РП Русский язык 8 класс

Приложение к ООП ООО
РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей гуманитарного цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР

___________Чернышева И.П.

__________Безбородова О.С.

Протокол № 1
от 28 августа 2024 г.

28 августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 4
г. Сальска
имени Героя РФ А.Н. Гойняк
____________ Э.Г. Клец
Приказ № 192
от 30 августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для 8 «Б» класса основного общего образования
на 2024-2025 учебный год

Составитель: Булахова Элла Станиславовна
учитель русского языка и литературы

Сальск, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на
основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых
результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего
образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального
общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и
язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех
народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций
государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя
России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского
языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях,
понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных
жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании
сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих
способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной
деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку
межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к
общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и
других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к
культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом
формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;

овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение
нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике
разнообразных
грамматических
средств;
совершенствование
орфографической
и
пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как
средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным
предметам;
совершенствование
мыслительной
деятельности,
развитие
универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,
классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в
процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию,
интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной
текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой
переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла,
коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств;
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную
область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число
часов, отведенных на изучение русского языка в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю) и (1 час в
неделю) из часов учебного плана образовательного компонента на изучение модуля
«Читательская грамотность». Согласно календарно-учебному графику на 2024-2025 количество
часов в 8 «Б» классе составляет 131 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Русский язык в кругу других славянских языков.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступление с
научным сообщением.
Диалог.
Текст
Текст и его основные признаки.
Особенности функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение).
Информационная переработка текста: извлечение информации из различных
источников; использование лингвистических словарей; тезисы, конспект.
Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография,
характеристика).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры научного стиля (реферат, доклад на научную тему). Сочетание различных
функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте.
Читательская грамотность
Текст. Грамотность чтения. Типы текстов. Стиль речи. Интерпретационные задачи.
Авторская позиция в тексте. Преобразование текстовой информации. Несплошной текст.
СИСТЕМА ЯЗЫКА

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел лингвистики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Пунктуация. Функции знаков препинания.
Словосочетание
Основные признаки словосочетания.
Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные,
именные, наречные.
Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление,
примыкание.
Синтаксический анализ словосочетаний.
Грамматическая синонимия словосочетаний.
Нормы построения словосочетаний.
Предложение
Предложение. Основные признаки предложения: смысловая и интонационная
законченность, грамматическая оформленность.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные). Их
интонационные и смысловые особенности.
Употребление языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях.
Средства оформления предложения в устной и письменной речи (интонация, логическое
ударение, знаки препинания).
Виды предложений по количеству грамматических основ (простые, сложные).
Виды простых предложений по наличию главных членов (двусоставные,
односоставные).
Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространённые,
нераспространённые).
Предложения полные и неполные.
Употребление неполных предложений в диалогической речи, соблюдение в устной речи
интонации неполного предложения.
Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со
словами да, нет.
Нормы построения простого предложения, использования инверсии.
Двусоставное предложение
Главные члены предложения
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Способы выражения подлежащего.
Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и
способы его выражения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием,
сложносокращёнными словами, словами большинство – меньшинство, количественными
сочетаниями.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения, их виды.
Определение как второстепенный член предложения. Определения согласованные и
несогласованные.
Приложение как особый вид определения.
Дополнение как второстепенный член предложения.
Дополнения прямые и косвенные.
Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств (места,
времени, причины, цели, образа действия, меры и степени, условия, уступки).
Односоставные предложения
Односоставные предложения, их грамматические признаки.

Грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных
предложений.
Виды односоставных предложений: назывные, определённо-личные, неопределённоличные, обобщённо-личные, безличные предложения.
Синтаксическая синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Употребление односоставных предложений в речи.
Простое осложнённое предложение
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения, их признаки, средства связи. Союзная и бессоюзная
связь однородных членов предложения.
Однородные и неоднородные определения.
Предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными
союзами не только… но и, как… так и.
Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами,
связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни...
ни, тo... тo).
Правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при
однородных членах.
Правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях с союзом и.
Предложения с обособленными членами
Обособление. Виды обособленных членов предложения (обособленные определения,
обособленные приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения).
Уточняющие члены предложения, пояснительные и присоединительные конструкции.
Правила постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом;
правила обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе
приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и
присоединительных конструкций.
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями
Обращение. Основные функции обращения. Распространённое и нераспространённое
обращение.
Вводные конструкции.
Группы вводных конструкций по значению (вводные слова со значением различной
степени уверенности, различных чувств, источника сообщения, порядка мыслей и их связи,
способа оформления мыслей).
Вставные конструкции.
Омонимия членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений.
Нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными
конструкциями, обращениями (распространёнными и нераспространёнными), междометиями.
Правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными
конструкциями, обращениями и междометиями.
Синтаксический и пунктуационный анализ простых предложений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в
ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление
интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре
своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода
и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт,
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового
образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности,
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего
развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и
экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать

принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося
будут
сформированы следующие
метапредметные
результаты:
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный
вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов
и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие умения
работать
с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями
и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной
монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут
сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому
речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 8 предложений на
основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной,
научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение,
монолог-повествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе
жизненных наблюдений (объём не менее 6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным –
научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 140 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее
280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание
прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём
исходного текста должен составлять не менее 230 слов; для сжатого и выборочного
изложения – не менее 260 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с
целью, темой и коммуникативным замыслом.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного
языка, в том числе во время списывания текста объёмом 120–140 слов; словарного диктанта
объёмом 30–35 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 120–140 слов, составленного
с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение
четвёртого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми
написаниями); понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи;
объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной речи и
на письме правила русского речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия
темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной
законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст
с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать
языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные,
лексические, морфологические).
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать
тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров; применять эти знания при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на
жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе
сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее
200 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы, конспект;
извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и
справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в
виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: собственные и(или) созданные другими обучающимися тексты с
целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять исходный и
отредактированный тексты.
Читательская грамотность
Работать с различными текстами. Уметь осмысленно читать и воспринимать тексты
разных стилей речи, интерпретировать их, истолковывать, находить авторскую позицию,
преобразовывать текстовую информацию и редактировать несплошные тексты.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная
записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля
(реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных
разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте.
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка,
автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с
целью, темой и коммуникативным замыслом.
Система языка
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики.
Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Словосочетание

Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные,
глагольные, наречные; определять типы подчинительной связи слов в словосочетании:
согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний.
Применять нормы построения словосочетаний.
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в
устной и письменной речи; различать функции знаков препинания.
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске,
характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения
побуждения в побудительных предложениях; использовать в текстах публицистического стиля
риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения.
Распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать способы
выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения. Применять нормы
построения простого предложения, использования инверсии; применять нормы согласования
сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием, сложносокращёнными
словами, словами большинство – меньшинство, количественными сочетаниями. Применять
нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения
полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в
диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения).
Различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные
определения, приложение как особый вид определения; прямые и косвенные дополнения, виды
обстоятельств).
Распознавать
односоставные
предложения,
их
грамматические
признаки,
морфологические средства выражения главных членов; различать виды односоставных
предложений (назывное предложение, определённо-личное предложение, неопределённоличное
предложение,
обобщённо-личное
предложение,
безличное
предложение);
характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных
неполных предложений; выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных
предложений; понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;
характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений
со словами да, нет.
Характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная
и бессоюзная связь); различать однородные и неоднородные определения; находить
обобщающие слова при однородных членах; понимать особенности употребления в речи
сочетаний однородных членов разных типов.
Применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными
двойными союзами не только… но и, как… так и.
Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными
членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и... и, или... или, либo...
либo, ни... ни, тo... тo); правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим
словом при однородных членах.
Распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе предложения с
неоднородными определениями; простые предложения, осложнённые однородными членами,
включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложнённые
обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными
конструкциями, междометиями.
Различать виды обособленных членов предложения, применять правила обособления
согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений,
обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций.
Применять правила постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным
оборотом; правила обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе
приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и

присоединительных конструкций; правила постановки знаков препинания в предложениях с
вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями.
Различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и
вставные конструкции; понимать особенности употребления предложений с вводными словами,
вводными предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи,
понимать их функции; выявлять омонимию членов предложения и вводных слов,
словосочетаний и предложений.
Применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями,
вставными конструкциями, обращениями (распространёнными и нераспространёнными),
междометиями.
Распознавать сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках изученного).
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный
анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении
языкового анализа различных видов и в речевой практике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1 Русский язык в кругу других славянских языков

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

1

Итого по разделу
Раздел 2. Язык и речь
2.1 Виды речи. Монолог и диалог. Их разновидности

1

Итого по разделу
Раздел 3. Текст
3.1 Текст и его признаки. Функционально-смысловые типы речи.
Смысловой анализ текста. Информационная переработка текста
Читательская грамотность.
3.2 Читательская грамотность. Текст. Грамотность чтения. Типы
текстов. Стиль речи. Интерпретационные задачи. Авторская
позиция в тексте. Преобразование текстовой информации.
Несплошной текст.

4

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

5

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

32

11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0c8c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0818
РЭШ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

4

Итого по разделу
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
4.1 Официально-деловой стиль. Жанры официально-делового стиля.
Научный стиль. Жанры научного стиля
Итого по разделу
Раздел 5. Система языка. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
5.1 Синтаксис как раздел лингвистики

37

5.2 Пунктуация. Функции знаков препинания

1

5
5
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f417922

Итого по разделу
Раздел 6. Система языка. Словосочетание
6.1 Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по
морфологическим свойствам главного слова. Типы подчинительной
связи в словосочетании
Итого по разделу
Раздел 7. Система языка. Предложение
7.1 Предложение и его основные признаки. Виды предложений

2
5

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

5
6

7.2 Двусоставное предложение. Главные члены предложения
(грамматическая основа)
7.3 Второстепенные члены предложения

10

4

7.4 Односоставные предложения. Виды односоставных предложений

10

4

7.5 Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными
членами
7.6 Предложения с обособленными членами. Виды обособленных
членов предложения. Уточняющие члены предложения,
пояснительные и присоединительные конструкции
7.7 Предложения с обращениями, вводными и вставными
конструкциями. Обращение. Вводные конструкции. Вставные
конструкции
Итого по разделу
Повторение пройденного материала

10

5

12

6

10

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

63
8

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и
проверочные работы, диктанты)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всего Контрольные Практические
работы
работы
9
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
131
9
51

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п

1 Русский язык в кругу других славянских языков
2 Повторение. Правописание н и нн в суффиксах
прилагательных, причастий и наречий. Практикум
3 Повторение. Слитное и раздельное написание не и ни с
разными частями речи. Практикум
4 Повторение. Правописание сложных слов разных частей
речи. Практикум
5 Повторение. Слитное, дефисное и раздельное написание
наречий, производных предлогов, союзов и частиц.
Практикум
6 Входная контрольная работа (тест)

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
I четверть
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

7 Читательская грамотность. Текст. Основные признаки
текста
8 Что такое культура речи. Монолог-повествование

1

9 Монолог-рассуждение

1

10 Монолог и диалог

1

11 Монолог и диалог. Практикум

1

12 Текст как речевое произведение. Виды информации в
тексте

1

1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

03.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97dee
03.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97f9c
05.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98208
06.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98492
10.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98686
10.09.2024
12.09.2024

1

13.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9882a
17.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98c3a
17.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98e2e
19.09.2024
20.09.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99270

№
п/п

Тема урока

13 Читательская грамотность. Основная тема и идея текста.
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль
текста
14 Средства и способы связи предложений в тексте

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

24.09.2024

1

15 Средства и способы связи предложений в тексте.
Практикум
16 Сочинение-рассуждение. Виды аргументации

1

17 Сочинение-рассуждение. Практикум

1

18 Контрольное сочинение-рассуждение на тему: «Что такое
доброта?»
19 Читательская грамотность. Микротемы текста. План
текста
20 Функциональные разновидности современного русского
языка. Научный стиль
21 Основные жанры научного стиля. Информационная
переработка текста
22 Читательская грамотность. Идея текста. Ключевые слова,
подтверждающие основную мысль текста
23 Официально-деловой стиль

1

24 Жанры официально-делового стиля
25 Читательская грамотность. Практикум по теме «Тема и
идея текста» Основная тема и идея текста
26 Повторение по теме. Практикум

Дата
изучения

24.09.2024
1

1

26.09.2024
27.09.2024

1
1

01.10.2024
01.10.2024
03.10.2024

1

04.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99ad6
08.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99f9a
08.10.2024

1

10.10.2024

1
1

11.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba99c0c
15.10.2024

1

15.10.2024

1

1

№
п/п

Тема урока

27 Контрольное подробное изложение по упр.№189 (по
тексту В.Арсеньева)
28 Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы
синтаксиса
29 Читательская грамотность. Задача для работы с текстом.
Нахождение главой информации, определение её наличия
или отсутствия.
30 Пунктуация. Функции знаков препинания
31 Словосочетание, его структура и виды
32 Типы связи в словосочетании (согласование, управление,
примыкание)
I четверть – 32 часа
33 Типы связи в словосочетании (согласование, управление,
примыкание). Практикум
34 Читательская грамотность. Установление связи между
событиями или утверждениями (причинно-следственные
отношения, отношения аргумент-контраргумент, тезис –
пример, сходство – различие и др.)
35 Синтаксический анализ словосочетаний
36 Повторение темы. Практикум
37 Читательская грамотность. Выявление чувств, мотивации
поступков, характеров героев

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Всего Контрольные Практические изучения
работы
работы
1
1
17.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba98ff0
1
18.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9a81e
22.10.2024

22.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9a9a4
24.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ab34
25.10.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ae72

1
1
1

II четверть
1

1

07.11.2024
08.11.2024

1
1

1

12.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b228
12.11.2024
14.11.2024

№
п/п

Тема урока

38 Понятие о предложении. Основные признаки
предложения
39 Виды предложений по цели высказывания и по
эмоциональной окраске. Практикум
40 Читательская грамотность. Основные виды текстов (по
типу речи): описание, повествование, рассуждение)
41 Простые и сложные предложения. Знаки препинания в
простом и сложном предложениях с союзом и. Практикум
42 Двусоставные и односоставные предложения. Практикум
43 Виды предложений по наличию второстепенных членов
(распространённые, нераспространённые). Практикум
44 Предложения полные и неполные. Практикум
45 Читательская грамотность. Текст-инструкция, текстобъяснение
46 Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее
и способы его выражения
47 Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное
сказуемое
48 Читательская грамотность. Практикум «Текстрассуждение по заданному вопросу»
49 Составное глагольное сказуемое

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Всего Контрольные Практические изучения
работы
работы
1
15.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b53e
1
1
19.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b6e2
19.11.2024
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

51 Контрольное сжатое изложение по упр.213 (по тексту
Д.С.Лихачёва)

1

29.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bf5c
03.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c286
03.12.2024
05.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c42a
06.12.2024

1

50 Составное именное сказуемое

21.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9b87c
22.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ba0c
26.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
26.11.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9bdae
28.11.2024

1

10.12.2024

№
п/п

Тема урока

52 Читательская грамотность. Практикум «Текстрассуждение на основе какого-либо понятия»
53 Тире между подлежащим и сказуемым

Количество часов
Дата
Всего Контрольные Практические изучения
работы
работы
1
10.12.2024

1

55 Определение как второстепенный член предложения и его
виды
56 Определения согласованные и несогласованные

1

57 Читательская грамотность. Функциональные стили речи,
их признаки
58 Приложение как особый вид определения
59 Дополнение как второстепенный член предложения.
Дополнения прямые и косвенные
60 Дополнение как второстепенный член предложения.
Практикум.
61 Читательская грамотность. Практикум по определению
стиля речи текста. Сопоставление текстов
художественного стиля речи
62 Обстоятельство как второстепенный член предложения.
Виды обстоятельств

12.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c5b0
13.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c736
17.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9c966
17.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9caec
19.12.2024

1

54 Второстепенные члены и их роль в предложении

1

1
1
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1
1

20.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d1cc
24.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d44c
24.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d564
26.12.2024

27.12.2024 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d672

1

II четверть – 30 часов
63 Обстоятельство как второстепенный член предложения.
Практикум

III четверть
1

1

09.01.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9d794

№
п/п

Тема урока

64 Второстепенные члены предложения. Синтаксический и
пунктуационный анализ предложения
65 Читательская грамотность. Сопоставление содержания
текстов публицистического стиля
66 Повторение темы «Двусоставные предложения»,
"Второстепенные члены предложения". Практикум
67 Контрольный диктант по темам "Словосочетание",
"Двусоставное предложение", "Второстепенные члены
предложения"
68 Односоставные предложения. Главный член
односоставного предложения
69 Основные группы односоставных предложений и их
особенности
70 Читательская грамотность. Практикум по созданию
текстов разных стилей речи
71 Определённо-личные предложения

Количество часов
Дата
Всего Контрольные Практические изучения
работы
работы
1
10.01.2025
14.01.2025
1
1

1

1

17.01.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e248
21.01.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e392
21.01.2025

1

23.01.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e4be
24.01.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e5cc
28.01.2025

1

1
1

73 Неопределённо-личные предложения. Практикум

1

74 Обобщённо-личные предложения

1

28.01.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e73e
30.01.2025

75 Читательская грамотность. Приёмы изучающего чтения
1

14.01.2025
16.01.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e068

1

1

72 Неопределённо-личные предложения

76 Контрольное сочинение-описание картины И.Левитана
«Осенний день»
77 Читательская грамотность. Практикум «Определение

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1
1

31.01.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ecd4
04.02.2025

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

главной и избыточной информации текста»
78 Безличные предложения

1

79 Безличные предложения. Практикум

1

80 Назывные предложения

1

81 Повторение темы «Односоставные предложения».
Практикум
82 Читательская грамотность. Практикум «Составление
вопросов для интерпретации текста»

1

1

1
1

83 Читательская грамотность. Способы и средства
выражения авторской позиции в тексте

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

04.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e860
06.02.2025
17.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9e98c
11.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9edf6
11.02.2025
13.02.2025

84 Понятие о простом осложнённом предложении

1

14.02.2025

85 Понятие об однородных членах предложения

1

18.02.2025

86 Способы связи однородных членов предложения и знаки
препинания между ними
87 Способы связи однородных членов предложения и знаки
препинания между ними. Практикум
88 Читательская грамотность. Практикум «Определение
авторской позиции в тексте-повествовании»
89 Однородные и неоднородные определения

1

18.02.2025

90 Однородные и неоднородные определения. Практикум

1

91 Обобщающие слова при однородных членах

1

1

1

20.02.2025

1

21.02.2025

1

25.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9f1de
25.02.2025

1

27.02.2025 Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока

предложения.
92 Обобщающие слова при однородных членах
предложения. Практикум
93 Читательская грамотность. Практикум «Определение
авторской позиции в тексте-описании»
94 Синтаксический анализ простого предложения

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1

1

1

95 Повторение темы «Предложения с однородными
членами». Практикум
96 Читательская грамотность. Практикум «Определение
авторской позиции в тексте-рассуждении»
97 Контрольное сочинение-рассуждение на тему: «Что такое
зависть?»
98 Предложения с обособленными членами. Обособление
определений
99 Виды обособленных членов предложения: обособленные
определения. Правила обособления согласованных
определений
100 Обособление приложений

1

101 Обособление приложений. Практикум

1

102 Читательская грамотность. Способы преобразования
текстовой информации
103 Обособление обстоятельств

1

104 Обособление обстоятельств. Практикум

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://m.edsoo.ru/fba9f2f6
28.02.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9f418
04.03.2025
04.03.2025

1
1

1

Дата
изучения

1

06.03.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9fc10
07.03.2025
11.03.2025
11.03.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9ff30
13.03.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0052

1
1

1
1

1

14.03.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa035e
18.03.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa05a2
18.03.2025
20.03.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa070a
21.03.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0818

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

III четверть – 42 час
IV четверть
105 Читательская грамотность. Способы сжатия данного
текста.

03.04.2025

106 Читательская грамотность. Практикум «Использование
приёмов сжатия исходного текста в одной микротеме»
107 Обособление дополнений

1

108 Обособление дополнений. Практикум

1

109 Обособление уточняющих и присоединительных членов
предложения.
110 Обособление уточняющих и присоединительных членов
предложения. Практикум
111 Читательская грамотность. Практикум «Использование
приёмов сжатия в двух микротемах текста»
112 Повторение темы «Предложения с обособленными
членами»
113 Повторение темы «Предложения с обособленными
членами». Практикум
114 Контрольный диктант по темам "Предложения с
однородными членами", "Обособленные члены
предложения"

1

115 Читательская грамотность. Практикум «Составление
таблиц, схем, иллюстраций по данному тексту»
116 Предложения с обращениями

1

1

04.04.2025

1

08.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0a48
08.04.2025

1

10.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0b60
11.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa0c8c
15.04.2025

1

15.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa1268
17.04.2025

1

1
1
1

18.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa13e4

1

1
1

22.04.2025
22.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa154c

№
п/п
117
118
119
120
121
122
123
124

125

Тема урока

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Всего Контрольные Практические изучения
работы
работы
Предложения с обращениями. Практикум
1
1
24.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa1664
Предложения с вводными конструкциями
1
25.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa17c2
Предложения с вводными конструкциями. Практикум
1
1
29.04.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa1b82
Читательская грамотность. Виды несплошных текстов, их
29.04.2025
назначение, особенности работы с данными текстами
Омонимия членов предложения и вводных слов,
1
06.05.2025 Библиотека ЦОК
словосочетаний и предложений
https://m.edsoo.ru/fbaa1e84
Предложения со вставными конструкциями
1
06.05.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa210e
Предложения со вставными конструкциями. Практикум
1
1
13.05.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa223a
Знаки препинания в предложениях с вводными
1
1
13.05.2025 Библиотека ЦОК
и вставными конструкциями, обращениями и
https://m.edsoo.ru/fbaa235c
междометиями. Практикум
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
1
15.05.2025

126 Читательская грамотность. Виды несплошных текстов, их
назначение, особенности работы с данными текстами
127 Читательская грамотность. Практикум «Составление
несплошных текстов»
128 Повторение темы «Предложения с обращениями,
вводными и вставными конструкциями»
129 Повторение темы «Предложения с обращениями,
вводными и вставными конструкциями». Практикум

16.05.2025
1

20.05.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa2474
20.05.2025

1

22.05.2025 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa2a96

1
1

№
п/п

Тема урока

130 Читательская грамотность. Практическая работа по
читательской грамотности.
IV четверть – 26 часов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Дата
Всего Контрольные Практические изучения
работы
работы
1
23.05.2025

130

9

51

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык, 8 класс/ Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
М.: Касатых Е.А. Русский язык. 8 класс. Методические рекомендации и поурочные
разработки. - М.: Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
https://resh.edu.ru/subject/13/8/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».