятельность
4
Публичная защита результатов
проектной деятельности
Интерактивные формы
учебной деятельности
Предметная неделя
5
5
Рефлексия проектной
деятельности
Присоединение Крыма
к России
3
Итого
34 часа
7
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Количество
Дата
часов
1 полугодие 15 часов
Введение в проектную деятельность
3
1
Проблемы исследования, выявление его
актуальности.
1
2.09
2
Формулировка темы, определение объекта и
предмета исследования.
1
9.09
3
Выдвижение
гипотезы
Постановка задач исследования.
4
Определение
теоретических
основ
исследования,
его
научно-практической
значимости.
Культура
оформления
исследовательской работы.
1
Ознакомление с разными видами проектов
7
5
Информационные проекты
1
30.09
6
Игровые проекты
1
7.10
7
Ролевые проекты
1
14.10
8
Прикладные проекты
1
21.10
9
Социальные проекты
1
11.11
10
Учебно-исследовательские проекты
1
18.11
11
Инженерные проекты
1
25.11
исследования.
Теоретические основы создания проекта
16.09
23.09
2
12
Структура проекта, типы проектов, продукт
проектной деятельности
1
2.12
13
Способы представления проектов. Создание
компьютерных презентаций проектов
1
9.12
Работа над проектом
13
Выбор темы, цели, гипотезы
1
14
16.12
8
15
Сбор материала
1
23.12
2 полугодие - 18 часов
16
Сбор материала
1
13.01
17
Систематизация материала
1
20.01
18
Систематизация материала
1
27.01
19
Работа в программе Power Point
1
3.02
20
Работа в программе Power Point
1
10.02
21
Работа в программе Publisher
1
17.02
22
Работа в программе Publisher
1
24.02
23
Составление таблиц, диаграмм
1
3.03
24
Составление таблиц, диаграмм
1
10.03
25
Написание рефератов
1
17.03
26
Написание рефератов
1
7.04
13
27
Подготовка защиты проекта
28
Подготовка защиты проекта
29
Защита проекта
30
Защита проекта
1
14.04
21.04
1
28.04
5.05
Рефлексия
3
31
Умение провести экспертизу своей и чужой
деятельности.
1
12.05
32
Формула успешной деятельности. Сильные и
слабые стороны работы над проектом.
1
19.05
33
Формула успешной деятельности. Сильные и
слабые стороны работы над проектом.
1
26.05
За второе полугодие – 18 часов
За год – 33 часа
9
10